Божественная трагедия

Моё  серьёзное увлечение  историей искусства  началось, как часто бывает,  непредвиденно.
Чтобы не зависеть от продаж картин я начала давать частные уроки живописи небольшим группам, состоявшим из 5-7 человек. Первые полчаса занятий были посвящены истории изобразительного искусства.
Я всегда считала, что художнику, музыканту, поэту необходимо знать что и как творили до него. Искусство, как впрочем, и большинство занятий   человека, находятся в процессе развития, где каждый последующий шаг определяется  предыдущим. Будущее находится в прямой зависимости от прошлого. Сначала колесо, а потом поезд, сначала иголка, а потом швейная машина. Правда в живописи иногда получается наоборот. Сначала Мона Лиза, потом разводы краски на холсте  Джексона Поллака.  И что здесь поезд, а что колесо невозможно догадаться.
Со временем мои лекции стали более систематическими. Меня начали  приглашать в разные организации, школы,  клубы.
Приходилось готовиться - заглядывать в энциклопедии, изучать книги других авторов, что я и делала с колоссальным удовольствием. Безусловно, запас моих знаний рос, расширялся кругозор и понимание творчества того или иного художника, скульптора. Вначале я преданно цитировала других искусствоведов, историков. Со временем я научилась самостоятельно анализировать и оценивать произведения  художника в свете его философии, мировоззрения,  событий в  его жизни, особенностей судьбы.
Одной из  самых неадекватных, самых загадочных и самых незаурядных  была личность Леонардо да Винчи.
О нём  создана  библиотека сочинений - о его биографии  и творчестве;  о его личности;  о его рукописях; о Леонардо – учёном;   об инженере; о мечтателе.
Но  никто так и не сумел прикоснуться к противоречивым – парадоксальным  аспектам этого  художника и человека.
 Бывает, как говорится в народе, «встанешь не с той ноги» и весь день пойдёт вкривь и вкось. Леонардо родился «не с той ноги».
Он был незаконнорожденным ребёнком. Но в этом не было ничего особенного, ничего позорного. Средневековая  Италии относилась к внебрачным детям терпимо. В  эту эпоху это было распространенным явлением. Отец признал его, он его крестил и отослал из городка Винчи  вместе с матерью в деревушку Анхиано. Что случилось с этой женщиной,  как её звали, куда она исчезла, или не исчезла нам неизвестно, хотя многие историки и даже именитые психологи  любят придумывать самые драматичные небылицы. Но то, что  нам неизвестно ничего об этой женщине, совсем не значит, что Леонарду не было известно. Может быть в детстве  он с ней общался.

Отец Леонардо за это время женился на молоденькой девушке, которая оказалась бесплодной. Он забрал четырехлетнего Леонардо к себе в дом. В это время он проживал в городке  Винчи.
На мальчика обрушились любовь  и забота дедушек бабушек, многочисленных дядей и тёток и, наконец, приёмной  матери.  Он не страдал отсутствием внимания.
Когда он подрос его отправили  в школу, как это делали со всеми мальчиками из приличных семей. Там он изучал  письмо, чтение, математику, историю, латынь. Известно, что латынь давалась ему с трудом, и навсегда развила в нём комплекс неполноценности. (Он так и не научился цитировать  античных  философов на латыни В кругу интеллектуальной элиты, собиравшейся в доме Медичи, чувствовал себя чужим . Над ним подшучивали, что он недостаточно образован. Парадокс!!!))

