В прошлую жизнь хода нет?

В ПРОШЛУЮ ЖИЗНЬ ХОДА НЕТ?
(Из книги «О людях и для людей»)
 
В Туле идёт яростная борьба за передел собственности.Такие крупные предприятия, как Комбайновый завод и Косогорский металлургический в центре внимания всей областной и городской прессы.Однако,в самих коллективах,несмотря на всю сложность ситуации и всё возрастающее напряжение,не слышно даже робкого голоса рабочего класса.Здесь одна только лишь растерянность и непонимание скрытых процессов капиталистических законов,законов экономических войн за обладание сверх доходами,одна лишь присутствует детская наивность.
Да,тульские предприятия,несомненно, есть лакомые кусочки для новоявленных акул нарождающегося бизнеса,а сегодняшний российский  рабочий класс,воспитанный в тепличных условиях социализма,с жалкой наивностью малого ребёнка взирает в полной растерянности на все эти схватки,и думает,что его хата с краю,что всё обойдётся само собой:«…Лопату у меня никто не отберёт,– как-то я услышал такие слова от одного из рабочих нашего завода,– любому директору я буду нужен...».   Ан,нет,дорогой товарищ,найдётся кому отобрать,и как показывает сегодняшняя жизнь- чехарда со сменой руководства заводов,с переходами предприятий из рук в руки одних хозяев к другим,чревато и полным их развалом,гибелью самих предприятий!И тогда на второй,а то и на третий,план уходят все насущные нужды работников самих предприятий. А всё(и это главное!)всё основное внимание руководителей будет  сосредоточено лишь на борьбе за собственность самого предприятия.И потому,к примеру,даже удивительно,что такое предприятие,как Косогорский металлургический завод,обладающий прекрасными высококвалифицированными кадрами и высокоэффективной технологией производства металла,со столь отлаженной и многолетней работой(причём чёткой,как часовой механизм!),со  столетней традицией добросовестного отношения к труду,со своей специфичной профессиональной подготовкой и гордостью, вдруг, как нас уверяют,может оказаться банкротом?!"Да, не может этого быть!-скажете вы,- как же может такое случиться,объясните?!". Однако,случилось! Как же мог завод оказаться не в руках самого коллектива,а в руках и в крепких сетях новоявленных хозяев сегодняшней нашей жизни?
И где же все те обещания наших новоявленных «реформаторов»,так щедро раздаваемые ими заявления при приватизации,что став акционерами рабочие заводов будут сами хозяевами на своих предприятиях?Отнюдь,не они! И это работники заводов начинают потихоньку понимать. Как показывает практика,да и сегодня сама жизнь на предприятиях,– они просто на предприятиях никто,ибо,как,например,на «КМЗ» 62 процента акций не у них,не у самих заводчан, а у какой-то фирмы АМЭС,а вот как они эти акции ей достались – никто из работников завода так и не знает?!Вот это и есть ныне главная заводская «коммерческая тайна»! И вряд ли когда она станет известна рабочим завода,или станет достоянием истории,или же сюжетом какого- либо занимательного и поучительного романа эпохи перестройки.Или вот,скажем, есть такой Сэм Кислин,фирма «Транс-Комодиз»! За точность её названия не ручаюсь. Но не в том суть.Как он,этот самый Сэм,смог заманить в долги на семь почти миллионов,наверно долларов,заводское руководство,почему сегодня не платились налоги,хотя заводская продукция,можно сказать, прямым ходом и без остановки вся шла за «бугор» и печи постоянно выдавали металл? Это тоже для заводчан большая загадка.
 Но вот об этом и спросить-то бы кого,да не с кого,и некому!Это не то,что при, ныне ругаемом,социализме,когда голос рабочего был весом на любом рабочем собрании или же на любой заводской партийной,профсоюзной и,особенно,на  хозяйственной конференции трудового коллектива. Ведь тогда все руководители завода периодически отчитывались перед коллективом за каждый сделанный ими шаг? А что ныне? За воротами желающих трудиться на твоём рабочем месте – много людей,в стране конкуренция и безработица!Новое слово,но оно уже прижилось,так что все работники завода быстро «поумнели» и как на заклание ждут своего только часа – увольнения.
А он,этот час,рано или поздно грядёт и он вполне неминуем.Ведь сегодня всё вокруг зыбко и непрочно,непонятно,никто толком ничего не знает,в том числе и какова перспектива дальнейшей жизни предприятия,будущее его никому в коллективе не ясно.Хорошо или плохо,это самое. банкротство – тоже никто не знает?Хотя некоторые утверждают,что в сегодняшней ситуации это даже и хорошо!И даже непонятно то,чем одни хозяева окажутся лучше других,новых,это тоже никто толком не знает? С опаской ныне глядят рабочие на своё ближайшее будущее,интуитивно понимая,что в нынешних условиях в прошлую жизнь уже им хода нет,а в будущей жизни им предстоит пройти тот путь,который прошли их прадеды во второй половине Х1Х и в начале ХХ века,при тогдашнем бурном развитии капитализма в России. Но в отличие от них,от тогдашних рабочих,у них, наших рабочих,ещё есть и память о Великой рабоче-крестьянской стране, об иной их достойной жизни. Но крепка ли эта память?
А.Бочаров.
2001.


Рецензии