В Поленов. Московский дворик Школа 1231

     Вот посмотрите на эту фотографию. Справа - церковь Спаса-Преображения. Та самая, что и на картине "Московский дворик" Поленова. Слева - школа 1231. Понятно, что мы её не увидим на упомянутой картине. Её построили в 30 годы прошлого века. Я преподаю французский язык ученикам этой школы. Школа носит имя Василия Поленова. И это, я думаю, тоже понятно почему.

  Как уже было упомянуто, Сергей Петрович Тургенев – двоюродный брат писателя – на свои средства построил возле церкви одноэтажный домик – церковно-приходскую школу для детей Арбата, чтобы сеяла она в юной среде разумное, доброе, вечное.  Добрый человек.
 
   А сегодня слева от церкви, отметившей недавно свое трехсотлетие,   в десятке метров от неё с восточной стороны высится четырехэтажное здание. Это  школа, в стенах которой тоже делается всё возможное, чтобы нести и сегодня в новое поколение юных душ всё самое :разумное,  доброе, вечное. Чтобы со всем этим новому  поколению пройти весь свой длинный жизненный путь.

  В школе учатся и по сей день дети Арбата. Разумеется, это уже другие дети. И даже не те, о которых мы узнали от писателя Анатолия Рыбакова. И для скольких уж предыдущих поколений детей это здание, построенное без особой фантазии, по типовому проекту далеких тридцатых годов, стало близким и родным.

    В нем наши школяры  постигали и постигают  каждый в меру своих способностей и желания не только всякие ученые вещи из всего того, что самые светлые умы человечества открыли в природе и в самом человеке, но проходили и проходят также, может быть, самую главную науку. У этой науки нет названия.  Это наука жизни в мире людей. Мир, в который надо ещё уметь войти, устроится в нем без толкотни и пихания,  без ущерба для себя, но и во всем своём страстном желании найти и свое место под солнцем. И начинается эта наука с самого первого звонка в этой школе  и кончится она с последним звонком.  Выпускным. А потом  оценки за всё усвоенное  будет выставлять  сама жизнь.

                *****
 
   Школа старая. Её построили в 1936 году. Таких в Москве осталось немного. Вот я, например, учился  примерно в такой же. В самом начале была арбатская школа  самой обычной среднеобразовательной. Но с одной забавной особенностью. Она предназначалась только для девочек. Меня это слегка удивляет. Ведь в послереволюционные годы  только и  говорили о равенстве мужчин и женщин. Но, оказывается, равенство может  наступить только с некоторого прожитого времени на земле. Пришли даже и в те времена к неизбежной и убедительной мысли, что в школе половое равенство совсем неуместно. Оно противоречит воспитательному и образовательному процессу. Вот поэтому и  ввели раздельное обучение. И сделали это отнюдь не пуритане.

    Я не берусь судить, правы ли были те, кто разделил по разным школам и классам  мальчиков и девочек. В царской России, кроме приходских школ обучение было как раз раздельное. А после революции  с 1918 введено обязательное совместное обучение. Почему? Потому как эта мера должна была устранить неравноправие женщин и мужчин в области образования. Тогда очень в ходу была знаменитая вербальная триада Свобода, Равенство, Братство.

   И вот вдруг в 1943 в условиях жестокой войны раздельное обучение мальчиков и девочек было введено в семилетних и средних школах Москвы и Ленинграда, столицах союзных республик, областных и краевых центров. У сторонников раздела были, я думаю, свои серьезные доводы. Как я понимаю, эта мера никак не могла пройти мимо товарища Сталина. Вы не забыли, что сам то он учился в семинарии. Девочкам там место не было.
 
 Но Сталин умер – и Постановление Совета Министров СССР от 1 июля 1954 восстановило совместное обучение мальчиков и девочек во всех школах с 1954.

    Но вот прошло время. И перестройка позади. И разгул демократии тоже. И надо же, вновь возвысили голоса адепты раздела. Аргумент у них такой: Демократия не при чем. Физиология и психика особенно в момент бурного гормонального развития  у подростков  препятствуют нормальному их сосуществованию в пределах одной классной семьи. К чему приводит такое сосуществование можно узнать из приключений Тома Сойера. Прочтите его «приключение» с Бекки Тетчер, которая оказалась отнюдь не железной леди. Презабавный эпизод. Перечитайте. Но он всего лишь маленький и миленький цветочек в сравнением с ягодками, которыми я любуюсь  в наших классах. Ягодках-малинках.
 
