Разработчикам идеологий посвящается

==== Предисловие ====

Весьма возможно, что есть множество инициативных разработчиков стратегии экономического развития, Израиля, военной стратегии Израиля, образовательной стратегии и т. д. по списку разносторонних аспектов выживания, процветания страны. В работах:

• Время собирать камни
• Нет, один в поле не воин
• Собрать рассыпанную арфу
• Лермонтов? Маяковский? Ваш кто?
• Ни Холокоста, ни Моссады!
• Зачем израилю нужен Лермонтов
• Проект самоактуализации М. Лермонтова
• Отверженный народ и чуждый изгнанник
• Размышления, навеянные исследованием Циона Шеплера

проанализированы, в частности, предложения трех Авторов идей, которые могут быть использованы (по мнению Авторов) тем или иным образом в приведении идеологии Израиля к соответствию современным условиям. 

В иллюстрации к данной работе представлена эскизная модель использования идеологии в достижении целей совокупности субъектов, составляющих страну, нацию. Для подступа к определению содержания компонент модели воспользуемся случаями управления посредством идеологии, известными из истории Израиля.

1. ВЛАСТЬ
2. ЦЕЛЬ ВЛАСТИ
3. НАВЕДЕННЫЙ ИНТЕРЕС
4. НАРОДНАЯ МАССА
5. ПЕРЕЖИВАЕМЫЙ ИНТЕРЕС
6. СОЦИАЛЬНО ОЖИДАЕМОЕ ПОВЕДЕНИЕ
7. ОБЪЕКТИВНЫЙ ИНТЕРЕС
8. ВНЕШНЯЯ СРЕДА
9. ВЫЗОВЫ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ
10. ТРЕБОВАНИЕ ПОДДЕРЖКИ
11. СИСТЕМНО УПОРЯДОЧЕННЫЕ ВЗГЛЯДЫ
12. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ (МАНИПУЛЯТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ)
13. НАВЕДЕННОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ
14. ИДЕОЛОГ
15. ЧАСТНЫЙ ИНТЕРЕС ИДЕОЛОГА
16. ЗНАНИЯ
17. ДОМЫСЛЫ ДЛЯ МАНИПУЛЯТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Представленная модель носит эскизный характер, но применимость моделей такого типа проверена на информации из работы Израэль Финкельштейн и Нил-Ашер Зилберман. Раскопанная Библия. Новый взгляд археологии. США. Simon & Schuster: 2001 http://www.svob.narod.ru/bibl/archaeology/return.htm

==== Содержание ====

1.  Конец бронзового века

2.  На пути из 10-го в 8-й век до н. э.

3. Седьмой век до н. э.

4. На 705 году до н. э.

5. Конец 7-го века. Радикальное изменение ситуации

6. Шестой и пятый века до н.э.

7. Возвращение изгнанников после указа Кира в 538 году до н.э.

8. Резюме

======

1. КОНЕЦ БРОНЗОВОГО ВЕКА

==== Нет явной власти, нет явных идеологов (http://www.svob.narod.ru/bibl/archaeology/who_israilites.htm).

Их культура была простой. Нет никаких признаков того, что горные деревни обменивались между собой какими-то торговыми товарами. Нет доказательств значительного социального расслоения, никаких признаков административных зданий для сотрудников, больших резиденций высокопоставленных лиц или специализированных изделий высококвалифицированных ремесленников.

==== Социально-политические ориентиры:

Запрет на свинину не можно объяснить только экологическими или экономическими причинами. Возможно, мы имеем особую, коллективную идентичность среди нагорных деревень к западу от реки Иордан. Возможно, прото-израильтяне перестали есть свинину только потому, что окружающие народы, их противники – ели ее, и они начали рассматривать себя отличными. Отличительная кулинарная практика и пищевые обычаи являются двумя способами, в которых образуются этнические границы. Полтысячелетия до времени составления библейского текста с его подробными законами и диетическими правилами, израильтяне решили - по причинам, которые нам не совсем ясны - не есть свинину.

==== Народная масса:

1) драматические социальные преобразования произошли в центральном нагорье Ханаана около 1200г. до н.э. Не существовало никаких признаков насильственного вторжения или даже мирного проникновения четко определенных этнических групп. Вместо этого оказалось, что это было изменением образа жизни. В прежде малонаселенном нагорье от Иудейской пустыни на юге до гор Самарии на севере, вдали от ханаанских городов, которые пребывали в процессе распада и дезинтеграции, внезапно выросло около двести пятьдесят горных общин. Это были первые израильтяне - пастухи и фермеры. Но они жили относительно мирно и были в состоянии поддерживать самодостаточную экономику. Они были совершенно изолированы от региональных торговых путей, а также, кажется, были весьма удаленные друг от друга. … они были кочевниками-скотоводами, переживающими глубокую трансформацию. Предполагаемый переход от ранних палаточных лагерей к деревням подобного плана из каменных сооружений и, позднее, к более постоянным прямоугольным домам со столбами указывает, что они отказались от своего мигрирующего образа жизни, отказались от большей части своих животных и переключились на постоянное сельское хозяйство.

2) для многих не было другого выхода, кроме как покинуть свои дома и искать новые рубежи. Некоторые из них, возможно, стали Хабиру, то есть людьми, живущими на периферии общества, создавая проблемы властям. Многие переселились в относительно пустые леса нагорья, вдали от ханаанского и египетского контроля. И в их новой родине эти крестьянские повстанцы создали более равноправное общество - менее разделенное и менее жесткое. При этом они стали "израильтянами".

==== Объективный интерес:

первый этап израильского заселения ханаанского нагорья был постепенным местным явлением, в котором местные группы скотоводов стали селиться в малонаселенной горной местности и формировать самодостаточные деревенские общины. Со временем, с ростом горного населения, в ранее незанятых областях были основаны новые деревни, двигаясь от восточных степных земель и внутренних долин в сторону западных скалистых холмов нагорья. На данном этапе началось выращивание оливок и винограда, особенно в северной горной местности. С растущим разнообразием мест расположения и культур, выращиваемых в различных деревнях по всей нагорной стране, старый режим самодостаточности не мог больше сохраняться. Жители, сосредоточенные на выращивании фруктовых садов и виноградников, обязательно должны обменивать некоторые излишки производства вина и оливкового масла на другие основные товары, такие как зерно. Со специализацией начался рост классов управляющих и торговцев, профессиональных солдат и, в конечном итоге, царей.


