Если б удался корниловский мятеж, часть 4. альтерн

ЕСЛИ Б УДАЛСЯ КОРНИЛОВСКИЙ МЯТЕЖ, часть 4 (альтернативная история СССР,  30-е годы)

          К 1930 году Россия выходит на 2-е - 3-е место в мире по выпуску промышленной продукции и всего ВВП (9,0%), расположившись вслед за США (27,0%), опережая Германию (8,5%), Великобританию (7,0%), Францию (5,8%), Японию (2,5%) и Италию (3,3%). Современная Россия, имея, правда, вдвое меньшую территорию и население, производит всего немногим больше 2% мирового ВВП, увы! По относительным показателям, на душу населения, Россия продолжала уступать не только США, но и Британии с доминионами и практически всем странам Западной Европы, немного сократив за последнее десятилетие этот разрыв с 3,5 раз до 3. Население Российской республики достигло к 1930 году 235 млн. человек.
1. Экономика, культура.
          Экономический кризис конца 20-х – начала 30-х годов , начавшись в США, постепенно захватил остальные промышленно развитые страны, в том числе и Россию. В 1930 – 1931 годах по стране прокатилась волна банкротств и ликвидаций предприятий, отсюда резко подскочил уровень безработицы и, соответственно, социальной напряженности в обществе. Стали нередки забастовки, антиправительственные шествия, митинги, столкновения с полицией. ВВП за годы «Великой депрессии» с 1929 по 1933 год уменьшился почти на треть, безработица в городах подскочила до 20%. В середине 1932 года правый Кабинет во главе с премьером-кадетом Громыкой подаёт в отставку, его сменяет лидер новой партии ПСС – Православный Социальный Союз – И.Сталинский. Им проводится комплекс мероприятий по стабилизации ситуации и создания предпосылок к экономическому росту. В частности, широким фронтом разворачиваются так называемые общественные работы с массовым вовлечением безработных: в стране начинается строительство новых и реконструкция действующих автотрасс.
          В течение 30-х годов введены в строй четырехполосные магистрали Петроград-Москва-Харьков-Крым, Петроград-Гельсингфорс, Петроград-Таллинн-Рига, Москва-Муром-Н.Новгород-Казань, Муром-Воронеж-Ростов-Екатеринодар. Строятся локальные двухполосные автодороги на Урале, Южной Сибири и Дальнем Востоке. Также в рамках развития общественных работ и занятости населения государством обеспечивается строительство первой плотины для ГЭС на Волге в районе Чебоксар. В промышленных центрах Урала, Поволжья, Сибири вводятся в эксплуатацию тепловые электростанции, работающие на угле Донбасса и Кузбасса. Проводятся мероприятия по созданию (высадке) лесозащитных полос по всей европейской части России, строятся судоходные и оросительные каналы, ирригационные сооружения, в том числе в безводных районах Средней Азии, Туркестана, Прикаспия и Северного Кавказа. Проводится широкое железнодорожное строительство: строится БАМ, проводятся изыскания по прокладке дороги от Сибирского пути на Якутск, железные дороги Туркестана и Средней Азии соединяются в единое кольцо с Западно-Сибирской и Кузбасской системой дорог. Центр страны и Урал соединяют дополнительные пути на Воркуту, Пермь, Челябинск.
          Ухудшение ситуации в мировой экономике сказывается и на состоянии российской: правительство снижает таможенные протекционистские барьеры, оживляется экспорт. Помимо традиционного зернового экспорта, нарастает вывоз промышленной продукции, в том числе металлообрабатывающих станков. Тепловозы российского производства лидируют в перевозках на магистралях Европы и Азии, легковые и грузовые автомобили Нижегородской компании «Русский Форд» успешно конкурируют с немецкими, французскими и английскими в сопредельных с Россией странах. Развивается кораблестроение – по выпуску нефтеналивных судов Россия выходит на первое место в мире. Концерн «Русс-Шелл» начинает разведку нефтяных полей Поволжья. Первый промышленный природный газ из Галиции приходит по трубопроводам в центр страны, в промышленные районы Центра, Северо-Запада, Донбасса-Харькова.
          По преодолении «Великого Кризиса» прослойка среднего класса в России стремительно увеличивается, соответственно возрастает спрос на бытовые товары длительного пользования, в первую очередь на легковые автомобили, и индивидуальное строительство в пригородных зонах. Помимо Нижегородского завода «Русский Форд» машины для населения продолжает выпускать рижский «Руссо-Балт», в том числе лимузины представительского класса. В глухой вятской провинции, в Уржуме, изобретатель и удачливый биржевой игрок купец Костриков С.М. налаживает выпуск небольших трехколесных автомобильчиков «Вятка» малой грузоподъемности, которые неожиданно получили гигантский успех на российском рынке у сельских жителей и малообеспеченных слоев городского населения. Для обеспечения обслуживания стремительно растущего автопарка власти губерний и областей строят местные дороги на земские сборы. Нефтяной картель Нобеля «Рускеросин» создает по стране сеть автозаправок, деловые люди из воронежских купцов пристраивают на каждой заправке свои мини-трактиры, тут же прилепляются автомастерские и даже увеселительные заведения. В целях кредитования автовладельцев возникают новые банки и множатся филиалы действующих, так же и страховые компании. И даже возникает специальная дорожная полиция ДПС – Дорожные Полицейские Силы, – гоняющие на американских мотоциклах «Харлей». Так внезапно нахлынувшая на страну автомобилизация создала сама себе подходящую инфраструктуру, подтягивая смежные отрасли, что благотворно сказалось и на занятости населения.
