Калифорния. Празднование Рождества

               

Жители Калифорнии повсеместно празднуют Рождество Христово 25 декабря, причём празднуют его не только католики и протестанты, но и представители других конфессий.  Для всех людей этот праздник является самым любимым и долгожданным. Уже с начала декабря многие жители начинают украшать свои дома и деревья на участках перед домами гирляндами из разноцветных лампочек, а также устанавливать на них фигурки Санта Клауса и северных оленей, которые  привозят его из северных широт. Соседи-друзья моей дочери, китайцы по национальности, тоже наряжают ёлку, хотя и не рассматривают этот праздник как религиозный.

Уже несколько лет я наблюдаю праздничную рождественскую красоту в двух городках Западного побережья Соединённых Штатов – Карпинтерии и Камарилло. Эти в любое время очаровательные городки в Рождественские дни превращаются в настоящую сказку, особенно когда наступает ночь, и зажигаются тысячи маленьких разноцветных огоньков. Во многих местах здесь можно увидеть композиции на библейские темы - миниатюрные фигурки Марии и Иосифа, а рядом с ними – лежащего в колыбели младенца Иисуса.

В американской рождественской традиции нет всеми любимой на Руси Снегурочки. Здесь заметную роль играет Щелкунчик, добрый друг всех детей, знакомый им по одноимённому балету на музыку Петра Ильича Чайковского “Щелкунчик” и сказке Амадея Гофмана “Щелкунчик и мышиный король”, действие в которых происходит как раз в ночь перед Рождеством. Этот сказочный герой радует людей в Рождественские праздники наряду с Санта Клаусом. Щелкунчик перед фасадами домов жителей одет в военную форму, на его голове - цилиндрический кивер с козырьком. Некоторые жители отдают предпочтение другим героям известных сказок и мультфильмов.

Повсюду установлены огромные рождественские конфеты “Карамельная трость”, имеющие вид красно-белой полосатой трости. Часто из них сооружают нечто вроде заборчика, огораживающего какую-нибудь праздничную сценку перед домом. В действительности эти праздничные конфеты чаще всего бывают мятными, но можно встретить также шоколадные и фруктовые. Привлекательные бело-красные леденцы и карамели символизируют  Мессию, поскольку, если перевернуть посох, можно увидеть латинскую заглавную букву его имени Jesus (Иисус).

Во вторую субботу декабря в Карпинтерии устраивается большой праздник: гуляния и зажигание елочных огней. Днём на улице Линден можно увидеть множество людей с колпаками на головах или одетых в красочные костюмы. У детей в руках воздушные шарики, бумажные цветы и всевозможные игрушки. На улице продаются напитки и сладости. Все улыбаются и поздравляют друг друга: “Merry Christmas!”(“С Рождеством!”).  Я разговорилась с двумя парнями-мексиканцами, приехавшими с женами и детьми разного возраста на праздник в Карпинтерию из Санта-Барбары. Они понравились мне своей раскованностью,  жизнелюбием и доброжелательностью. По моей просьбе,  взрослые и дети с искренним удовольствием сфотографировались во время этого праздничного гуляния.

К вечеру жители городка собрались на этой же улице возле фонтана с морскими котиками. Здесь, напротив магазина Vons, установили огромную елку, а по обе стороны от неё - две елочки поменьше, которые уже сверкали разноцветными огнями.  Когда начало темнеть, зрители сели на стулья у фонтана, и в половине шестого началось торжественное открытие праздника. Ведущие говорили о значении миссии Иисуса для человечества. Потом к большой елке пригласили детей, и ведущие начали отсчёт времени от 10 и ниже. При счёте “ноль” дети взмахнули руками, и огни на большой елке мгновенно зажглись. Затем к микрофону поочередно подходили певцы и исполняли поражающие красотой своих мелодий песни. Зрители дружно аплодировали каждому исполнителю.
 
Праздник подошёл к концу. Ведущий напомнил собравшимся, что вокруг них много тех, кто нуждается в помощи. Американцы всегда милосердно относятся к людям, заканчивающим свой земной путь в хосписах. И сейчас ведущий призвал присутствующих пожертвовать средства для пациентов хосписа в Санта-Барбаре.

