Богатство

                Б О Г А Т С Т В О

Не тот богач у кого много денег, а тот - у кого много впечатлений.
Не тем богат, что есть, а тем богат, чем рад.
Не всяк Панкрат хлебом богат.
Богатство – это не яхты, не машины, не шубы, не туфли… Богатство – это живые родители, здоровые дети, надёжные друзья и крепкое плечо любящего человека.
Богатые раньше нас встали, да всё расхватали.
Богатство полюбится и ум расступится.
Деревня богата – так и город богат.
Мы любовью Родины богаты.
Уважением людей богат человек.
Человек становится богатым не от приобретения богатств, но по
мере уменьшения жадности к ним.
Богач не тот, у кого много денег, а тот, кто и на алтын сумеет
прожить.
Лучше в чести, чем в богатстве.
В этот шкаф даже моль не сможет протиснуться.
На свете самое большое богатство – это труд. (Корейская п.)
Чем меньше мы имеем, тем легче нам с ним расставаться.
Богатство и власть неизбежно соединяются.
В доме и богато и красиво, но на душе тоскливо.
Дело не богато, да сделано рогато.
Богатством скупца пользуются чужие люди.
Богатство истощается, а труд человеческий бесконечен. (Арабская п.)
Придёт беда, у богача не выпросишь ни гроша.
Хлеб – моё богатство.
Богатеют не доходом, а разумным расходом.
Где рай – скромности нет.
Кто как богат, так по себе и мерит.
Только растрачивая себя, человек становится богатым.
Богатые живут на деньги, голь - на выдумки.
Легче верблюду перейти через игольную дыру, неже да богатый придет
в небесное королевство.
Доброе имя – лучшее богатство.
Нажить махом пошло прахом.
После раздела имущества ей осталась только женская доля.
Человека будут считать богатым только тогда, если кто-то напишет о его подвигах.
Роскошь – это слабость великих людей и в этом их несчастья.
Большие богатства влекут жадных воронов.
Хочешь быть богатым – будь им.
Если хочешь быть богат – научись считать.
Пока дурака не встретит, умный не разбогатеет.
Хочешь быть богатым – будь щедрым.
Богатство – вода: пришла и ушла.
Богатство с золотом, а бедность с весельем.
Богатство родителей порча детям.
Богатством ума не купишь.
Прилежная рука творит богатство.
Никто не любит разговоров о чужом богатстве.
Не тот богат, кто много получает, а тот, кто меньше тратит.
«Богатство найдёшь в Индии, ум – в Европе, великолепие – Оттоманской империи», - гласит турецкая поговорка.
У богатого чёрт детей качает.
Не всякий богатый человек входит в элиту общества.
Недостойного человека за богатство не хвалят.
От богатства рождается пресыщение, а от пресыщения – наглость.
Богат тот, кто беден желаниями.
Кто богат, тот и свят.
Чтобы стать богатым, нужно уничтожить в себе совесть.
Рос в холе, так не годен в поле.
Богатых бездельников ещё можно понять, труднее понять бедных бездельников.
Залез в богатство, забыл и братство.
Хорошо коли в доме богатство, а согласие лучше.
Не тот богат, кто драгоценности имеет, а тот, кто ближнего обидеть не посмеет.
Богатство человека – золото души, которая добро дарить умеет.
В богатстве много друзей, в бедности нет даже родственников.



     МАМОНА – (из греческого богатство) бог богатства и наживы. У древних сирийцев – алчность, корыстолюбие.


     «Живя в богатстве и почёте, помни о тягостях бедных и униженных. Будучи молодым и сильным, помни о горестях старых и дряхлых».
                Хун Цзычэн

Богатеть надо вместе с державой, а не за её счёт.
                Генерал А. Лебедь

     Талантливый китайский народ неусыпно следует завету гениального Конфуция: «Чужие большие сокровища достаются только тем, кто умеет отстранять от сторонних глаз собственные богатства».

Богатым – нужно помогать,
А бедные подохнут сами.
             Юрий Ковалёв.

А в жизни каждый чем-нибудь богат.
               Сергей Прохоров.

Пусть богатство твоё всех сокровищ дороже,
Всё равно попадёшь на горбатое ложе;
Как ты можешь, рождённый женой, веселиться,
Если будешь землёю засыпан ты тоже?
               «Тысяча и одна ночь».