          В области гражданской авиации (к военной вернемся позже) в тот период на рынке пассажирских авиаперевозок лидировали дирижабли. Было налажено рейсовое сообщение как внутри страны на линиях Петроград – Москва – юг, Москва – Муром – Н.Новгород, Муром – Челябинск, так и за рубежом: Петроград – Стокгольм, Рига – Копенгаген, Киев – Вена и даже Муром – Константинополь и Муром – Берлин. Аппараты тяжелее воздуха, самолеты, для коммерческих целей на ту пору мало подходили, т.к. обладали малой пассажировместимостью и дальностью полета и отличались полным отсутствием комфорта. Авиаконструктор Сикорский окончательно перешел на разработку аппаратов вертикального взлета и уже были достигнуты первые результаты. Тяжелые самолеты в его КБ продолжала конструировать группа инженеров под руководством Петлякова.
          В сельском хозяйстве России в конце 20-х годов происходят существенные сдвиги, связанные с широким внедрением механизации и соответственного кредитования крестьянских хозяйств. Связанные с этим увеличение урожайности и продуктивности привели к формированию на селе избыточной рабочей силы, часть которой поглощали быстрорастущие промышленные центры, часть – переселенческая программа по переезду за Урал. Кризис перепроизводства 1930 – 1931 годов и падение цен на сельхозпродукцию компенсировались правительством путем пролонгации займов, списании части долгов коммерческим банкам через Госбанк «Россия». Освоение незаселенных просторов востока и севера притягивало энергию молодого поколения, давало им необходимую романтику вечного поиска и открытий. В этом новом продвижении России на восток активно участвовал воссозданный ещё в 1918 году Патриархат Русской Православной Церкви, направлявший пастырей и послушников во вновь осваиваемые территории, новые поселки и города. Новое поселение возле какого-нибудь рудника или нефтеразработки, пристани на берегу таёжной реки или Ледовитого океана всегда начиналось со строительства часовни, со временем преобразующейся в церковь и затем в собор. После открытия золотых россыпей на Колыме туда отправляются старатели-авантюристы и искатели приключений со всей страны и из-за рубежа. Строится город и порт Магадан, прокладывается зимняя дорога на Якутск, в Чукотку, на Камчатку. Благодаря всем этим мероприятиям население зауральской части России (Сибирь, Север, Дальний Восток) увеличивается за десятилетие к концу 30-х годов с 24 до 32 млн. человек. Заложены основы сибирской промышленности, созданы новые для страны экономические центры – в Новониколаевске, в Кузнецкой области, в Приамурье, на Колыме.
          Экономические показатели России к концу 30-х годов, несмотря на негативное влияние, как самого экономического кризиса, так и его последствий, все же за это десятилетие заметно выросли. Так, индекс промышленного производства относительно докризисного 1929 г. составил 130% к 1939 году. Показатели по сельскому хозяйству улучшились меньше – на 23%, но, с учетом, что население страны за эти годы выросло только на 12% и составило 265 миллионов человек, соответствующий показатель ВВП на душу населения заметно улучшился, то есть выросло благосостояние россиян (несмотря на кризис). Возросли платежеспособность, вырос покупательский спрос, что гарантировало на следующее десятилетие стабильный рост производства в целом. При международных финансовых расчетах русский рубль становится предпочтительней французского франка, валют Италии и Японии.
          Правительство христианских социалистов И.Сталинского продержалось до 1938 года, вплоть до резкого роста оборонных расходов в связи с обострением международной обстановки. Правая коалиция нового премьера Миллера проводит через Думу увеличение ассигнований на оборону, и дальнейший рост ВВП идет уже во многом благодаря производству морских, сухопутных и воздушных вооружений, совершенствованию военной инфраструктуры. Социалисты сумели через государственные фонды и отчисления работодателей создать систему государственного медицинского страхования, а также обязательное пенсионное обеспечение сотрудников гос. учреждений, военных, полиции и т.д. Были разработаны материальные выплаты многодетным семьям, инвалидам труда и детства, пособия по безработице. В стране продолжали действовать мощные и влиятельные отраслевые объединения профсоюзов, с мнением которых были вынуждены считаться высшие органы власти. Действовало законодательство относительно организации и регламентации митингов, стачек и забастовок. Социальные достижения в России опережали аналогичные показатели в прочих промышленно развитых странах Европы.
          Существенные сдвиги произошли в системах образования всех уровней. Устанавливалось обязательное бесплатное начальное семилетнее обучение, которым были охвачены практически все подходящие по возрасту граждане России. Допускалась и иная форма обучения по выбору родителей в виде медресе в губерниях и краях с преобладанием магометанского населения (Кавказ, Туркестан, Среднее Поволжье). Резко увеличивалось количество гимназий и реальных училищ в столицах, губернских и уездных центрах, а также в новых быстрорастущих промышленных поселениях. Образование в средних учебных заведениях становилось частично бесплатным. Росло количество университетов и технических институтов, по количеству студентов на 1000 жителей Россия опережала прочие развитые страны, негласно поощрялось опережающее зачисление на высшие курсы лиц женского пола.
