Поездка на Родину. Через 63 года

Судьба даровала мне долгие годы, я родилась в начале ХХ века на Кубани, где прекрасные плодородные земли – в междуречье Большие и Средние Челбасы.
Первоначально, в конце XVIII века их обживали куренями казаки Черноморского войска, бывшие запорожцы. Земля по правую сторону от Кубани им была пожалована императрицей Екатериной II за особые заслуги в турецких войнах. По Кубани тогда проходила южная граница Российской Империи.
В 60-х годах XIX века, после окончания Кавказской войны, сюда из внутренних губерний России потекли малоземельные переселенцы в надежде обрести достаток на вольных землях.
Прочно встать на ноги быстро не удавалось, жизнь переселенцев оказалась нелегкой, а местное казачество настороженно, а порой и враждебно относилось к «пришлым», потому они нередко селились отдельно от станиц.
Такие поселения получали в народе особые прозвища: моя будущая родная станица Челбасская называлась Дурноселовкой, а свое настоящее название получила в 80-е годы XIX столетия. Здесь в 1924 году родилась и я.
Независимо от нашего желания, судьба носит нас по свету, разлучает с родным местом. Прошло много лет, но в родные места тянет, как магнитом. С моей родиной меня связывали двадцать семь лет жизни, они вместили детство, школьные годы, войну и фашистскую, оккупацию, труд во имя победы и выбор профессии.
Кто знает, если бы не судьба и обстоятельства личной семейной жизни, заставившие покинуть эти края, я бы осталась на своей родине, отдавая ей все, что успела обрести в жизни…
... После того, как я покинула родные кубанские степи, прошло 63 года. Все эти годы нет-нет, да и защемит сердце. Не покидали раздумья, как бы туда съездить, зайти в свою школу в станице Стародеревянковской, где в 1941 году я окончила десять классов. Хотелось кого-то из нашего десятого встретить, найти тот дом, в котором пережиты война и оккупация.
Мне хотелось побывать в местах, где вся наша семья из пяти человек с моими родителями-педагогами ездила по степным хуторам, открывая школы. В этих хуторах мы жили по два-три года, учились и взрослели.
Совхоз № 4 «Кубанская степь», хутор «Сухие Челбассы», хутор «Мигуты» - адреса моего детства и школьных лет.
И вот 12 марта 2014 года, накануне своего девяностолетия, осознавая всю сложность поездки, я все же приняла решение, и в темную туманную ночь отправилась в родные края.
Дорога предстояла длинная, около трехсот километров в один конец. Над степью лежал густой туман, всю дорогу о стекла нашей легковушки хлестал дождь, потом пошел снег и все придорожные лесные полосы, обочины дороги и степное пространство покрывала белая пелена.
Мой водитель, младший сын, заглядывал в карту Краснодарского края, которую я припасла, помогал нам и навигатор.
В девять утра мы въехали в станицу Стародеревянковскую, как раз на ту дорогу, которая в далекие сороковые годы называлась профилем – дорога из Ростова на Краснодар.
Короткий участок от въезда до первого моста, который мы в войну охраняли, узнать было трудно. Я не увидела того углового дома на перекрестке двух улиц, в котором мы переживали годы войны ...
Вся станица лежала по правую сторону от въезда. Меня тянуло в свою школу. На прежнем месте ее уже не было. После войны она переселилась в центр станицы, недалеко от административного здания.
Нашли улицу, где когда-то был клуб. Почти рядом – школа.
Спокойно и радостно переступила порог.
Показала охраннику паспорт. Через пять шагов на стене, с левой стороны, увидела стенд: мои одноклассники. Наш 10-й класс – первый выпуск школы в 1941 году. Там и портрет молоденькой девушки с надписью – «Панасенко Клара». Это я.
Рядом со стендом – особо портрет моего одноклассника Виктора Данильченко, и золотая звезда Героя Советского Союза. Интуиция подсказала – его нет… Увидев все это, запричитала …
После войны почти все мы разъехались, связь была утрачена и о судьбе Виктора я ничего не знала. Толя Колесников, с которым я сидела за одной партой три года, которого я обещала ждать, с войны не вернулся. Числится до сих пор, как без вести пропавший под Москвой. Андрей Таран с фронта пришел без руки, женился на однокласснице Лиде Штепе, потом они жили в Краснодаре. Федя Шевченко вернулся в станицу. Виктор же был родом из хутора Многопольного, туда и шли вести о нем.
