Лейтенант Люба

«Мама, я нахожусь на фронте. Ничего не знаю о сестре Любаше. Не знаю, где она находится. Ждите еще немного и гитлеровцев загоним на тот свет. Это будет в скором будущем.
                Ваш сын и брат Михаил           Полевая почта № 1969

Сегодня еще не поздно вспомнить тех, кто в Великую отечественную войну сделал все для спасения своей страны от захватчиков.
Любаша- это Любовь Павловна Митяева.  В Ставрополе ее знали многие. Она двадцать лет работала  в Крайздраве и восемнадцать лет в городской физиолечебнице врачом, восстанавливала пошатнувшееся здоровье горожанам, исправляла дефекты рожденным малышам, залечивала ранения, полученные на войне .
В то время, когда Миша писал письмо матери, сестра Люба находилась уже на фронте.  В сорок первом ей было всего  девятнадцать.
Люба только что окончила Ростовскую медицинскую школу  и работала в районной больнице, куда уже поступали  с фронта раненые. На весь район о ней прогремела слава. Газета отвела ей целую страницу, называя комсомолку Рябоволову  «сестричкой Любой».
В сорок втором ей было  присвоено звание Лейтенанта медицинской службы. Работала в военкомате, сопровождала эшелоны на фронт и встречала с фронта. А когда немцы с тяжелыми боями взяли Ростов, она попросилась зачислить ее в саперный батальон. Служба началась горестно и трудно – отступали.
Оставляли Ставрополье. Шли через Благодарное, Сотниковское, Бурлацкое на Минеральные Воды. Впереди Нальчик и Орджоникидзе. Саперный батальон отходил последним. Не просто отходил, а минировал и взрывал, помогал людям эвакуироваться и перегонять скот.
От Орджоникидзе после страшных бомбежек и уличных боев гитлеровские полчища вынуждены были вернуться назад. Бежали, мстили за провал, расстреливали мирных жителей, глумились над раненными бойцами Красной армии, угоняли в плен молодежь.
Батальон участвовал в освобождении Ставрополья, шел впереди по тем самым дорогам. С теплом  вспоминала Любовь Павловны о мужестве саперов.
Это они перекопали многие  тонны земли, устраивая противотанковые рвы, дзоты, блиндажи, бесстрашно разминировали поля и дороги, очищали лесные завалы, устраивали над глубокими ущельями подвесные мосты для переправы советских войск.
Никогда не забудутся тяжелые бои под Корсунь-Шевченковским, Жмеринкой, Пятихаткой, - рассказывала Любовь Павловна. Отступая, гитлеровцы оставляли после себя вместо городов и сел груды камня и пепла. Ее саперному батальону приходилось откапывать подвалы и находить там полуживых людей.
В районе Мукачева в Закарпатье батальон получил очередное боевое задание: разминировать подступы к городу, не дать гитлеровцам уйти безнаказанно. Но отряд был обстрелян шквальным огнем из орудий и минометов. Люба шла за санитарной повозкой, груженной ящиками с медикаментами и боеприпасами. От прямого попадания снаряда все взлетело в воздух.. Переброшенная взрывной волной через ручей Люба чудом осталась в живых. Три месяца не могла говорить, временно оглохла, но с передовой так и не ушла, осталась в батальоне, участвовала в новых боях, спасала раненых, и отправляла их в госпиталь.
1945 год. Шли непрерывно дожди, враг сопротивлялся и отступал с ожесточенными боями. День и ночь фашисты обстреливали позиции наших войск. Батальон получил приказ – высадиться на самолетах в тылу врага, навести мост для  переправы, расчистить дорогу от мин противника. Со взводом саперов полетела и фельдшер Рябоволова. Под прикрытием ночи, дождя и тумана задание было выполнено; уничтожив подразделение гитлеровцев, саперы расчистили дорогу для переправы  советских войск.
Все участники этой дерзкой операции были награждены боевыми наградами. Лейтенант медицинской службы Рябоволова была награждена медалью «За боевые заслуги».
В Чехословакии под городом Брно после тяжелых боев остатки немцев спешно отступали, уничтожив за собой мост через реку, соединяющую передовую с тылом. На той стороне осталось много раненых. Командование приняло решение – перевести их в лодке. В помощь  фельдшеру Рябоволовой дали старшину-сапера. Река непрерывно освещалась прожекторами обстреливалась.. Рядом с лодкой рвались снаряды, ее бросало из стороны в сторону. В течение ночи за три рейса  вывезли  двадцать одного раненого.
У матери было трое детей: Люба, Михаил и Андрей. Все они прошли огненными дорогами войны. Люба – медработник, Михаил – разведчик, Андрей – связист.
Феодосия Ивановна  Рябоволова, их мать эвакуировалась с совхозным скотом вглубь страны. Она не знала где ее дети, и на каком фронте воюют. Она не знала, что 20-го марта сорок третьего года «похоронка» на Михаила попала к Любе. Брат-разведчик скончался в госпитале от ран.
 В сорок четвертом, возвратясь из эвакуации, Феодосия Ивановна надумала сама уйти на фронт. «Пригожусь» поваром, заменю солдата». Тогда ей было сорок три. Добралась до батальона, где служила Люба, и по просьбе дочери была зачислена поваром. Так до конца войны и прослужили в одной части мать и дочь, прошли с боями по Украине, Молдавии и Польше. .
За добросовестный труд к ее боевым наградам – ордену Красной звезды, медали «За боевые заслуги» и многим другим – прибавилась медаль «За трудовое отличие».
Семья Любовь Павловны – муж, сын и дочь – врачи.
Нашлись ли те, кого спасала Любовь Павловна?
8-го мая 1978 года, через тридцать три весны после Победы, в г. Жуковский Московской области, учащиеся 9-го класса группы «Поиск под руководством тогда вожака бригады Арона Ильича Рубина (потом он стал директором школы) разыскали 220 саперов 11-й Краснознаменной штурмовой инженерно-саперной орденов Кутузова и Богдана Хмельницкого,  бригады и устроили встречу 149-ти из них.
Радость встречи переполняла сердца людей, поседевших от пережитого и времени. Узнавали друг друга, плакали, целовались.
Среди них были и те, кого в ту грозную ночь перевозила на утлой лодочке лейтенант медицинской службы Любовь Рябоволова.


Рецензии