          В области культуры Россия продолжала изумлять мир высокохудожественными образцами во всех сферах искусства: театр, музыка, литература, живопись, архитектура... Именно в 30-е годы в новой столице, в Муроме, по проекту Шухова возводится самая высокая в мире радио-(а затем и теле-)трансляционная башня. Строящаяся столица Муром обзаводится административными комплексами, возводимыми по проектам не только русских, но и приглашенных зарубежных знаменитых архитекторов того времени – Корбюзье, Фрэнка Гери и др. Парковый Муромский ансамбль, террасами спускающийся к Оке, сравнивали по красоте и величию с аналогичными творениями в Петродворце и Версале. Крым и Таманский полуостров соединил двухэтажный (автомобильный и железнодорожный) мост уникальной конструкции длиной 12 км. В музыке продолжали творить великие Прокофьев, Рахманинов, Стравинский. Шаляпин – мировая оперная звезда №1, нобелевскую премию по литературе  получает Мих. Шолохов за роман «Проклятая целина», посвященный нелегкой судьбе немецких колонистов в степях Оренбуржья. Русская балетная школа по-прежнему – первая в мире, в литературе соревнуются в популярности у читателя как кумиры прошлого – Бунин, Куприн, так и молодые талантливые авторы – Катаев, Булгаков, Мандельштам. Ялтинская кинофабрика «Ялта-Синема» с изобретением звукового кино выходит на первое место в Европе по количеству выпускаемых фильмов, первое цветное кино появилось тоже здесь. Фильмы «Ялта-Синема», особенно «Скарлатина» по роману Риты Мичелко, завоевывают престижные призы кинофестивалей и входят в мировую сокровищницу киноискусства. Характерным критерием роста значения и заслуг России в современном мире явилось выбор Международным Олимпийским Комитетом столицей летних Олимпийских игр 1940 года российского Киева. В стране невероятно популярны книги и фильмы о первопроходцах Севера, летчиках–героях дальних перелетов, авантюрные романы о золотоискателях Колымы...

2. Укрепление обороноспособности страны.
          В 1935 году в возрасте 65 лет заканчивает свой жизненный путь спаситель Отечества и бессменный начальник Генерального Штаба, многократно раненный в боях и покушениях на него, генерал Корнилов. Герою и подвижнику устанавливаются многочисленные памятники, его имя присвоено академии Генерального Штаба, нескольким новым юнкерским училищам. Поселок моряков-североморцев, где разворачивается строительство основной базы Северного флота, назван городом Корнилов. Принципы реформирования и построения новой современной армии, заложенные ещё в 20-х годах начальником Генштаба, реализовывались в 30-х его последователями.
2.1. Сухопутные войска.
          Основным легким вооружением пехотных частей продолжала оставаться винтовка Мосина и ее модификации. В войска начали поступать автоматическая винтовка Федорова и ручной пулемет Люсина. Автоматическим оружием вооружались специальные части, танкисты; в пехоте по штату автоматическая винтовка полагалась командиру отделения, во взводе – замкомвзвода, помимо того взводу полагалось иметь два ручных пулемета; в батальонах организовывался взвод автоматчиков и станковый пулеметный взвод – таким образом, насыщенность пехотных подразделений автоматическим оружием на тот момент считалось достаточным.
           Сухопутные части насыщались новыми артиллерийскими системами различных калибров и назначения. Дивизионные пушки калибра 76 мм придавались пехотным и танковым полкам, в структуру дивизий и корпусов входили пушечно-гаубичные дивизионы с орудиями калибром до 152 мм, полки орудий большой мощности  - 203 и 280 мм – пребывали в составе армий. Широко внедрялись минометные системы от ротных минометов калибром 50 мм до дивизионных калибром 160 мм; артиллерия переводилась на механическую тягу. В то же время в строю продолжали оставаться многочисленные кавалерийские части и соединения. В стрелковые и кавалерийские войска поступали зенитные средства: пулеметы, автоматические пушки малых калибров и орудия калибром 85 мм для поражения высоколетящих целей.
          В сухопутных войсках создавались маневренные механизированные корпуса смешанного состава – бронетанковые, мотопехотные и кавалерийские. Танковые заводы страны в Харькове, Петрограде и на Урале (впоследствии) наладили выпуск бронеавтомобилей, легких танков, танкеток, средних и тяжелых танков. Основным средним танком первой половины 30-х годов становится 12-тонный «Витязь -5», построенный по классической конструктивной схеме подвески и компоновке американского (работавшего в России) конструктора Кристи: моторное отделение и трансмиссия расположены в задней части корпуса, водитель и управление – в передней, вооружение в башне. Броня до 13 мм, мощность двигателя 400 л.с., орудие калибра 45 мм. К концу 30-х годов на вооружение российской армии начали поступать новые танки собственной разработки харьковской конструкторской школы: средние - «Витязь-34» массой 25 тн, с броней до 45 мм, мощностью дизельного двигателя 500 л.с., скоростью до 40 км/час, пушкой 76 мм; и тяжелые танки прорыва ГК-1 и ГК-2 массой до 47 тн, мощностью 600 л.с., броней до 75 мм, двухбашенной орудийной установкой с пушками калибра 76 и 54 мм, тремя пулеметами, скоростью – до 30 км/час, и ограниченным запасом хода – до 180 км.