Я, расплакавшаяся, стояла у стенда недолго. Неожиданно из класса-музея вышла проводившая урок со старшеклассниками заместитель директора по воспитательной работе Елена Викторовна Сушич. Обрадованная и удивленная, она обхватила меня, и, успокаивая, привела в класс. За партами сидели девятиклассники, все, как один, в школьной форме.
– У нас в гостях бывшая ученица десятого класса, выпуска 1941 года. Она училась вместе с Виктором Ивановичем Данильченко, имя которого носит наша школа, – представила Елена Викторовна меня детям.
Ребята встали, я их поприветствовала. С чего же начать, что рассказать этим ребятам?.. Беседа длилась не более получаса. Я вспоминала свои школьные годы, насыщенные не только учебой, но и участием в различных кружках, рассказывала, каким был дружным наш десятый, о выпускном вечере, который проходил 21 июня 1941 года, и о начавшейся наутро войне.
Тогда почти все мальчишки нашего класса были мобилизованы военкоматом, добровольцем ушел на фронт и директор школы Иван Степанович Турьянский.
Мне начали задавать вопросы о Викторе Данильченко, Герое Советского Союза:
– Расскажите, каким был Виктор Иванович?
Каким? Я задумалась. Потом ответила:
– Как в песне, помните – «Каким он парнем был?»… Обычный школьник, как и вы. Учился. Дружил, жил активной жизнью школы. Занимался спортом. Из-за своего высокого роста Витя сидел на последней парте…
Беседа еще продолжалась, в классе вошли молодой человек и девушка с какой-то аппаратурой. Оказалось, что из районного центра, станицы Каневской, прибыло местное телевидение.
Райцентр тут рядом, всего в трех километрах от Стародеревянковской.
Сработали оперативно. Мне не дали опомниться и вот – интервью. Было понятно, что из выпуска того 1941-го осталась только я.
Для школы это было находкой. Меня буквально «показывали» не только старшим классам, но и детям третьих и четвертых.
Если со старшеклассниками я беседовала и рассказывала им о школе, о классе, о Викторе Ивановиче (так они называли моего одноклассника Витю Данильченко), младшим меня представляли и говорили, что я училась в одном классе с Героем Советского Союза Виктором Ивановичем Данильченко.
Младших приветствовала, желала им быть смелыми, дружными, сильными физически и духом. Учиться, учиться и учиться. Дружить и быть хорошими добрыми людьми.
Старшеклассникам напомнила, как в 1941 году на исходе учебного года, еще в мае, мы не думали о войне, были беспечными, мечтали о своем будущем, о специальности, которую приобретем. И вдруг война... Тогда никто из нас не знал, что будет завтра и в ближайшем будущем.
Я невольно напомнила ребятам о последних событиях на Украине, где пытаются разжечь вражду между людьми и затевают новую войну, а на этой земле пролито столько людской крови…
Я пожелала ребятам успехов, быть примером для других, любить свой край и нашу Родину.
– Вы знаете, ребята, что такое Родина? – спросила я. И тут же продолжила:
– Это и зов души, постоянное стремление к тому месту, где ты родился и жил, и неважно, сколько лет. Ее, эту родину, даже через много-много лет хочется повидать и отыскать свой старый дом, посетить последний приют предков. В этой земле лежит и мой дед… И такое случилось со мной. И будет с каждым обязательно...
Через много лет я затосковала по своей родине – Каневском районе, станице Челбасской, где родилась, станице Стародеревянковской, где жила, училась и пережила войну.
Однажды эти чувства нахлынули и я сочинила стихотворение «Родина». Его я прочла ребятам:
В середине двадцатого века,
Тогда я была еще юная,
Судьба нарекла человека
И жизнь моя так обернулась.
     Пришлось мне покинуть родину:
     Любимый совхоз, Каневскую,
     Деревню мою старую,
     Станицу родную – Челбасскую.
Там были дороги длинные.
По ним я ходила в поле.
Цветы полевые дурманили
И не было лучшей воли.
     В глазах отражались степи
     Родимой  моей Кубани.
     Встречался горошек, а маки
     Головки свои  наклоняли…
Там в речках лягушки квакали,
По утрам петухи кукарекали,
В курятнике куры кудахтали,
Собаки, проснувшись, лаяли.
     В станицу мою кубанскую
     Весной скворцы прилетали,
     В  скворечниках гнезда вили
     И  пару   себе подбирали.
Я слушать их песни любила.