     Бойся стремления обладать вещами! Подлинное богатство человека не в вещах, а в разуме, в духовных ценностях.
                В.А. Сухомлинский  «Человек в обществе»



     Скудатин бросил окурок, придавил ботинком. Тося любил мастера даже
  теперь, и начавшийся разговор и предстоящий, очевидно, на время пути
  в электровозе волновал его, как волновала судьба Виктора Даниловича.
  Хотелось быть полезным ему, хотя Тося и не понимал принципов ("резонов"),
  которыми руководствовался их бывший мастер в своей семейной жизни. Тося
  не представлял, как можно огородить себя и свою семью от того, чем ты
  занимаешься, от своей работы. Изменить себе, изменить ребятам. За что?
  Обманывать. Добывать деньги. А что потом? Опять обманывать? Пока не ста-
  нет противно? И к чему тогда ты, вся твоя семья, вся твоя жизнь? Честное
  прошлое, которым дорожил и от которого отказался? А богатство? Оно зачем?
  Если это твой стыд и позор.
               Михаих Кошунов "Подростки"

     «Богатство – вещь, без которой можно жить счастливо. Но благосостояние – вещь, необходимая для счастья»
                Н.Г. Чернышевский

     Голому одеться - только подпоясаться. Ни роду у Алешки, ни племени.
  Именья - одни каменья, а хату и подворье еще до смерти мать пораспродала
  соседям: хату - за девять пригоршней муки, базы - за пшено, леваду
  Макарчиха купила за корчажку молока. Только и добра у Алешки - зи-
  пун отцовский да материны валенки приношенные.
            М.Шолохов "Алешкино сердце"

     - ...Да поймай я настоящего купеческого перепела, он озолотит меня.
     - Озолотит?
     - Озолотит! Буду богатый и куплю себе тульский самовар: чай буду
  пить. Вот что значит купец. Ну, так люб ли тебе мой перепел?..
             М.Пришвин "Курымушка"

     Да, здесь и воздух-то пах богатством. Что-то кисловато-пряное, с
  тленом. Светеныш жадно потянул носом.
     Как гробы, по проулкам высились дубовые лари - в каждом ухорониться
  можно, и сундуки, накрест кованные, и укладки металлические с золотом
  и серебром, церковная утварь и посуда от немцев и свеев, да в стенах
  изуделаны печуры со всяким дорогим скарбом, да с сосудами, да с много-
  ценными древними иконами в сияющих ризах, да с ларцами, изукрашенными
  персидским камением, да тут же и подголовники спальные, да подголовни-
  ки дорожные с гурмыжским жемчугом и олонецким, и золотой монетою вна-
  сыпь, да тут же всякое праздничное платье, и бархаты, и парчи, и объяри,
  и атласы, и камки, и тафты, и дороги, и киндяки, и шелки, и зендеи тру-
  бами и портищами, да ковры золотные и серебряные, да всякая бабья украса,
  да вешала и свясла с пушниною от ясачных народцев, сорочки соболей всякой
  цены, да лис, да бобров и выдр, да куниц и песцов...
     Труд земли Русской скопился здесь, чтобы после ручейками вновь растечься
  по множеству всяких государевых дел, зачинов и затей, в посольские съезды
  и подношения, на устроение городов и ратное оружие, на прокорм солдату
  и выкуп полоняников, на жалование всякому чину и на укрепу Великого Стола.
  Много золотой крови требуется державе, и она сочится из глухих безвестных
  погостов и деревенек, из яранг и стойбищ, с тысяч речных посудин и купецких
  лавок, с рыбных ловов и промышленных становий, из таежных охотничьих ла-
  базов и житных клинов, с ярмарок и торжищ. Золотая кровь беззвучно и нес-
  тихаемо должна струится по жилам Руси, чтобы не застопорило ее молодое
  сердце. Дай, Господи, укрепи державе, чтобы не терзали ее двенадцать иро-
  довых сестер, чтобы пореже приходила костлявая Невея, чтобы не схитили
  власть у кормила три родные сестрицы разрухи: неткеиха, непрядиха и рас-
  пустиха.
     Странно, когда сокровища лежат вот так, внавал, во спокое, одно к
  другому, потерявши отличку, скудный свет сальных свечей превращает весь
  скоп этот в молчаливую груду, вроде бы навсегда лишенную услады, прелестей
  и тепла рук человеческих и трепещущего его сердца. Воистину успокоилась
  тут рухлядь меховая и златокованая, и сребропозлащенная. Но если прислуша-
  ться к царской казне, то можно расслышать слитное горячее дыхание...
                Владимир Личутин "Раскол"

