Время созидания
(Из книги «О людях и для людей»)
Одной из самых славных страниц в истории развития Косогорского металлургического завода,да и всего посёлка,можно назвать строительство,пуск,да и всю всеобъемлющую работу по освоению и вывода работы на полную мощность цеха по производству фитингов.Ведь это было совершенно новым делом не только для самих косогорцев,но и в стране,где подобного производства до того не было и никогда не осваивалось.В старые добрые времена я свой бы рассказ начал такими словами:«Это было героическое время…»,что было,безусловно,совершеннейшей правдой,ибо то время было действительно героическим.
Сегодня в канун своего восьмидесятилетия бывший мастер механического отделения цеха фитингов Александр Григорьевич Щукин,окидывая взглядом всю свою жизнь,не без гордости может сказать,что и для него это трудное,а для страны особенно, было временем не только героическим и трудным,но и счастливым.
И не потому,что он был тогда молод,полон сил и надежд,наделён сверх меры стремлениями и желаниями,но и потому,что само оно было динамичным,заполнено важной и нужной работой. Это было начало пятидесятых годов,страна залечивала раны,нанесенные страшной и жестокой войной,из которой она только что вышла победителем.И теперь перед нашим народом-победителем стояла не менее важная и грандиозная задача:не только восстановить разрушенное,а в западных областях почти уничтоженное,народное хозяйство,но и сделать экономику страны,и в первую очередь промышленность,мощной,а затем и резко шагнуть вперёд.Этого требовало время,это нужно было сделать в кротчайшие сроки,чтобы не отстать от запада и преобразовать промышленность на качественно новой основе,с учётом современного этапа научно-технической революции,охватившей почти весь мир.
Новая послевоенная пятилетка нацеливала страну на решение этой важной задачи. Жила по новому отсчёту времени и требовала от каждого работника,особенно инженерно-технического,усиления интеллектуальной работы,а на нашем старом заводе и интенсификации всех металлургических процессов,в том числе автоматизации и механизации всех агрегатов и устранения всех трудоёмких работ во всех цехах на предприятии. На Косогорском металлургическом заводе кроме того решался ещё и вопрос расширения существующего производства,здесь начинается сооружение невиданного и уникального по тем временам цеха по производству фитингов,то есть, по производству деталей с резьбой для соединения труб.
Таких предприятий в стране тогда ещё не было,но такие детали были срочно нужны, так как страна возрождалась после войны,быстро строилась и развивалась.Повсюду возводились жилые дома и промышленные объекты,поступательно развивалось и сельское хозяйство и такие детали были срочно и в большом количестве нужны.
К тому времени,к пятидесятым годам,Александр Григорьевич Щукин уже прошёл достаточно большую школу жизни,несмотря на свою молодость,он только-только вернулся в родной посёлок после службы в армии.
«…Демобилизовался я в октябре 1952 года,– вспоминает он сегодня,– дома меня ждали отец с матерью,да две младшие сестры.Одна из них училась в техникуме имени Мосина,что и сейчас действует в Туле,а другая училась тоже в городе,но на курсах бухгалтеров.Погулял я немного после армии,погулял,а потом нужно было помогать и семье,то есть,зарабатывать себе на хлеб.И вот,как сейчас помню,двадцать пятого октября,пошёл я в отдел кадров,где начальником тогда был Пьянов.
– Куда тебя направить? – спрашивает он.
– Вы сами знаете,– я говорю,– вы же начальник отдела кадров?!
– Тогда сходи в цементный цех.Посмотри…
В цементном цехе Александру Григорьевичу не очень-то и понравилось.Как говорят сегодня – оказалось он ему «не в тему»!До службы в армии, ещё в 1944 году,он поступил,а затем и окончил Тульский металлообрабатывающий техникум.Так что он уже имел средне-техническое образование,а в армии служил ещё и в войсках связи. И ему нужно было что-то более близкое этому,более ему понятное,соответствующее имеющимся знаниям и опыту.