Отец обратил внимание на  способности к рисованию своего сына. Когда  ему исполнилось 14 лет, как и водилось во Флоренции, юношу отдали в мастерскую  Верроккьо учиться живописи и скульптуре.
В то время Верроккьо считался одним из лучших скульпторов и художников во всей Италии.  Его цех был завален заказами не только на живопись и скульптуру, но и на украшения, ювелирную работу, архитектурные постройки и всё то, что мы сегодня называем дизайном.  Быть его подмастерьем  считалось привилегией. Скульптуры самого Верроккьо по сегодняшний день украшают Флоренцию.
Учитель сразу оценил незаурядные способности  своего ученика, и этого не скрывал.  Благодаря ему слава  о Леонардо,  как о талантливом  юноше, обладающего редкими умственными способностями, стала распространяться среди его соотечественников. Между мастером и подмастерьем установились дружеские отношения.
Влияние Верроккьо Леонардо пронёс через всё своё творчество. Ходили слухи, что Верроккьо  надеялся, что Леонардо да Винчи станет его партнёром и возьмёт на себя ответственность за живопись.
Но этого не произошло.  После 6-ти летней учёбы Леонардо простился с учителем и через пару лет в возрасте 24-26 лет  открыл свою мастерскую.
      Где он взял деньги  на собственный бизнес - тайна покрытая мраком веков. Но к тому времени отец Леонардо переехал  во Флоренцию. Он владел собственной нотариальной конторой. Он был близок с семьей Медичи, пользовался уважением и относительным материальным успехом.  Пьеро да Винчи был женат в четвёртый  или в пятый раз. Он произвёл Леонардо кучу сводных братьев и сестёр, с которыми художник близок не был. Тем не менее, связь с отцом сохранилась  на всю жизнь. Может быть, отец помог сыну материально.
За годы, которые просуществовала мастерская  Леонардо, неизвестно ни об одном заказе, ни об одной выполненной работе. Хотя Леонардо
вёл образ жизни состоятельного молодого человека. Он изысканно одевался, пользовался прислугой, и обладал собственными экипажем. В 22 года он написал портрет невесты Лодовика Сворца - Дженевры де Бенчи, после чего портрет любовницы того же Сворца, известный под названием  «Дама с горностаем». Наверное, перепадали и другие заказы.
Большинство  знаменитых художников Флоренции - Боттичелли, Перуджино, Пинтурикио, Козимо Россели, по рекомендации Медичи, были приглашены   в  Ватикан,  для росписи стен собора Св. Петра. Кроме  Леонардо. 
Наверное, он был этим смертельно обижен.
Во всяком случае, он немедленно отправляется в Милан, для того, чтобы играть Лодовико Скворцо на лютне, где  вскоре становится придворным художником герцога.
В Милане в  основном он занимается тем, что придумывает механические игрушки, маски, карнавальные костюмы для баллов своего покровителя. Сворцо им  очень доволен. Леонардо доволен Сворцо. Герцог не загружает его работой, и у  Леонардо масса свободного времени заниматься тем, что его действительно интересует. А интересует его всё.
В Милане он знакомится с Лукой Пачоли, который приобщает его к математике. Это становится судьбоносным событием  в жизни Леонардо.  Леонардо не просто увлекается математикой, он становится одержимым ею.  Он преклоняется перед этой наукой.
Лука Пачоли посвящает Леонардо в тайны «золотого сечения». «Золотое сечение», известное с Евклидовских времён это  соотношение величин, которое имеют магическое свойство.  Оно делает объект привлекательным настолько, что зритель замирает перед ним, словно загипнотизированный.
Пачоли издаёт книгу «Идеальные пропорции». Леонардо её иллюстрирует.
С этого момента его взгляды на живопись кардинально меняются. Он рассматривает искусство рисования, как науку, соответствующую определённым законам математики. Эти «идеальные пропорции» определяют его подход к живописи, становятся смыслом его существования. Картины он решает, как любую математическую задачу…
Он осознаёт, что красота заключена не в форме носа или  в разрезе глаз, а в сочетании пропорций отдельных элементов.
 Самые заурядные черты лица, в зависимости от их отношения друг к другу,   могут представить нам женщину красивой или безобразной. Его рисунки многочисленных мадонн, это проверка собственных догадок, а не увлечение образом матери и младенца. В старцах с безобразными носами и подбородками  Леонардо ищет доказательства своей теории. Проблема в том, что эскизы Леонардо сами по себе восхитительны и уже неважно кто изображён красавица  или бродяга.
Во времена Ренессанса физическая красота человека, пейзажа, животного имеет особое значение. Согласно учению Платона в красота передаёт Божественность.
Леонардо верил, что гармония определяется   пропорцией отдельных элементов и их сочетания. Это глубокое понимание того, что критерии красоты в природе  абсолютны, позволили Леонардо да Винчи открыть законы филотаксии, которые управляют положением листьев на ветке, и гелиотропизм - геотропизм, которые описывают влияние гравитации и движения Земли вокруг Солнца на рост и форму растений. Сегодня эти науки называются по-другому. Но это не меняет имени их основоположника – Леонардо да Винчи. 

