Чёрная квадратная дыра


Несколько супрематических работ Малевич написал для футуристической выставки «0,10», открывшейся в Петербурге 19 декабря 1915 года. Друг Малевича, художник Иван Пуни писал ему: «Надо писать сейчас много. Помещение очень велико, и если мы, 10 человек, напишем картин 25, то это будет только-только».

Успели. План перевыполнили: 39 супрематических картин заняли отдельный зал выставки. Среди них, на самом видном месте, в так называемом «красном углу», где в русских домах обычно вешают иконы, висел «Чёрный квадрат».

Некоторые воцерковленные интеллигенты возмущались (вполголоса, среди своих) таким почётным положением безбожной картины, но протест их звучал негромко на фоне брожения умов в российском обществе – всё новое, и тем более непонятное, воспринималось как революционно-мистический прорыв в искусстве.

И некому было громить выставки: православных активистов тогда ещё не было в природе, казаки занимались своим прямым делом – воевали на германском фронте, а черносотенцы вылавливали немецких шпионов.

Художественный критик Александр Бенуа написал в газете «Речь» от 9 января 1916 года: «Несомненно, это и есть та икона, которую господа футуристы предлагают взамен мадонн и бесстыжих венер».

Открылся великий смысл картины – теперь на неё можно было молиться атеистам.

Малевич при жизни выполнил несколько авторских повторений «Чёрного квадрата» – на сегодняшний день известны четыре варианта картины, различающиеся рисунком, фактурой и цветом.

В 2002 году в СМИ прошла информация о продаже знаменитого «Чёрного квадрата» Казимира Малевича из коллекции Инкомбанка. Оказалось, что на торги раньше выставлялось…35 «Квадратов» и все якобы подлинные. В 2000 году на аукционе «Сотбис» за 17 млн. долларов продали один из 35 «Квадратов».

Как и должно, подлинное искусство ценится неимоверно высоко. Как хорошо, когда подлинного так много! Всем коллекционерам хватит. А если не хватит, так нарисуют ещё – братьев Малевича хватает. Приятно, когда народ тянется к прекрасному.

Не подтянуться ли мне к высокому искусству и выложить здесь 1001-й вариант разгадки замысла «Чёрного квадрата». Извольте.

Картину надо переименовать: «Чёрная дыра» – вот подходящее название. Есть в космосе загадочные объекты – «чёрные дыры», вблизи которых искривляется пространство и время. Они обладают неисчислимой мощью – втягивают в себя всё материальное и ничего не отдают назад. Возможно, это и есть антиматерия. И ничего там не видно – всё черным-черно. Дыра, одним словом.

У Малевича дыра квадратная, и это понятно: свободный художник такой её увидел в своём воображении. Зачем в телескоп смотреть при наличии хорошего воображения?

Астрономы до сих пор не разобрались с формой дыры – круг, эллипс, или это просто размазанное тёмное пятно размером с галактику.

 Малевич обогнал пространство и время, и предсказал формы ещё не открытых космических объектов – вот в чём гениальность художника. Так что молиться на «Чёрную дыру» можно – это будет обращение к ночному небу. Бог где-то там.

8.01.2015


Рецензии