Ищите и найдете-15 гл. Размышленья из шеренги

РАЗМЫШЛЕНИЯ   ИЗ  «МАЛЬЧИШЬЕЙ  ШЕРЕНГИ»

«Помните  узников, как бы и вы с ними были в узах…
 Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам
 слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте
 вере их"
                (Послание к Евреям, гл.13, стихи 3, 7)
               
«Кто эта блистающая, как заря, прекрасная, как луна, светлая,
 Как солнце, грозная, как полки со знаменами?».
                (Книга Песня Песней Соломона, гл.6, ст.10.)



  Эта глава не совсем обычная. На первый взгляд может показаться, что она уводит читателя в сторону от реальных событий, описываемых в книге и ее, такую длинную, нужно отложить, а в конце, при желании прочитать – все равно не существует никакой их взаимосвязи.

Действительно, если вы, как человек равнодушный к истории, и пропустите главу, цепочка нашего повествования не прервется. Но, если вы, дорогой читатель, вооружившись критико – исследовательским взглядом, смело шагнете в малоизвестную вам область истории, то непременно получите неоценимую прибыль, возрастая в познании исторических духовных процессов, сильно повлиявших на мировоззрение людей мира, а значит и на их быт, а значит и на ваших пращуров и на вас лично в какой бы стране вы сейчас ни жили. Прошлое открывает многие тайны настоящего...

      В пустыне растет такое колючее растение, корни которого очень глубоко уходят в землю. Но странников и пустынников колючки ранят на поверхности. А недалеко от него, глубоко укоренившись, произрастает благовонное дерево дающее бальзам на эти раны.
Понимание глубинных корней предистории выводит на поверхность и открывает духовную картину происходящего в мировом обществе сегодня, в том числе и происшедшего со мной, что, тоже – не случайно. 
   Итак, продолжим:


               
  ...Все случившееся в изоляторе не может не натолкнуть меня, верующего христианина, на размышления о минувшем. Сегодня в нашей стране полная свобода вероисповедания, демократия.
    Гонения и преследования за веру кончились. Но что-то не забыто, не забывается и никогда не забудется. Дух Божий напоминает и ведет к воспоминаниям прошедшего. Какие-то невидимые связующие нити тянутся отсюда в прошлое, а из прошлого в настоящее...

...Конец «пятидесятых», начало «шестидесятых». Мой отец, Евгений Демьянович, был офицером, военным инженером-строителем. И мы, всей семьей следуя за отцом, вынуждены были «осваивать» новые отстраивающиеся гарнизоны Приморья, возникающие прямо посреди тайги, часто недалеко от моря.
     Помню, в одном из них – Петровке нас, пацанов-дошкольников, детей военных, солдаты дорожного батальона неоднократно принимали в свой строй, шествующий в столовую.
     Мы весело занимали в строю последнюю шеренгу и наши мальчишечьи голоса звонко сливались с солдатскими: «Ты, моряк, красивый сам собою, тебе от роду 20 лет…По морям, по волнам – нынче здесь, завтра там. По морям, морям, морям, морям. Эх!...»
    «Эх!!!» - мы, «чеканя шаг», старались перекричать солдат. Затем вместе со строем заходили в столовую. Солдаты нас любили. Усаживали и угощали солдатским борщом и компотом. Почему – то учили нас солдатскому «фольклору», подобно: «Хлеб, соль, да вода – вся солдатская еда». И смеялись, когда мы их повторяли...

     Как раз в то время  кончилась короткая «хрущевская оттепель» смягчения преследования верующих. По всей стране вновь поднималась волна жестокости  по отношению к верующим и инакомыслящим вплоть до перестройки, которая ее и угасила.
  «Оттепель» началась в 1956 году, после доклада Никиты Сергеевича Хрущева «О перегибах в атеистической пропаганде». Этот доклад был написан под влиянием мировой христианской общественности, которая через радио и прессу «трубила» всему миру об ужесточившихся гонениях и притеснениях верующих в СССР.
     За очень короткой «оттепелью» грянули «жесткие морозы» и тогда же в конце «пятидесятых» Хрущев заявил, что в 1980 году по советскому телевидению покажут последнего верующего в Бога. Такое заявление прозвучало для властей, как сигнал к ужесточенным действиям и репрессиям против всех верующих людей.
     Конечно, будучи несмышленышем-мальчишкой, я в ту пору и предположить не мог, что в среде солдат, особенно в строительных и дорожных войсках, нередко встречались верующие, которые могли очень страдать от командования за свои убеждения.
     Сегодня уже понимаю сам, как верующий офицер, что происшедшее со мной – всего лишь «слабое эхо» тех былых нелегких времен, которые пережили мои братья военные верующие (в основном солдаты). Просто я оказался как бы в «мальчишьем строю» за последней шеренгой тех, которые строем прошли впереди меня, они и приняли на себя, как верные Господу Христу, весь основной удар агрессивности и невежества, молясь за прозрение ослепленной лживой идеологией страны. Они победили. Враждебная к верующим идеология пала.
     Ниже хочу поделиться свидетельствами, некоторых солдат из «последней замыкающей шеренги»  этого не маленького «строя» эпохи гонений:
     Солдаты – не офицеры и над ними издевались начальники, как хотели. Иногда это заканчивалось мучительной смертью солдата, как случилось с Моисеевым Иваном Васильевичем в Керчи, которого, замучив, утопили в море.
 Свидетельство о нем по электронному адресу: www.glaznayamaz.org/menoffaith/moiseev.php
     Но чаще Господь удивительным образом хранил жизни Своих преследуемых за веру детей. Привожу отрывок из свидетельства рядового Павла Герасима:

     «…После этого меня вызывает замполит и говорит: «Слушай, в Библии написано, что человек не будет жив одним хлебом, но всяким словом, исходящим из уст Бога. Так как ты не подчиняешься нам, но поступаешь по своим уставам, и изо дня в день все больше агитируешь солдат, так что ты не наш солдат, ты солдат Иисуса, так пусть Он позаботится о тебе, питает и кормит, как хочет. С сегодняшнего дня в столовую ты больше не имеешь права заходить». Я сначала подумал, что он шутит: как это так он может такое сделать. Но когда я пошел на завтрак, он был дежурным, и сказал:
     «Я же тебе сказал, что ты больше не имеешь права питаться в солдатской столовой». Я повернулся и подумал: «Ладно, я сегодня не покушаю, но завтра приду, его не будет в столовой, и я покушаю». Другого выхода из этого положения у меня не было...
     На моем бушлате большими буквами написали мою фамилию, и когда я подходил к столовой, то поставленный специально офицер говорил: «Тебе сказали, чтобы ты не ходил в столовую!» Я стал думать: «Господи, как мне дальше поступать и как мне дальше жить?»
     А когда нас строем вели на работу, мы должны были петь песни: прославлять партию и коммунизм. Конечно, я этого не мог делать, а шел сзади и молился: «Господи, дай мне силы победить все, что встречу на пути». Так я ходил каждое утро сзади строя, плакал и молился.
     Также и вечером, когда возвращался, шел, плакал и молился. А сзади шли офицеры и говорили: «Смотрите, воин Иисуса идет!»… Полностью свидетельство Павла Герасима по электронному адресу:  www.foru.ru/slovo.12858.9html .


    В своем свидетельстве другой рядовой Павел Франчук рассказывает о том, как его «дисциплинировали» в армии, а затем увезли глубоко в тайгу и там бросили, чтобы навсегда от него избавиться. После тайги у чудом выжившего Франчука началось заболевание энцефалита с параличным синдромом. Но Господь его чудесно исцелил.
Электронный адрес этого свидетельства:  www.bogoblog.ru/tags/pavel-franchyuk

     Привожу отрывок об испытании холодом в свидетельстве еще одного рядового - Николая Телеги: «…Раньше по моей физической силе и по силе духа я мог бы расправиться со всеми обидчиками, но Бог подводил меня к тому, чтобы явить свою силу и славу. Меня поместили в одиночную камеру в Ленинградском военном округе в 40-градусный мороз. Эта камера – бетонный сарай, стены которого были покрыты льдом.
     Офицер открыл дверь, меня толкнули, и я почувствовал, что все помещение наполнено ледяной водой. Солдаты ведрами наносили ее из колонки. Поначалу это было не страшно. Но вода начала проникать в сапоги, и я постепенно почувствовал, что все мое тело раскалывается от боли до самого сердца.
     Я начал терять сознание, а в сердце было: «Прославь Господа!» Я оценил Бога как Отца, хотя внешне не за что было хвалить, а в сердце были хвала и радость – Как долго это длилось? Не знаю. Я услышал из-за двери, офицер спрашивает: «Зачем вы налили горячую воду?
     « Он заставил вычерпывать эту воду и наливать вновь холодной воды из колонки и проверял рукой каждое ведро. Но только моя нога прикоснулась к воде, я ее еще не успел почувствовать, как он уже закричал: «Уводите его! Она опять горячая!».
     Вода, действительно, становилась горячей. Она опять становилась горячей. Они не знали, что делать, они увидели, что Господь присутствует на этом месте. Но, несмотря на явные доказательства непосредственного Божьего покровительства, было вызвано начальство и открыто дело…»
     Все свидетельство Николая Телеги можно увидеть по электронному адресу: http://bogoblog.ru/tags/peredacha-ugol/nikolay-telega ...