Кроме математики он занимается  анатомией, механикой, ботаникой. Он работает над идеями смертоносного оружия, никогда не применяемого раньше. Оказывается во времена Возрождения это входило  в обязанности мастера изобразительных искусств.
Очередной парадокс!
Леонардо переполнен всевозможными идеями. Он предлагает всевозможные проекты отцам Итальянских городов.  Те их игнорируют и высказывают довольно скептическое отношение к их изобретателю.   Идеи Леонардо настолько новы  и оригинальны, что они не в состоянии их  понять.
Леонардо обладает непостижимой логикой и  аналитическим подходом к любому аспекту человеческой деятельности. Его выводы, и по сей день, не всем доступны, даже для  носителей учённых степеней и званий.  Леонардо да Винчи  500 лет тому назад заявляет, что наукой является только те предметы, чей путь лежит через математические выкладки и  демонстрацию количественных зависимостей;  другими словами -   формул.
Кстати, такой подход к живописи часто его предавал.  Живопись не наука, а искусство. Алгоритмы идеальной красоты по сегодняшний день неизвестны, потому что ни математиков ни современных художников они не интересуют.
Относительно   науки: несмотря на то, что Леонардо считается титаном в этой области, следует признать, что он не сделал никакого глобального открытия. Он не открыл законы механики. Это сделал Ньютон через 200 лет. Он не открыл законы аэродинамики. Это было сделано на 400лет позже.
Леонардо и здесь не повезло. Он родился слишком рано, когда наука была в пелёнках. Его многочисленные изобретения танки пушки подводные лодки, летательные аппараты, сделанные из дерева, железа, кожи не могли функционировать так, как хотелось  бы Леонардо. Но сам факт их замысла говорит о каких-то немыслимых способностях его интеллекта.

 Леонардо изобрёл будущее.

И всё же,   позже в жизни на в списке своих  профессий Леонардо ставит живопись на последнее 11-ое место.
Почему?
Шесть лет занятий  в мастерской Верроккьо -  это побольше 6-ти лет в академии искусств, хотя Верроккьо не выдаёт красный диплом по окончанию.
Леонардо да Винчи по  образованию  - художник; по профессии –художник; в плане основного занятия – художник. 
Анатомия служит Леонардо для того, чтобы лучше познать строение человеческого тела. Математика – для того, чтобы рассчитать идеальные пропорции.
Создание, по меньшей мере, в рисунках и чертежах, машин, о которых никто не слышал и не задумывался, говорит о его необыкновенном интеллекте в сочетании с непостижимой интуицией.  Но механика, инженерия остаются в рамках увлечения – хобби.