     А Федосья Морозова сама себе голова, коли хозяин на государевой отлучке.
  Случись что, греха не оберешься. Есть что наблюдать ей неусыпно. На широком
  дворе житницы и сушила, погреба, ледники, вонные амбары, клети да подклети,
  сенницы, конюшни, скотские дворы, поваренные избы да людские. И полно тех
  запасов в амбарах и погребицах: и рожь и солод, и пшеница, и толокно, и су-
  хари; сушатся мясо, солонина, языки, рыба; да в питейных погребах вина бочки
  да заморского питья ряды четвертей; а на погребницах сыры, и яйца, и масло,
  и сметана, и сливки, и всякий запас естомый, да капуста соленая и свежая, и
  постная икра рыбья, да рыжики, репа, квасы, меда, вода брусничная. А в кла-
  довых всякий сряд и скарб, да праздничная лопатина, да платье повседневное,
  носильное, да платье дорожное, шляпы и шляпки, вареги и ковры, попоны, вой-
  локи, мягкая рухлядь, да меховые одеяльницы и санные волчьи дохи, да мед-
  вежьи укрывальницы и оленьи совики. Да в каретном сарае сани, дровни, возки,
  развальни расписные санки, да колымаги и каптаны, да кареты от дегов и свеев.
  А в скотных дворах всякое домашнее приплодное стадо и птица. Много добра в
  господской усадьбе, но и преизлишка всего и надобно, чтобы и боярскую семью
  удоволить, и челядь (одной дворни, поди, человек четыреста будет), да частых
  гостей-пировников, да богомольщиков и путную нищенскую братию, что постится
  у Морозовых, почитай, через день да каждый день.
     И за всем наблюди, ревностный глаз положи, чтобы не расползлись, не зале-
  нивели, ибо без строгого догляда, пойдет имение вразнос, враструс, враспыл.
              Владимир Личутин "Раскол"

     ...и в протопопе Аввакуме... Стоп! Вот где точка отсчета. Страшен мне
  протопоп, ненавижу в нем протопоповщину - и тогда, когда он хлестал кнутом
  прихожан, чтобы вера их чище была, и тогда, когда своих друзей, якобы во имя
  веры, предавал, и тогда, когда злобность в нем пылала, когда главные грехи -
  гордость, помноженная на гневность, - в нем клокотали, - и близок мне унижен-
  ный и смиренный протопоп, продрогший, избитый и плачущий, любящий жену свою
  Марковну, и это протопоповское во мне живет, не дает покоя, меняя исцеляет.
     Мой разум погружается во тьму, я ликую, когда слышу его голос: "Богат я,
  потому что быбы и молока здесь много, и еще богат, потому что корабль мне
  дан ангелами, и корабль этот я буду вести по морю жизни до последних дней
  моих, до последнего часа. И пусть буря, пусть прикован я к корме корабля, и
  ветер с пургой хлещет по голому телу моему, кафтанишко изодрался весь,
  хлебца нету, миленьких деточек давно не видал, голубицу незлобивую, женушку
  Макаровну, давненько не слышал - а все равно есть самое главное - д у х -
  великий подвижнический божий дух". И я думаю: не савонарольский обманный
  дух, злобно-красноречивый, дьявольски-захватнический, а божий дух, ибо чист
  он изначально и, избавленный от суетности, способен светить всем, поведать
  истинный путь к спасению. И та грязь, в какой протопоп жил, и те муки,
  какие он перенес, так близки мне, ибо и мама моя рассуждала, как он:
  "Голубь незлобив, так как, потеряв гнездо и птенцов, не гневается, а вновь
  строит гнездо и заводит новых птенцов". Мама мне всегда говорила: "Не таи
  зла на людей. Будешь таить - пропадешь". Не объясняла мама, почему так на-
  до поступать. Да я и сам для себя установил, что злопамятность убивает в
  человеке самое лучшее, что в нем есть...
          Юрий Азаров "Печора"

     Андерсен считал свою жизнь прекрасной, но, конечно, лишь в силу детс-
  кой своей жизнерадостностности. Эта незлобивость по отношению к жизни
  обычно бывает верным признаком внутреннего богатства. Таким людям, как
  Андерсен, нет охоты расстрачивать время и силы на борьбу с житейскими
  неудачами, когда вокруг так явственно сверкает поэзия, - и нужно жить
  только в ней, жить только ею и не пропустить то мгновение, когда весна
  прикоснется губами к деревьям. Как бы хорошо никогда не думать о житейских
  невзгодах! Что они стоят по сравнению с этой благодатной, душистой,
  ослепляющей весной!
                К. Паустовский "Великий сказочник"