  ...Желаете  ли заглянуть со мною из «мальчишьей шеренги» еще дальше, в прошлое близкое или отдаленное? Тогда вознесемся вместе с вами на орлиных крыльях вечного времени над этим воинским строем в том направлении, куда этот строй идет.
     Дух захватывает от простирающейся внизу и далеко перед нами живописной картины!
     Живой поток стройно шествующих людей узкой лентой движется по направлению к восходу солнца на Восток.
     Строй растянулся на сотни, возможно, и на тысячи километров. И тогда, когда одна часть строя идет цветущею долиной, другая преодолевает знойную песчаную пустыню, встречая  в ней редкие оазисы.
     Третья идет огромными засеянными полями, «ныряя» между ними в крутые овраги, четвертая преодолевает опасные ущелья и перевалы восхитительных гор, пятая увязает в болотных топях и труднопроходимых дебрях лесов…
     В этом строю у всех одна цель и один узкий путь. Все, как один, идут по следам Иисуса Христа, это – Его последователи. «...Это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел» (ОТКРОВЕНИЕ ИОАННА БОГОСЛОВА, гл. 14, ст.4).
 
     В первой направляющей шеренге этого огромного строя идут те, кто лично услышал призыв Учителя и Господа: «Следуй за Мной!», когда Он набирал себе первых учеников. Рядом за ними идут их близкие сподвижники призванные Христом и прославившие Его.
     Среди них мы видим славных знаменосцев. Впереди самое большое знамя с надписью «БОГ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ». Рядом с этим знаменем знамена НОВОГО ЗАВЕТА ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА:
«ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ», «ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА», «ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ЛУКИ», ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА». Следом за ними несут и другие знамена, которые также открывают всем Божью любовь и Божью истину: «ДЕЯНИЯ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ», «ПОСЛАНИЕ ИАКОВА», «ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ ПЕТРА», «ВТОРОЕ ПОСЛАНИЕ ПЕТРА», ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ ИОАННА»…, «ПОСЛАНИЕ К РИМЛЯНАМ», « ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ К КОРИНФЯНАМ», «ВТОРОЕ ПОСЛАНИЕ К КОРИНФЯНАМ», «ПОСЛАНИЕ К ГАЛАТАМ», «ПОСЛАНИЕ К ЕФЕСЯНАМ…Завершают строй знамен «ПОСЛАНИЕ К ЕВРЕЯМ» и «ОТКРОВЕНИЕ ИОАННА БОГОСЛОВА».
     Одно из знамен подтверждает все то, что несут  в себе все знамена: «МОИСЕЙ И ПРОРОКИ  О ХРИСТЕ – МЕССИИ».

     Перед строем возглавляя его, прошел Начальник и Совершитель веры Иисус Христос, который оставил путь, отмеченный Его следами, на которых заметны капли Его Крови. Господь, совершив Своей жертвой спасение,  воссел одесную престола Божия на небесах, ожидая спасенных последователей (Послание к Евреям 12 : 2).
     Подаренные этим Начальником знамена имеют необычные свойства: хотя все знамена находятся в самом начале шествующего строя, но видеть их, читать и равняться на них может любой, даже тот, кто находится за тысячи километров в последующих столетиях позже, включая век двадцатый, где среди идущих  в последних шеренгах есть и выше упомянутые рядовые. И все примкнувшие к строю после них увидели (увидят) и смотрят с великой и славной радостью ,не отрываясь, на эти знамена.  Буквы на полотнищах знамен становятся живыми и понятно читаемыми от ветра Духа распрямляющего их в животворящих лучах показавшегося на Востоке Солнца Правды.
     Дыхание разных веков отразилось на форме и стиле одежды идущих протяженным строем последователей Христа: восточные халаты, греческие и римские туники, тоги, плащи, мантии, накидки, власяницы, тулупы, кафтаны, длиннополые рубахи, фраки, различное воинское обмундирование… И повсеместно среди них встречаются люди в рубищах узников, в милотях скитальцев и в нищенских лохмотьях.
     А на головах: тюрбаны, чалмы, повязки, платы, капюшоны, шляпы, тюбетейки, кипы, кепки, береты, колпаки, цилиндры,  шапки, треуголки… Но их духовность совершенно не зависит от того в какую внешнюю одежду они одеты – религиозную, обычную или воинскую. У каждого из них дух возрожден Господом и смиренное  сердце с Христовой любовью ко всем людям.

     Учитывая сказанное, легко понять то, почему в великом строю веков, среди последователей Христовых, мы не видим ни полчищ крестоносцев, проливших много крови «во имя Христа и гроба Господня», ни многочисленной, увешанной религиозной атрибутикой и крестами инквизиции, совершившей «во имя Господа» пытки и многочисленные казни и убийства всех тех, кто не вмещался в их религиозные рамки (включая истинных христиан строя), ни множества других людей,  которые сами имея религиозный вид, одежду и авторитет среди необразованного простонародья в разных странах «во имя Господа» вершили суд,  возглавляли гонения, убийства и погромы тех, которые не так верили как они.
     В самом деле, для Господа не так важен наш внешний крест, который на щите, на одежде или теле, но важен внутренний крест, который «прошел нашу душу» искренней любовью к Господу Христу и Его святым заповедям, а значит любовью, даже к своим врагам. Следовать за Господом со своим Крестом означает отрешится от всего греховного, что верующий имеет еще в своем сердце: "...и кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником... Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником" (ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ЛУКИ, 14 : 27, 33). А это бывает не так легко, но искреннему верующему Господь поможет сораспять с Ним на Кресте свою греховную природу со страстями о похотями (ПОСЛАНИЕ К ГАЛАТАМ, 5 : 24)

     Те, кто в строю, все  равняются на знамена Прошедшего впереди Начальника и по этой причине все до одного имеют крест внутри сердца, жизни их похожи на написанное в посланиях знамен. И они сами являются знамением для встречающихся им людей.
     В числе последователей Христа несущих крест в строю веков не мало мучеников, «имеющих свидетельство Иисусово» (ОТКРОВЕНИЕ 19:10). Они в тяжелую минуту испытания остались с крестом в сердце, за это они положили душу (жизнь) свою, но не отреклись от истины и заповедей Христовых и пронесли истинный крест до конца.
     Все славные знаменосцы апостолы положили свои души, проходя за Господом путями Евангелия через земли язычников. Их вина была только в том, что они любили Бога, любили всех людей (даже врагов), без различия благовествуя всем Евангелие спасения.

     Среди них в начальных рядах великого строя можно увидеть первого мученика за Христа диакона церкви Иерусалима Стефана, оклеветанного и убитого камнями и многих других, на которых после его смерти обрушилось «великое гонение» от фанатичных книжников, фарисеев, саддукеев Иерусалима и Иудеи.

     Здесь же и апостол Иаков (родной брат апостола Иоанна Богослова), погибший от рук царя Ирода в Иерусалиме. Рядом апостол Павел и апостол Петр, принявшие за Господа смерть в Риме в дни жестоких преследований христиан римским императором Нероном.

     Тут же, в великом строю мы видим множество мужчин, женщин… убитых под пытками или умерщвленных зверями в Колизее, но живых вечно Иисусом Христом. Они поют в строю христианские гимны Господу вместе с их братьями и сестрами, которые избежали рук римских палачей скрываясь в катакомбах.

     Далее, в строю последователей Христовых многочисленная составляющая гонимых христиан во времена правления последующих римских императоров: Домициана (81-96 год от Рождества Христова), который не щадил христиан даже из благороднейших римских фамилий, Траяна (98-117 год от Р.Х.), Адриана (117-138 год от Р,Х,), Марка  Аврелия (161-180 год от Р.Х.), императора-философа, ни меч, ни львы которого не смогли задержать торжественное шествие слова Божьего, Септимия Севера (193-211 год от Р,Х.), Максимина (235-238 год от Р,Х,), Деция (249-251 год от Р.Х.), который захотел уничтожить всех христиан до одного, начав полномасштабное гонение на них,  Валериана (253-261 год от Р,Х,), который с еще большей жестокостью продолжил гонения своего предшественника , Диоклетиана (284-305 год от Р.Х.), возглавившего своими указами-эдиктами наиболее жестокие преследования христиан  римской империи, церковные здания при этом разрушались, Писания уничтожались… Эта эпоха породила немало мучеников, которые избрали пытки и смерть, но не исполнили антихристианские императорские эдикты принести жертву римским богам или поклониться «божественному» императору.

     Несмотря ни на какие гонения число христиан росло и к приходу к власти императора Константина (306-337 год от Р.Х.) составляло уже около 15 процентов населения империи. Император Константин прекратил все преследования христиан и уравнял их в правах с язычниками.
 
     Одним из первых действий Константина после вступления на престол было повеление: приготовить под руководством епископа Кесарии церковного историка Евсевия 50 Библий для церквей Константинополя. Это было от Господа. Так как Евсевий и его сотрудники после обширных исследований,  переписали на пергамент только те свитки, которыми повсеместно пользовалась церковь и, авторитет и богодухновенность которых не подвергались никакому сомнению. Это были те книги, которые составляют наш НОВЫЙ ЗАВЕТ.

     На Лаодикийском (363 год от Р.Х.) и Карфагенском (397 год от Р.Х.) вселенских соборах епископы единодушным решением всех церквей утвердили в Канон все 27 книг НОВОГО ЗАВЕТА.
     Древнегреческое слово «канон» означает прямую измерительную палку, которою пользовался плотник. Чтобы изделие было сделано точно, мастер отмерял каноном и лишнее обрезал. К тому времени появилось много лжеевангелий и лжепосланий, авторы которых, чтобы на них обратили внимание, подписывали их именами известных всем святых : «Евангелие от Петра, Фомы, Марии Магдалины, Никодима, Иакова, от псевдо-Матфея… и многие другие.
     Литература их называет «псевдоименными», то есть подписанными под чужим именем. Эти ложные знамена устроил сатана, чтобы сбить строй Церкви с  истинного курса. А истинный курс - это Знамена только Начальника и Совершителя веры Господа, Его Евангелия и Послания Нового Завета включенные в канон.
     Так как поддельных свитков распространилось много, то созрела острая нужда обезопасить от них церковь и были созваны те Соборы.  Канон отмерил священные книги НОВОГО ЗАВЕТА и этим «обрезал» раз и навсегда от него все рукописные книги противоречащие Христовой истине знамен НОВОГО ЗАВЕТА.