И вот тогда начальник отдела кадров нашего завода Пьянов направляет его работать в механический цех,где в то время был начальником Дмитрий Николаевич Панкратов. И тогда Панкратов предлагает ему работать в цехе помощником механика,то есть,по его прямой специальности.Всё складывалось замечательно,однако в этой должности Александр Григорьевич проработал недолго,началась на заводе интенсивная подготовка к строительству нового цеха фитингов.И он уже,как представитель механического цеха,направляется в отдел оборудования заводоуправления для консультации при приобретении нового оборудования для будущего строительства нового цеха,где этими вопросами командовал тогда в отделе Александр Иванович Макеев,позже создатель в цехе фитингов довольно эффективного и собственной его конструкции «макеевского» станка.И назначает тогда Макеев его,Щукина,куратором по нестандартному оборудованию для будущего цеха фитингов.
Дело-то было новое,ещё никому не известное и не освоенное и потому трудное. Строительство начиналось с нуля,с фундамента,было оно,конечно,тяжёлое не только для одного Щукина.Но молодость и жажда неизведанного помогали,рождало неожиданную энергию и увлечённость не только в Щукине,но и у всех,кто участвовал создании нового цеха.Ощущение нужности и важности,необходимости для страны дела рождало внутри каждого понимание значимости и важности их труда.А Щукину ещё имеющиеся знания помогали преодолевать возникающие трудности,усталости и обходить не стыковки в работе.«…До двух раз в неделю приходилось ездить в Москву,– качает головой и как-то загадочно изнутри своей памяти улыбается Александр Григорьевич,– только приедешь,бывало домой,как вновь нужно собираться в командировку!Были и очень продолжительные командировки,на неделю и больше, например в Харьков…».
Командировки были просто тогда необходимы.Цех фитингов создавался, как уже отмечалось,по тем временам на самой высокой научно-производственной основе, как специализированный объект с современным оборудованием.Проектная мощность и определила масштабы производства – десять тысяч тонн фитингов в год!К пуску цеха должны были быть сооружены и комплексно оборудованы три участка: землеприготовительный, формовочный и стержневой.
Весь процесс производства должен был быть налажен так,чтобы движение сырьевых материалов и изделий осуществлялся прямоточно.В поток должны быть включены конвейеры с параллельно движущимися заливочными площадками,монорельсовый, пластинчатый и люлечный конвейеры, ленточные транспортёры,электрические тельферы,элеваторы,трубопроводы,траверсная платформа,скиповой подъёмник и другие приспособления.
Поездки и осуществлялись для того,чтобы полностью оснастить новый цех всем необходимым и быстрее освоить процесс производства ковкого чугуна.Жидкий чугун должен был готовиться в вагранках и затем подогреваться в электропечи, подвергаясь,таким образом,двойному процессу – дуплексу.А после формовки и отливки литьё подвергается и нескольким видам обработки:обрубке,очистке,а затем и обжигу в специальных печах электрического типа,где температурный режим регулируется автоматическими приборами.
И вот всё это оборудование нужно было не только приобрести и изготовить,но и чтобы суметь правильно установить и чтобы оно ещё как положено и действовало.И вот всем эти и занимался отдел оборудования.«…В отделе,– вспоминает Александр Григорьевич,– технологической частью будущего цеха занимался Мах,по электрической части был Иваненко,а общее руководство осуществлял Хромов,будущий первый начальник цеха.В этом отделе я проработал до 1954 года.Вначале я был представителем,как бы от механического цеха,а потом меня перевели в штат уже непосредственно в фитинговый цех,которого ещё на самом деле и не было.То есть, я начал представлять интересы нового цеха в отделе оборудования и в заводоуправлении ещё до его рождения.
В 1955 году меня и Журавлева,как двух механиков,а Иваненко и Шкатова как двух литейщиков,направили с завода для стажировки на завод ЗИЛ в Москву.Пробыли мы там несколько месяцев,поднабрались опыта и знаний,а по возвращении на Косую Гору я был и направлен работать мастером к А.И.Ягудину,который был тогда назначен начальником механического участка нового цеха фитингов.
И вот наступает 1956 год.Это и есть дата рождения нового цеха.Становящийся на ноги новый коллектив начал быстро освоение производства фитингов с двенадцати типоразмеров.«…Это было удивительное время,– с восхищением говорит сегодня Александр Григорьевич,– работали мы с упоением.Инициатива и творческая мысль бурлили на всех участках цеха,новейшая техника,которой был оборудован цех, оказалась в руках заботливых и грамотных специалистов,инициативных хозяев.За три года работы номенклатура выпускаемых фитингов расширилась с двенадцати до шестидесяти типоразмеров.Был налажен выпуск различных образцов сельскохозяйственного литья,выпускался ряд изделий для строителей – электриков.
