Бурлацкое дело. 8. Агроном Иван Санин

САНИН ИВАН ДЕНИСОВИЧ
- СТАРШИЙ АГРОНОМ БУРЛАЦКОГО РАЙЗЕМОТДЕЛА

Санин Иван Денисович родился в 1902 году в станице Казанской на Кубани, образование получил среднее, по специальности – агроном, беспартийный. В 1927 году управление земельного отдела Северо-Кавказского края направило двадцатипятилетнего молодого специалиста Ивана Санина в Благодарненсий район Ставропольского округа на должность агронома по кормопроизводству.

Работать в районе было сложно, в 1932-1933 годах Ставрополье подвергалось жесточайшей засухе, не выполнялись поставки хлеба в закрома Родины, народ голодал. Из-за недостатка кормов пришло в упадок животноводство. Некоторые хозяйственные упущения в работе колхозов засчитывали агроному Санину, как провалы в работе по кормозаготовкам.

Так, в 1932 году в Бурлацком колхозе «Красный Бурлак» для кормления скоту заложили силос с пасленовыми ядовитыми сорными растениями. Как результат, от скармливания лошадям такого силоса пало несколько голов.

Агроном по кормопроизводству Санин должен был защищать выпаса от распашки. Однако у него сложилось сугубо свое мнение, что летом скот можно накормить чем угодно, а следует больше кормов припасать на зимовку. Поэтому, он распахивал все что можно, засевал участки сеяными травами для заготовки сена и пропашными культурами – на силос. В 1933-1934 годах в Сотниковских колхозах «Красный Восток» и имени Тучина распахали почти все выгоны, даже индивидуальный скот колхозников негде было пасти.

В 1934 году в Серафимовском колхозе имени Буденного из за недосмотра со стороны Санина, заложили в сушилку коробочки хлопка с повышенной влажностью. Произошло самовозгорание сырой продукции, хлопкосушилка сгорела.
При организации в январе 1935 года нового Бурлацкого района Санина назначили старшим агрономом районного земельного отдела. Первый секретарь райкома партии Мережко, не имея знаний в области земледелия, часто обращался к опыту старшего агронома райзо Санина. Они вместе на машине земельного отдела ездили по колхозам. Зачастую Мережко поручал беспартийному Санину выступать с докладами на заседаниях бюро райкома партии.

Как правило, на совещания по проблемам земледелия Мережко приглашал в райком партии не председателей колхозов, а старших агрономов. Об этих совещаниях не ставился в известность заведующий райзо Чалый. После этих советов в райкоме партии Санин вел себя уверенно, порой вызывающе. Он говорил своему непосредственному начальнику Чалому:
- А что я с Вами буду согласовывать вопрос? Уже получены санкции от первого секретаря райкома партии Мережко!

Полевые севообороты в колхозах, вошедших в состав Бурлацкого района, были составлены до организации района, поэтому перерабатывать их не стали. Району прирезали от соседних четырех совхозов: Ставропольского зерносовхоза Зернотреста, «Большевистская искра» и мясомолочного совхоза «Благодарненский» Скотоводтреста, «Красный Маныч» Овцетреста – 15100 гектаров сельхозугодий.
Но эти земли, предназначенные в основном для сенокоса, выпаса овец и скота, достались не всем колхозам, а тем, которые примыкали своими территориями к совхозам. Перераспределить эту землю между всеми колхозами на начальном этапе не удалось, так как Устав сельхозартели запрещал отрезать от одного колхоза земельные участки и передавать их во владение другому.

Чтобы как-то сгладить несправедливое распределение прирезанной району земли, некоторым колхозам выделили участки для выпасов и сенокосов, при этом не удалось избежать чересполосицы. Сотниковский колхоз имени Тучина, Спасский колхоз «15 лет ОГПУ», Довсунские колхозы «Карл Либкнехт», имени Ленина, имени Сталина, «Фридрих Энгельс» и «Роза Люксембург» получили участки от 200 до 1500 га на значительном расстоянии от основных массивов, что создавало большие неудобства и перерасход средств на транспортные расходы при ведении хозяйственной деятельности.