Мотивы меня чаровали.
Их песни красиво звенели.
И в душу навечно запали.
     Ах, если бы можно было
     Вернуться туда снова?
     Тогда бы так сердце не ныло,
     Увидев родное поле.
Такая была моя родина
И ею  я наслаждалась.
Моя деревенька старая
Станица моя Каневская.

Конечно, старшеклассники одарили меня аплодисментами. А я продолжила о Викторе Ивановиче Данильченко. О Вите…
– Бывало скажешь: «Вить, ну помоги эту химию выучить. Я ее не понимаю! Сегодня же спросит учитель…» И он тут же откликнется, и все растолкует на понятном языке. .
Класс наш был дружным, «троешников» не было, а «двоешников» – и подавно.
Мы помогали друг другу в учебе, подтягивали тех, кто слабее. Как в семье. Разнообразная школьная жизнь увлекала каждого: спорт, походы, кроссы, соревнования, участие в художественной самодеятельности. В те годы определенные классы тренировались и сдавали нормы на значки БГТО и ГТО. БГТО – это «Будь готов к труду и обороне!» ГТО – «Готов к труду и обороне!».
Тогда в нашем классе учились ребята-переростки, они были старше девочек года на два. Мы считали их взрослыми, прислушивались к их мнению.
Все время неожиданной школьной телесъемки за мной неотступно следовал молодой человек с аппаратурой. В холле, рядом со стендом нашего выпуска 41-го, состоялось интервью – девушка-журналистка предложила мне ответить на несколько вопросов.
В конце встречи в школе Елена Викторовна Сушич подарила мне прекрасную книгу об историческом прошлом Каневского района авторов В.А. Макухина и С.А. Серкова «История места». В книге в списках погибших и без вести пропавших я нашла фамилию Толи Колесникова, его отца Поликарпа и моего двоюродного брата Анатолия Панасенко, тоже без вести пропавшего.
… Поездка на родину оставила большой след и сожаление о том, что нет возврата тому, что было, что жизнь многих из нас, как под чью-то диктовку, истрачена не по назначению.
А жаль, что так мало осталось…
В районной станице Каневской я побывала в военкомате, где во время войны работала, в районном архиве. Там тоже мне подарили несколько книг о районе. Особенно захватывает книга «Каневчане». В ней все хутора и станицы, их история, начиная с 17-го века. Каневчане приветливые и добрые люди.
В этот же день, после четырех часов пополудни, мы покинули Каневскую, взяв курс на мою родную станицу Челбасскую. Оттуда на Ленинградскую, Крапоткин, недалеко и край Ставропольский.
По этой дороге я ездила только в детстве. Теперь, обрамленная с обеих сторон высотными ровными деревьями она, тридцатикилометровая, казалась мне красивой и чистой, осталась позади меня ...
День оказался теплым и светлым. По обе стороны дороги за деревьями виднелись большие квадраты полей, некоторые чернели вспаханной землей, другие зеленели дружными всходами озимой пшеницы.
Побывав на родной Кубани, я будто напилась из холодного чистого родника и успокоилась…
На следующий день, после возвращения домой, позвонила на телестудию в Каневскую, поинтересовалась, получилась ли съемка, где меня сделали главным героем, хотя я особых подвигов не совершала. Мне ответили, что эта неожиданная встреча оказалась такой нужной детям, этому современному поколению. Это была встреча с теми, кто когда-то был рядом, знал и учился с таким героем, как Виктор Иванович Данильченко. Его имя школа носит 59 лет.
Это встреча протянула зримую нить с поколением героев, которых ребята словно увидели наяву…


ИЗ НАГРАДНЫХ ДОКУМЕНТОВ В.И. ДАНИЛЬЧЕНКО


Мой одноклассник Виктор Данильченко за храбрость и мужество посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.
В боях за освобождение Севастополя 12 мая 1944 года был смертельно ранен.
Виктор Иванович Данильченко родился 1922 году в крестьянской семье в станице Александровской (хутор Многопольный) Каневского района.
В 1941 году, окончив 10 классов, был призван на второй день войны.
В 1942 году он окончил Буйнакское пехотное училище, а с августа 1943 года – на Северо-Кавказском фронте – командир пулеметной стрелковой роты 100-го горно- стрелкового полка 83-й Горно-стрелковой дивизии. Считаю своим долгом ознакомить читателей с подвигами моего школьного товарища Виктора Данильченко, о которых я узнала из наградных документов.