И если по проектной норме обжиг деталей в электрических печах типа НОП – 650 должен продолжаться 120 часов, то рационализаторы цеха снизили эту норму втрое – до 40–42 часов!Были всесторонне механизированы в цехе самые трудоёмкие процессы.Через два года после пуска цех стал выпускать в каждую минуту до ста штук фитингов!..».
А что было потом?!Освоено было производство и оцинкованных фитингов,и с конической резьбой,внедрены автоматические формовочные линии,роторная линия по нарезке фитингов,станки-автоматы,в том числе и Минские станки с высокой эффективностью производства.А в конце восьмидесятых,начале девяностых годов были приобретены автоматические станки с числовым программным управлением в Италии.
«…До полторы тысячи человек работали в цехе фитингов,– с гордостью говорит ныне Александр Григорьевич.– Продукция расходилась по всему миру,производство постоянно росло,а склад готовой продукции цеха всегда был свободен для приёма новых,только что произведённых,фитингов.У меня в смене работали до семидесяти женщин-работниц!Они нарезали резьбу в фитингах.Да ещё,каких работниц!У всех золотые руки! Это был не цех,а сказка,завод в заводе!..».
Высоко был оценен вклад цеха и в общую работу заводского коллектива.Высоко был оценён труд и самого Александра Григорьевича.Трудовая книжка его полна самых различных благодарностей,у него много всяких знаков отличия, почётных грамот, ценных и памятных подарков за ударный труд.А в 1970 году он награждается медалью «За добросовестный труд.В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина». Год спустя его вновь награждают ещё одной медалью «За трудовую доблесть!».И вот, в 1975 году,за досрочное выполнение плана четырёх лет пятилетки,Александр Григорьевич Щукин награждается орденом Трудового Красного Знамени.Одной из самых высоких наград Родины!
Вот таким интересным,насыщенным настоящей,а не показной,героикой созидательного труда сложился большой жизненный путь у Александра Григорьевича Щукина.И сегодня восстанавливая свою жизнь в своей памяти,он всё чаще и чаще возвращается в мыслях к началу своего жизненного пути.И всё чаще и чаще он задаёт себе один вопрос:смогла бы его жизнь сложиться иначе? Конечно,всякое могло быть!Но в одном он совершенно уверен,что абсолютно верно и без сомнений:где бы он ни жил,ни работал,всегда бы относился к своему делу с точно таким же уважением и отдачей. Потому,что трудиться с детства его научила сама жизнь!
Родился Александр Григорьевич 19 ноября 1928 года не на Косой Горе,а далеко от неё,в деревне Слобода,что в Становлянском районе бывшей Орловской,ныне Липецкой области.Отец его крестьянствовал вместе со своим отцом и двумя братьями.Как было обычным в те времена,женатые братья с отцом и матерью жили одной семьёй,вместе хозяйничали на наделах,которые им выделила тогда Советская власть.
Когда началась коллективизация,то дед Александра Григорьевича передал колхозу надел,а сам вместе с сыновьями отправился на житьё в город Елец,а затем они перебрались в город Ефремов,где занялся он вместе с сыновьями мелкой и розничной торговлей.Развозили они по деревням мелкие товары,всё – от гвоздя до водки!
Может,так и остался бы Александр Григорьевич жителем Ефремова,если бы не пришло письмо,в котором сообщалось,что умерла сестра его матери.То есть,дочь деда.А у мужа её на руках осталось трое детей.И ему,говорилось в том письме,очень трудно поднять их на ноги.Вот тогда и решили на семейном совете,что Григорий с семьёй должен отправиться жить на Косую Гору,чтобы помочь вырастить племянников.
Поселилась вновь прибывшая семья на самой окраине посёлка,на опушке леса,в том районе,территорию которого сегодня занимают улицы от медсанчасти до профилактория.Здесь и стояли тогда частные деревянные домики,крытые щепой.А в самом начале Стрекаловского оврага в том районе,приткнувшись к лесу,стояли три барака.Вот в одном из таких бараков и разместились новосёлы.