Для меня праздник Рождества в этом году ознаменовался тем, что я, наконец-то, познакомилась с русскоговорящими людьми. Конечно, Калифорния – одно из самых замечательных мест на земле, но здесь мне всегда не хватало общения, и особенно с русскоязычными. Я знала, что многие из них живут  в Лос-Анджелесе и знала о нескольких русскоязычных семейных парах, живущих в  Вентуре, однако связи с ними у меня не было. И вот сейчас, накануне Рождества, подарком судьбы для меня явилось письмо, которое мне передала менеджер кондоминиума, в котором я жила в свой предыдущий приезд. В письме сообщалось, что русскоязычная леди может при желании позвонить по указанному в письме телефону Светлане и пообщаться с ней. У меня не возникло никаких сомнений в том, звонить ей или нет.
 
Светлана назначила мне встречу в Первой баптистской церкви, относящейся к одному из направлений христианства. В основе баптистского вероучения, давшего имя всему движению, лежит принцип добровольного и сознательного крещения по вере уже взрослых людей при наличии твёрдых христианских убеждений и отказа от греховного образа жизни. Крещение младенцев у них отвергается как не соответствующее требованиям добровольности, сознательности и веры.

Этот принцип нисколько не поколебал моих представлений о целесообразности такого подхода, поскольку я и сама склонялась к мысли, что выбор человека должен быть сознательным, а родившемуся малышу защиту должны  обеспечивать родители своими молитвами. Во всяком случае, вопрос о времени крещения для меня не являлся принципиально значимым. Значительно более важным мне казался спор между Арием и римским императором Константином, завершившийся на первом Вселенском Соборе в Никее в 325 году, о чем я узнала, переводя книгу Элизабет Клэр Профет “Падшие ангелы среди нас”. Арий был пресвитером в Александрии, положившим начало так называемым арианским спорам в христианском богословии. Он утверждал, что Иисус Христос - второе лицо Троицы - не единосущен Богу Отцу, но сотворен им. Поскольку я предпочитаю идти путём гностицизма, то мне было бы чрезвычайно интересно узнать, что в таком случае означают недвусмысленные слова Иисуса: “Отец Мой более Меня”, если христианство признаёт Иисуса Богом?
 
Итак, я с удовольствием согласилась присутствовать на воскресной  службе по случаю Рождества в баптистской церкви. Здесь я и познакомилась с тремя русскоязычными парами. Света с мужем Сашей и дочкой Николь приехала в Калифорнию из Латвии совсем недавно, всего три с половиной года назад. Татьяна с мужем Михаилом живут здесь давно,  уже двадцать один год. Михаил оказался родом из Житомира, как и моя мама, а Татьяна – из Ровно, из Западной Украины, как и мой отец, родившийся в Луцке. Третья пара – Сергей и Марина – тоже выходцы с Украины. Сергей – профессиональный богослов и читает проповеди не только в баптистской церкви в Карпинтерии, но и в других городах Соединённых Штатов. Тоненькая, изящная Марина – мастер спорта по спортивной гимнастике, работает здесь тренером. Их старший сын Сергей, а также Михаил играют на ударных инструментах в церковном ансамбле, а девочки Николь и Маргарита – дочери моих новых знакомых - прекрасно поют, исполняя духовные песни и гимны. Муж Светланы, как и другие прихожане, на добровольных началах помогает пастору при проведении богослужений. Все три исключительно приветливые и отзывчивые семьи живут в Санта-Барбаре и регулярно приезжают на службы в Карпинтерию. Будучи людьми искренне верующими, они объединились вокруг баптистской церкви, являющейся также центром притяжения русскоговорящих людей, жаждущих общения на родном языке.

Перед началом службы всем прихожанам раздали свечи. С приветственным словом к собравшимся обратился Пастор Джо. Он поразил меня своей внешностью - современный человек, подтянутый, гладко выбритый, без намёка на какие-либо излишества в фигуре. На понятном для всех языке он говорил о том, почему все мы нуждаемся в водительстве Иисуса, и постоянно цитировал стихи из Библии.  Во время службы прозвучало много прекрасных песен, которые исполнял вокальный ансамбль, а прихожане подпевали ему.
 
