Лествица небесная

Могу ли во имя Господа верою в Него не гореть в огне подобно блаженному Еллию, епископу Илиопольскому [1]? Или как преподобный Марк Афинянин случайно — изречением брату Слова Божия — сдвинуть гору [2]: «если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» [3]? Таковое с затруднением даже изображается в уме… Не сие ли прямо свидетельствует о невообразимом удалении от вершины совершенства — истинной жизни в точке сугубого сосредоточения веры и дела [4] — «единственно для благоугождения Богу и во славу Его» [5]?

А если не совершен, должно ли браться за дела большие? «Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее…» [6] Когда и малым могу благоугодить Богу, если — как бедная вдова, принёсшая больше всех богачей [7] — приму достодолжное к тому намерение и умонастроение? «Ибо кто подвигаем бывает на дела одним сознанием воли Божией на то и одним желанием угодить чрез то Богу, тот никогда не вожделевает одного дела паче другого, хотя бы одно из них было высоко и велико, а другое — низко и малозначительно, но одинаковое имеет расположение воли к обоим им, поскольку они угодны Богу.» [5]

Преуспев же Божиею помощью в малом, разве не имею надежды усовершить веру свою на несколько большее? «Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства?» [8] И, подражая Апостолу — никогда не почитать «себя достигшим, а только забывая заднее» простираться вперёд, к совершенной цели [9], — хотя немного пройти его стопами в деле Служения [10] ради Любви [11]? Чтобы не совсем бесполезно пронести по своей жизни имя «Христианина» [12, 13] и иметь залог Усыновления [14] к концу пути…

[1] Жития святой преподобномученицы Евгении, ее матери святой Клавдии, святых мучеников Прота, Иакинфа и Василлы
[2] Житие прп. Марка Афинянина
[3] Мф. 17, 20
[4] Иак. 2, 26. «Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.»
[5] Прп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. Часть 1. Глава десятая
[6] Лк. 14, 28
[7] Мк. 12, 41-44. «И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание свое.»
[8] Иак. 2, 22
[9] Флп. 3, 13-14. «Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе.»
[10] 1 Кор. 10, 24. «Никто не ищи своего, но каждый пользы другого.»
[11] Мк. 12, 30-31. «и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет.»
[12] Ин. 13, 34-35. «…как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.»
[13] Деян. 11, 26. «…и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами.»
[14] Мф. 5, 44-45; Мф. 5, 48. «…любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. … будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.»


Рецензии