          Легкие танки входили в состав разведывательных подразделений полков и дивизий, а также побатальонно входили в состав пехотных дивизий. Моторизованные дивизии состояли из полка средних танков, полка мотопехоты, стрелкового полка и приданной артиллерии. Танковые дивизии состояли из двух танковых полков средних и легких танков и мотострелкового полка. Для прорыва обороны противника были организованы бригады тяжелых танков, приданные корпусам и армиям. Дивизии и корпуса различного состава оснащались зенитными и противотанковыми средствами: зенитными крупнокалиберными пулеметами и автоматическими  пушками калибра 37 мм, пушками калибра 45, 76 и 85 мм. Появились первые образцы реактивной артиллерии с неуправляемыми реактивными снарядами.
          Весь опыт Мировой войны говорил о неизбежном перерастании мобильного начального периода военных действий в затяжные позиционные сражения. Исходя из этих посылок, и строилась концепция будущих войн практически во всех генеральных штабах мира. Предполагался значительный период мобилизационного развертывания и занятия войсками укрепленных районов. В начале 30-х годов подвижные механизированные соединения, пребывавшие на ту пору в зачаточном состоянии, еще не ставились во главу угла наступательной стратегии.
2.2 Авиация.
2.2.1. Бомбардировочная.
           Как уже указывалось, в лаборатории Сикорского работы по тяжелому бомбардировщику продолжала группа инженера Петлякова, разработавшая средний двухмоторный фронтовой бомбардировщик Пе-2 с бомбовой нагрузкой 500 кг. Той же бригадой авиаконструкторов спроектирован уникальный 5-моторный дальний высотный бомбардировщик с дальностью полета 5500 км на высоте до 11000 м (что практически делало эту машину неуязвимой для существовавших тогда истребителей и зенитной артиллерии) при бомбовой нагрузке 2 тн, или же 4 тн на дальности 3000 км. На ту пору это были феноменальные результаты. Правда тяжелый (взлетная масса до 35 тн) Пе-8 требовал удлиненной взлетной полосы с твердым покрытием, что в условиях военного времени и воздействия авиации противника не всегда было возможно. Но в предвоенный период в качестве меры устрашения потенциального противника Пе-8 был признан перспективным и запущен в серию: к 1940 году на вооружении российских ВВС находилось 150 таких машин.
          Стремительное развитие авиации в 30-х годах, несмотря на экономический кризис, породило соответствующую потребность в «крылатом металле» - алюминии, в свою очередь сверх энергозатратные заводы по обогащению алюминиевых бокситов требовали развития сети электростанций, особенно, как наиболее эффективных, гидроэлектростанций. Передача энергии на расстояние, в свою очередь, порождало потребность в меди и стали для линий электропередач: соответственно разрабатывались медные, медно-никелевые рудники, строились медеплавильные комбинаты. Также развивалось авиационное моторостроение, приборостроение, авиационная инфраструктура в виде стационарных аэродромов, систем управления и связи. Профессия пилота героизировалась в фильмах и печати, летчики становились необычайно популярны в обществе, молодежь рвалась в авиацию, в том числе и гражданскую. Здесь тоже, после катастроф дирижаблей в США и Германии, были смещены акценты в сторону применения аппаратов тяжелее воздуха, то есть самолетов и, особенно, гидропланов, не требующих дорогостоящих взлетных полос и имеющих на ту пору заметное преимущество перед самолетами наземного старта и посадки по взлетной массе. К концу 30-х годов самолеты конструкции Туполева вышли на регулярные рейсы Петроград-Москва-Муром, Нижний Новгород – Казань, Москва – Воронеж – Харьков – Крым и т.д. Строились аэровокзалы, среди обеспеченных россиян становилось модным и целесообразным перемещаться воздушным путем на пассажирских самолетах, как на отдых, так и по делам коммерции и службы.
2.2.2. Истребительная авиация
          К середине 30-х годов изменилось концептуальное видение ведущими конструкторами мира самого планера истребителя: от практически безусловного биплана угловатой формы к «зализанному» одномоторному «шершнеподобному» моноплану с низко расположенным крылом. Среди множества предъявленных правительственной комиссии образцов истребителей выделяется по интегральным показателям истребитель конструкции немецкого инженера Вилли  Мессершмидта, переехавшего в Россию в начале 20-х годов и получившего русское подданство по тогдашнему закону о немцах-колонистах. Самолет ВМ-109 превосходил своих истребительных сородичей буквально по всем показателям, заложенные в его конструкции потенциальные возможности по улучшению качественных характеристик сулили истребителю долгую жизнь в ВВС России в качестве основного истребителя, перехватчика ПВО, разведчика и даже ночного охотника.
          В то время в области применения авиации преобладала так называемая концепция Дуэ (по имени итальянского военного теоретика), согласно которой исход военной кампании, а то и всей войны, может быть решен массированным воздействием бомбардировочной авиации не только на вооруженные силы, но и на гражданское население городов противника. Отсюда военно-воздушные силы всех стран стремились наращивать возможности своей бомбардировочной авиации – по этому пути пошли и в России. Тогда считалось, чти авиация поля боя – фронтовая и штурмовая – не сможет оказать заметного воздействия на противника. Так появился Пе-8, а вслед за ним еще несколько вариантов скоростных, высотных и дальних бомбардировщиков различных авиационных конструкторских центров. (Здесь прошу отметить, что в представленном альтернативном варианте истории под сталинский топор не попали и продолжали творить сотни и тысячи выдающихся ученых и инженеров, таких, как чудом выжившие в гулаговских застенках Королев и Туполев). Тогда же появилась здравая мысль: не соревноваться, кто скорей уничтожит вражеский аэродром ковровым бомбометанием, а попробовать обойтись силами небольших диверсионных групп. Так в России впервые в мире в начале 30-х появляются отряды диверсантов-парашютистов (прообраз будущих ВДВ), ориентированных, в первую очередь, на уничтожение вражеских штабов и авиатехники непосредственно на аэродромах, как в ближнем тылу, так и далеко за линией фронта.