     В ответ лукавый противник Божий пошел обходным путем и скомпрометировал официальную церковь красивыми преданиями и «баснями» взятыми порою из тех же рукописей ложных евангелий и посланий.
     Эти предания и другие возникшие позже, в подражание переданному апостолами Священному Слову Божьему (святым преданиям включенным в канон книг Нового Завета), были самовольно названы "священными" и  были включены церковниками (не Господом!) в учение и практику церкви и авторитет их был уравнен или даже перевешивал авторитет истины НОВОГО ЗАВЕТА (богодухновенного святого канона апостольских преданий: евангелий и их посланий).
     Знамена – лжепреданий уводили взор обманутых ими людей, а за ним и ноги все дальше и дальше (от века до века) от знамен НОВОГО ЗАВЕТА,  Истинного  Евангельского Учения Иисуса Христа, переданного нам святыми очевидцами - апостолами и от строя Его последователей.
     Стало исполняться Господне пророчество: «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху и от истины отвратят слух и обратятся к басням». (ВТОРОЕ ПОСЛАНИЕ К ТИМОФЕЮ 4: 3 – 4).
 
     Император Константин, чтобы сделать в империи привлекательным «переход» язычников в христианство, объявил законом многие льготы только для христиан. Корысти ради, огромная масса необращенного народа стали называть себя христианами.

     Константинопольский император Феодосий (378-398 год от Р.Х.)  пошел еще дальше: он установил христианство государственной религией Римской империи и сделал членство церкви принудительным.
     Он насильственно с кровопролитием, с разрушением или переделыванием множества языческих храмов подавил и запретил всякое римское язычество и идолопоклонство. Принудительное обращение еще больше наполнило церкви невозрожденными духовно людьми, называющими себя «христианами». 
     Эти номинальные христиане внутри так и остались язычниками. Раньше они расписывали храмы сценами из римской и греческой мифологии. С таким же успехом, рвением и языческой привычкой стали они расписывать храмы сценами из Ветхого и Нового завета, а изображения римских и греческих богов, заменили изображения апостолов и известных святых людей.
     Занимая многие церковные должности, не возрожденные христиане принесли в христианство языческие понимания и «помпезные» формы поклонения Богу, приспособленные язычниками под христианство, но совершенно чуждые Евангелию (всем знаменам развевающимся впереди нашего строя). Как описывает это Г. Гелей: христианские «богослужения, которые от начала были очень простыми, превратились в тщательно разработанные, величественные, внушительные церемонии, имеющие все внешнее величие свойственное языческим храмам».
 
     Напрямую с этими событиями (отступления Церкви от Евангельского пути Христова на путь язычников) связан возникший позже в первой половине восьмого века  и длящийся более  века конфликт иконопочитания и иконоборчества. Разделилась в понимании Церковь, разделились епископы.
     А вопрос иконопочитания силовым давлением решали сменяющиеся один за другим императоры и императрицы и имеющие огромную власть римские папы. Императоры Лев Третий, Константин (его сын), Карл Великий были против иконопочитания. Императрица Ирина, Феодора, папы Григорий Второй, Григорий Третий, Адриан
за иконопочитание.
     Иконопочитание, после того как сделала в этом неудачную попытку утвердить его в 787 году императрица Ирина, восстановила в 843 году императрица Феодора. При ее непосредственном участии иконоборческого патриарха Иоанна заменили, всех епископов – иконоборцев изгнали с кафедр и с этого года иконопочитание в Византийской империи ввели в закон, как обязательное. Праздник в честь этого события назвали Торжеством Православия.
     Давайте сразу зададимся  некоторыми вопросами и поразмышляем. Неужели церковь настолько сдала свои евангельские позиции, что, в который раз, императоры вместо нее сами являются инициаторами как созыва соборов, так и их решений? Всегда ли в истории было право большинство, сила или насилие?
     А как насчет Торжества (Победы) Евангелия Христова, Святого, чистого без примесей Учения подаренного Церкви Самим Господом?
     Найдем ли мы из этого колоссального количества номинальных христиан истинных последователей Христовых движущихся на Восток? Тогда приглядитесь к строю и увидите только небольшую часть из них – искренне обращенных к Христу и Его Евангелию сердцем людей той эпохи, которые вняли словам Господа,начертанным на одном из знамен Христова строя:
     «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными…И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому, и Я приму вас; и буду вам Отцом, и вы будете моими сынами и дочерями (ВТОРОЕ ПОСЛАНИЕ К КОРИНФЯНАМ, 6 :14, 17, 18).
     Они вышли и Господь принял их под ЕГО знамена.
 
     Но, тогда, откуда взялась такая внушительная группа людей, идущая след во след за гонимыми во времена римской империи христианами? Кто же они – эти люди, гонимые злой бурей пустыни в этой огромной растянувшейся на века череде, которая тянется почти на тысячу лет окружающего их мрака, невежества, озлобленности и распущенности нравов?
     Отвечу. Это те, которые в темные века дальнейшего отступления государственной церкви от учения заповедей Христовых и святой Евангельской веры, заповеданной Своим последователям Самим Господом, стремились к восстановлению и возрождению забытых Христовых истин.
     На них, ставших под знамена Христа, дьявол устроил настоящую травлю. Но на этот раз дьявол использовал уже не силу и власть гонителей и убийц из среды язычников, римских императоров и их послушников, а употребил религиозных ревнителей «христиан», одетых в одежды «фарисейской и саддукейской показной «праведности».
     Если в «доконстантиновские» времена Церковь, следуя за Христом и Его знаменами, могла увидеть и разоблачить настоящие еретические учения, и предупредить христиан о действительных ересях таких как: законнические ереси (эбиониты, иудохристиане), которые учили, что без обрезания и соблюдения Закона Моисеева христиане не могут спастись и ереси, а, также, другие ереси, возникшие из-за влияния языческих греческих философий (гностицизм, манихейство, неоплатонизм, монархианство, арианство (еще при императоре Константине), монофизитство, монофелитство…), то в последующие за крахом империи Рима, времена официальная  на Западе и Востоке Церковь настолько далеко ушла от первоначальных оснований Христа Учителя и Его знамен, что стала обвинять уже в ересях тех христиан, которые делали смелые попытки вернуть ее на тот путь, которым прошел Наставник и Учитель Иисус Христос...


     Итак, с остротой орлиного зрения приглядимся с высоты на эту, растянувшуюся почти на тысячу лет и километров, плеяду предвестников Реформации.

     Среди многих искренно любящих Господа христиан мы увидим и павликан (7 – 9 век), и баомилов (преемников павликан), и альбигойцев (12 – 13 век), и вальденсов (12 век), глаза которых устремлены вперед на знамена НОВОГО ЗАВЕТА, подаренные знаменосцам Господом и развевающиеся в самом начале движущегося строя, а значит –  и на Господа Христа.

     Павликане подверглись жестоким преследованиям и уничтожению официальной  церковью при помощи константинопольского императора, который был сам представителем господствующей церкви. Павликане (последователи апостола Павла) понесли большой урон, но сохранились и распространились от гонений даже к западу от Евфрата и в Армении.
    «Непростительный грех» («ересь») павликан состоял в том, что они отделились от государственной церкви, свидетельствовали против ее суеверия и падения и напоминали о чистом первоначальном христианстве.

     Альбигойцы широко пользовались Священным Писанием НОВОГО ЗАВЕТА, что не одобрялось папством. Как результат просвещения Словом Господа альбигойцы старались жить благочестиво, проповедовали о моральной чистоте, против аморальности священства, поклонения святым и их изображениям.
     К 1200 году большинство населения южной Франции и Северной Италии было под их влиянием. Распространились они и в северной Испании.  Против альбигойцев папой Иннокентием 3 был организован крестовый поход. Город за городом предавался огню и мечу без разбора пола и возраста. В 1229 году была установлена инквизиция, и в течении ста лет альбигойцы были почти полностью уничтожены.

     Озаренный знаменем Христа предводитель вальденсов Петро Вальдо учил, что Библия является единственной нормой веры и жизни. Он был против незаконных захватов духовенства, распутства и расточительности, отрицал исключительное право духовенства учить Библию, отвергал обедни, молитвы за мертвых и чистилище.
     Проповеди вальденсов возбудили среди людей великое желание читать Библию. На что незамедлительно прореагировала папская инквизиция, которая никак не хотела, чтобы знамя Слова Божьего просветило простой народ, пребывающий в духовном мраке. Вальденсы были подавлены за исключением незначительной части их укрывшейся в Альпийской долине. Сейчас они являются основной протестантской организацией в Италии.