     Так-то оно так, а всё равно Васятка считал: в детстве он был богат. Уж никогда больше и нигде не пел так нежно чёрный дрозд, и славно так не пахли берёзовые веники, что сушились в сенях Сервизов в доме, понятно, не водилось, посуда была самая необходимая, но вся белая, крепкая, сработанная, как любая вещь, руками: на совесть и с любовью. Будь то берестяной ковшик с резьбой, бурак (берестяное ведёрко с крышкой) или старинная прялка. По прялке полукружием лепилась надпись: «Пряди, пряди пряха, пряди, не ленися, я бы рада пряла, меня в гости звала…»
     Воспоминания детства в человеческой душе – как красный угол в избе. В красный угол положено ставить иконы. Кто в детстве был богат любовью, на всю жизнь счастлив.
                Т. Кудрявцева «Возьми свой крест и иди»

Не власти ни льстивая мода,
Ни звонкая бронза наград…
Работа, природа, свобода,
Вот всё
Чему рад, чем богат.
        В. Белкин

     В самой фамилии – Мошнин – звучит богатство; мошна – большой кошелёк. Отец Прохора (отец Серафима Саровского, в миру Прохора), весь их купеческий род, был очень богат. Прекрасно понимая, что богатство есть испытание человеку – богатому легче сбиться с правильного пути, у него больше возможностей следовать пагубным страстям и соблазнам, - Мошнины были очень набожны и благочестивы. Исидор Мошнин строил новый храм во имя преподобного Сергея Радонежского, не жалея средств и пристально следя за стройкой. Не знал купец, что начатый храм придётся достраивать его вдове. Глава семьи умер, когда Прохору исполнилось всего три года. Отгоревав по мужу, вдова, Агафья Мошнина, принялась ревностно выполнять начатое мужем…
                Б. Алмазов «Любимый народом»
                (Житие Преподобного Серафима Саровского-Чудотворца)

Богатство в поте собирая
И не живя, кончает век,
Дрожит, нажиток сохраняя,
Богатый бедный человек!
А я сей страстью не страдая,
Моих сокровищ не таю,
Я Катеньку мою пою.
                Г. Р. Державин «Песенка» 1780 г.

     О богачестве человечество мечтало всегда, но во все эпохи добывали и добывались его по-разному. Кто-то за счёт своего труда, кто-то – за счёт других. Идти долгим путём не хотелось никому. Искали путей коротких. Скажем, разбогатеть можно мгновенно: что-то завоевать, украсть, найти клад, приобрести наследство, отыскать золотую жилу и т.д. Но среди таких коротких путей есть один путь, весьма своеобразный, можно даже сказать, «Элитный». Это путь алхимика-золотоделателя.
     Об алхимии большинство из нас знают крайне немного. Пожалуй, только то, что это были некие «глупые» предшественники «умных» химиков. И то, что они «делали золото». И пытались делать его практически «из ничего», во всяком случае, из веществ явно не золотоносных, например из… фекалий! Но всё было не так-то просто…
                А.Б. Арефьев «Золотые реторты алхимии?»

     Первоначальный капитал не возникает без уловок.
                О.А. Гладнева

     …Однако сегодня вновь пытаются навязать мировоззрение, в котором нет места святыням. Сердце человека – престо Божий – пытаются занять уродливые, безблагодатные идолы, материального преуспения: Успех, Богатство, Комфорт, Слава.  Оттого-то и свирепствует в обществе разгул разрушительных страстей – злобы и похоти, властолюбия и тщеславия, лжи и лицемерия. Но знайте все: голый материальный интерес, в какие бы благонамеренные одежды он ни рядился, не может стать основой народной жизни. Бизнес плодит компаньёнов, вера – рождает подвижников правды и добра.
                Митрополит Иоанн  «Битва за Россию»

     И уж когда Виктор Петрович пророчески сказал, что если не в будущем году, то через год непременно произойдёт в нашем отечестве разделение на бедных и богатых. Но прежние богачи были образованными, интелегентными, воспитаны, часто даже справедливы, а нынешние, новоявленные миллионеры – христопродавцы, воры, хваты – им никого и ничего не жалко… Что же будет с нашим народом, особенно с нашими детьми, которым жить и страдать…
                Мария Корякина-Астафьева  «Знаки жизни»


Рецензии