2.3. Флот.
          Организационно российский военно-морской флот обладал четырьмя флотами – Балтийским, Северным, Черноморским, Тихоокеанским, флотилией на Каспии и постоянной Средиземноморской эскадрой. На Балтике к основным пунктам базирования, помимо традиционных Кронштадта, Гельсингфорса и Ревеля после Мировой войны добавился Мемель. Основные линейные силы флота насчитывали поначалу в своем составе 10 линкоров, из которых 4 были устаревшей постройки, еще военной серии, два получено от Германии в качестве трофея и только 4 новой серии по кораблестроительной программе 1922 года. К концу 30-х годов из боевого состава были выведены устаревшие и немецкие линкоры, введены в строй 4 новейших (из них два – американской постройки); таким образом, линейный флот насчитывал 9 новых кораблей водоизмещением до 35000 тонн с главным калибром 305 мм. К имевшимся авиаматкам с легкими патрульными и разведывательными самолетами добавилось два авианосца, несущие каждый до 70 самолетов палубной авиации различных классов.
           На Балтике в строю находилось 2 новейших линкора, крейсеры и эсминцы царской постройки и полученные из Германии, постепенно выводились из боевого состава. К концу 30-х годов в строю пребывали 8 новых крейсеров водоизмещением 10000 тонн с главным калибром 180 мм, 17 эсминцев и столько же подводных лодок российских проектов и постройки (крейсера и эсминцы строились, в том числе, и за границей).
           На Черном море также к концу 30-х годов выведены из состава флота устаревшие корабли и введено 3 новейших линкора и 10 линейных крейсеров-десятитысячников. В строю также находилось 15 подводных лодок и порядка 20 эскадренных миноносцев (в том числе еще постройки 1915-1920 годов серии «Новик»). Черное море после овладения проливами и базой-портом Трапезунд практически превратилось во внутренне российское озеро (Русское море). Держать здесь столь мощную группировку ВМС не представлялось целесообразным, если не брать в расчет формирование основных сил Средиземноморской эскадры именно за счет Черноморского флота. Эскадра, имея промежуточное базирование на порт Хайфа в Иудее и остров Родос (Греция), постоянно насчитывала в своем составе от 1 до 3 линейных корабля, несколько крейсеров, эсминцев, подводных лодок и соответствующего количества судов обеспечения. Часть кораблей эскадры приходила на боевое дежурство в Средиземноморье с Балтики, а порой и с Северного флота.
          Северный флот (поначалу флотилия) имел основное базирование и штаб флота в новом городе-порте Корнилове, расположенном западнее Мурманска в районе п-ва Рыбачий. Многочисленные глубоководные и извилистые заливы (шхеры или губы по-поморски) позволяли осуществить скрытое базирование кораблей любых классов. Поначалу флот комплектовался трофейными немецкими и австрийскими кораблями и устаревшими российскими, но в 30-х годах на вооружение поступили два новейших линкора, 7 крейсеров, 18 океанских подводных лодок, эсминцы, лидеры, новый авианосец. Корабли Северного флота уже к концу 30-х годов начали патрулировать не только акваторию Баренцева моря, но и выходили на учения в Северную Атлантику, а также на боевое дежурство в Средиземное море. Особой задачей флота было всемерное развитие пунктов снабжения, обеспечения, навигации и метеорологии на трассе активно осваемого Россией Северного морского пути: как на материковом побережье, так и островах Ледовитого океана.
          Тихоокеанский флот также заменил устаревшие суда на 2 новых линкора, несколько крейсеров и эсминцев, авианосец, значительно уступая при этом флоту Японии и тихоокеанскому флоту США. Флот Британской империи в этой части Мирового океана, имея базирование в портах Сингапура и Гонконга, также все еще превосходил российский тихоокеанский. Морские силы России были сконцентрированы в одном месте – порту Владивосток и поэтому были уязвимы и предсказуемы для потенциальных противников. Спешно строились пункты базирования и снабжения сил флота в Южно-Сахалинске и, особенно, Петропавловске-Камчатском. Напомним, Курильские острова продолжали оставаться за Японией и это обстоятельство создавало дополнительные трудности в строительстве нового флота.
          С одной стороны, боевой состав Российского военно-морского флота представлял собой значительную и грозную силу, превосходящую флоты Германии, Франции и Италии, равную японскому флоту, но значительно уступающую (согласно морскому договору 1922 г.) флотам США и Великобритании. С другой стороны, эти силы были вынужденно рассредоточены по нескольким театрам военных действий, уступая на каждом из них противостоящим флотам вероятных противников. Экономическое положение России того времени не позволяло должным образом наращивать группировки военно-морских сил и поэтому приходилось придерживаться, в целом, оборонительной стратегии. Задачей флота являлась оборона собственного побережья, совместные действия с армией на флангах сухопутных сил и нарушение коммуникаций противника.
