Глядя на Чёрный квадрат

(фрагменты из рассказа)


«Чёрный квадрат», вынесенный в заголовок рассказа, это не геометрическая фигура, а название известной картины художника Малевича. Содержание картины совпадает с названием: на белом полотне маслом нарисован настоящий чёрный квадрат.

Впрочем, знатоки утверждают, что этот квадрат не совсем квадратный – там и стороны чуть-чуть не равны по длине, да ещё и не совсем параллельны друг другу и рамке картины. Уже в этой неправильности фигуры заложен гениальный замысел, который вот уже сто лет пытаются раскрыть и успешно раскрывают свободные художники всех живопишущих направлений и литературных жанров.

Да и цвет квадрата не просто чёрный, а «супрематический чёрный квадрат». Чтобы нам проще уяснить, что это такое, искусствоведы и художники из круга абстракционистов дают такое разъяснение: это цвет «полного затмения солнца».

А супрематизм – это беспредметное искусство: ничего нет перед художником, он просто рисует любую фигуру, возникшую в его пьяном или трезвом воображении. Потом уже искусствоведы и друзья найдут десятки и сотни вариантов объяснений замысла художника. При условии, что картина пройдёт, как гениальное творение. А если не пройдёт, то будет валяться в пыльном углу.

Сам художник объяснил своё творение просто: «Чёрный квадрат» – зародыш всех начал».

«Скромненько и со вкусом», – говорят модернисты и кубо-футуристы.

«Много берёт на себя господин Малевич», – говорят евразийцы. – Богом себя возомнил».

«Малевич пошутил, а лукавые знатоки сделали из его затеи «голого короля», – говорят критично настроенные реалисты.

Фашисты, считавшие абстракцию "дегенеративным искусством", уничтожили практически все шедевры этого стиля искусства, кроме картин Малевича - счастливая судьба! Его рисунки и полотна чудом сохранились, и попали во все престижные музеи и коллекции.

С одной стороны о «Чёрном квадрате» столько сказано, спето, сыграно, открыто и нафантазировано, что, кажется, уже ничего нового не добавишь. С другой стороны: поскольку интерес к загадочному полотну не иссякает, то почему бы не сделать ещё одно «открытие сезона», этакое неожиданное решение, 1001-ю разгадку тайны замысла великого художника.

Главное – броский заголовок, чтобы ошеломить, эпатировать и дезавуировать, удивить и возбудить: пусть искусствоведы и начитанная публика с умным видом снова и снова всматриваются в «полное затмение солнца» и находят в нём новые смыслы и высокие тенденции, присущие нашему меркантильному веку. А где ещё можно постоять с видом глубокомыслия на высоком челе да поговорить о «Чёрном квадрате», как «образе свернувшегося пространства»?

А ещё Малевич создал цикл белых картин, на которых зритель должен был угадывать изображения. Чтобы избавить зрителей от отчаянного непонимания, художник дал подсказку: «…Повешенная плоскость живописного (сделанная цинковыми белилами – А.К.) цвета на простыне белого холста даёт непосредственно нашему сознанию сильное ощущение пространства…Меня переносит в бездонную пустыню, где ощущаешь творческие пункты Вселенной кругом себя…».

Сможете мыслью охватить необъятную Вселенную и себя ощутить в центре, значит, поймёте смысл творчества Казимира Малевича. И увидите нечто на холстах белого цвета…А если не сможете объять необъятное, то на нет и смысла нет.

И всё-таки позволю себе привести доводы некоторых апологетов в защиту художника-авангардиста.

Во-первых, китайцы всегда считали (сегодня вряд ли – А.К.) землю квадратной. Славянам (Малевич – поляк), конечно же, очень важно знать, как видели китайцы планету, пока не научились читать и писать. Мне лично предпочтительнее древне-славянское представление о земле, как плоской тарелке, стоящей на трёх слонах и на трёх китах одновременно. Видел такие картины – они интереснее, чем «Чёрный квадрат».

