Сервантес
В морском сражении при Лепанто с турками-османами могли участвовать в качестве офицеров только рыцари. И Мигель Сервантес Сааведра ездил специально в Италию для предоставления канцелярии Священной лиги соответствующих документов. В бумагах значилось, что у фамилии де Сервантес за плечами пять веков рыцарства и общественного служения.
В знаменитой битве в Ионическом море в октябре 1571 года было задействовано наибольшее число кораблей в истории человечества. Лейтенант Сервантес находился на передовой галере «Маркиза» у правого оборонительного трапа, участвовал в абордажном бою и трижды был ранен. Напоминанием о Лепанто ему навсегда осталась левая парализованная рука. Кульминацией баталии было убийство Али-паши в перестрелке. Паника охватила турецких матросов. Она и привела Османскую империю к серьезному поражению.
Во время возвращения домой Сервантес попал в плен к алжирским пиратам, где провел пять лет. Добрые миссионеры выкупили лейтенанта, которого уже произвели в капитаны, но он об этом не знал. Однако потом оказалось, что они отнюдь не добрые, и Мигель в Испании оказался в долговой тюрьме, поскольку не мог сразу же возвратить сумму выкупа с процентами.
В тюрьме он сидел еще дважды – за честное интендантство, которого якобы не бывает, и за донос, в котором утверждалось, что его благородство есть изощренное мошенничество. Некоторые полагают, что клевета исходила от родственников знатной дамы. У нее был роман с немолодым героем Лепанто и общий ребенок. Она, как думают, – прообраз герцогини, которая с насмешливым любопытством глядела, как печальный рыцарь входил в клетку со львом. Именно в застенке Сервантес начал писать «Дон Кихота». Было ему около 60 лет.
Дон Кихот боролся с пороками. А кому это надо? Вот они и превратились в ветряные мельницы, которые перемалывают нас до сих пор, заставляя смиряться с пошлостью и жадностью действительности. Рыцарь Печального Образа был убежден, что злые волшебники заколдовали сей мир, чтобы насмехаться над подвигами праведников и восхищаться подлостями грешников.
Некоторые причисляют автора «Дон Кихота» к неудачникам. Но так ли это? Мигель де Сервантес Сааведра и в битве при Лепанто, и в последующих злоключениях искал и нашел свой заветный клад, свой священный Грааль – чашу Истины, испитую Иисусом Христом на Тайной вечери…
Большинство его «великих современников» забыты потомками. А «Дон Кихота» читают до наших дней. Даже прилюдно и даже вслух! Раз в году сегодняшние знаменитости в строгой очередности озвучивают главы романа по радио и телевидению на весь испаноязычный мир – от первой страницы до последней. Федор Михайлович Достоевский называл Рыцаря Печального Образа самым прекрасным героем христианской литературы.
08.01.2015
Свидетельство о публикации №215010802402