          Предполагалось, что расстановку сил на потенциальных театрах военных действий в пользу России могут изменить создаваемые несколько авианосных группировок, основу которых должны были составить авианосцы серии «Атаман Каледин» с 70-80 палубными самолетами штурмовой, торпедоносной  и истребительной авиации на борту. Первый из них вступил в строй действующих в 1938 году, второй в 1939-м. В начале 40-х годов предполагалось иметь еще три. Таким образом, авианосный ордер, насчитывающий с кораблями охранения и обеспечения до 10-15 вымпелов, мог не только «демонстрировать флаг» в интересующих Россию районах мирового океана, но и представлять реальную угрозу для линейных сил, портов и баз любого противника.

3. Международная обстановка в 30-х годах.
 3.1.Дальний Восток.
          Еще с конца 20-х годов начинается военное проникновение Японии в ослабленные внутренними раздорами материковые провинции Китая. Японцы, имея в качестве форпоста доставшийся им еще в 19 веке остров Формоза (Тайвань), а также располагая одновременно ключом и замком к Центральному Китаю в виде контроля над полуостровами и базами ВМС - Порт-Артуром и Киао-Чао - (запирающими вход в Пекинский залив и всю центральную зону страны), лелеяли далеко идущие планы в деле покорения древней империи. Китай той поры был разъединен на отдельные провинции, центральное правительство в Нанкине контролировало лишь часть прилегающих к столице территорий, на остальных – противоборствовали несколько независимых от центра (и друг от друга) генералов. Постепенно усиливался блок национального возрождения генерала Чан-Кай-Ши, поддерживаемый национальной буржуазией и финансируемый едва ли не всеми европейскими странами в скорой надежде получить под контроль ту, или иную часть доходной части китайского бюджета.
          Японцы еще со времен русско-японской войны целились на земли Северной Маньчжурии и мечтали получить в собственность русскую часть КВЖД (южная часть КВЖД от Чанчуня на Порт-Артур досталась японцам по условиям Портсмутского договора 1905 г.). С 1931 года Япония, уже не прикрываясь дипломатическим языком, открыто (но пока без объявления войны) высаживает войска в Северном Китае и ведет наступление вглубь материка. Неорганизованные, необученные и плохо вооруженные армии отдельных китайских провинций беспорядочно отступают. Япония, пользуясь слабостью российского тихоокеанского флота той поры и неподготовленностью всей военной инфраструктуры России на Дальнем Востоке к серьезным боевыми действиям, усиливает дипломатический нажим на Россию с целью вытеснить её с территории Северной Маньчжурии (территории севернее КВЖД) и уступки ей прав на весь КВЖД.
          Дипломатия мировых держав – США, Великобритании, Германии, Италии, Франции – не желает усиления позиций России на Дальнем Востоке и в Китае и, не считая японскую экспансию опасной для себя, проявляет пассивность в деле осуждения и изоляции, хотя бы моральной, агрессора. Япония, оккупировав Северо-Восточный Китай, создает на этой территории подвластное и марионеточное государство маньчжуров Маньчжоу-Го. Под давлением обстоятельств в 1932 году русское правительство вступает в переговоры с японцами о выкупе ими (или же администрацией вышеупомянутого государственного образования) всей железной дороги КВЖД. В результате с 1933 года Россия вынуждена передать в управление и пользование «партнерам по переговорам» не только саму железную дорогу, но и всю отстроенную за 35 лет инфраструктуру, при этом, естественно, эвакуировав весь русский персонал с семьями.
          Но! В обмен за такую «услугу» Япония должна была выплачивать России отступные в течение 10 лет в сумме, втрое превышающей рыночную стоимость железной дороги с прилегающими станциями и развязками. Этих денег России хватило на строительство и обустройство в течение 30-х годов баз Тихоокеанского флота в Южно-Сахалинске и Петропавловске-Камчатском, включая береговую и сухопутную оборону стоянок как действующего, так и перспективного состава флота. Помимо того, вдоль всей границы с Китаем (а теперь и с Маньчжурией) по реке Амур возведены стационарные укрепления, огневые точки, системы заграждений, оборудованы тыловые рубежи, вторая и третья линии обороны. То же самое проделано в союзной Монголии по пограничной реке Халхин-Гол, где вместо сплошной линии обороны были организованы на господствующих высотах укрепленные районы (УР) с инженерным обеспечением и системой перекрестного огня на предполье и разрывах в обороне.
3.2. Африка.
          В 1935 году фашистская Италия начинает войну с одним из последних независимых государств в Африке, с Абиссинией (Эфиопией). Имея на «выступе африканского рога» колонию Эритрею, еще с 19 века, то есть, опорную базу для наступления, и при полном попустительстве британцев – хозяев Суэцкого канала (те никак не препятствуют проводке кораблей с оккупантами и дальнейшим пополнением) сопротивление слабовооруженной армии негуса Хайле Силласие I  было недолгим. Вялые протесты представителей США и России через Лигу Наций не подействовали: Англия, Франция и Германия молчаливо поддержали агрессора. Заодно Муссолини, сумев навязать Албании ряд неравноправных договоров, практически хозяйничал и в этой стране. Мечты диктатора распространялись на соседние с итальянской Ливией французские Тунис и даже Алжир. Мало того, в его планы входило овладение Суэцким каналом, если бы предварительно удалось вытеснить англичан из Египта. Мания величия и призраки римских императоров внушали дуче навязчивую идею о превращении Средиземного моря в «итальянское озеро».