==== Переживаемый интерес:

люди,  жившие в этих деревнях, были коренными жителями Ханаана, которые только постепенно развили этническую идентичность, которую можно было бы назвать израильской.

==== Социально ожидаемое поведение:

кристаллизировалась их этническая и национальная идентификация. Ранние израильтяне не ели свинину, хотя соседи - филистимляне явно это делали, как и аммонитяне и моавитяне к востоку от реки Иордан.

==== Вызовы внешней среды:

1) основная борьба ранних израильтян происходила не с другими народами, а с каменистой местностью, густыми лесами нагорья и суровой, а иногда и непредсказуемой, окружающей средой.

2) Ханаан - многослойное общество с нарастающими социальной напряженностью и экономическим неравенством. Городская элита контролировала земли, богатства и торговлю; крестьяне в деревнях были лишены благосостояния и прав. С ухудшением ситуации в Ханаане в поздней стадии позднего бронзового века тяжелое налогообложение, жестокое обращение со стороны помещиков и постоянные домогательства со стороны властей - как местных, так и египетских - стали невыносимыми.

2. НА ПУТИ ИЗ 10-го в 8-й век до н. э.

==== Власть: (http://www.svob.narod.ru/bibl/archaeology/nation.htm):

В начале столица Урусалим была небольшой горной крепостью - скромным поселком для элиты, которая господствовала над несколькими сельскохозяйственными деревнями и большим количеством скотоводческих групп на окружающей области. На центральном плато существовало несколько сельскохозяйственных деревень, скотоводческие группы со своими стадами продолжали следовать за сезонными циклами, а крошечная элита оказывала номинальное правление над всеми ими.

К концу этого движения Израиль имел необходимую структуру, чтобы предпринять монументальные строительные проекты, создать профессиональную армию и аппарат чиновников, а также развить сложную иерархию городов, поселков и деревень, что сделало его первым полноценным израильским царством. Его характер, цели и достижения значительно отличались от таковых в Иудейском царстве.

==== Идеолог:

В последние дни северного царства среди инакомыслящих жрецов и пророков, которые были ошеломлены идолопоклонством и социальной несправедливостью ассирийского периода, возникло движение с новым интересом. После разрушения Израильского царства они бежали на юг, чтобы пропагандировать свои идеи. Возможно, и круги, связанные с Иерусалимским храмом, намеревающиеся осуществить религиозный и экономический контроль над всё более развитой сельской местностью. Возможно, оба эти фактора сыграли свою роль в плотно упакованной атмосфере Иерусалима после падения Самарии, когда беженцы с севера, жрецы Иудеи и царские чиновники действовали вместе.

==== Частный интерес:

- Иерусалим был лишь одним из ряда религиозных центров в земле Израиля, на начальном этапе он, конечно, не признавался в качестве духовного центра всего народа Израиля.
- Где-то в конце 8 века до н.э. возникла более громкая школа мысли, которая настаивала на том, что культы сельской местности являются греховными, и что только один Яхве достоин поклонения.
- В период не более нескольких десятилетий в конце 8 и в начале 7 века до н.э., после падения в Самарии с ростом централизации Иудейского царства начал проявляться новый, более целенаправленный подход к религиозному законодательству и обычаям. Влияние Иерусалима – демографическое, экономическое и политическое – теперь стало огромным и связанным с новой политической и территориальной повесткой дня: объединением всего Израиля. И решительность его жреческих и пророческих элит определить "правильные" методы поклонения для всех жителей Иудеи - и даже для тех израильтян, которые жили на севере под ассирийским правлением - соответственно выросла. Эти драматические изменения в религиозном руководстве побудили исследователей Библии, таких как Барух Хелперн, предположить, что в этот период родилась монотеистическая традиция иудео-христианской цивилизации.
- в 930-720 гг. до н.э.: раздел объединенной монархии Давида и Соломона - не заключительный акт, а временная неудача; надежды на возможное воссоединение Иудеи и Израиля под властью династии Давида. Конкурирующий северный культовый центр в Вефиле, недалеко от Иерусалима, рассматривается в качестве угрозы еще до разрушения северного царства

==== Системно-упорядоченные взгляды:

Нет следов предполагаемой литературной деятельности в Иудее 10 века. Монументальные надписи и личные печати –  неотъемлемые признаки полностью развитого государства – появляются в Иудее только в конце 8 века до н.э.  Взгляды конца периода: израильский культ должен быть полностью централизован в Иерусалимском храме.

==== Социально-политические ориентиры в конце этого периода:

1) северное царство было создано на территориях мифической объединенной монархии, которой правили из Иерусалима; что оно было родственным израильским государством; что его люди были израильтянами, которые должны поклоняться в Иерусалиме; что израильтяне, все еще проживающие на этих территориях, должны повернуться лицом к Иерусалиму; и что Иосия, наследник престола Давида и вечного обещания ЯХВЕ Давиду, является единственным законным наследником территории побежденного Израиля.

2) незаконность северного культа, особенно святыни в Вефиле, все самобытные религиозные традиции северного царства - порочные, должны быть уничтожены и заменены централизованным поклонением в Иерусалимском храме.

3) Счастливый конец все еще возможен. Если люди решатся изменить свой образ жизни и снова жить как святой народ отдельно от чужестранных идолов и соблазнов, ЯХВЕ победит всех их врагов и даст им вечный покой и удовлетворение в их земле обетованной.

==== Народ:

незначительная, изолированная, сельская местность, в которой отсутствовали признаки богатства или централизованного управления. Это был процесс длительного и постепенного развития, длившийся сотни лет. Главной образующей силой в рождении Израиля был комплекс социальных преобразований среди скотоводов Ханаанского нагорья. Из строго археологической точки зрения трудно утверждать, что царство Израиля в целом когда-либо было особенно израильским в этническом, культурном или религиозном значении в том смысле, в каком мы его понимаем с точки зрения более поздних библейских писателей. Израильскость северного царства во многих отношениях было иудейской идеей поздней монархии.

В 930-720 гг. до н.э. (http://www.svob.narod.ru/bibl/archaeology/firstking.htm) Израиль как государство пользовался природными богатствами и обширными торговыми связями, которые сделали его в значительной степени неотличимым от других процветающих царств региона.

