Их оставалось только трое...

ПЕРВЫИ день войны застал Василия Арюшкина в Новороссийске. Призванный с Ростсельмаша, где он работал по путевке комсомола, Василий прошел курс молодого моряка и служил в составе батареи береговой обороны.
Где-то гремели залпы, гибли солдаты, а Новороссийск еще целый год настороженно и зорко берег свои морские границы. Но враг нагрянул с суши, со стороны Таманского полуострова. Советское командование принимает решение - снять две из четырех пушек береговой обороны и поставить их у Волчьих ворот, в районе сел Нетухаевка и Раевка. Отряду же из двадцати восьми человек приказано занять рубеж в котловине, рядом с сопкой, и сделать все, чтобы не пропустить фашистов к Новороссийску.
У Волчьих ворот разгорелся жестокий бой. На моряков двигались механизированные танковые колонны. Отряд поддерживали огнем орудий корабли Новороссийской бухты. Первая атака гитлеровцев захлебнулась. Но последовала новая лавина танков, усилился обстрел из орудий, минометов. Батарея вынуждена была оставить позицию и по указанию командования отойти в Новороссийск, а оттуда морем переправиться в Геленджик.
После небольшой передышки их включили в ударную морскую группу и направили в Южную Озереевку с задачей выброситься в тыл, нанести внезапный удар, взять пленных, сделать глубокую разведку в тылу противника.
Ночь была на исходе, когда группа, в которую входило около 80 человек, на торпедных катерах высадилась в намеченном пункте. Перекрыли все дороги и внезапно напали на передовое охранение противника. Фашистов охватила паника. Не выдержав натиска «черных дьяволов»,  как окрестили моряков фрицы, они бросались в море, сдавались в плен...
- Когда на востоке занималась заря, с передовым отрядом гитлеровцев было покончено полностью, задание командования успешно выполнено, - вспоминал Василий Абрамович Арюшкин, участник этого боя. - Но и наши потерн были велики.
В СОРОК третьем году отряд десантников, сформированный почти заново, где продолжал службу Василий Арюшкин, был переброшен в район Сухуми, затем по Военно-Грузинской дороге направлен в город Ейск.
В сентябре в Ейске дислоцировался морской батальон под командованием капитана Катанова, известный своими дерзкими налетами на вражеские передовые части. Ему и была поручена высадка десанта для того, чтобы отрезать дорогу отступающим из Мариуполя немецким войскам.
Попытка подойти близко к берегу не увенчалась успехом - катера обнаружила вражеская разведка, береговые батареи открыли по десантникам ожесточенный огонь. Разразился шторм, ветер и волны усугубляли положение. Но отряд должен был высадиться!  И он высадился южнее Мариуполя. Однако многие погибли при вражеском обстреле, были и тяжелораненые.
Оставшиеся десантники вступили в неравный бой с противником. Отряд разделился на две группы - так было легче маневрировать. Одну из групп возглавил старшина первой статьи Василий Арюшкин.
- Внезапным броском, - продолжил рассказ Василий Абрамович, - мы подавили четыре вражеских пушки, три пулеметные точки, уничтожили более двадцати гитлеровских солдат и двух офицеров. Отряд вышел на трассу Мариуполь-Бердянск.
Здесь опять появилась колонна автомашин в сопровождении мотоциклистов - и снова неравный бой, длившийся на этот раз более пяти часов. Гитлеровцы окружили отряд, кольцо все сужалось. Отбиваясь, моряки отступали к морю. Оставшиеся в живых добрались до сорокаметрового обрыва, закрепились под каменными уступами. Озверелый враг стремился во что бы то ни стало сбросить моряков с обрыва. Совсем маленькая группа, где был и В. Арюшкин, продолжала отбивать атаки. Боеприпасы таяли, остались гранаты и флотские кортики.
...От всего десанта в живых осталось только трое...
За проявленное мужество, находчивость и храбрость в десантной операции, за стойкость в тяжелых условиях боя, за нанесенный урон противнику в живой силе и технике В. А. Арюшкин был удостоен ордена Красного Знамени.
В НАЧАЛЕ 1944 года В.А. Арюшкин получил отпуск и был вызван в Москву, где М. И. Калинин вручил ему награду. После возвращения из Москвы он в составе новой десантной группы высадился в городе Очакове. Десантники под прикрытием ночи и тумана совершили смелый налет с моря, подавили вражеские огневые точки, разрушили укрепления, взяли пленных, а остальных заставили в беспорядке оставить город.
- Мне и здесь повезло, - вспоминал В. Арюшкин. - Наши потери были тоже велики, но я остался жив, хотя был ранен. За эту операцию меня наградили орденом Красной Звезды.
День Победы Василий Абрамович встретил в Севастополе, где продолжал службу на флоте.
Возвратился в родные края в 1947 году, работал в мукомольной промышленности, а в  1981 году ставрополец ветеран Великой Отечественной войны и ветеран труда ушел  на заслуженный  отдых.
ВЕЧНОЙ памятью стоит ° обелиск на могиле погибшего десанта - моряков, отдавших жизнь за мир на земле. Стоит на виду у живущих в селе Мелекино Першетравненского района Донецкой области. Все послевоенные годы, а их немало, дети поселка разыскивали родственников погибших и поддерживали связь с оставшимися в живых десантниками. Все эти годы  не увядают у подножья обелиска живые цветы. Уходя на службу в армию, приходят сюда отдать дань павшим будущие солдаты, приезжают молодожены, бессменно несут вахту пионеры-следопыты.


Рецензии