3.3 Германия.
          Великая депрессия особенно жестко прошлась по побежденным странам, в первую очередь, по Германии. В условиях национального унижения, вынужденной бедности некогда великой нации появление и триумф личности подобной Гитлеру было вопросом времени, тем более что в 1932 г. его партия была уже не шайкой люмпенов-отморозков, а вполне респектабельной по тогдашним меркам организацией. Толпа легко поддается внушению, люди готовы принять любую удобную для них ложь, даже догадываясь, что это ложь – им так легче и проще оправдывать себя впоследствии. Массовый психоз, введение толпы в транс удавались великим шарлатанам  и до Гитлера, срабатывало это и позже. Здесь главное - вовремя оболгать и изолировать, а лучше уничтожить «шибко грамотных», думающую часть населения, а также, на современном этапе, полностью контролировать СМИ всех видов.
          В течение первых двух-трех лет пребывания Гитлера у власти Германия выходит из системы послевоенных мирных договоров, прекращает выплачивать и без того ставшие скудными репарации и проводит широкую программу ремилитаризации экономики. Стремительно растет численность вооруженных сил, промышленность страны налаживает выпуск новейших образцов вооружения, в том числе танков, самолетов, боевых кораблей основных классов и подводных лодок. Уже в 1935 г. Германия восстанавливает свою юрисдикцию в Рейнской демилитаризованной зоне (немецкое левобережье Рейна). В 1937 г. состоялся аншлюс (воссоединение) Германии и Австрии в единое государство. Причем опять при полном попустительстве со стороны Англии и Франции, нейтралитете США и не услышанных протестах России. Перед мировым сообществом ставится вопрос о безусловном возвращении Германии ее многочисленных колоний.
          Но уже со следующим внешнеполитическим демаршем Гитлера – этого игрока в политический покер и виртуоза блефа – насчет судетских немцев в Чехословакии выходит промашка. Гитлер озаботился судьбой трех миллионов немцев, испокон века проживающих на западе Чехии. Путем сложной системы закулисных маневров, запугивания неизбежной мобилизацией и прямым вторжением в Чехословакию «для защиты угнетенного немецкого меньшинства от зверских издевательств чехов» Гитлеру опять удается склонить дипломатию Англии и Франции к капитуляции перед его напором. Тем более что эти семена упали на подготовленную почву: правящие классы Великобритании и Франции, не желая близкого и неизбежного дальнейшего усиления России и превращения её в сверхдержаву, видят в сильной Германии естественный противовес для России в евробалансе и всячески стараются подтолкнуть Германию к движению на Восток. В предположении, что Гитлер надолго увязнет в этой возне с Чехословакией, далее, неизбежно, с Польшей, а там, глядишь, упрется в Россию и тогда обоим противникам (тем более что с востока свои проблемы русским создавали японцы) будет не до Великобритании, Франции, и США и уже не до мирового господства. В правительственных кругах мировых держав уповали на долгую взаимоизнуряющую борьбу (не обязательно вооруженную) именно России и Германии.
          Но в этот пасьянс уже на «чехословацкой» стадии неожиданно вмешался забытый всеми «джокер» - президент Чехословацкой республики Бенеш, который, не получив в судетском вопросе гарантий от западных держав, обратился за помощью к правительству Российской республики. И он эту помощь незамедлительно получает в виде договора о взаимопомощи в случае неспровоцированной агрессии третьих стран – договор, очевидно направленный против Германии. По этому договору стороны обязывались в случае развязывания войны выставить против агрессора по 30 дивизий. Уже на следующий день после опубликования договора через границу со стороны России пошли эшелоны, на открытых платформах которых демонстративно перевозились танки, артиллерия, бронемашины под российским триколором. На полустанках высыпавшие из теплушек русские солдаты заигрывали со словачками. Российский Балтийский флот, также не скрываясь, вышел со своих стоянок в районы развертывания. Видя перед собой реальную игру мускулами и решимость драться, Гитлеру ничего не оставалось, как пойти на попятный. К большой войне Германия была не готова. «Унижение судетских немцев» и «козни чехов» волей-неволей отошли для нее на второй план.
          Наступил 1939 год, на который у Гитлера было запланировано решение «польской проблемы»: возвращение Германии так называемого Данцигского коридора, Верхней Силезии, земель восточней Одера – то есть территорий, которые Германия потеряла по итогам Мировой войны. То, что это означало лишение поляков выхода к морю, угольного бассейна Силезии и сокращение страны вдвое, фюрера не волновало. Для него идеальным вариантом выглядела бы полная оккупация Польши (или, если угодно, добровольного вхождения в рейх), но в этом случае была велика опасность столкновения с Францией, давшей Польше свои гарантийные союзнические обязательства. Хотя, здесь Гитлер знал абсолютно точно: Франция к войне не готова и воевать, тем более из-за Польши, не захочет. Все виды разведки доносили: состояние французского общества в целом и армии в частности совсем не те, что были в 1914 году. В настроениях возобладал пацифизм, среднему французу крайне не хотелось брать в руки ружье и опять лезть в грязные окопы. Так что при нажиме Германии на поляков, скорей всего, Франция ограничится очередным осуждением агрессора, и дело далее грозных заголовков в газетах не зайдет. Тут лишь бы опять, как в случае с Чехословакией,  не вмешалась Россия, но Гитлер в этом вопросе вполне мог полагаться на польский гонор, на историческое русофобие поляков.