Известен термин: «Агроном – технолог производства». Но, кто только не желал дать ценные указания агроному во время уборки урожая? Тут Вам и работники райкома партии, и райисполкома, и прикомандированные уполномоченные других «высокостоящих» организаций…

В 1936 году Санин контролировал ход уборки зерновых комбайнерами Сотниковской МТС на территории колхоза «Пролетарская революция». Он увидел, что большая часть пшеницы была повреждена пилильщиком и ее стебли лежали на земле, комбайны при  косовице и обмолоте хлеба допускали большой брак. Выход был один, перегнать комбайны на другое поле, а этот участок скосить конными косилками и упавшие стебли сгрести конными граблями. Санин дал соответствующее распоряжение председателю колхоза Землину и парторгу Дмитриеву на изменение технологии уборочных работ. После ареста Санина 18 сентября 1937 года, некоторые свидетели показали, что «…старший агроном Санин, троцкисты Землин и Дмитриев провели вредительскую работу среди колхозников, настроив их против технического прогресса – комбайновой уборки зерновых».

Санин, как районный агроном, должен был держать под контролем семенные участки, особенно те, на которых выращивали основную культуру – озимую пшеницу. Однако он особого внимания семенникам не уделял. Сортовая прополка проводилась не везде, зерно с семенных участков отдельно не складировалось, его очистка и доработка до нужных кондицией, откладывалась на осень. На заседании райисполкома, где заслушали отчет Санина, он не смог назвать поля, на которых в районе размещались семенники.

Когда в 1936 году была дана команда начинать сев озимых с 3 сентября, не более пяти колхозов из 19-ти имели очищенные и протравленные семена. Санин начал перераспределять семена между колхозами, проводить обменные операции. Но агрономы колхозов, имеющих семена, не желали делиться ими с соседями. Агроном Сотниковского колхоза «Пролетарская революция» по распоряжению Санина выехал в колхоз «Красный Восток» за семенами. Но качественных сортовых семян 1 класса там не дали, а предложили рядовое зерно из под веялки. Пришлось Санину переделывать разнарядку и отпускать семена из другого колхоза.

Часть семян удалось получить с Благодарненского элеватора в обмен на товарное зерно. Семена имели сертификат, в которых элеватор умышленно указал, что они обработаны от пыльной головни, без указания фактического процента заражения. Уже после того, как озимой пшеницы «Ставрополка» посеяли более 500 га, Санин выехал на элеватор для уточнения заражения семян пыльной головней. Оказалось, семена озимой пшеницы заражены головней на 1,1 процент.

Некоторые колхозы, не имея в достаточном количестве семенного материала, начали сев рядовым зерном, порой имеющим всхожесть не более 80 процентов. Естественно, эти факты стали известны районному руководству. Санина на заседании райисполкома резко критиковали за упущения по подготовке семян и объявили ему выговор.

Старший агроном райзо Санин был против частого рыхления почвы, он доказывал, что лучше всего избегать лишней обработки почвы перед посевом. И эта теория проведена им в жизнь осенью 1936 года. В целях сокращения количества обработок почвы, он исключил лущение стерни из технологических карт по выращиванию сельскохозяйственных культур. Хотя вышестоящие органы рекомендовали лущение стерни проводить в обязательном порядке.

Так, в августе 1936 года в городе Пятигорске состоялось краевое совещание по вопросам земледелия, в котором приняли участие секретари райкомов ВКП(б), председатели райисполкомов, заведующие и специалисты райземотделов, директора МТС, председатели колхозов. Ставилась задача: в целях борьбы с вредителями и болезнями растений на всех полях провести лущение стерни, затем пахоту на 22-25 сантиметров. Санин участвовал в работе краевого совещания, знал о поставленных задачах, знал о том, что вредителей на полях развелось сверх меры, однако он запретил старшим агрономам МТС проводить лущевку.