==== Переживаемый интерес:

данные показывают сложные демографические преобразования в нагорье, в ходе которых единое этническое самосознание только начало медленно формироваться. Евреи, жившие на территории Ханаана, невзирая на дарованные им свыше Моисеевы законы, ничем не отличались от своего языческого окружения. Ведь вплоть до Вавилонского изгнания они упорно отвергали божественные заповеди, и только узкий круг священнослужителей и пророков хранил им верность. Библия еще только будет сочинением, сформировавшим еврейские идентичность и веру лишь после того, как будет окончательно отредактирована и получит широкое распространение среди тех, кто действительно в ней нуждался: «Сыновья Израиля покинули Египет, будучи дикими и малокультурными (Михаэль Р. Еврейская историография от Ренессанса до Нового времени). В библейскую историю, которая происходит в конце десятого века до н.э., внесена фигура из далекого будущего - Царь Иосия из династии Давида, который завоевал и разрушил жертвенник в Вефиле, жил в конце седьмого века до н.э. И неизбежность падения Израиля, и триумфа Иосии, стала главной темой библейского рассказа. Описанием истории северного царства девтерономический историк передает читателю двойное, несколько противоречивое послание. С одной стороны он изображает Иудею и Израиль как государства-сестры, но с другой стороны он развивает между ними сильную вражду. Это было стремление Иосии распространиться на север и взять под контроль территории в нагорье, которые когда-то принадлежали северному царству.

==== Вызовы внешней среды - К концу периода:

1) обширная территория Израиля представлялась законным наследством единственно для Иудеи, которая в то время была процветающей и развивающей территориальные амбиции.

2) северный культовый центр в Вефиле, недалеко от Иерусалима по-прежнему был действующим в начале седьмого века, вероятно, привлекая людей, живущих на территории бывшего северного царства, в большинстве израильтян, избежавших изгнания. Он создавал опасную конкуренцию политическим, территориальным и теологическим амбициям Иудеи во времена царя Иосии.

3. СЕДЬМОЙ ВЕК ДО Н. Э.

==== Власть:

иерусалимские цари. В 698 году до н.э, когда Езекия умер и его двенадцатилетний сын Манассия вступил на трон, религиозный плюрализм на всей территории Иудеи (теперь сильно сокращенной) был восстановлен. Выживание государства теперь завесило от Манассии и его ближайших советников, и они были полны решимости возродить Иудею. Этим обуславливалось восстановление определенной степени экономической независимости сельской местности – все еще величайшего потенциального источника государственного богатства. Возрождение однажды опустошенных провинций невозможно было достигнуть без объединения сети деревенских родов и племен – а это означало разрешение возобновить богослужения на издревле почитаемых местных высотах. Одним словом, вернулись культы Ваала, Ашеры и небесных светил.

==== Цель:

Использовать крушение северного царства для объединения всего  израильского населения под властью одной столицы, одного Храма и одной династии. Но перед лицом грозной Ассирии, было только два выбора: забыть мечту и сотрудничать с Ассирией, или настаивать на национально-освободительной политике и ждать подходящего момента, чтобы сбросить ярмо Ассирии. Высокие ставки вызывали крайние меры, Ассирийский век стал свидетелем разительных метаний между этими двумя выборами.

==== Идеолог:

Вероятно, среди региональных руководителей, военачальников и групп со специфическими интересами возникали фракции. Один царь сменял другого относительно быстро и обычно кровавым путем. Интенсифицировали свою работу библейские авторы.

==== Частный интерес:

Пророки и мудрецы из движения поклоняющихся исключительно Яхве должны были быть ужасно недовольны таким поворотом событий. Все прежние достижения их героя Езекии в уничтожении греха идолопоклонства и борьбе с иностранной империей были стерты начисто – сначала жестокой армией Синаххериба, а затем его собственным сыном. Если Езекия мог рассматриваться возможным спасителем Израиля, его сын Манассия был для них дьяволом. Во время правления Иосия лагерь поклоняющихся исключительно Яхве еще раз придет к власти.

На этот раз их страстные религиозные убеждения и целеустремленное видение мощи Яхве, защищающего Иудею и династию Давида от всех земных противников основываются на твердых исторических реалиях.
Не воспроизвести объективную историю северного (Израильского) царства, а, скорее, дать богословское объяснение истории, которая, вероятно, была уже известна, по крайней мере, в общих деталях.

==== Знания:

отголоски великих событий оккупации Египта гиксосами и их насильственного изгнания из дельты звучали на протяжении столетий, чтобы стать центральной, разделяемой памятью народов Ханаана. Нельзя точно сказать, было ли библейское повествование расширением и разработкой смутных воспоминания об иммиграции ханаанеев в Египет и их изгнании из дельты Египта во втором тысячелетии до н.э, или нет. Однако представляется очевидным, что библейский рассказ об Исходе брал свою силу не только из древних традиций и современных ему географических и демографических деталей, но и из еще более прямых современных ему политических реалий.

==== Домыслы (библейская интерпретация участи северного царства является чисто богословской - археология предлагает иной взгляд на события; многочисленные ссылки на конкретные места и события в этот период достаточно четко показывают, что автор или авторы интегрировали в рассказ многие современные им детали постоянных угроз со стороны великих империй. http://www.svob.narod.ru/bibl/archaeology/imperia.htm):

1) ход событий в Израильском царстве, связанный с веяниями в международной политике, с огромным влиянием ассирийского империализма,  в историях Библии поставлен в зависимость от нечестивости или жадности царей Израиля.
Темные предчувствия овладевают царством Израиль по мере того, как библейское историческое повествование движется к своей трагической кульминации. Страдание, изгнание и ссылка кажутся неизбежными в судьбе народа отколовшегося царства как наказание за его нечестивые поступки. Вместо того, чтобы оставаться верными Храму в Иерусалиме и поклоняться Яхве, отвергнув всех других богов, люди из северных районов Израиля и особенно его греховные монархи спровоцировали серию катастроф, которые уничтожат их. Преданные Яхве пророки призывали Израиль к ответственности и требовали возвратиться к праведности и справедливости, но их призывы остались без внимания. Иностранная интервенция и разрушение Израильского царства были неотъемлемой частью божественного плана.

2) Были и конкурирующие, детально разработанные объяснения взлетов и падений в судьбе северного царства. Но с уничтожением ассирийцами Самарии и разрушением ее царских институтов власти о таких конкурирующих историях умолчали. Хотя пророки и жрецы с севера, весьма вероятно, присоединились к потоку беженцев, чтобы найти убежище в городах и населенных пунктах Иудеи, библейская история отныне будет написана победителями или, по крайней мере, выжившими, и она будет иметь форму, соответствующую поздним иудейскими девтерономическим убеждениям.

3) Когда авторы второзаконнической истории победили в борьбе за власть в Иудее вскоре после смерти Манассии, и приступили к записи истории царства, они рассчитались с ним. Они изобразили Манассию самым злобным из всех царей и отцом всех вероотступников.