    И не мне ли о них не знать, о ягодках. Потому как я преподаю французский язык как раз детишкам из вот этой самой арбатской школы. Наступает в жизни время, когда мозолистая рука неведомо откуда взявшегося основного инстинкта становится неукротимой. И где тут уж до учебы. Тянет недорослей неудержимо, как сказано Библия, к взаимному познанию. А вот как раз эту науку в школе и не преподают. Были, правда, какие-то робкие попытки ввести предмет по половому воспитанию. Да только уроки по нему превращались в неудержимое хихиканье, если не громогласный ржачь. Вот и всё. 

                *****

    Но вернёмся к нашим баранам. То есть к упомянутой школе. В начале 60 годов  она стала известна как спецшкола № 12 с преподаванием ряда предметов на французском языке. Она приобрела очень высокий статус. Её даже определили, как «школа для особо одарённых детей». Ну, сами понимаете, она очень скоро стала школой для детей особо «одарённых родителей». Родители и тогда, и ныне определяли весь последующий жизненный путь своим отпрыскам. У нас без блата и сегодня, и тогда тоже было никуда. И становились арбатские детишки из этой школы артистам, журналистами, литераторами, дипломатами, переводчиками и актёрами. Иные известны нам всем. Не буду приводить имена. Легко найдете в Интернете.
 
      Дети Арбата. Мои ученики. Москвичи от рождения. Они даже и не знают, что место их проживания  всё покрыто богемным, романтическим, снобистским флёром. Они живут в 20 мин. ходьбы пешком до Кремля. А то и меньше. То есть от живого сердца всей их необъятной страны. Арбат – это их такая родная среда обитания. И иной другой они и не знают. И потому сей факт нисколько не является для них предметом хвастовства или даже гордости.

    Им преимущественно  по 12-14 лет.  А вот в Кремле каждый из них был раз много два за всё время своей жизни. Удивительно, но это так!  И меня печалит более всего то, что Кремль для них  - как заморская территория. Вроде бы и близко, но и в то же время как бы за тридевять земель. Но главное даже и не это. Главное – это то, что нет и никакого желания осваивать эти земли. Зато, в тоже самое время, почти каждый из них побывал  в настоящих  далеких тридевятых странах  уже и не раз. Вот одна милая девочка. Ну буду называть её имя. В заморской Турции она в свои 13 лет побывала куда больше, чем на Красной площади.

     Эти мои нынешние дети Арбата уже съездили к туркам в Анталию, в Египет, в Париж, Монако, и всякие далёкие острова, со всей их манящей субтропической красотой. Но вот я задаю им простейший вопрос, почему площадь Красная так называется. И не знают они, почему! Знать бархатистые пески Анталии и Шермаршейха и не знать серую брусчатку родной площади, имя которой мы впитывали в себя  с самыми первыми словами? Удивительно. Даже непостижимо.

       Нет, не подумайте, что у меня к этим детишкам с Арбата есть какие-то обиды, брезгливый возрастной снобизм, или, скажем,  снисходительное  сожаление.   Есть интерес, есть любопытство. Я стараюсь понять. Ведь всему же есть оправдательное объяснение.

       Школьники наши за редчайшим исключение  в церковь, стоящую впритык со школой, не заходят. Даже из любопытства. Совсем не ходят. Скучно там. Свечки, иконы, говорить только шепотом.   Потому как совсем рядом на Арбате есть не мало других завлекательных мест от Макдональса до кафе «Му-Му» с замечательной белой с черными пятнами на округлых боках муляжной коровой у  входа.

        Да и зачем туда, в церковь,  ходить? В ней  их будут учить правилам жизни безгреховной и давать  наставление творить лишь добро на всем длинном жизненном пути  с обещанием того, что в конце его за прилежание и усердие добрый дедушка Петр откроет дверь в жизнь вечную и благоуханную. Сказки всё это. А вот кафе Му-Му совсем рядом

                *****

     Школа по поводу жизни вечной как-то стыдливо молчит. Но тоже кое-что обещает. Вы хотите знать, что? Пожалуйста. Вот какую цель она ставит сегодня, школа номер 1231. Я прочел про то в юбилейном проспекте школы. Давайте прочтем вместе: «Школа ставит своей целью воспитание гражданина, способного добиться успеха в современной жизни». Так и написано. Представляете. О душе ни слова! Я то думал, что гражданин – это человек, прежде всего, с высочайшим чувством ответственности перед страной, готовый подчинить свой личный успех, нуждам и потребностям всей страны, своего народа. А тут что предлагается?! И какого гражданина взялась воспитать школа № 1231 с углубленным изучением французского языка?