        Самым запомнившимся мне моментом явился, несомненно, обряд зажигания свечей. Пастор пригласил присутствующих встать со своих мест и образовать большой круг, который замыкался у алтаря. В зале был потушен свет. Потом пастор зажёг большую свечу и подошёл к прихожанину, стоявшему с левой стороны от алтаря, и своей свечой зажёг его свечу. В свою очередь, этот прихожанин зажёг свечу стоявшего рядом с ним человека. И так далее по цепочке. Одновременно с этим пастор зажёг свечу  прихожанина, стоявшего справа у алтаря. Началось зажигание свечей у второго полукруга. Когда в темноте зажглись все свечи, образовав горящий круг, это зрелище вызвало во мне глубокое волнение. Этот обряд имеет большой символический смысл: как же, как мы передаём друг другу физический огонь, мы должны распространять в мире мысли и учение Христа.
   
        Другим моментом, не оставившим меня равнодушной  в дни празднования Рождества, было поздравление на песке пляжа в Карпинтерии, написанное кем-то по-русски  “С рождеством”. Я была тронута до глубины души. И в ответ тоже по-русски написала: “Спасибо”.
 
         В день собственно праздника,  25 декабря, я поехала к дочери Лиле в Камарилло. В этот день все люди дарят друг подарки, которые они накануне положили под ёлку или в большие матерчатые носки, по виду напоминающие красные сапожки, которые висят над камином. На английский “ёлка” переводится как “Christmas tree”, что дословно означает “Рождественское дерево”. Однако жители Калифорнии наряжают в своих домах и на участках перед ними не только ёлки, но также сосны,  туи и даже пальмы. Ни в один праздник, даже в свой день рождения, люди не получают столько подарков, сколько в Рождество. Утром вся семья собирается вокруг ёлки или около висящих носков, и дети вытаскивают оттуда подарки, читая в записочках, приколотых к ним, кому они предназначены.  В семье дочери эта традиция тоже соблюдается. У каждого в этот день исполняются его заветные желания. Лиля, например, хотела иметь деревянные серьги, и я привезла их, хотя найти их в Москве было трудно. А зятю я привезла книгу Бориса Акунина “Бох и шельма”, и мы смеялись, поскольку я купила книгу в ноябре 2014 года, а на внутренней стороне её обложки был обозначен год издания 2015.
 
        А потом был праздничный вечер со столом, на котором были расставлены тарелки с разными вкусными салатами и даже с бутербродами с красной икрой, купленной Лилей в так называемом “русском” магазине в Лос-Анджелесе. Так его называют потому, что его владельцами и продавцами  в нём являются русскоговорящие армяне. Когда Лиля начинает скучать по традиционно русской еде – творогу, укропу, кабачковой икре, селёдочке, икре – она отправляется в этот далеко не ближний путь. И, конечно, на столе в этот праздник стояло шампанское.

        Семья дочери не религиозна, и когда я спросила, знают ли дети, какой сегодня праздник, и кто такой Иисус, она ответила, что в школе им, конечно, рассказывали об этом, но сейчас они собрались, чтобы посидеть  всем  вместе за праздничным столом, порадоваться подаркам и просто повеселиться. Рождество – праздник религиозный, но он одинаково сплачивает людей - как верующих, так и атеистов.
 


Рецензии
Прекрасный рассказ о праздновании рождества в далёкой Калифорнии. Жизнерадостный, информативный, с эффектом присутствия. Рад что прочитал его, когда подготовка к этому ежегодному празднику в мире, судя по интернету, началась , правда, пока только в тех местах, где он празднуется с другой, отличной от православной, календарной датой, не предусматривает подарков и предваряется постом. С уважением, пожеланием здоровья и оптимизма,

Василий Заяц   04.12.2020 16:40     Заявить о нарушении
Рождество в Калифорнии является самым любимым праздником. Уже 1 декабря на улицах Камарилло я видела украшенные гирляндами огней библейские сцены перед домами, что делало город похожим на сказку. В Рождество люди дарят друг подарки, которые накануне вечером укладывают под ёлку. Пост проводится как среди православных, так и католиков. В значительно меньшей степени этого требования церкви придерживаются баптисты.
Большое Вам спасибо.
С теплом,

Алла Валько   05.12.2020 00:43   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.