Во-вторых, другие, древние цивилизации (шумеры, к примеру) верили: всё чёрное впитывает в себя всё окружающее, в том числе и весь цветовой спектр (вспомним из физики чёрное, поглощающее тепловые лучи), и прочее земное, человеческое. Вы чувствуете, сколько в «Чёрном квадрате» всего заложено?

В-третьих, белое в Библии и в античной культуре – это небесное, сакральное, недоступное, отражающее все цвета. По эзотерическим традициям, белое невозможно дополнить, ибо всё уже в нём присутствует. А если в белом уже всё есть, то незачем на нём что-то рисовать - остаётся только смотреть. Правда, непонятно, зачем тогда на белом рисовать белые  или чёрные квадраты, если там уже всё есть? Диалектика, понимаешь...

Стало быть, на белом полотне вы просто обязаны видеть картину или хотя бы понимать замысел художника – что он хотел сказать?
 А если и не поймёте, то не огорчайтесь – художник и сам не знал, что он замыслил.
Это потом уже искусствоведы за него домыслили, что он думал, когда писал абстрактную картину, и поведали о высоком искусстве всему белу свету.

 А он, возможно, думал, где бы червонец перехватить под будущий гонорар, а то уже и еды в доме не осталось.


Рецензии
Интересный рассказ, спасибо, понравилось!
Я согласна с вашей последней строкой!
Вы не пытались на минуту представить, как изменилось бы мнение,
если бы у художника Малевича это была бы единственная его картина?
С уважением Эмми!

Эмми Звездина   07.01.2015 20:29     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик, Эмми!
Это у меня только отрывки из рассказа. А вообще, мнений и сомнений по Малевичу - тьма. Можно дииссертацию писать.
Моё мнение - свободный художник свободен в своих художествах, или, как говорят на Руси, каждый по-своему с ума сходит.

С уважением - АдеФ.

Алессандро Де Филиппо   08.01.2015 10:49   Заявить о нарушении
Самое простое, что можно сказать - подобные творения открывают такой просторо для всевозможных спекуляций! Почему черный квадрат полон сакрального значения, а синий овал чем хуже? Кто знает, как отличить истинное искусство от попытки морочить голову. Художник хочет что-то выразить - его язык должен быть понимаем хоть частично. А если нет, то и говорить нечего - или можно говорить все что угодно.

Мира Папкова   16.01.2015 19:59   Заявить о нарушении
Мира, я согласна с вами во многом!
Но вот, просто мое мнение, я повторяю то, что написала в рецензии:
- Вы не пытались на минуту представить, как изменилось бы мнение,
если бы у художника Малевича это была бы единственная его картина?
Или....все его картины...были бы подобны этому квадрату....)))
Тогда просто, его бы мы и не знали.....и все про него давно бы забыли!
Надо сперва создать что-то гениальное, а потом любой его эскиз будет
иметь ценность. Квадрат....сам по себе ни чего не стоит и не значит.
Если проследить его творчество, то будет понятно, что художник просто
с иронией на своей выставке поставил жирную точку,в виде этого квадрата,
после чего он перешел к другому стилю живописи.

Это просто мое мнение.
С уважением, Эмми!

Эмми Звездина   17.01.2015 02:09   Заявить о нарушении
Как только погружаемся в область толкования, так, считай, вступаем на зыбкую (а в религии и опасную) почву. Те, кто считает черн.квадрат гениальным произведением, вызывают большое сомнение. Уж больно много конгениальных. Тогда почему у меня нет такого понимания, как у них?
Когда я тоже вся из себя такая умная, тонкая, культурная?

Мира Папкова   17.01.2015 11:45   Заявить о нарушении
Те, кто считает черный квадрат гениальным произведением, и у меня тоже вызывают большое сомнение, о них я даже не хочу говорить, эти люди глубоко ошибаются.
Я с вами полностью согласна!

С пониманием и уважением, Эмми!

Эмми Звездина   17.01.2015 12:24   Заявить о нарушении