То, что в ассирийское столетие — от последних лет правления Ахаза до дней Езекии и Манассии – эти властители Иудеи метались между восстанием и сотрудничеством с ассирийскими властями и между синкретической и пуританской религиозной политикой, библейским историком представлено с идеологической целесобразностью. Ахаз описан как идолопоклонник, который сотрудничал с ассирийцами. Езекия – полная противоположность. В его правление не было ошибок, только заслуги. Он был идеальным царем, который очистил Иудею от преступлений прошлого. И в отличии от своего греховного отца, который усердно служил Ассирии, Езекия храбро боролся и сбросил иго Ассирии. Ассирийцы угрожали Иерусалиму, но Яхве чудесным образом спас город. История кончается, не давая даже намека на будущее покорение Ассирией и, за исключением одного стиха, в ней нет ни слова о катастрофических последствиях Ассирийского похода в Иудейской сельской местности. Манассия - также зеркальное отражение своего отца, но на этот раз негативное. Он крайний вероотступник, который стер без следа преобразования, и вернул все мерзости прошлого. Иудея вступила в анти-ассирийскую коалицию и библейское богословское толкование восстания Иудеи против Ассирии скрывает совсем другую историческую действительность. Британские раскопки в Лахише 1930-х и возобновление раскопок Давидом Усишкиным при поддержке Тель-Авивского универсетета в 1970-х, показали независимую другую картину последствий восстания Езекии - вопреки библейскому сообщению о чудесном избавлении Иерусалима.

==== Вызовы конкурентной среды:

1) последний период имперской власти Египта - во время правления Двадцать шестой династии. Великие цари этой династии, Псамметих I (664 - 610 гг. до н.э.) и его сын Нехо II (610 - 595 гг. до н.э.) «вполне сознательно лепили из себя гораздо более древних фараонов Египта; в попытках восстановить утраченную славу своего государства и повысить его экономическую и военную мощь - они принимали активное участие в строительных проектах по всей дельте».
После долгого периода упадка и тяжелых лет подчинения ассирийской империи, фараон Псамметих I захватил власть и снова превратил Египет в крупную международную силу. Как только Ассирийская империя начала рушиться, Египет стал двигаться, чтобы заполнить политический вакуум, занимая прежние территории Ассирии и устанавливая постоянное египетское правление. Между 640 и 630 до н.э., когда ассирийцы отозвали свои войска из Палестины, Финикии и территорий бывшего Израильского царства, Египет подчинил большинство из этих областей, ассирийское ярмо сменилось удушливым политическим господством Египта.

Стремление могучего Египта расширить свою империю и стремление крошечной Иудеи присоединить территории бывшего Израильского царства и установить свою независимость находились в прямом конфликте. Египет времен Двадцать шестой династии с ее имперскими устремлениями стоял на пути исполнения желаний Иосии. Образы и воспоминания из прошлого теперь стали оружием в национальном испытании воли между сынами Израиля и фараона с его колесницами.

2) Пришли полчища могущественной ассирийской империи, ассирийский царь осаждал столицу израильтян Самарию, в конце концов, захватил ее в 720 году до н.э. Завоевание и депортация не положили конец этой истории. Ассирийцы рассматривали все земли, животных, ресурсы и народы в областях, которые они завоевали, в качестве объектов (движимого имущества), которых можно было и нужно было переселять или эксплуатировать для обслуживания интересов ассирийского государства. В большом масштабе развернули политику переселения. Эта политика имела много целей, которые все служили задачам продолжения имперского развития.

После выселения израильтян из их земли в Месопотамию ассирийцы привели в Израиль новых поселенцев. С тех пор десять северных колен Израилевых затерялись среди далеких стран. Выжило только Иудейское царство с его Храмом и царями из династии Давида. После смерти Иеровоама II в 747 году до н.э. структура израильского общества, несмотря на его материальное благополучие и достижения в области архитектуры и военного искусства, оказалась пустой.

4. НА 705 ГОДУ ДО Н. Э. (http://www.svob.narod.ru/bibl/archaeology/wars.htm):
 
Сначала - способность ассирийской империи управлять своими окраинами казалась сомнительной. Потом - несмотря на все разговоры Библии о набожности Езекии и спасительном вмешательстве Яхве, Ассирия оказалась единственным победителем.

==== Системно-упорядоченные взгляды:

Четвертая книга Царств рассказывает историю великой авантюры Езекии как драму в нескольких действиях, в которой небольшое число актеров декламируют формализованные речи на легко узнаваемые богословские темы. Этот стиль монологов, выполненных в пользу читателя Библии, является одной из отличительных черт Девтерономической истории. Использование религиозной риторики – сформировать ориентирующий смысл библейской истории.

Рассказы об Исходе были разработаны в качестве национальной саги - призыва к национальному единству перед лицом постоянных угроз со стороны великих империй. Так же, как письменная форма повествования о патриархах соединила вместе разрозненные традиции происхождения на службе национального возрождения Иудеи седьмого века, полностью разработанный рассказ о противостоянии с Египтом, о великой силе Бога Израиля и его чудесном спасении своего народа еще более непосредственно служил политическим и военным целям. Великая сага о новом начале и втором шансе должна была получить отклик в сознании читателей седьмого века, напоминая об их собственных трудностях и давая им надежду на будущее.

==== Социально-политические ориентиры:

1) показать, что простая сила оружия или соотношение сил никак не влияют на исход войны между народами. За всем этим стоит руководящая сила Яхве, который использует армии и сражения для того, чтобы наградить тех, кто поклоняется исключительно ему, и чтобы наказать тех, кто этого не делает.

2) напомнить читателю о контрасте между судьбами греховного Израиля и праведной Иудеи. После описания религиозного поведения Езекии 4-я книга Царств вмещает короткое отступление, точнее повторение, о падении северного царства и изгнания его людей за их грехи. Ситуации сходные, но результат противоположен: Израиль восстал, Салманасар V осадил Самарию, северное царство было уничтожено, а его люди – депортированы; из-за их грехов Яхве не пришел на помощь. Иудея тоже восстала, Синаххериб осадил Иерусалим, но Езекия был праведным царем, и поэтому Иерусалим выстоял, а армия Синаххериба была уничтожена. Мораль ясна даже несмотря на то, что грозные войска Ассирии вторглись в царство и завоевали все его отдаленные крепости.  Надежда на силу Яхве — это единственный путь к спасению.