     За вальденсами следуют большой и протяженной группой малоизвестные миру люди (13 – 14 век), посвятившие свои жизни Господу. Некоторые из них идут в строю в монашеских одеждах. Это, подобно Никодиму, тайные ученики Христа из-за бытующего вокруг них жестокого преследования всякого движения живой богословской мысли.
      Среди них достаточно яркая личность не только в Англии, где он преподавал в Оксфордском университете, но и в мире. Это – Джон Уиклиф (1324 -1384 год) известный реформатор. После мрака ночи с рассветом на небосводе, появляется Венера, «звезда утренняя», возвещая всем о скором восходе Солнца, так и Уиклифа историки называют «утренней звездой Реформации» (ВТОРОЕ ПОСЛАНИЕ ПЕТРА, 1 : 19).
      С кафедры и в своих трудах Уиклиф утверждал по Писанию, что Христос, а не папа римский является главой Церкви. Он учил, что Библия, а не Церковь, является единственным авторитетом верующего, а потому и Церковь должна строиться по образу НОВОГО ЗАВЕТА, в котором знамена оставленные последователям Христа Господом.
     Чтобы подкрепить свои взгляды Уиклиф сделал Библию доступной людям на их родном языке. К 1382 году был закончен первый полный перевод НОВОГО ЗАВЕТА на английский язык.
     Уиклиф, создал группу светских проповедников лоллардов, чтобы проповедовать  евангельские идеи среди простых людей все Англии. Рим на это прореагировал и под давлением вынудил английский парламент ввести смертное наказание за евангельские проповеди лоллардов.
     Вместе с  лоллардами в строю идет  множество людей уверовавших во Христа чрез проповеди лоллардов и других проповедников Евангелия из разных стран мира, как в Западной, так и в Восточной Церкви, в том числе и на Руси, но об этом подробнее остановимся позже.

       Евангельские идеи Джона Уиклифа подхватил, будучи студентом университета Праги в Чехии, Ян Гус (1369 – 1415 год). Ректором этого же университета он преподавал, углублял и разъяснял богословские труды Уиклифа. В 1400 году стал священником известным народу за свои разоблачительные проповеди призывающие Римскую Церковь к реформации.
     Хотя живые проповеди Яна Гуса нравились даже чешской знати и он был личным духовником королевы, его по приказанию папы пригласили на собор в Констанце, как бы на диспут (он имел охранную грамоту императора), но по дороге арестовали и позже сожгли, как «еретика».
     Казнили и некоторых его учеников. Настолько народ любил Гуса, что сразу вспыхнуло восстание и война против католической церкви. Но преемники Гуса, отвергнувшие индульгенции и все обряды Римской Церкви, отсутствующие в Писании, образовали далее Моравскую Церковь, которая позднее стала одной из самых активных благовестнических церквей в истории христианства.

     Мы с вами понимаем, что эти первые трудные шаги-попытки возвратить господствующую церковь на путь Господнего учения НОВОГО ЗАВЕТА были еще далеко не совершенны, но к великой чести этих предвестников Реформации, они смогли разглядеть настоящего Главу Церкви – Иисуса Христа.
     Полюбив Господа, возжаждали познавать Его Слово, которое дало им силу презреть смертельную опасность лихолетья и решительно встать в строй под Его развевающиеся впереди ЗНАМЕНА.

     Среди идущих крестным путем Спасителя, заметна фигура монаха-доминиканца Джироламо Савонаролы (1452 – 1498 год). Он бесстрашно проповедовал многолюдству в кафедральном соборе города Флоренция в Италии, призывая к реформам в Церкви. Обличал аморальность горожан, пороки и коррупцию в папстве. Кающийся город изменился. Это коснулось даже политической структуры Флоренции. Напрасно римский папа Александр Шестой пытался остановить Саваноролу, предложив ему пост кардинала.
     Остановила Савонаролу и его ближайших сподвижников только смерть. Их повесили, а потом сожгли на центральной площади города в 1498 году – всего лишь 19 лет перед тем, как другой католический монах Мартин Лютер объявил свои 95 тезисов против отступившего от заповедей Христовых папского учения. Тезисы вызвали, воистину, духовное прозрение и духовную революцию в тогдашнем мире.

     Смерть всех перечисленных святых мучеников предвозвестивших будущую Реформацию, их пролитая кровь, как посеянное святое семя дала обильный урожай спасенных душ.
     И мы видим за ними, кажущееся абсолютно новым, движение возвращения Церкви к древней апостольской традиции, Божьей вере, на первоначальном ее основании, древнего подвига на кресте Голгофы, запечатленном на знаменах НОВОГО ЗАВЕТА ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА.

     Шествует строй Реформаторов, их многочисленных сподвижников и учеников.
Известные Реформаторы, пристально вглядывающиеся в развевающиеся далеко впереди полотнища знамен Господа – это Мартин Лютер (1483 – 1546) Германия, Ульрих Цвингли (1484 – 1531) Швейцария, Жан Кальвин (1509 – 1564) за учение Реформации был изгнан из Франции в Швейцарию, Джон Нокс  (1515 – 1572) Шотландия.

     Хотя их разумение некоторых духовных вопросов в чем-то и отличалось друг от друга, например, вопросы избрания и предопределения спасения, но они были едины в самом важном: спасение человека не обрядами, не молитвами за умерших, не индульгенциями или добрыми подвигами, а только исключительно индивидуально через искупительную голгофскую жертву Сына Божьего Иисуса Христа! Этот вывод они сделали благодаря своей опоре на непреложный авторитет Слова Божьего в Библии.
      
     Здесь же в строю и анабаптисты, возникшие в 16 веке в протестантской среде  Швейцарии, Голландии, Германии. Они утверждали на основании Слова Божьего, что и крещение с полным погружением в воду, как и спасение человек может принять только по личной вере, то есть взрослым, а не младенцем. Но их назвали «анабаптистами», то есть «перекрещенцами».
     Многие из них настаивали на полном отделении Церкви от государства и не хотели иметь ничего общего с государственными Церквями, адаптированных под мирскую волю своих кесарей и князей. Тогдашние церковные структуры, со времен императора Константина были настолько «спаяны» с государственными властями, что еще не были готовы воспринять эту заповедь отделенности оставленную Церкви Господом.
     Потекла кровь. Анабаптисты подверглись жестоким преследованиям, как в католической, так и в протестантской среде. Но чрез этих верных Христу мучеников был брошен вызов отступничеству Церквей и сделан еще один шаг в сторону знамен Господа.

     Заплатили кровью за доктринальное и практическое восстановление  Христовых истин в Церкви и бывшие католики : протестанты и реформаторы. Повсюду их объявили «еретиками», чтобы искоренить их с земли живых. С целью возвратить территории, которые стали протестантскими, испанцем Игнатием Лойолой был основан орден иезуитов.
     Его основной задачей было уничтожение ереси, а на самом деле всего того, что не согласовывалось с папским умозаключением. В абсолютном подчинении авторитарной власти римского папы, инквизиция под руководством иезуитов принялась, подобно древнему змию,  душить протестантские евангельские ростки в странах. 
      Мало того, в течении ста лет организовывались религиозные войны через правителей Испании, Австрии и Франции против германских, голландских, английских, датских, французских, богемских (Чехия) протестантов. Реформация была подавлена в южной Германии, Австрии, Богемии, Венгрии, Польше, Бельгии и во Франции. Протестанты только защищались.
     В результате только одного заговора в Варфоломеевскую ночь 24 августа 1572 года,  которая началась с убийства в Париже адмирала Колиньи, руками католиков было зарезано около семидесяти тысяч протестантов – гугенотов. Большинство оставшихся в живых под натиском иезуитов вынуждены были покинуть Францию.
     По мнению историков число мучеников папских преследований превышает число ранних христианских мучеников убитых языческим Римом.
     Но посмотрите! Как много из числа этих мучеников идет в наблюдаемом нами с высоты торжественном строю победителей! На телах они несут  настоящие язвы (а не таинственные «стигматы»), шрамы от ран, пыток и смертельных ранений за имя Господа и Его Святую Истину.
     Они живы для Господа. На их лицах мелькают всполохи от сверкающих в лучах восходящего Солнца правды знамен НОВОГО ЗАВЕТА. Они радуются, что приняли за Христа поношение, унижение, раны и многие из них смерть. Радуются, что остались верными Христу до конца. Это тоже последователи Господнего пути, Его истинного креста, для них у Господа готовы славные венцы.

     Солнце Правды показавшееся на Востоке все ярче освещает полотнища знамен НОВОГО ЗАВЕТА, ветер Духа Святого выпрямляет и делает доступными для чтения и разумения все новые богодухновенные строки расплывчато-забытых истин.
     Ведь Христос пообещал ученикам в будущем, что Дух Святой «научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА 14 : 26).
      Те люди, которых Господь удостоил разглядеть написанное на знаменах Господа, озарены откровениями Господа и лица их просвещены светом неземной радости. Они торопятся поделится этим с окружающими.

     Кого же дальше употреблял Дух Святой, чтобы расчистить Церкви первоапостольское основание?  Кто дальше стал в проломах ее стен, чтобы, подобно восстановителю Иерусалима Неемии, починить их, стройно вложить в проломы выпавшие драгоценные камни Христовых евангельских истин?

     Немецкие лютеране  Филипп Якоб Шпенер (1635 – 1705) и Август Герман Франке , изучая в группах Библию, восстановили учение Господа о благочестии и освящении каждого члена Церкви (вопреки навязанного когда-то неевангельского деления «на духовных и мирян»). Их движение получило название «Пиетизм».

     Подобное движение освящения в Англии возглавил англиканский священник Джон Весли (1703 – 1791). Который после встречи с моравскими братьями получил спасение личной верой и жизнь его сразу изменилась. Разъезжая на коне по Англии он всем без различия благовествовал о Христе, призывал к благочестивой жизни. Возникло большое пробуждение среди народа ( 23 ). Он и его последователи  на больших собраниях методично изучали Библию, поэтому их назвали методистами.

     Возникшие в 17 веке в среде англиканской церкви из-за изучения Библии пуритане (от англ. слова «бедный» - они являли образец скромности и неприхотливости)  выступили против безжизненного формализма и низкой морали Церкви. Из-за преследований многие пуритане покинули Англию.
     В Голландии они от меннонитов восприняли крещение по вере (во взрослом возрасте, как показал пример Иисус Христос). С их возвращением в 1612 году в Англии появилась первая баптистская Церковь. Хотя некоторые их понимания и совпадали с анабаптистскими, но они черпали новые откровения Христовых истин, самостоятельно углубляясь в изучение НОВОГО ЗАВЕТА.
Через них был сделан очередной шаг за Господом по проложенному Его Словом пути!