***
Свою первую награду – орден Красной Звезды - Виктор Данильченко получил в октябре 1943 года. Из Наградного листа от 19 сентября 1943 года известно, что лейтенант Виктор Данильченко «отлично организовал поддержку наступления стрелковых рот во время прорыва немецкой линии обороны на высоте 195,5 и развития дальнейшего наступления».
Руководимые им пулеметчики под сильным пулеметным и минометным огнем выдвигались вперед боевых порядков стрелков и подавили три огневые точки противника. При этом искусно организовали поддержку огнем саперов, разминировавших проходы.
К личной характеристике Виктора Данильченко при этом добавлено, что он смелый и волевой командир, всегда находится при расчетах и лично управляет их огнем.
***
Высшей награды страны – звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая звезда» В.И. Данильченко удостоен в боях при освобождении Севастополя в апреле 1944 года. Здесь он получил смертельные ранения и умер от ран 12 мая 1944 г. во фронтовом госпитале медико-санитарного батальона своей 128-й Гвардейской горно-стрелковой Туркестанской Краснознаменной дивизии.
Судя по крайним датам, Виктор Иванович был представлен к высшей награде посмертно …
В интернете, на сайте «Мемориал», нашла Именной список офицерского состава, умерших от ран в период боевых действий с 10 по 20 мая 1944 года. Здесь указана дата смерти героя – 12 мая 1944 г., место его захоронения – колхоз «Большевик» Балаклавского района (Крым, АССР).
В графе о ближайших родственниках значится его сестра – Нина Ивановна Данильченко, проживавшая в станице Александровке Каневского района Краснодарского края.
В Наградном листе от 14 мая 1944 года кратко охарактеризован подвиг героя. В нем сказано, что гвардии лейтенант Виктор Данильченко командовал пулеметным взводом 4-й стрелковой роты 319-го гвардейского горнострелкового полка 128-й Гвардейской горнострелковой дивизии Отдельной Приморской армии.
В период боев по уничтожению последних группировок немцев в Севастопольском районе сам лично со своим подразделением показал умение в руководстве боем, при этом применял военную хитрость и тактическую выучку, сочетая ее с личной храбростью и отвагой. В бою за высоту 80,0 неустанно вел огонь из своих станковых пулеметов, применяя в ночное время освещение местности ракетами. Противник, неся большие потери, вынужден был дрогнуть и откатиться назад.
Командир взвода гвардии лейтенант Данильченко сам лично с группой разведки ворвался в траншею противника, быстро подтянул станковые пулеметы и открыл уничтожающий огонь по врагу, тем самым дав возможность подразделениям полка вклиниться в отходящие колонны противника и завязать рукопашный бой. В результате было взято до 800 пленных.
Стремительными действиями обороняющийся противник был расчленен на две части. Оказавшись в безвыходном положении, немцы с направления села Омега (ныне – в черте г. Севастополя) попытались организовать контратаку силами до батальона пехоты, 6 танков и одного самоходного орудия.
Гвардии лейтенант Данильченко, увидев угрожающее положение, заменил убывшего тяжелораненого командира роты, и, будучи сам раненый в плечо, повел роту в атаку, одновременно ведя огонь приданных бронебойщиков, уничтожая танки.
Рота вступила в рукопашную схватку с противником, где сам Данильченко уничтожил гранатами и автоматным огнем до 30 гитлеровцев и пленил до 200 человек. Подавивку противника, быстрым броском ворвался на окраину села Омега и начал уничтожать противника, где был вторично тяжело ранен, имея семь пулевых ран.
Воодушевленный примером офицера-героя, личный состав роты беспощадно расправился с гарнизоном противника в селе Омега, где враг оставил большое количество боеприпасов, вооружения и транспорта…»
***
Виктор Иванович Данильченко похоронен на Братском кладбище в Севастополе, бюст героя установлен в его родном хуторе, а имя В.И. Данильченко присвоено школе № 5, что в станице Стародеревянковской Краснодарского края, где учился герой.


Рецензии
Уважаемая Клара Кирилловна, здравствуйте!
Замечательный рассказ и отрадно - нигде не проскочил стереотип навязываемый москвой (малая родина)
Мы родились на Великой, Необъятной Родине в самом лучшем в Мире Отечестве - Советский Союз!
Желаю Вам долгих лет жизни при крепком здоровье!
До новых встреч!

Александр Алексеевич Кочевник   11.12.2020 13:36     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.