В большинстве колхозов Бурлацкого района посев озимой пшеницы по полупару провели без лущения стерни. В результате колхозники Довсунских колхозов «Карл Либкнехт», «Роза Люксембург», «Фридрих Энгельс», Сотниковского колхоза «Красный Восток», Серафимовского колхоза «Красный луч», Спасского колхоза «Авангард» затратили много ручного труда на прополку озимых. С сорняками удалось справиться. Однако, на многих полях размножился вредитель «пилильщик», который «спилил стебли пшеницы», не ожидая ее полного созревания. Значительная часть урожая была потеряна.

В марте 1937 года, накануне весенне-полевых работ, по инициативе Бурлацкого районного комитета ВКП(б) в селе Сотниковском состоялась районная агрономическая конференция. На конференции с докладом выступил старший агроном райзо И. Д. Санин, затем состоялся обмен мнениями по проблемам проведения полевых работ, принято обращение ко всем труженикам района и утверждены «Агроправила». Но по вине работников райисполкома «Агроправила», которые должны быть доведены до каждого агронома, полевода, механизатора и рядового колхозника, не отпечатали и не разослали в колхозы и МТС.

Весной 1937 года в Сотниковском колхозе «Пролетарская революция» Санин организовал ночной сев, пообещав трактористам обеспечить пахотные агрегаты фонарями. Но слова своего он не сдержал, фонари трактористам не привез, они начали сеять без освещения, наделали много огрехов, пропусков и ночной сев прекратили. Сколько было засеяно гектаров с браком, сразу установить не удалось. Зато, когда появились всходы озимых, вид поля вызывал стыд и у тех, кто заставлял сеять, и у тех, кто сеял.

Старший агроном Санин был причастен к облесению Бурлацкого района. Об этом в 1937 году писал Т. А. Чалый: «…В 1931 году в Москве состоялась Всесоюзная конференция по борьбе с засухой. По рекомендациям ученых в 1932 году были заложены первые лесозащитные полосы на территории Благодарненского района. Проектированием размещения лесополос в районе занимался инженер-лесомелиоратор тов. Денисенко.

О громадной роли лесов и лесозащитных полос для получения высоких урожаев зерновых на XVII съезда ВКП(б), проходившем в Москве с 26 января по 10 февраля 1934 года, говорил Сталин. Так что, когда из Благодарненского района в 1935 году выделили Бурлацкий район, мне пришлось заниматься этой работой всерьез.

Мы пригласили группу специалистов по лесопосадкам из города Пятигорска для согласования агролесомелиоративных работ. По району группу сопровождал Санин. Специалисты объехали все колхозы, ознакомились с площадями в натуре, согласовали объемы работ с председателями колхозов и директорами МТС. Только после этого лесомелиораторы нанесли на карту землепользования района схемы лесных полос. Как, правило, они являлись продолжением полос, посаженых в 1932-1933 годах. Проект насаждения лесополос, разработанный группой специалистов-мелиораторов, мы утвердили на заседании президиума райисполкома, а затем старший агроном Санин возил его в краевую комиссию для утверждения.
В 1936 году государство открыло кредит колхозам на посадку лесополос, по разнарядкам отпустило из государственных лесопитомников посадочный материал. Эту работу в районе организовывал И. Д. Санин, он утрясал возникающие разногласия между МТС и колхозами.

Надо сказать, что проект лесонасаждений оказался вредительским, так как при его разработке не учитывалась роза ветров на территории Бурлацкого района. По многолетним наблюдениям господствующие ветры в Бурлацком районе северо-восточные и частично восточные. Следовательно, для защиты от этих ветров лесополосы необходимо было размещать с северо-запада на юго-восток. Мы же насадили защитные полосы с севера на юг, в результате чего большого эффекта лесополосы в ряде мест не дали. И все же Бурлацкий райком партии и райисполком жестко контролировали выполнение плана по лесопосадкам и добились его выполнения каждым колхозом».

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...


Рецензии
Стрелочников у нас руководство находило всегда, чтобы отвести наказания за собственные промахи в управлении...

Анатолий Бешенцев   18.01.2015 15:58     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.