==== Народ:

время от времени в Иудее разгорались гражданские волнения; противники царя могли бы попробовать захватить власть. … в 642 г до н.э. Манасия умер и его сменил сын Амон. Через два года в Иерусалиме состоялся государственный переворот, в ходе которого Амон был убит. В ужасе «народ земли» – видимо, социальная и экономическая элита Иудеи – перебили заговорщиков в посадили на трон восьмилетнего сына Амона – Иосию.

==== Социально-ожидаемое поведение народной массы:

Эти созданные в Египте истории ханаанских колонистов, достигших господства в дельте, а затем вынужденных вернуться на родину, могли бы послужить центром солидарности и сопротивления египетскому контролю над Ханааном в период поздней бронзы.

5. КОНЕЦ СЕДЬМОГО ВЕКА. РАДИКАЛЬНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ СИТУАЦИИ

==== Власть:

Второзаконнический лагерь победил, и настроение в Иерусалиме должно было быть исключительно воодушевленным. Но урок перехода от праведного Езекии к греховному Манассии не был забыт. Несомненно, реформы Иосии встретили сопротивление. Так что это время также было временем просвещения и социальных реформ. В этой связи важно заметить, что книга Второзаконие содержит этические законы и постановления об общественной благотворительности, которые не имеют параллелей больше нигде в Библии. Второзаконие призывает к защите личности, к защите того, что мы сегодня называем правами человека и человеческим достоинством. Его законы выражают беспрецедентную заботу о слабых и беззащитных представителях иудейского общества.

Здесь дело не просто в благотворительности, но в сознательности, которая выросла из общего ощущения статуса нации, теперь крепко усиленного исторической сагой об Израиле, систематизированной в виде текста. Права на семейную землю были защищены запретом перемещения древних межевых камней, права наследования жен,  отвергнутые их мужьями, были гарантированы. Фермерам было дано указание отдавать беднякам десятину каждые три года, постоянно живущие иностранцы были защищены от дискриминации. Рабов полагалось освобождать после шести лет неволи. Это только несколько примеров  широкого охвата законов, касающихся личности, которые должны были отменить несправедливость и неравенство повседневной жизни.

Было рассмотрено также функционирование правительства, с четкой целью ограничить возможность вождей иудейского общества использовать свое положение в собственных интересах или неограниченно притеснять народ.

Даже царь был субъектом законов завета, и ясно, что авторы Второзакония имели в виду и грехи царей Израиля, и праведность Иосии.

==== Цель:

Иосия предпринял честолюбивую попытку воспользоваться крахом ассирийцев и объединить всех израильтян под своей властью. Его программа заключалась в расширении на север от Иудеи, на территории, где все еще, спустя сотню лет после падения Израильского царства, жили израильтяне, а также в реализации мечты о славной единой монархии – большом и мощном государстве всех израильтян, поклоняющихся одному единому Богу в одном храме, в одной столице (Иерусалиме) под руководством одного царя из рода Давида.

==== Идеолог:

теологи нового религиозного движения (т. н., «Второзаконческая (Девторономическая) история») оказали решающее влияние на мировоззрение еврейского народа, критерием оценки деятельности царей становится их вклад в служение Яхве исключительно в Иерусалимском храме и забота о чистоте культа единого Бога. Считалось, что падение Северного Израильского царства — кара за отправление культа в других святилищах.

==== Частный интерс:

Внешние вызовы открыли путь к полному выполнению иудейских амбиций. Наконец, показалось возможным для Иудеи распространиться на север, захватить территории побежденного северного царства в нагорье, централизовать израильский культ и учредить великое пан-израильское государство. Резко изменились представления о том, что значит быть израильтянином, и это заложило основу для будущего иудаизма и христианства.

==== Знание:

литературная форма договора между Яхве и народом Израиля во Второзаконии поразительно похожа на ассирийские вассальные договора начала седьмого века, которые очерчивают права и обязанности подданного народа по отношению к своему правителю (в данном случае Израиля и Яхве). Библейский историк Моше Вейнфилд заметил, что в идеологических выражениях программных речей, в стиле благословений и проклятий, в обрядах основания новых поселений Второзаконие проявляет сходство с ранней греческой литературой.

==== Домыслы:

Приход на царский престол юного принца Иосии в 639 году до н.э. представлен поворотной точкой в череде взлетов и падений «злых» и «праведных» царей в истории Иудеи. Потому что Иоссия … «делал  угодное в очах Господних, … и не уклонялся ни направо, ни налево». Согласно Библии, эта праведность подвигла Иосию на решительные действия.

Повествование о правлении Иосии почти полностью сосредоточено на характере его религиозной реформы и ее географической протяженности; мало написано о грандиозных исторических событиях, которые разворачивались в области вокруг Иудеи, и о том, как они могли повлиять на появление Девтерономической идеологии. Иосия, в остальном забытый царь, который правил крохотным царством в тени великих мировых империй, представлен покровителем интеллектуального и духовного движения, которое создало некоторые из главных этических учений Библии, и ее уникальное видение истории Израиля. Можно не сомневаться в том, что первоначальная версия Второзакония — это книга Закона, - не старая, неожиданно найденная книга, а была написана в седьмом веке до н.э., незадолго или во время правления Иосии.
Столь амбициозный план должен был потребовать активную и мощную пропаганду. Книга Второзакония упрочила единство народа Израиля и установила центральное культовое место, но была еще Девтерономическая история и части Пятикнижия, которые создавали эпическую сагу для выражения могущества и страсти возрожденной иудейской мечты. Предположительно, это и было причиной того, что авторы и редакторы Девтерономической истории и частей Пятикнижия собрали и переработали наиболее драгоценные предания народа Израиля, чтобы вдохновить народ Израиля на великую национальную борьбу, предстоящую им.

Тщательно разрабатывая и приукрашивая истории, содержащиеся в первых четырех книгах Торы, они сплели воедино региональные вариации историй о патриархах, помещая приключения Авраама, Исаака и Иакова в мир, удивительно напоминающий седьмой век до н.э. и придающий особое значение господству Иудеи над всем Израилем. Они сформировали великий национальный эпос об освобождении всех племен Израиля от великого и могущественного фараона, государство которого в географических подробностях было сверхъестественно похоже на государство Псамметиха.