        И потом, какая там душа, какие духовные устремления, какая там жертвенность и милость к падшим в этой целевой установке школы? Слушайте детки, чему мы, взрослые тети и дяди, должны вас научить. Главное – это «успех в современной жизни». И скажите мне,  чем  отличается это наставление от откровенного всем известного лозунга «бери от жизни всё». Однажды не так давно поверили этому жизнерадостному принципу  и разнесли в куски страну в окаянные  девяностые годы. И если бы только страну! Ведь и дух населяющего её народа тоже едва только не разнесли.
         
    Да что там!  Детки-подростки и сами уж как хорошо знают про успех в современной жизни. И главное, в чем он состоит. И не верят детки нынешние в Бога. Нет, не верят. Знаю я это доподлинно.  То есть они по нынешним временам как бы уже и знают, что вера в Бога – это правильно. Это даже и хорошо. Они очень даже хорошо чувствуют, какой ответ в любом положении ждут от них взрослые.

    Атеизм даже и не сильно воинствующий уже давно не впихивают в их растущее сознание. Какие там пионеры, всегда готовые к борьбе за коммунистические идеалы. Нет, они конечно хорошие, они добрые, и преимущественно из хороших семей. Я их всех люблю. И во многом они очень даже образованные. Они все с разной мерой усердия и способностей учат французский язык, чему я способствую всей душой. А вот, не поверите, большинство из школьников, даже и не знают, а почему собственно их школа носит имя Поленова. Да и кто он вообще, этот Поленов. И не надо их ни в чем укорять. Они, эти дети Арбата, - дети своего времени. Время, в котором я, - дитя, родившееся в первые послевоенные годы, - еще проживаю, но к которому уже не принадлежу в их глазах. Со всем моим грузом многотрудных лет, со всем набранным за всю мою жизнь богатством души моей и памяти. Я не обижаюсь .Мне время тлеть, а им – цвести. Кто это сказал? А вот тот, чье изваяние стоит в скверике рядом со школой.   


Рецензии
Со всем согласна, Геннадий. Что интересно, зачастую успеха в современной жизни добиваются те, кто может ловчить и приспосабливаться.
Много лет назад в школу на вечер встречи приехал наш выпускник - закоренелый двоечник и лентяй. Но в его молодые годы - уже обладатель хорошей машины. Правда, подержанной. Но ахов и вздохов было немало.
Начал торговать мясом. Скупал по соседним деревням, вёз в город, сдавал оптом.
Приоделся, женился, обзавёлся всем необходимым.
Но в поведении, в разговоре, как был двоечником, так и остался.
Вот он - "успех в современной жизни". И синусы с косинусами, кислороды и водороды,
приставки и суффиксы ему совсем не нужны.
Спасибо Вам.

Валентина Колбина   03.01.2021 05:40     Заявить о нарушении
Это верно У меня ведь тоже были разные ученики. за все мои годы репетиторства. Их было много. И у каждого свой характер, свои настроения, свои чувства, своя мотивация и наконец свои способности. И не всегда амбиции соответствуют амуниции. То есть желание есть, а вот со способностями явный недобор. И не только в нашем деле. Поступила девочка в балетную школу. Любит танцевать. Милая, шустрая и подвижная. А годы идут. И выросла девочка ростом в баскетбол играть. И её выбраковывают как раненую лошадь. Что тут делать? Драма. И мечта осталось мечтой Вот так же и я вижу, что у ребенка нет способностей, да и желания тоже уже нет. Ничего не получится. У него есть и проблемы с русским языком. Почему им не быть и в иностранном языке. Это же очевидно. А у родителей амбиции. И думают они так, что наняли репетитора – и все проблемы. Нет, они остаются. Почему? Плохой репетитор. А то, что может быть «плохой» ученик, неспособный, так об этом ни единой мысли. Я думаю, что и Вам эта проблема известна.

Геннадий Мартынов   04.01.2021 11:52   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.