Блок и 12 апостолов

...И с грустью озираю землю эту,
   Где злоба и пальба.
   И кажется, что русских больше нету,
   А вместо них - толпа.

                А. Блок


Смерть Блока я чувствую как Вознесение
                М. Цветаева


БЛОК АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ (1880, Санкт-Петербург - 1921, Петербург), поэт.

* * *
«Основная ранняя тема Блока выражена в мистическом образе «Прекрасной Дамы». Это – стремление оправдать мир через вечноженственное начало: «любовь» и преданность «Прекрасной Даме» оправдывают жизнь. С годами этот расплывчатый образ принимает болем жизненно-реальные формы: после революции 1905  «Прекрасная Дама» - работница, призывающая помочь угнетенным, еще позже она – символ угнетенной России («О Русь моя, Жена моя»)» МСЭ, 1930

«Блок благословил революцию самым святым с его точки зрения – Христом»
                МСЭ, 1930

Чтение МСЭ, 1930 года, - будет круче чтения Нестора Летописца или  детских сказочек Карамзина про историю Государства Российского.

«Социологические колебания Б. между мистикой, с одной стороны, реализмом и сочувствием революции – с другой, означает перерождение замкнутой в узком кругу, отстраненной от жизни интеллигенции». МСЭ, 1930

* * *
Блок читал медленно, с полузакрытыми глазами, слегка нараспев и монотонно, и у него это вовсе не было позой, и действовало его чтение неотразимо, хотя у него был несколько глухой голос и он чуть-чуть шепелявил.

Прочтя стихотворение, он, точно опускаясь на землю, иногда говорил «вот» или «все».
                М. Добужинский

Маска андрогина – но под ней в самой поэзии ярко выраженный мужской тип любви.
                И. Анненский


Непокорная ритмичность от меня ускользает. Пробую читать, вспоминая Ваше чтение…
                И. Анненский (из письма к Блоку)


... Какой  утомительный,  нудный,  однообразный  вздор,  пошлой  своей  высокопарностью  и  какой-то  кощунственный... Таинственность  жулика  или  сумасшедшего.  Пробивается  же  через  все  это  мычанье  нечто,  в  конце  концов,  очень  незначительное.
                И. Бунин
* * *
Теперь всюду у ворот введены дежурства. Особенно часто дежурит Блок. Он рассказывает, что вчера, когда отправлялся на дежурство, какой-то господин произнес ему в след:    И каждый вечер в час назначенный,
                Иль это только снится мне...
____________________________
Блок патологически аккуратный человек. Это совершенно не вяжется с той поэзией безумия и гибели, которая ему так удается. Любит каждую вещь обвернуть бумажечкой, перевязать веревочкой; страшно ему нравятся футлярчики, коробочки. Самая растрепанная книга, побывавшая у него в руках, становится чище, приглаженнее. Я ему это сказал, и теперь мы знающе переглядываемся, когда он проявляет свою манию опрятности. Все, что он слышит, он норовит зафиксировать в записной книжке - вынимает ее раз двадцать во время заседания, записывает и, аккуратно сложив и чуть не дунув на нее, неторопливо кладет в специально предназначенный карман.
                К. Чуковский
* * *
С лицом мертвеца, - соглашаюсь, красивого мертвеца, - и загробным голосом поэт Блок читает о землетрясении в Мессине и связи этого землетрясения... с русскою интеллигенцией. Не совсем об этом, а о том, что чувствует или должна чувствовать русская интеллигенция от землетрясения. Кажется так. Мысль не была ясна, но было очевидно, что именно землетрясение и именно интеллигенция являются двумя полюсами, куда устремлена мысль Блока или куда устремлены его два глаза, недвижные, испуганные. Публика захолодела от ожидания. Вот мертвец заплачет или завопит. Но мертвец сел на стул, точно в гроб упал.
                1909, “Литературные симулянты”, В. Розанов
* * *
“Вошел ко мне Блок, - рассказывает Аничков о своей первой встрече, - и что-то такое...”
А это такое и есть как раз такое, что и отличает “нечеловеческого” человека.
Блок был вроде как не человек.
И таким странным - “дуракам” - и как нечеловекам дан великий дар: ухо - какое-то другое, не наше.
________________
У Блока не осталось детей - к великому недоумению и огорчению В. В. Розанова.
                А. Ремизов
* * *
27  июля  1917:
История идет, что-то творится; а жидки – жидками: упористо и умело, неустанно нюхая воздух, они приспосабливаются, чтобы НЕ творить (т.е. так – сами лишены творчества; творчество, вот грех для евреев).
                А. Блок

* * *
Блок... болен от страха, что к нему в кабинет вселят красноармейцев. Жаль что не вселят. Ему  бы следовало их целых “12”.
                З. Гиппиус
* * *
Он тщетно на земле любви искал:
Ее здесь нет. Когда же свой оскал
Явила смерть, он понял: Незнакомка...                1925, И. Северянин


* * *
Мать Блока пишет своей приятельнице: “Я все жду, когда Саша встретит и полюбит женщину тревожную и глубокую, а стало быть и нежную... И есть такая молодая поэтесса, Анна Ахматова, которая к нему протягивает руки и была бы готова любить. Он от нее отвертывается, хотя она красивая и талантливая, но печальная. А он этого не любит...”
_______________________
В дневнике от 5 апреля 1912-го он пишет: “Гибель “Титаника” вчера обрадовала меня несказанно/ есть еще океан/. Бесконечно пусто и тяжело.

* * *
В “Незнакомке”, как я  впоследствии узнал, изображена дачная местность в Сестрорецке, под Питером, там был ресторан, и туда ходили проститутки, искать клиентов. Именно поэтому:

Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.

Банально, вульгарно. Но как он это раздул! Что он из этого эпизода сделал! Какое очарование греховного пола!... Через всю жизнь Блок пронес очарование проститутками.
Блок  повлиял на меня на всегда. Аристократичный мистик - он заразил меня любовью к стервам. Вот эта подброшенная неизвестно кем...книга...пятнадцатилетнему пацану сорвала башку. В нужный момент подбросили образ женщины, а у меня ведь не было никакого. Потому впоследствии в моей жизни и появлялись неумолимо стервы, в шляпах с траурными перьями.... Позднее появилась Наташа Медведева в стиле Блока. “Незнакомка” жила со мной и пела в ресторане “Распутин”, пила мою кровь, и все было согласно Блоку. Нет, я не жалею, что подобрал эту роковую книгу.               
                Э. Лимонов


Рецензии