Случайные встречи. Звезда советского кино

В первый год послесталинской эры я закончил школу. Мы получили свои  аттестаты зрелости, а некоторые - даже медали (в нашем классе было семь медалистов). После выпускного бала я и еще несколько ребят отправились на дачу к нашему однокласснику Васе Голикову. Это было в подмосковном поселке Внуково. Васькина бабушка угощала нас только что поспевшей клубникой, она была разных сортов, особенно вкусной была миланская – не  крупная, но очень ароматная и сладкая. Мы сидели в саду и пили какое-то кислое болгарское вино типа рислинга, его в ту пору в Москве было полно.

Внезапно за калиткой раздался собачий лай, и мы увидели овчарку и ее хозяйку – миловидную светловолосую женщину среднего роста лет тридцати. Она уверенно шла по участку, чувствовалось, что она здесь не чужая, Обнявшись с васькиной бабушкой и кивнув Ваське, она подошла к нашему столу и присела. «Налейте мне, ребята,- сказала она, -  я хочу выпить за вас, пожелать вам всем успешного поступления в институт». Вскоре симпатичная гостья попрощалась и ушла вместе со своей собакой. А ребята вечером отправились на электричке домой, и мы с Васькой остались вдвоем.

 Мы оба были золотые медалисты и оба собирались поступать в МЭИ – энергетический институт. Медалисты должны были там проходить так называемое «собеседование», но оно мало отличалось от экзаменов, надо было решать задачи по физике и математике, и, кроме того, беседовать с одним «искусствоведом в штатском». Мы с Васькой решили вместе готовиться к этому собеседованию и уже на следующий день решали задачи по математике, которые предлагались на экзаменах в МГУ, был такой знаменитый сборник задач Моденова. А еще штудировали «Физику» Ландсберга.  Когда мы одурели от занятий, Васька выгнал из гаража свой мотоцикл и мы гоняли на нем по Внукову: Васька – за рулем, я – сзади. В какой-то момент я вспомнил о вчерашней гостье и спросил о ней у Васьки. «Это наша Любочка», - сказал он, и тут я вдруг вспомнил, что васина бабушка была родной сестрой знаменитой советской кинозвезды Любови Петровны Орловой. Васька и его младшая сестра Машка приходились ей внучатыми племянниками.

В тот год Орловой было пятьдесят два года. У нее с мужем кинорежиссером Григорием Александровым тоже была дача во Внукове неподалеку. В один из дней нас пригласили на эту знаменитую дачу. Мы были только на первом этаже. Войдя в дом, человек сразу попадал в огромный квадратный холл, на его непривычно белых стенах яркими контрастными пятнами выделялись картины, пестрые ткани, экзотические маски. Я раньше никогда не видел такого. Это были зримые следы  американского турне Александрова.

После собеседования наши пути с Васькой разошлись. Мы оба поступали на факультет электровакуумной техники. Но выяснилось, что из всех десяти факультетов МЭИ именно этот факультет (и еще один – радиотехнический) для таких « инвалидов пятой группы», как я, был закрыт. Поэтому мне пришлось поступить на другой факультет и стать строителем-гидротехником. И вышло так, что впоследствии моя инженерная работа повторила специальности моих предков. А Вася без проблем поступил, куда хотел. Закончив курс, он остался на кафедре и всю жизнь проработал в МЭИ.

А много лет спустя, уже после смерти Любови Орловой, васькина сестра Машка, с которой мы дружили (вообще-то официально она не Машка, а Нонна Юрьевна Голикова, в их семье всех женщин традиционно называли этим именем, так что и маму, и бабушку тоже звали Нонна) делала на радио передачу о своей знаменитой родственнице. И она попросила меня помочь ей: привести на эту звукозапись еще одну знаменитую женщину - Рину Зеленую, которая вместе с Орловой снималась в фильмах «Весна», «Встреча на Эльбе».  У меня в то время был «Запорожец», иномарками наши люди тогда не были избалованы. Дело было зимой. Я заехал за Риной (Екатериной) Васильевной, она ожидала меня перед домом на Смоленском бульваре. Задание было выполнено без проблем и даже с некоторым удовольствием, поскольку моя пассажирка, уже совсем не молодая, была очень живым и остроумным собеседником. А потом Машка мне рассказала, что Рина, вспоминая о съемках, пыталась рассказать больше о себе, чем об Орловой, и что тут вообще чувствовалась определенная ревность. Но когда Машка, пытаясь вернуть разговор в нужное русло, спросила о роли Любови Орловой, Рина Зеленая сказала вполне определенно: она была звезда! Что такое звезда?  Это стар! Суперстар!

А совсем недавно в издательстве «Молодая гвардия» в серии ЖЗЛ  вышла из печати книга «Любовь Орлова», автор – Нонна Голикова.


Рецензии