  ...Веяние живительного ветра Реформации не могло обойти стороной Русь. «Дух дышит, где хочет», возбуждая чистый смысл в людях, вновь напоминая и оживляя в умах истину, переданную когда-то Иисусом Христом апостолам и всей церкви в образец учения и церковного домостроительства.
     Чтобы язычников-славян достигло Евангелие Христово, Господь в 858 году посылает к ним миссионеров – греческих священников Кирилла и Мефодия. Они остановившись в Моравии (ныне это земли Чехии и Словакии) произвели перевод Евангелия на родной и понятный всем славянам (включая русичей) славянский язык.
     Подобно им поступали многие христианские миссионеры, целью которых было распространить спасительное Слово Божье всем народам мира, как заповедал своим ученикам Христос Господь. Миссионеры Кирилл и Мефодий у нас более известны, как «святители Руси». И они создали первую азбуку «кириллицу» и письменность лишь для того, чтобы подарить Руси письменное Евангелие – Божье Слово, и просветить ее этой Истиной.
     Таким образом, более, чем за 100 лет до крещения Руси, каждый обученный грамоте  имел возможность прочитать Евангельскую весть уверовать в Христа и спастись по вере! Но таковых было еще очень мало...

     Через 100 лет другим путем на Русь под видом Евангелия пришла Византийская западная культура, навязчиво подавляя всякую самобытность и свободную волю народов восточных славян.
     Под наслоениями византийских традиций, религиозных обрядов, форм совершенно чуждых Руси еле-еле было различимо Христово Евангелие. Политический замысел  князя Владимира Святославовича по сближению с Византией удался.
     Безграмотным людям без веры, без Евангелия был насильственно навязан обряд крещения в Днепре. Крещение с помощью русской дружины совершали греческие монахи не знающие славянского языка. Возникали ответные волнения народа и бунты. В Ростове и Муроме они продолжались даже в 12 веке.
     Как результат такого «благовестия» в сердцах и домах  не возрожденных Евангелием «крещенных» остались глиняные и деревянные идолы, которым они так и поклонялись. Настоящее благовестие спасения, заповеданное Господом уважает свободу каждой личности...

     Вспомните  поведение миссионера апостола Павла в греческих Афинах, который не трогал святыни греческих идолов и статуй, но затронул Евангельской вестью некоторые сердца. Благовествуя Евангелие другим народа, он не навязывал им иудейские традиции и обряды, был против обрезания язычников, уважая самобытность их. Он чисто проповедывал одно Евангелие с любовью к людям и это завоевывало многие сердца.

 ...Уже в это переломное для Руси время появлялись грамотные и чтящие Господа люди. Они не смотря ни на что, более других взирали на знамена НОВОГО ЗАВЕТА ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА,  которые открыли им, переведя Евангелия на их родной язык, миссионеры Кирилл и Мефодий.
    Преемники Византийского религиозного наследия и методов сразу возненавидели учеников Христовых и назвали «еретиками», чтобы возбудить неграмотный народ против них, для расправы над ними. Зато мы с вами видим в славном строю, шествующих за знаменами Господа на Восток и этих истинных учеников, святых мучеников, пострадавших и отдавших свои жизни за Христову Евангельскую веру на просторах Руси.
     Из исторических летописей до нас дошли лишь некоторые сведения об этих подвижниках смело ставших в строй за Господом на узкий путь (ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ  7 : 13-14) вопреки большинству.
     Деятельность первого русского известного нам последователя Евангелия Андреана происходила уже через 15-16 лет после крещения Руси. Никоновская летопись за 1004 год сообщает, что «того же лета митрополит Леонт посадил в темницу инока Андреана...укоряше бо сей церковные законы, и епископы, и пресвитеры, и иноки...». Летопись упоминает и  Димитра, деятельность и проповедь которого спустя 20 лет, в 1024 году тоже была широко известна.
     Есть мнение, что оба они относились к богомилам – христианскому движению, которое в то время было распространено в Болгарии и Боснии. Богомилы критиковали иерархов церкви за их отступление от Евангелия.
     А вот еще одна цитата в переводе на сегодняшний язык: «Потом в 1149 году приходит монах Мартин, родом армянин в Киевские страны и, написав там сто книжиц под именем Правда, раздает их тайным образом…Се первая к расколу дверь. Его учение некими той страны жителями и церквами принято яки истинное…».

     Далее, все более и более учеников прилагалось Господом к строю за знаменами.
В середине 14 века в русском православии возникло движение против косности, мертвого обрядоверия и бездуховности церкви. Людей возглавивших движение поворота Руси к Евангелию Христову назвали «стригольниками». Центр движения был в Новгородской республике.         
     Стригольники выступали против «симонии» - покупки за деньги церковных мест и должностей и всякого мздоимства, против пышной (неевангельской) церковной иерархии, против культа «святых посредников и поклонения иконам.
     В 1375 году в Новгороде началась расправа над стригольниками. Три их руководителя: диаконы Карп, Никита и еще один, имя которого летописец не называет, были брошены с моста в реку Волхов. Но движение возврата к первохристианству христиан-стригольников настолько возросло в дальнейшем, что летописец так описывает массовые казни стригольников в 1425 году: «Столько их утопиша, что Волхов не мог нести воды свои».
     Видимо, религиозные ревнители святой Руси сравнялись в жестокости с язычниками римскими императорами гонителями верных Господу первых христиан.
     Движение стригольников перекинулось на Псков. Как результат, в 15 веке общины евангельского направления существовали уже в Московском княжестве, в Ростове Великом, в Твери…Тверского руководителя стригольников Маркиана поддерживали тверские епископы Евфилий Вислень и Федор Добрый (оба были изгнаны).

     Далее, церковный писатель-современник Иосиф Волоцкий (1440-1515) упоминает о новом духовном движении, которое презрительно назвали «ересь жидовствующих». Он пишет, что в Новгород  приехал в 1471 году некий «Жидовик Схарий»…, который «совратил» новгородских священников Дениса и Алексея в «ересь».
     Обозвали «жидовиком» передового русского монаха Захария настоятеля Псковского Немчинова монастыря. Он и возглавил новое движение возврата к Евангелию на Руси. Взгляды «жидовствующих» очень были схожи со взглядами «стригольников». Их тоже можно назвать русскими реформаторами.
     Когда московский князь Иоанн Третий Васильевич (1440-1505) посетил Новгород, живые проповеди «жидовствующих» диаконов Дениса и Алексея произвели на него большое впечатление и он их взял с собою в Москву, где их назначили на церковные должности. Исследователь истории Владимир Франчук, так дальше описывает эти события: «…Через некоторое время в Москве появился и Захарий. Вскоре в Москве образовалась большая группа приверженцев нового учения, в том числе и те, которые бежали от гонений из других городов.
      В этой группе были думный дьяк Федор Курицин, бояре Василий Иванович Патрикеев и Семен Ряполовский, сноха Иоанна Третьего Елена Стефановна, некоторые купцы, профессиональные переписчики книг, а также архимандрит Симоновского монастыря Зосима (впоследствии митрополит)».
      Как видим среди перечисленных людей были в основном грамотные люди, «интеллигенция» тех времен, которые сами могли читать Евангелие Христово и увидеть правоту «жидовствующих» в Священном Слове Божьем.
     Этих людей тоже привлекло высоко поднятое знамя «НОВОГО ЗАВЕТА ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА». За это им, как и предшествующим до них мученикам, пришлось заплатить цену несения настоящего Христова креста страданий за веру в Его Евангелие. Блаженны они, что встали в этот протяженнейший строй за Господом. Хотя у них присутствовало еще в не малой мере несовершенство понимания всего Евангелия и некоторые ошибки учения. Эти некоторые ошибки свидетельствовали о ревностном поиске Света истины и возврата к Первоисточнику Ее - Евангелию.Первоначальный рывок из закоснелой рутины всеобщего богоотступничества к Свету без этого не обходится.

     Чтобы Христово Евангелие на Руси и в этот раз не успело пустить в сердца людей поглубже корни познания, чтобы так и осталось «тайной книгой за семью печатями», украшенной каменьями, золотом и серебром, из которой бы торжественно, по праздникам в ореоле сверкающей златом помпезности прочитывались одни и те же строки для неграмотного народа, врагом душ человеческих чрез своих срочно были приняты меры. И в 1490 году на церковном соборе «ересь жидовствующих» была официально осуждена, несмотря на заступничество митрополита Зосимы. На Руси начались казни.
     Иосиф Волоцкий, возглавлявший преследования «жидовствующих», приводя в пример испанскую инквизицию, требовал костров. И костры заполыхали. В Москве сжигали в специально построенных клетках.
     В Новгороде была казнена большая группа христиан, включая архимандрита Кассиана. Проповеднику Непрасу Рукавову перед сожжением русская  инквизиция вырвала язык. «Блаженны мертвые умирающие в Господе…».

     В этот период начало нарастать движение монахов – нестяжателей. И нестяжателям Дух Истины дал способность кое-что разглядеть в знамени НОВОГО ЗАВЕТА ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА, вернуть и применить в своей жизни. Видные их представители: игумен Троице-Сергиева монастыря Паисий Ярославов,его воспитанник Нил Сорский, Вассиан (Кириллов монастырь) и Максим Грек, игумен Артемий. Евангелие, обличавшее любостяжание, им открыло, что монахи и вся церковь не должны стяжать (присваивать) обширные земли, деревни с крепостными и другие материальные ценности. Они выступали против взяточничества и коррупции церковных иерархов (Собор 1503 года), против церковной роскоши с драгоценностями.