В Девтерономической истории они создали единый эпос о завоевании Ханаана, со сценами свирепых битв — в Иорданской долине, в районе Вефиля, в предгорьях Шефелы и в центре бывшей израильской (а позже ассирийской) администрации на севере — именно там, где должно было проводиться новое завоевание Ханаана. Могущественное и процветающее северное царство, в тени которого Иудея существовала более двух столетий, было осуждено как историческое отклонение, греховное отпадение от истинного израильского наследия. Единственными законными правителями всей израильской территории были цари из династии Давида, особенно благочестивый Иосия. Вефиль, великий культовый центр северного царства, который захватил Иосия, был решительно осужден. «Ханаанеи», то есть все неизраильские жители, также были пренебрежены строгим запретом смешанных браков израильтян с иноплеменными женщинами, которые, согласно Девтерономической истории и Пятикнижию, только склоняют народ к идолопоклонству. Обе эти линии поведения, вероятно, были связаны с проблемой распространения на земли страны Израиля большого количества неизраильтян, которые были переселены ассирийцами, особенно в южные области бывшего северного царства, вокруг Вефиля.

Невозможно узнать, была ли ранняя версия истории Израиля составлена во времена Езекии, или диссидентскими группами во время долгого правления Манассии, или же этот великий эпос был составлен полностью во время правления Иосии. Но ясно, что многие герои, описанные в Девтерономической истории — такие как благочестивые Иосия, Давид и Езекия, и отступники Ахаз и Манассия — изображены как зеркальные отражения Иосии, положительные или отрицательные. Девтерономическая история не была историей в современном смысле этого слова. Это было одновременно идеологическое и теологическое сочинение.

==== Системно-упорядоченные взгляды (http://www.svob.narod.ru/bibl/archaeology/greatreform.htm):

Чудесным образом в Иерусалимском Храме в 622 году до н.э «найдена» Книга Закона, в соответствии с основными принципами которой Иосия предпринял кампанию по искоренению даже следов чужих или синкретических богослужений, включая древние высоты в провинции. Созданы центральные документы Библии, и главная среди них — Книга Закона с мессианской ролью Иосии. Она содержала центральные особенности библейского монотеизма: поклонение исключительно одному Богу в одном месте, централизованное, всенародное соблюдение главных праздников Еврейского Года (Пасха, Суккот), и свод законов, касающихся общественного благополучия, правосудия и личных моральных принципов.

==== Социально-политические ориентиры:

Второзаконническое движение видело языческое население в земле Израиля и во всех соседних царствах как смертельную опасность. Своды законов Второзакония и исторические уроки Второзаконнической истории давали ясно понять, что народ Израиля не должен поддаваться соблазну идолопоклонства, чтобы не страдать новыми бедствиями.

Несмотря на свои истории об отступничестве и вероломстве Израиля и его монархов, несмотря на ее циклы грехов, возмездия и искупления, несмотря на все свои бедствия прошлого, Библия преподносит глубоко оптимистическую историю. Она обещает своим читателям и слушателям, что они участвуют в истории со счастливым концом, который наступит, когда их царь Иосия очистит Израиль от мерзостей их соседей, искупит их грехи и установит повсеместное соблюдение истинных законов Яхве, и сделает первые шаги, чтобы легендарное царство Давида стало реальным.

==== Народ:

В седьмом веке до н.э., в истории древнего Израиля впервые существовала широкая аудитория для таких произведений. Иудея стала высокоцентрализованным государством, в котором грамотность распространялась из столицы и главных городов в сельскую местность. Это был процесс, который, видимо, начался в восьмом веке, но достиг высшей точки только во времена Иосии. Запись составных проповедей использовалась как средство продвижения ряда довольно революционных политических, религиозных и социальных идей.

==== Социально ожидаемое поведение:

разгорелась ритуальная революция и полное преобразование самосознания израильтян. Девтерономические законы стали новым сводом индивидуальных прав и обязанностей для народа Израиля. Они также служили основанием всеобщего общественного свода законов и системой общественных ценностей, которые продолжают действовать даже сегодня.

==== Вызовы:

Центральным фактором формирования такой идеологии было крупное изменение баланса сил в целом регионе. Выход ассирийских войск из северных областей земли Израиля создал положение, которое должно было казаться жителям Иудеи долгожданным чудом. Столетие ассирийского господства подошло к концу, Египет в основном был заинтересован побережьем, а нечестивое северное царство Израиля больше не существовало.

6. ШЕСТОЙ И ПЯТЫЙ ВЕКА ДО Н. Э. (586 - ок. 440 гг. до н.э. - годы, последующие за смертью Иосии. Изгнание и возвращение http://www.svob.narod.ru/bibl/archaeology/return.htm)

==== Власть:

1) Сначала, в Иудее про-египетская фракция, которая взяла верх в Иерусалимском царском дворе несколько месяцев спустя после смерти Иосии, была ввергнута в панику, и ее отчаянные призывы к египетскому фараону о военной помощи против Вавилона только усиливали ее политическую уязвимость в будущем. Царство полностью опустошено, хозяйство разрушено, население рассеяно. Последний царь династии заточен в Вавилоне. ... Храм в Иерусалиме — единственное законное место для поклонения Яхве — разрушен.

2) Затем. Лояльная персам элита была набрана из еврейской общины изгнанников в Вавилоне и возглавлялась высокопоставленными лицами, которые были тесно связаны с персидской администрацией. Это были в основном лица с высоким социальным и экономическим статусом, из семей, которые сопротивлялись ассимиляции и которым, скорее всего, были близки девтерономические идеи. Хотя репатрианты в Иудее составляли меньшинство, их религиозный, социально-экономический и политический статус, а также их сосредоточение в Иерусалиме и вокруг него дали им власть, далеко превосходящую их количество. Они, вероятно, также поддерживались местными жителями, которые с пониманием отнеслись к своду законов Второзакония, обнародованному столетием ранее. С помощью богатой коллекции литературы (исторических сочинений и пророческих трудов) и с помощью популярности храма, который они контролировали, репатрианты смогли укрепить свою власть над населением провинции Йехуд. Их спас и сделал возможным дальнейшее развитие иудаизма тот факт, что (в отличие от ассирийской политики в северном царстве веком ранее) вавилоняне не переселили в побежденную Иудею чужестранные народы.

==== Идеолог:

1) Аристократия Иудеи, в том числе, возможно, те самые люди, которые сочинили изначальную Девтерономическую историю, были переселены в далекий Вавилон.

2) жречество, которое в изгнании выросло до позиции руководства в изгнании, и которое также играло важную роль среди оставшихся в Йехуде, сохраняло свою известность благодаря своей способности сохранять групповую идентичность. Таким образом, в следующие десятилетия народ Йехуда управлялся двойной системой: политической – наместниками, которые назначались персидскими властями и которые не были связанны с царской династией Давида; и религиозной -  жрецами. В отсутствие института царской власти теперь центром самоидентификации народа Йехуда стал храм. Это был один из важнейших поворотных моментов в истории еврейского народа.