Работать отец Александра Григорьевича устроился на Косогорский металлургический завод возчиком на конный двор.Потом отец на этом конном дворе начал трудиться молотобойцем, а затем и кузнецом.Стал ковать лошадей.Часто мальчик Саша после школы бегал на конный двор,который находился в том районе,где сейчас расположена шлако-водолечебница,чтобы посмотреть,как работает отец.
По приезду он поступил он учиться в пятый класс Косогорской средней школы, которая в посёлке тогда была одна.Появились у него по месту жительства на опушке леса, и в школе тоже, друзья.Он играл в футбол,катался в лесу на лыжах,любил физкультуру и спорт.Это время он вспоминает с особой любовью и нежностью,как самые счастливые дни своего детства.Но вот только он успел доучился до седьмого класса,как тут нагрянула война.
«…Немцы на Косую Гору,– вспоминает Александр Григорьевич,– вошли со стороны Стрекаловки.А к нам в посёлок,что на опушке леса,они пришли с Подгородних Дач. Они прошли через весь лес по широкой тропинке,по которой мы сами ходили купаться на Воронку!Я как раз,был дома.Сижу,смотрю в окно и вижу как из леса, прямиком на наш барак прёт танк.И нацеливает он свой ствол прямо,кажется,именно на меня,в моё окно!И что интересно,в то время в частных домах,этого нашего маленького барачного посёлка,находилось человек двадцать-тридцать красноармейцев.Из кавалерийской дивизии Белова,выходившей в то время из окружения.
Красноармейцы засели на чердаках домов и затеяли бой с танком и сопровождающими его немцами-пехотинцами,которых тоже было примерно человек тридцать.Нас в бараке в то время находилось всего три семьи:наша семья,были здесь также Зибровы и Сальковы.Завидев бой,мы все поспешили укрыться в убежище,которое раньше мы, пацаны,вырыли в глубоком Стрекаловском овраге.
После окончания боя,спустя некоторое время,мы вылезли из этого своего укрытия и ушли тихонечко лесом в посёлок Рудники,что расположен,как известно, в лесу.И уже оттуда мы видели,как над нашим посёлком полыхает зарево.Позже мы узнали,что немцы в это время резали свиней,кур и другую живность,которая осталась в наших сараях…»
Чуть более месяца пробыли немцы на Косой Горе,но многое успели разорить.Когда же их изгнали в середине декабря из посёлка,то жители вновь вернулись в свой барак, стали в нём жить,добывая себе пропитание,где возможно.В школе же разместился госпиталь.И потому Александр Григорьевич год пропустил в учёбе,не учился, занимался самостоятельно,лишь дома.И только в 1944 году он поступает учиться в Тульский металлообрабатывающий техникум.
После окончания он по направлению техникума едет работать в Ивановскую область. Вначале он попал на «Металлобазу»,а затем переходит работать на завод «Ткацкая деталь».Проработал он здесь недолго,всего девять месяцев,как тут его призывают на срочную службу в армию.Вначале он направляется в учебный батальон связи,что находился в городе Калинине,а точнее в школу младших специалистов-сержантов,где он проучился полтора года.После её окончания был направлен в воинскую часть, что находилась в Ленинградской области,затем были ещё два года службы в самом Ленинграде.
Вот такая предыстория начала его трудовой биографии на нашем Косогорском металлургическом заводе.Военное детство,учёба в техникуме,служба в армии – всё это,безусловно,подготовило его к трудовой деятельности.Но,всё-таки,настоящим специалистом(и человеком!)его сделала только работа в цехе фитингов.Это было время созидания и расцвета,не только его творческой инициативы,но массового энтузиазма и желания многих на заводе добиться высоких результатов в труде и в возведении такого невиданного ранее производства,как фитинги.
И сегодня,когда цех фитингов(вот уже несколько лет)не работает,можно сказать прекратил своё существование,болью отзывается в его сердце застывшая тишина безлюдных цеховых пролётов.Ведь здесь совсем недавно кипела жизнь,здесь прошли годы его интенсивной и напряжённой работы,все его трудовые годы.
А.Бочаров.
2008.
Свидетельство о публикации №215010800383