    Партию против нестяжателей возглавил, уже печально известный русский инквизитор Иосиф Волоцкий. Монахов последовавших за Иосифом Волоцким назвали «иосифляне» или «стяжатели». Начались преследования монахов-нестяжателей. Вассиан и Максим Грек (через компромат) были арестованы и посажены.

     Дух Истины продолжал настойчиво стучать в сердца, искать истинных поклонников, чтобы они служили  Богу в духе и истине по евангельской заповеди сказанной Иисусом Христом (ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА 4: 23-24). Монахи – нестяжатели Матвей Башкин и Феодосий Косой в середине 16 века возглавили очередное движение – попытку возвращения к Евангелию.
     Оно приобрело широкий размах и распространилось в Москве, Новгороде, Пскове, Твери, Рязанщине, Северной Двине, Заволжье… Как пишет историк А.В.Карташев, монах Феодосий Косой призывал: «к попам не приходити, молебнов не творити, свечи не приносити, иконам, кресту, мощам не поклонятися, ибо это – идолопоклонство, в пышных церковных ритуалах как измышлениях человеческих не участвовать, а поклоняться только Отцу Небесному в духе, как это совершали первые христиане». Матвей Башкин был передовым мыслителем Руси, опередившим свое время на триста лет (отмена крепостного права произойдет в 1861 году): проникнутый евангельским Учением Господа о любви ко всем людям, не подавляющей человеческое право свободы, он, будучи до монашества дворянином, отпустил своих крепостных и рабов на свободу.
     Вместо того, чтобы тщательно исследовать и сравнить пункты их учения с Евангелием и заповедями Христа и Его Апостолов – церковный собор объявил «ересью» абсолютно все. Движение просвещения народа свободой Христовой от «ноши» церковников, которые «связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плеча людям…», было подавлено  массовыми публичными наказаниями, пожизненными заключениями в «кельи-камеры» монастырей.
     От рук опричников Ивана Грозного впоследствии пострадали или были казнены все заподозренные в «ересях» церковные иерархи.  Феодосию Косому из тюрьмы монастыря помогли убежать единоверцы. Русский православный историк А.В. Карташев пишет о нем: «Это был русский протестант». А Башкин Матвей остался в заточении, где и умер...

     Патриарх Никон, взирая на Византию, решил произвести церковные реформы. Протоиерей Аввакум, имеющий много сторонников, был против. В 1667 году произошел исторический раскол церкви на Руси.
    Самодержавно-религиозная власть силой войск пыталась «вразумить» раскольников. Зачинщиков, включая протоиерея Аввакума, сожгли. Горели старообрядческие монастыри и скиты, окруженные правительственными войсками. Старообрядцы предпочитали сжечь себя сами, чем сдаться и менять веру.  Особенно долго продержался непокорный Никону Соловецкий монастырь.
     По историческим данным из нескольких сотен соловецких монахов в результате расправы соделанной царскими стрельцами  выжило 14 человек. Инквизиция изощрялась во всевозможных пытках старообрядцев. Царские законы против старообрядцев и репрессии продолжались еще двести лет. Гонимое старообрядчество распространилось.
     Вместе со старообрядческим расколом и выходом из официальной церкви внушительной части верующего населения Руси, центр потерял неограниченную власть над умами людей, подавлять их свободомыслие и силой навязывать единое обрядоверие для всего народа.
     Патриарх Никон своими реформами, не осознавая того сам, пошатнул  архаичную «незыблемость» учения некоторых отцов православной церкви на Руси, как бы оправдывая этим последующие реформы и духовные поиски истины – этой «бездны премудрости Господней». Их учение вскоре начнет подвергаться проверке на соответствие первоначальному учению отцов в Церкви: Петра, Павла, Иоанна, Матфея, Иакова... всех тех, кого учил Господь Сам лично, даровав им написать Евангелия и Послания Господня Завета.
     Опасность смерти и преследований от «христовых слуг-ревнителей» заставила людей усомниться, что эти кровожадные гонители в действительности являются слугами Христовыми. Ужасающая картина подавления православных христиан раскола отрезвила очень многих. Одобряет ли все это Христос Господь?

     Как результат этого духовного отрезвления, люди стали задумываться, размышлять, искать Господа в молитвах. Стала расти жажда познать истинную Господню волю. И тогда же – в 16 веке (совпадение не случайное) из хаоса и мрака свет воссиял:  в среде православных возникли многие христианские общины евангельского направления: «поповцы», «беспоповцы», «духоборы», «христоверы», «федосеевцы», «филипповцы», «поморцы», «духовные христиане» и другие.

   Из них наиболее близким к евангельским принципам было учение духовных христиан или духоборов, лидером которых стал очень одаренный Богом и талантливый человек, простой крестьянин Семен Уклеин. Движение духоборов стало самым известным и многочисленным. Уже в 17 веке в Тамбовской, Воронежской и Саратовской губерниях Российской Империи насчитывалось до 5000 духовных евангельских христиан.
 
      В 1775 году, вследствие изучения, Библии из среды духоборов появилось  новое для того времени движение: «молокане». Название позаимствовано из НОВОГО ЗАВЕТА ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА:  ПЕРВОГО ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛА ПЕТРА : «Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение». И возлюбили словесное молоко, и стали читать и рассуждать. Так действовало Слово Господне в народной среде! Выравнивание строя шло на ЗНАМЕНА!

     В 1857 году царским правительством лидер духовных молокан Максим Рудометкин был арестован и брошен в тюрьму монастыря на Соловецких островах в Белом море, но к этому времени, по скромным подсчетам , в Российской империи уже было до миллиона молокан, которые создавали поместные христианские общины.
     Еще в 1802 году указом императора Александра Первого духоборы из густонаселенных губерний империи (где это движение мощно росло) были переселены в необжитые степи у Азовского моря Таврической губернии. Степи стали превращаться ими в сады и нивы.
     Тогда из степных районов Приазовья молокан и духоборов начали насильно переселять еще дальше в Закавказье, включая горные места Кавказа с суровым климатом, где мало кто приживался. Но они выжили и благоустроились и там, создавая повсеместно свои общины при Господнем содействии.
     Так как движение духоборов, молокан все более возрастало, то за «нетрадиционные» религиозные взгляды власти стали притеснять их еще жестче (особенно духоборов). Чтобы сохранить свои семьи от неминуемой смерти, преследуемые за убеждения общины стали массово покидать Россию.
 
     В книге «Дух и жизнь», изданной в 1928 году в Лос-Анжелосе сохранились свидетельства духоборов гонимых на Кавказе: «…Отсутствие судебных учреждений, вся власть сосредоточена в руках православного духовенства и полицейского начальства: священник предает, а полицейский истязает…Стоило только священнику донести земскому исправнику; что такой-то или такие-то не посещают церковь православную , не едят свинину и не соблюдают церковных постов. Последний, как исполнитель закона, безотлагательно забирает таковых в свою власть и употребляет в дело плети и розги, нанося немилосердно и безжалостно удары по голому телу, где и как попало, и сколько хотелось кровожадным истязателям священникам и полиции.
     В таких бесчеловечных и зверских порках многих и очень многих засекали насмерть, других до полусмерти, а иных оставляли увечными и искалеченными, без исключения пола и возраста: мужчин и женщин, парней и девушек…».

     Русский писатель Лев Николаевич Толстой в своих письмах пишет о зверских расправах над духоборами Акалкалакского уезда в июне 1895 года. В одном только этом уезде проживало до 4000 духоборов. Из писем узнаем, что когда духоборы решили расстаться со своим личным оружием, чтобы никогда не совершить им зло или насилие людям, казаки, направленные губернскими властями, вероломно напали на безоружных.
 Мужчины, женщины, дети и старики были иссечены нагайками, некоторые истоптаны лошадьми до смерти.
     Потом казаки стали громить дома духоборов, подожгли их поля и расстреляли даже домашний скот. Духоборы вынуждены были в ужасе скрываться в горы в грузинские селения. До того, как решилась их судьба и царь разрешил им покинуть страну, они потеряли сотни своих людей. Лев Толстой отдал весь свой гонорар за роман «Воскресение», чтобы оплатить им места в пароходах. Вся эта община эмигрировала вскоре в Канаду.
 В любви к Богу и людям, в свободе и трудолюбии у них снова заколосились пшеницей поля и расцвели сады.
     Кровь и муки всех этих людей, вина которых была только в том, что они пристально вгляделись в Христовы знамена НОВОГО ЗАВЕТА и захотели встать в строй идущих и присоединиться к последователям Христовым, были не напрасны. Исследователь истории Владимир Франчук пишет:
   «Очевидная особенность христововерия, духоборчества и молоканства состоит в том, что оно подготовило сердце русского народа к живой вере, подготовило благоприятную почву для грядущего евангельского учения…

     Зарождение евангельского движения в России произошло почти одновременно независимо друг от друга в трех очагах – в Украине, в Закавказье и в Петербурге, причем на Украине оно носило название штундизма, в Закавказье оно с первых же дней называлось баптизмом, а в Петербурге «пашковщиной» или евангельским христианством…».
     Созданное в 1812 году указом царя Александра Первого ( 27 ) Российское библейское общество для перевода и печатания Библии на русский и на языки всех народов Российской империи  стимулировало это евангельское движение, этим подтверждая, что русский протестантизм это не движение запада (греческого, английского, немецкого и т.д.) извне в Россию, а прежде всего, движение самого ЕВАНГЕЛИЯ ГОСПОДА ХРИСТА внутри России.  В 1825 был издан НОВЫЙ ЗАВЕТ на русском языке. В 1867 году печаталась на доступном для народа языке уже вся Библия. Люди, читая, понимали от Духа Святого Слово Божье и вставали под знамена Господа.
     Императрица Екатерина Вторая манифестом разрешила иностранцам поселяться в империи. Немцы стали образовывать свои колонии на Украине, в России вплоть до Поволжья. В колониях было немало немцев-меннонитов, которые спасались от преследований на родине. Были также пиетисты и баптисты. Они и стали в колониях проводить богослужения и в определенное время, час («час» это по-немецки - «штунд»), на которых молились и рассуждали над Словом Божьим, изучая НОВЫЙ ЗАВЕТ. И за это, что они так любили Слово Божье, строго уделяя Ему час за часом, окружающие их прозвали «штундой», «штундистами». Местные люди, ищущие Господа, присоединились к ним в совместных общениях. И так «штундисты» распространились на Украине и России.