==== Частный интерес:

Одна из основных функций жреческой иерусалимской элиты после вавилонского изгнания – кроме проведения жертвоприношений и очищающих ритуалов - продолжение производства литературы и священного писания, чтобы сплотить сообщество вместе и определить его нормы против народов вокруг. Жреческий источник Пятикнижия является в основном послепленным - это связано с ростом значения жрецов, их выдвижением на видное место в храмовой общине Иерусалима. - Легко понять, почему библейские авторы были настолько расстроены идолопоклонством. Это был символ хаотического социального разнообразия; лидеры кланов в прилегающих районах управляли своими собственными системами экономики, политики, социальных отношений без управления или контроля со стороны царского двора в Иерусалиме. Однако, эта независимость сельской местности, веками уважаемая народом Иудеи, начала осуждаться как "возврат" к варварству предыдущего времени Израиля. Таким образом, по иронии судьбы, то, что было наиболее искренне иудейским, стало отмечаться как хананейская ересь. На арене религиозных споров и полемик то, что было старым – вдруг стало рассматриваться как чужое, а что было новым, – вдруг стало рассматриваться как правильное. А то, что можно было бы назвать только чрезвычайным излиянием ретроспективного богословия, нового централизованного Иудейского царства и поклонения Яхве, сосредоточенного в Иерусалиме, было перенесено назад в историю израильтян как то, что должно было быть всегда.

==== Знание: Религия сохранились.

==== Домыслы:

В течении нескольких экстраординарных десятилетий духовного брожения и политического волнения ближе к  концу седьмого столетия до н.э. неустойчивая коалиция иудейских судей, писцов, жрецов, земледельцев и пророков создала новое движение. В сущности, священное писание было беспрецедентным литературным и духовным гением. Наиболее заметными изменениями являются те, которые объясняют, почему разрушение Иерусалима было неизбежно, несмотря на большие надежды, возложенные на царя Иосию. Во вставке в первую редакцию Второзакония второй девтерономический историк добавил условие в ранее безусловное обещание Давиду и вставил зловещие ссылки на неизбежность поражения и изгнания во всем раннем тексте. Он возложили вину на Манассию, заклятого врага девтерономического движения, который был изображен как наиболее грешный из всех царей Иудеи. Кроме того, вторая редакция представляет собой теологический поворот - праведность Иосии теперь описывается как такая, которая только отсрочила неизбежное разрушение Иерусалима, а не принесла окончательное искупление Израилю.

Праведности одного монарха из рода Давида уже было не достаточно, чтобы гарантировать судьбу Израиля. Иосия был благочестивым, и таким образом был спасен от лицезрения падения Иерусалима. Теперь определяющим фактором для будущего народа Израиля становится праведность всего народа, с учетом их индивидуальных прав и обязанностей из книги Второзакония. Таким образом, переписанная девтерономическая история подчиняет завет с Давидом выполнению завета между Богом и народом Израиля на горе Синай. Отныне Израиль будет иметь цель и идентичность, даже в отсутствие царя.

==== Системно-упорядоченные взгляды:

Вторая версия истории была основана в значительной степени на первой, но с двумя новыми целями в уме, чтобы объяснить вавилонское разрушение Иерусалима и объединить иудейское общество вокруг нового храма. Для этого она должна была кратко рассказать конец рассказа от смерти Иосии до разрушения и изгнания. Во-вторых, она должна была придать смысл всему рассказу, чтобы объяснить, каким образом можно было примирить Божье безусловное, вечное обещание Давиду с разрушением Иерусалима, Храма и изгнанием царского рода Давида. И был еще более конкретный богословский вопрос: как могло случиться, что большая праведность и благочестие Иосии были бессильны предотвратить насильственное и кровавое завоевание Иерусалима? Так возникла вторая редакция Второзакония.

==== Социально-политические ориентиры:

Разработаны новые обычаи социальной жизни и богослужения в Вавилоне и Иерусалиме, которые сформировали основы иудаизма Второго Храма и, соответственно, раннего христианства.

Рассказ об Исходе приобрел важное значение в пленный и послепленный периоды. История великого освобождения должна была вызвать мощный отклик среди изгнанников в Вавилоне. Как отметил библейский ученый Дейвид Клайнс, «рабство в Египте – это их собственное рабство в Вавилоне, а исход прошлого становится исходом, который еще предстоит». В самом деле, поразительное сходство темы рассказа об Исходе из Египта и воспоминаний о возвращении из изгнания, возможно, повлияло на формирование обоих повествований. Читая сагу об Исходе, возвратившиеся обнаруживали отображение своего бедственного положения. По словам Яира Хоффмана, библейского ученого из Тель-Авивского университета, обе истории рассказывают, как израильтяне оставили свою землю чужой стране; как земля Израиля считалась принадлежащей тем, кто ее оставил, и кто должен был вернуться вследствие божественного обещания; как после трудного периода в изгнании народ, который ее оставил, вернулся на родину; как на пути назад возвращающиеся должны пересечь опасную пустыню; как возвращение на родину вызвало конфликты с местным населением, как репатриантам удалось заселить только часть земли обетованной; и какие меры были приняты лидерами репатриантов для того, чтобы избежать ассимиляции между израильтянами и населением той земли.

Кроме того, рассказ о переселении Авраама из Месопотамии в обетованную землю Ханаана, чтобы там стать великим человеком и основать процветающий народ, без сомнения, обращался к народу в пленный и послепленный периоды. Мощное сообщение об отделении израильтян от хананеев в повествованиях о патриархах также соответствует положению народа в послепленном Йехуде.

==== Народ:

национальное существование народа Израиля сохранилось. Но, Иудейское царство стало Йехудом – арамейским названием провинции в Персидской империи, а народ Иудеи – иудеи - впредь станет известен как Йехудим, или евреи.
Это были небольшие общины, населяющие ограниченную территорию, которая была лишь небольшой частью земли обетованной, но имела большое значение как духовный и политический центр израильтян.
В обоих случаях они были окружены чужими, враждебно настроенными соседями. Обе претендовали на близлежащие территории, которые были за их пределами. Обе столкнулись с проблемами инородцев внутри и снаружи и были озабочены вопросами чистоты общества и ассимиляции.