          Позиция Великобритании также продолжала оставаться неопределенной. Традиционная для островной державы дипломатия сдержек и противовесов вполне может проявить себя и на этот раз: то есть из-за Польши Англия не станет связываться с Германией в надежде ее возможного, после Польши (или из-за Польши), столкновения с Россией. Льву из-за моря всегда было приятно и безопасно наблюдать, как дерутся орел с медведем. Италия шла в фарватере политики Гитлера. Япония подписала с Германией пакт о взаимопомощи. Летом 1939 г. японские войска попробовали продвинуться в Монголии за реку Халхин-Гол, но после упорных боев с русскими и монгольскими войсками были отброшены в Маньчжурию со значительными для себя потерями. Сработали построенные на японское золото укрепрайоны.
3.4. США, Азия, малые страны Европы.
          Геополитически наиболее выгодное положение в зарождающемся мировом конфликте было, как и накануне минувшей Мировой войны у США. В Европе у американцев территориальных вопросов не было, только финансовые по долгам и кредитам. Америка по всему миру выступала сторонним наблюдателем и третейским судьей. Зоной своих непосредственных интересов, согласно доктрине Монро, США тогда считали американский континент и даже все Западное полушарие. С последним обстоятельством не были согласны японцы, увязшие в Китае, но мечтающие распространить свое влияние на Индо-Китай, Бирму, Филиппины, Индонезию, Австралию и архипелаги. Здесь и пересекались интересы Японии и США. Но у японцев оставались нерешенные проблемы с быстро набирающей силу Россией на её Дальнем Востоке.
          В Европе к Блоку Германия-Италия примыкала Венгрия и, после фашистского переворота, Румыния, что было особенно ценно для Германии ввиду румынской нефти. Чехословакия была теперь официально на стороне России, Польша надеялась на поддержку Франции, Болгария, Греция и Югославия ориентировались на Россию, хотя и не были связаны с ней какими-либо военно-политическими союзами. Турки, сильно урезанные в территории и правах после Мировой войны, склонялись на сторону бывшего союзника – Германии. Швеция и Норвегия соблюдали нейтралитет, Бельгия и Голландия пытались строить совместную оборону с Францией.

4. Испанские события.
          В 1936 году в Испании на выборах побеждает Народный фронт – блок левых партий и организаций, состоящий из пестрой политической смеси социалистов, коммунистов, анархистов и даже троцкистов. Побежденные правые партии организуют заговор во главе с генералом Франко, который и поднимает военный мятеж, опираясь на верные ему войска в испанском Марокко. Начинается гражданская война, в ходе которой мятежникам оказывают помощь близкие им по духу фашистские Германия и Италия. Западные демократии, напуганные перспективой появления в Европе марксистского государства, объявляют нейтралитет и отказываются поставлять оружие законному правительству.
          В этой ситуации Россия, просчитав все за и против, решает выступить на стороне республиканского правительства и начинает поставку морем оружия, боеприпасов, предметов материально-технического снабжения и продовольствия. Оплата поставок предполагалась частично золотом, но, главное, Россия при этом добивается для себя права на аренду военно-морской и авиабазы на Балеарских островах (Западное Средиземноморье) сроком на 49 лет. Договор был заключен с существенной оговоркой: он вступал в силу только в случае победы республиканцев (естественно!) в гражданской войне. Отсюда: Россия направляет в Испанию не только первоклассную военную технику и военспецов для ее обслуживания и обучения республиканцев (включая танки «Витязь-5» и истребители ВМ-109), но и не препятствовала потоку своих добровольцев.
          Мало того, объявленная Германией и Италией морская блокада берегов республиканской части Испании решительно пресекалась действиями русской Средиземноморской эскадры (усиленной кораблями с Балтики и Севера), особенно ее подводных лодок, которые не стеснялись топить фашистские транспорта и, даже, в отдельных случаях, боевые корабли. Такая всеобъемлющая «помощь» России на море не могла не сказаться на результатах боевых действий и на суше: к 1938 году войска Франко на материковой части Испании, не без помощи интербригад антифашистов- добровольцев со всего мира, были окончательно разбиты и их остатки были вынуждены эвакуироваться в Марокко.
          Договор об аренде базы вступил в силу, что явилось очень неприятным сюрпризом для ведущих мировых держав: они были поставлены перед фактом значительного усиления России в Средиземноморье, где к уже имеющимся полноценным морским и авиабазам в Хайфе (Иудея) и на Родосе (Греция) добавилась база на Балеарах. Таким образом, русские военно-морские силы, спешно усиливаемые в данной зоне, нависали над коммуникациями Англии, Франции и Италии во всем Средиземноморье и угрожали сообщению британцев с колониями в Индии и Азии через Суэцкий канал. Что, естественно, никак не могло тем понравиться.

5. Выводы.
          Вот такой сложился расклад мирового военно-политического пасьянса накануне грандиозных событий.  Оставить все как есть, остановиться Гитлер уже не мог, к дальнейшим авантюрам его толкал им же раскрученный маховик исключительности германской нации и национал-шовинизма. Черная энергия этой немецкой исключительности искала выхода в войне.      
      


Рецензии