     Во второй половине 19 века в Санкт-Петербурге произошло евангельское пробуждение среди высших слоев русской аристократии. Евангельское Слово глубоко тронуло графиню Елизавету Черткову и она пригласила в Петербург известного проповедника Евангелия лорда Редстока. Христовой верою зажглись сердца княгини  Голицыной, княгини С.П. Ливен, княгини В.Ф Гагариной, министра путей сообщения графа А.П. Бобринского, графини Е.М. Шуваловой, графа М.М.Корфа и многих других.
     Полковник Василий Александрович Пашков, в одном из дворцов которого  проходили служения, считается основателем этой старейшей церкви евангельских христиан (1874 год). Граф Модест Корф, сподвижник Пашкова, всю жизнь бывший истовым православным, сказал однажды: «Никогда ни один священник за всю мою жизнь не сказал мне, что Кровь Иисуса Христа очищает меня от всякого греха». Корф прочитал и уразумел это на знамени Иисуса Христа и покорно встал в строй за теми, кто пошел за Христом и Его славными знаменами НОВОГО ЗАВЕТА.
     В многочисленных поместьях Пашкова, в разных губерниях стала звучать проповедь Евангелия, создаваться евангельские общины.
     Этому распространению Евангельской вести Пашков посвятил всю свою жизнь, использовал все возможности.  Вместе с графом Корфом они посещали трактиры и ночлежки, тюрьмы и тюремные больницы, где «бывали поразительные обращения среди преступников и исцеления больных по вере»,- вспоминает княгиня Софья Ливен в своей книге.
     Проявил себя социальный труд евангельских христианок женщин-аристократок — швейные мастерские для бедных женщин, ночлежка для бездомных, христианская больница. Все на благотворительные деньги уверовавших аристократов. Для работы со студентами по изучению Слова Божьего Пашков отвел один из своих дворцов на Выборгской стороне.
     В нем он организовал студенческую столовую, в которую приглашались также бедняки и бездомные. Накормленным людям дарилась духовная пища, раздавались НОВЫЕ ЗАВЕТЫ. Пашков заботился о новообразованных общинах, помогая им как духовно, так и материально: он купил земли на Дону для новых общин, а в Севастополе организовал мастерские для местных братьев-христиан, не гнушаясь того, что их там  называли «сектантами».    
     Сергей Николаевич Булгаков известный русский философ, теолог, православный священник писал об этом явлении Евангелия Божьей любви людям:
    «Россия в противоположность Англии не видала еще христианской интеллигенции, которая пыл своей души, жажду своего служения людям и крестного подвига, вложив в христианский подвиг деятелей любви, победила бы тяжелую атмосферу вражды и человеконенавистничества, в которой мы задыхаемся и в которой ничто кроме разрушения не может спориться».

     И в этом случае, как и было в истории раньше, последовала реакция сил, для которых не важен добрый плод святости, не важно исполнение Евангелия Христова в жизни людей и многое положительное – важно сохранить мертвую букву традиций, хотя и в затхлой атмосфере невежества темного народа.
     Последовали донесения царю нового обер-прокурора Синода К.П.Победоносцева: «В нынешнем году собрания у Пашкова достигли уже весьма значительных размеров, которые разрастаются еженедельно. Кроме выездов на извозчичьи дворы, Пашков раз или два в неделю отворяет великолепные залы своего дома для молитвенных собраний, на которые собираются все, кому угодно — от большого света до последнего рабочего. Залы становятся уже тесны для собраний: в прошлое воскресенье было там не менее 1500 человек всякого звания…». И в мае, созданное Пашковым для распространения книгоношами НОВЫХ ЗАВЕТОВ, БИБЛИЙ и духовных книг, «Общество поощрения духовно-нравственного чтения» было закрыто.
      В марте 1884 года Пашков и Корф организовали в Петербурге первый объединительный съезд евангельских верующих, на который прибыли делегаты из всех трех направлений русского евангельского движения: баптисты , евангельские христиане и «штундисты».
    Приглашались также меннониты, духоборы и молокане. На третий день участники были арестованы полицией и высланы. Через три месяца после этого  руководителей движения евангельских христиан полковника В.А.Пашкова и графа М,М,Корфа за христову веру навсегда изгнали из России...

       «Савл, Савл, что ты гонишь Меня?». Господь давал России, гонящей Его в лице религиозного самодержавия, последний шанс, чтобы полюбить Его живое Слово, Его евангельские принципы благочестия (которые так ярко проявили к простому народу уверовавшие в Христа аристократы). Христос желал и в Петербург принести спасение и мир с Богом и между собой людям, где во Христе все равны независимо от сословия, положения и имения, но помогают и благодетельствуют друг другу. Шанс был отвергнут. «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примите» (ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА 5:43).
    И "иной" пришел – не пришлось ждать очень долго. Вместе с ним в Петербурге произошла сметающая самодержавно-церковную власть – крестьянская революция, теми же самыми людьми, которые в не столь далеком прошлом посещали по праздникам  православные храмы.
   Революция на начальном этапе не тронула все церкви евангельского направления, которые итак столько претерпели от религиозного самодержавия.
     Движение евангельских христиан, евангельских христиан – баптистов, несмотря на аресты, ссылки и каторги, продолжало распространяться еще до революции по всей  стране через верных служителей Евангелия И.В.Каргеля, Д.И. Мазаева, И.А.Галяева, И.С.Проханова и многих других. После революции это движение вспыхнуло с новой силой...

  ...Люди просвещались – тьма неверия, обрядоверия, религиозного невежества, суеверия стала отступать. Солнце Правды показалось выше на горизонте, рассеивая лучами всякую темноту. С высоты нашего полета заметно, что строй идущих на Восток заметно пополнился в этот период людьми России, которые, пренебрегая унижения и притеснения со стороны тьмы, пошли за Учителем Господом Иисусом Христом. Впереди строя развиваются знамена НОВОГО ЗАВЕТА.
      План Божий восстановления Церкви в соответствии с Первоисточником Истины и  первоапостольским образцом продолжает последовательно осуществляться Господом.
«Намерение Твое не может быть остановлено» - наконец-то понял Иов (КНИГА ИОВА, 42 гл., 2ст.) 
     Одна за другой, в столетие за столетием в Церковь возвращаются утраченные, позабытые или вытесненные человеческими обрядами и преданиями Христовы истины. Дух Святой спасительной благодатью уже оросил живые нивы Церкви, но для того чтобы Церковь достигла премудрой зрелости и явила миру Божью любовь и святость ей нужна первоапостольская полнота Духа. Духа силы, любви и целомудрия, Духа премудрости и откровения.  И Бог послал Церквям обильный дождь благодати не только в Россию, но и по всем широтам земли.
   "...но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать.(ДЕЯНИЯ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ 2 гл.16-18 ст.)
   Сначала 120, затем 5000, 3000 человек и больше , как написано в ДЕЯНИЯХ пережили ранний дождь Огня Пятидесятницы в Иерусалиме.
      И на рубеже 19 и 20 веков в разных странах Господь начал обильный поздний дождь Пятидесятницы (Духа Святого), освящая и готовя всю мировую Церковь к восхищению в Святые Небеса.
 
     И в среде духоборов, молокан (с 1833 года, Таврическая губерния (Крым), и в среде пресвитериан Армении (с 1880 года, Кара – Кала), и в среде баптистов (в горах Кемп-Крик, Тенесси, США, 1896 год), и в среде кальвинистов-методистов шахтеров (1904 год, Англия, Уэльс, Эван Робертс), и в среде методистов (1900 год, Канзас-сити, Чарлз Ф. Пархам и 1905 год Лос-Анджелос, Калифорния США, В. Дж. Сеймур), и в среде миссионерского общества Индии (1905-1906 год)… И это не полный перечень. Во всех этих местах происходили совсем независимые друг от друга излияния позднего дождя Пятидесятницы, крещение Духом Святым со знамением говорения на иных языках, как и обещал Господь.

     Искры этого Божьего Огня разлетались по планете, разжигая чрез посланников Христовых все новые и новые очаги движения святости и пробуждений. К нашим Скандинавским соседям в 1906 году Огонь Пятидесятницы принес норвежский методистский проповедник Томас Баррат. Посетивший его баптистский проповедник Леви Петрус, пережив Пятидесятницу в своей жизни, стал основателем этого движения у себя в Швеции в 1910 году.
      В Россию движение Пятидесятницы (Духа Святого) пришло и распространилось через три независимых направления: Северное –  из Финляндии (Хельсинки)  в Выборг, Петроград, служение евангельских христиан А.И. Иванова и Н.П. Смородина (1913 – 1916  год); Западное – из Польши (служитель Густав Шмидт, г. Данциг) в Белоруссию и Западную Украину (с 1928 года); Южное – через выходца из православной, а затем  и баптистской среды уральского казака Ивана Ефимовича Воронаева и Василия Романовича Колтовича , которые еще до революции оказались на территории США,чтобы стать там посланниками Славной Пятидесятницы Господней и с этим огнем прибыть в Болгарию, а затем и в Одессу в 1921 году во время голода и разрухи с огромным риском для своих семей с детьми. Через их пламенное  служение, похожее на первоапостольское, сопровождаемое знамениями, исцелениями, чудесами от Духа Святого возникло  много Церквей начиная с Украины,  России и по всей земле бывшего СССР.