==== Объективный интерес:

Актуальность истории Израиля стала еще большей. Иудеи в изгнании потеряли все, в том числе все, что было дорого девтерономическим идеям. Они потеряли свои дома, свои деревни, свою землю, могилы своих предков, свои сбережения, свой Храм и даже политическую независимость своей четырехсотлетней
династии Давида. Переписанная история Израиля была для изгнанников лучшим способом восстановить свою идентичность. Она могла обеспечить им связь с землей своих предков, с их разрушенной столицей, с их сожженным Храмом, с великой историей своей династии.

==== Переживаемый интерес:

получить надежду на лучшее, более благополучное будущее; решить проблему взаимоотношений с соседними группами, особенно на севере и юге, а также решить вопросы, связанные с внутренними проблемами общества. В этих отношениях потребности общества послепленного Йехуда были похожи на потребности иудейского государства конца монархии. Идея центральной роли Иудеи и ее превосходства над соседями, конечно, нашла отклик в сознании общины Иерусалима в конце шестого и в пятом веке до н.э.

==== Социально ожидаемое поведение:

В ответ на интенсивные и масштабные изменения в окружающем мире иерусалимские лидеры во главе с царем Иосией, потомком Давида в шестнадцатом поколении,  предали анафеме всякое поклонение иностранным культам, объявив их причиной неудач Иудеи. Они начали активную кампанию против региональных сельских культов, уничтожая сельские святыни, объявив их источниками зла. С этих пор Иерусалимский Храм с его внутренним святилищем, алтарем и окружающими дворами на вершине города будет признан единственным законным местом поклонения для народа Израиля. В этих нововведениях и родился современный монотеизм. В то же время окрепли политические амбиции иудейского руководства. Оно стремилось сделать Иерусалимский Храм и царский дворец центром огромного пан-израильского царства, восстановленной легендарной Объединенной монархии Давида и Соломона.

==== Вызовы:

1) Десятилетия духовного возрождения и призрачных надежд рухнули - Иосия был мертв, а народ Израиля опять был порабощен Египтом.

2) В напряженной борьбе между великими соперничающими державами в Междуречье непоколебимо росла сила Вавилона. В 605 году до н.э. вавилонский наследный принц, ставший позже известным как Навуходоносор, разбил египетскую армию в Сирии, империя окончательно и бесповоротно распалась и Навуходоносор, теперь царь Вавилона, попытался достичь полного контроля над всеми землями на западе... Вавилоняне теперь намеревались разграбить и полностью опустошить Иудейское государство.

3) В 539 году до н.э. могущественная Вавилонская империя рухнула и была захвачена персами. В первый год своего правления царь Кир, основатель Персидской империи, издал декрет о восстановлении Иудеи и Храма.

4) Указ Кира Великого, позволяющий группе иудейских изгнанников вернуться в Иерусалим - не сочувствие к людям, оставшимся в Иудее, или к страданиям изгнанников, а спланированная политика, которая направлена на обслуживание интересов  Персидской империи. Персы были толерантны и даже способствовали местным культам как способу обеспечить лояльность местных групп к ширящейся империи; поддерживали строительство храмов и поощряли выселенные народы своей огромной империи возвращаться на свои земли. Их политика состояла в предоставлении автономии лояльным местным элитам.

7. ВОЗВРАЩЕНИЕ ИЗГНАННИКОВ ПОСЛЕ УКАЗА КИРА В 538 ГОДУ ДО Н. Э. (http://www.svob.narod.ru/bibl/archaeology/return.htm)

==== Идеолог и Власть: Группа "Яхве-один" в среде борющихся между собой Иерусалимских фракций.

==== Объективный интерес Власти и Идеолога:

хаотическое социальное разнообразие (выражаемое в идолопоклонстве). Персидское овладение и возвращение некоторого числа изгнанников, которые были поддержаны персидским правительством, изменило в Иудее ситуацию с поселениями. Лидеры кланов в прилегающих районах управляли своими собственными системами экономики, политики, социальных отношений без управления или контроля со стороны царского двора в Иерусалиме.

==== Частный интерес: 

В древнем мире, как и сегодня, сфера религии никогда не могла быть отделена от сфер экономики, политики и культуры. Независимость сельской местности, веками уважаемая народом Иудеи, для Израиля была "возвратом" к варварству предыдущего времени. Библейские авторы идеологии были весьма расстроены этим. Поэтому у Группы - решительная позиция по внутренней и внешней политике.

==== Системно-упорядоченные взгляды:

Библейские ученые, как правило, подчеркивали строго религиозные аспекты. Независимость сельской местности начала осуждаться как "возврат" к варварству предыдущего времени Израиля.

==== Наведенная ориентированность: 

Идеи имели территориальный аспект – поиск "восстановления" династии Давида над всем Израилем, в том числе над территориями побежденного северного царства, где многие израильтяне продолжали жить после падения Самарии. Это приведет к объединению всего Израиля под руководством одного царя, правящего из Иерусалима, к разрушению культовых центров на севере и к централизации израильского культа в Иерусалиме.

8. РЕЗЮМЕ

Разработчикам идеологий для Израиля (для России или любой другой страны) имеет смысл сначала формировать концеатуальную системную модель «работы» идеологии в соответствующей среде отношений. Ориентация на такую модель поможет отследить полноту и точность в предлагаемой идеологии, полноту и точность обоснований предложения.


Рецензии
Дорогой Моисей!

Очень серьезная разработка.

Такой труд,думаю,по плечу

только какой-то кафере

или целому НИИ.

Много нового и

много интересного.

Большая пища и

для дискуссии.

Поздравляю!

Замечательный труд!

С уважением.

Борис Гольдин   29.10.2015 07:51     Заявить о нарушении
Спасибо за признание, уважаемый Борис!

К сожалению, работаю в одиночку, хотя проблема требует коллективного труда.
Выкладки не отшлифованы и потому нелегко читаемы - я торопливо нарабатываю материал, чтобы иметь возможность представиться и быть присоединенным к кому-то для скоординированной работы.

На основе уже рассмотренной группы проектов сделал доклад на Международной конференции в Москве в эти октябрьские дни. Вошел в сборник трудов. Израильско-еврейскую тематику никто из участников, кроме меня на прорабатывал, но была хорошая возможность сверить методику проработки похожих проблем.

Моисей Харитонов   29.10.2015 18:20   Заявить о нарушении
Добрый день,Моисей!

В свободное время заходите

в гости.Буду рад серьезному

читателю.

С уважением

Борис Гольдин   31.10.2015 03:13   Заявить о нарушении