Бабушкина елка

Моей бабушке О.В.Овечкиной-Кучеренко посвящается

С раннего детства, сколько  себя помню,  слово «Рождество»  для меня означало что-то праздничное и волшебное- небольшая елочка, украшенная самодельными бусами,  орешками в блестящей фольге, конфетами и свечами в чудом сохраненных бабушкой еще дореволюционных прищепках- подсвечниках;  морозный узор на оконном стекле, принесенные из почтового ящика кем- то из взрослых яркие  поздравительные открытки…    Взяв с меня «честное слово» никому об этом не рассказывать,  потеплее одевшись,  мы с бабушкой шли на старое кладбище в единственную действующую церковь Всех Святых. А еще мы обязательно гуляли по зимнему Таганрогу, часто останавливаясь у старинных или просто старых домов, с которыми  бабушку  связывали какие- то   воспоминания.
В шестидесятые (наверное, и раньше, просто меня еще тогда не было на свете) с наступлением морозов на стадионе  «Динамо»,  что сейчас смотрит на торговые ряды и памятник Чехову, заливался каток, играла музыка, и я белой завистью завидовала раскрасневшимся на морозе конькобежцам.  А рядом со стадионом стояло красивое трехэтажное здание с колоннами на фасаде второго этажа и зубчиками на третьем. Одна из двух дубовых дверей была  заколочена, а в другую однажды после долгого раздумья мы вошли - бабушка, а за ней я. Медленно поднялись  по  старинной лестнице на второй этаж- и у меня захватило дух: в середине здания между вторым и третьим этажами потолок отсутствовал и пронизанное солнечным светом пространство уходило ввысь.  Мимо нас пробегали студенты,  удивленно поглядывая на пожилую женщину и девочку лет семи, зачем-то оказавши-мися в здании института… 
…Старшую дочь  служащего Азово-Донского банка  при ее крещении   в Митрофаниевской церкви  нарекли Ольгой, но почему-то с раннего детства все ее звали  Люсей.   Жизнь  Люси  в то время складывалась  в общем- то удачно: отдельная комнатка в деревянном родительском домике, оконченная с «золотой» медалью Мариинская женская гимназия. Правда, саму медаль, стоившую 80 рублей, отец Люси  выкупить не  смог- как раз 80 рублей составляло его месячное жалованье, к тому же в семье недавно родился восьмой ребенок. Люся много читала, подрабатывала репетиторством и ожидала обещанного места в женском четырехклассном училище, а оно все не высвобождалось. Можно бы было обратиться за протекцией к родной тете, члену Попечительского Совета Мариинской гимназии Марии Петровне Фогель, но Люсе очень хотелось самостоятельности. А пока на комоде ждало своего часа свидетельство преподавателя арифметики «с отличием».  И был  в ее жизни   верный товарищ, смешной и милый толстячок Матвей Карасев, заканчивающий в этом году  Таганрогское Техническое Училище…
Чудеса в жизни случаются, а особенно- под Рождество. Место в женской прогимназии, или как ее  называли в Таганроге, женском четырехклассном училище, освободилось в конце  1908года, и сразу после Рождества Люсе предстояло приступить к обязанностям «классной дамы» в старшем, выпускном классе. Сегодня она знакомилась со своими обязанностями, а потом долго любовалась из окна третьего этажа и куполами Митро-фаниевской  церкви, и таким знакомым и родным краснокирпичным зданием  Мариинской гимназии.  А  еще  предстоит сказочный вечер у  елки, такой огромной и нарядной.  Люся видела, как трудились работники, устанавливая ее на втором этаже, а макушка ели  почти касалась потолка третьего этажа. Дело в том, что здание четырехклассного училища было красивым  и необычным и снаружи, и внутри. Между вторым и третьим этажами в части здания отсутствовал потолок, и красавица- ель высотой в два этажа обещала, что праздник удастся на славу.
…Праздник  удался. Играл приглашенный оркестр, кружились в танце преподаватели и гости.  А у выхода  Люсю ожидал запорошенный снегом, словно сказочный снеговичек,  верный друг Матвей.
И вот по прошествии почти полувека далекая  Люсина юность напом-нила о себе ,высветлив в памяти только хорошее,  на время отбросив прочь  череду утрат родных и близких, войны, болезни, голод. Короткий миг в долгой и нелегкой жизни…
Прошло еще полвека. Давно уже ушла в мир иной  Люся, Ольга Владимировна, моя бабушка.  В начале семидесятых снесено признанное аварийным   здание, где она когда-то работала.   В 1932году была закрыта, а четырьмя годами позже снесена Митрофаниевская церковь-на ее месте на территории рынка  был построен молочный павильон. И только здание Мариинской гимназии сохранило свой первоначальный облик.
…И снова Рождество. На домашней елочке горят огни. Искрится снег на ветвях деревьев за окном. А легкая грусть пришла и осталась со мной. Наверное, до следующего Рождества…


Рецензии
Ольга, печальное, светлое, доброе повествование Ваше!
По душе пришлось!
Трогательно!
С уважением, С.Т.!

Пожалуйста, послушайте мою песню "Письмо маме"
Ссылка в Ютубе: письмо маме 1 - you tube
Там на фото пожилая женщина в платке.

Тёплый Сергей   19.04.2023 23:11     Заявить о нарушении
Спасибо большое за отзыв!Почему-то не сумела попасть к вам на you tube. попробую еще. Всех Вам благ!

Ольга Кучеренко 2   12.03.2024 16:52   Заявить о нарушении
Ольга, спасибо Вам...
Песня на канале жены Svetlana Teplaia
Композитор-исполнитель профессиональный музыкант Николай Шершень...
Может эти имена Вас отпугнули, мои только слова...
Всех Вам благ...

Тёплый Сергей   12.03.2024 17:08   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.