     Во время репрессий против верующих в 20 – 30-е годы 20 века в СССР многие видные христианские деятели были брошены в тюрьмы или расстреляны. Погиб в лагерях и Иван Ефимович Воронаев. С высоты полета мы видим, что они живы и следуют в славном строю подвижников веры. Святые и возлюбленные Господом, потому что возлюбили знамена Его, положивши мученически души свои под алтарь Божий..

     Далее возглавили движение Евангелия в Духе Святом те, кому пришлось тоже заплатить цену за верность Господу и чистоту Его учения, вот некоторые из многих: Бидаш Афанасий Иванович (30 лет в лагерях за веру), Белых Виктор Иванович (25 лет в лагерях за веру). Левчук Иван Антонович (был приговорен к расстрелу, но провел в узах 23 года), Федотов Иван Петрович (18 лет лагерей), Егоренков Павел Степанович (дважды был приговорен к расстрелу, отбыл немалый срок в лагерях) и другие. Прославленные епископы братства, подобно епископам древности  в эпоху зверств Рима, выстояли до конца.

    В конце семидесятых Огонь Духа Святого через Иерусалим перекинулся в Финляндию, оттуда в Эстонию. Господь совершал чудесные исцеления в церкви Оливисте ( 29 ). Услышав это, народ хлынул туда со всех пределов СССР. Возникло сильное давление КГБ. Пробуждение спустя 4 года утихло.

     Но независимо от этого, излияние Духа Святого в СССР, начавшееся после революции, продолжалось и способствовало восстановлению утраченных истин первоапостольского вероучения Церкви касающихся освящения и даров Духа
Святого. Дух Истины, напоминая всякую Истину (ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА 14 : 26), стал заострять зрение идущих, чтобы знамена НОВОГО ЗАВЕТА направляющие весь строй  воссияли в первозданной красоте Христовой чистоты и святости богодухновенного понимания Истины.
     Поздний дождь Духа Святого продолжается сегодня с нарастающей силой во многих странах мира, включая и Россию ( 30 ). Церкви освящаются. Дух Святой, наполняя людей, делает их здравыми в делах, в помышлениях и поступках. Он наполняет их прощением и любовью Божьей даже к врагам.

     Дух Святой обновляет жизнь верующего, чтобы она все больше напоминала жизнь Спасителя, который и дал всем в том пример. Но главная цель движения излияния Духа Позднего Дождя Пятидесятницы, осталась та же самая как та, что была при Ранней Пятидесятнице, которая вся запечатлена на страницах ДЕЯНИЙ. Эта цель – спасти как можно больше людей от власти тьмы, греха и погибели вечной.
     В настоящее время более 20 процентов всех христиан относится к движению Пятидесятницы (Троицы) или пятидесятническому движению – это более 500 миллионов человек. Немалое количество  из них встали под знамена НОВОГО ЗАВЕТА и, строго взирая только на знамена, шествуют узким Христовым путем, не уклоняясь ни налево, ни на право ( 31 )...


 

 ...Итак, мы облетели с вами весь огромный живой строй веков, который движется на Восход и продолжает пополняться все новыми и новыми людьми, жадно вглядывающимися в знамена НОВОГО ЗАВЕТА ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА.
     Нежный аромат цветущих садов, душистых роз, пионов, магнолий…и, вообще, никакой самый восхитительный земной аромат, не может даже сравниться с прекрасным запахом, исходящим от всех идущих в строю Христовом.  Благоухание, которое эти люди распространяют в своем пути называется «благоухание познания о Христе» и соответствует написанному на одном из знамен, подаренных Господом: ВТОРОЕ ПОСЛАНИЕ К КОРИНФЯНАМ  2:14-16. На этом же знамени написано, что это «Христово благоухание Богу в спасаемых и погибающих: для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь…».

     И с высоты нашего полета хорошо было видно, как некоторые встречные люди, почувствовав замечательный запах, подходят поближе, начинают смотреть на знамена  и примыкают к строю.  Большинство же идущих навстречу узкому строю широким путем людей  недовольно морщятся от благоухания, обходят строй подальше в противоположную  сторону – на запад, куда их влечет  коварная ЗАПАДНЯ врага их душ со своими знаменами, напоминающими огромные рекламы процветающей материально и комфортной жизни, зазывающие афишы достижений человеческой славы в любом жанре и политике, ослепляющие лживые обещания спасения вне Креста и вне принципов Евангелия Господа, знамена различных мировых философий и лжеучений, созданных лукавым. За ЗАПАДНЕЙ сразу внезапная ОГРОМНАЯ ПРОПАСТЬ с пламенными языками на дне...
    А Солнце Правды восходит выше и выше, от лучей его убегают тени, бежит тьма. На строй свидетелей Христовых поднимается ветер Духа с севера, веет все сильнее с юга, чтобы разнеслись людям прекрасные ароматы благоухания духовной красоты Иисуса Христа.
     Эти ароматы привлекут в строй еще очень многих. Вот слова Библии о свидетелях Божьих: «Господь даст слово: провозвестниц великое множество» (Псалом 67: 12).
«…История христианства только начинается…» (священник А. Мень) .

      
...После совместного с вами «орлиного» полета я вновь оказываюсь в «мальчишьей шеренге». Вспоминаю самое начало «семидесятых». Тогда я чуть ли не каждый год гостил на каникулах у любимых дедушки Демьяна и бабушки Полины Бакшанских в селе Крымка Первомайского района Николаевской области.

 ...Солнечное и жаркое украинское лето. А в хате, которая в несколько слоев плотно укрыта камышом и тенью от двух огромных акаций, сохраняется удивительная живительная прохлада даже в зной. Дедушка и бабушка, живущие не богато, дали мне тогда около 20 рублей (!) купить себе подарок на день рождения. Покупаю радиомагнитолу «Отдых» в местных «Культтоварах» и гибкие пластинки.
     Красный диск солнца, стремительно оседая на ночь, глаза не слепит, а завораживает своей красотой. Окружающие  сады, подворья, поля с лесопосадками, пастбища, ставки с камышами, лес с речкой окутывает вечерняя мгла. Земля еще дышит неостывшим жаром  ушедшего дня.
     Пока еще что-то видно, люди торопятся по хозяйству, а я в комфортном холодке хаты с юношеским интересом кручу ручку настроя радиоволн. Эфир наполнен различными звуками, музыкой, разноязычной речью.
     Но вот на волне радиоэфира плавно восходит щемящее душу, до глубины знакомое и, одновременно, не знакомое  совсем, утерянное всем человечеством,  нашим общими предками Адамом и Евой, пение не от мира сего…Я ничего подобного никогда не слышал -  что-то божественное. После пения слышу голос читающий Евангелие, с каким-то непонятным мне вдохновением: «…Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, [таким] будете судимы; и какою мерою мерите, [такою] и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?...».
     Снова пение. Из их слов узнаю, что это Радио Ватикана. Каждое евангельское слово необычно и торжественно. Хочется послушать еще, минут так немного, но эфир «взрывается» шумовыми сиренами. Пытаюсь «ухватить» потерянную волну, всплывает обрывок евангельской речи и опять сирены.
Делаю попытку еще и еще…
     Откуда мне юноше было тогда знать, что нам мальчишкам  неосознанно  пытающимся  «ухватить  ртом животворящий свежий воздух» истины среди «гнилых болотных испарений» лжи и безбожной пропаганды противодействует целая идеологическая империя. Мощные радиоизлучатели постановщиков помех, заглушающие радиоволны христианских радиостанций вещающих  на СССР, тоже входили в ее арсенал.
     Бабушка Полина была набожным человеком и верила по православному. При храме была певчей. Дедушка – полный атеист. Не один раз бабушка упоминала в разговоре каких-то «штундов» или «штунду». Слухи ходили разные.
     Как я узнал уже верующим, в те годы километров десять от села Крымки в Конецполе, действительно была гонимая община христиан, рожденная еще в 1913 году. В то время, когда в начале двадцатых годов Огонь Пятидесятницы в эту церковь принес Иван Ефимович Воронаев, эти места входили в Одесскую область. Христиан веры евангельской, исполненных Духа Святого и величали унизительно «штундами». И меня бабушка, почему-то, тогда в шутку назвала «как штунденя». Знала бы бабушка, что ее внук через лет тридцать станет сам «штундой», христианином веры евангельской.
     А еще позже приедет и в Крымку и в Конецполь к своим дорогим братьям и сестрам по вере в дома молитвы, где в точный час (по-немецки – «штунд»), мы вместе соберемся на славные богослужения...


 ...Размышленья из мальчишьей шеренги с полетами в прошлое далекое и близкое к настоящему достаточно затянулись. Пора возвращаться к текущим будням. Прошлое не вернешь, на нем можно учиться.

Через настоящее можно кое-что понять, почему так с тобой было в прошлом. Но через прошлое можно очень много понять, почему так происходит в настоящем в окружающем нас мире. А сейчас я приглашаю вас вернуться в качестве наблюдателя в тюремные покои. В новое и ,как бы, настоящее для вас, которое для меня стало прошлым.
    


Рецензии