Та в чём же дело? Почему он пренебрегает своей основной профессией?
Ответ, наверняка, прост. Он не может предоставить публике шедевр, подобный Давиду Микеланджело, или Афродите Боттичелли, или Сикстинской Мадонне Рафаэля.
Леонардо нечем гордится.  Его преследует злой рок.
Ему заказывают «Поклонение Волхвов». Первые эскизы уже поражают грандиозностью задуманного. Мария с младенцем на руках окружена толпой - множеством  фигур  женщин, мужчин, пастухов, стариков. Среди животных на рисунке присутствует даже верблюд, (где Леонардо его увидел – неизвестно, разве что в частном зоопарке Медичи). На заднем плане видна крыша стойла, где родился Иисус.
По мере продвижения работы над картиной сцена, представленная на картоне беднеет, образов становится всё меньше и меньше. В конечном счёте картина остаётся  недописанной. Однако, из почти монохромного, прописанного  кое-где сангвиной слоем, исходит ощущение величия – прикосновения к шедевру.
Следующая работа, (хронологический порядок не соблюдается), «Св. Анна с Марией и  младенцем Христом». В первоначальном варианте, где Анна и Мария  находятся в вертикальном положении,   остаётся в состоянии наброска.
Следующий вариант, где Леонардо меняет композицию, соответственно со своими убеждениями об идеальной композиции. Он усаживает Св. Анну на колени  Св. Марии, для того чтобы вписать их в треугольник. Но вместо идеальной, композиция получается нелепой. Второй вариант  так же остаётся  незаконченным.
 Над «Тайной Вечерей» Леонардо работает в Милане. Он идёт к ней 15 лет. Леонардо работает над каждым движением,  над каждым поворотом головы,  над каждым взмахом рук. Он понимает, что язык  жестов не менее красноречив, чем слово. В картине ему нужно рассадить Иисуса и 12 апостолов так, чтобы передать трагедию предательства скупыми возможностями живописи – застывшей картинкой.  Ему  это удаётся.
Христос сидит на фоне окна, из которого струится свет, как намёк на то, что нимбом Христоса является мироздание.
Правда, Леонардо  отказался от традиционных красок фрески,  и написал картину темперой.  Темпера позволяет тонкие переходы от света к тени. Темпере свойственно  богатые цветовые оттенки, невозможные в традиционной фреске.
Но сразу же после того, что работа подсыхает, краска начинает шелушиться и опадать. Работа искалечена навсегда. Хотя по сегодняшний день человечество тщательно оберегает то, что от неё осталось.  Облезшая, как бездомная кошка, картина располагает громадной художественной ценностью. Но о пятистах годах реставрации  “Ultima Cena”  написана отдельная книга
Наконец  в 1483  Леонардо да Винчи начинает работать над статуей коня, которая должна прославить его и Лодовико Сворца. Статуя должна была служить памятником отцу герцога.
Первоначальная идея Леонардо  это  был это конь со всадником, вставший на дыбы. Громадная статуя коня, крепившаяся на двух ногах, была технически почти невозможным делом. Проблема была и в центре тяжести и в установки статуи, которая должна была весить почти 90 тонн.  Но все эти проблема гениальный инженер Леонардо решил. Статуя должна была быть полой и специальные крепежи должны были быть установлены внутри полой статуи  с всадником. Отливать коня с всадником он собирался по частям. Но, в конце концов, Леонардо отказался от этой затеи. Не потому, что ему было не под силу решить технические проблемы, связанные с литьём и установкой статуи. А потому что всадника, на громадном коне, стоявшем не дыбах, не было бы видно.
Кстати, впервые коня, близкого по замыслу к Леонардо было воплощено в жизнь в 1782 году в Санкт-Петербурге скульптором  по имени Этьенн Морис Фальконе.
Леонардо решил сделать коня обычным, шагающим. В ноябре 1493 года он закончил полномасштабную модель своего коня.
Модель была выставлена на всеобщее обозрение во время свадебного торжества одного из членов семейства Сворцо.
Статуя была грандиозной. Она сочетала в себе красоту и мощь лошади и всадника, слитых воедино. Никто не видел ничего подобного. Мир ахнул. И Леонардо в  возрасте 41 год становится  знаменитым на всю Европу. Именно эта модель по иронии судьбы принесла ему славу, которой он давно добивался. 
Лодовико Сворцо начал собирать бронзу, чтобы отлить коня, а модель статуи осталась стоять на улице Милана, считаясь одним из сокровищ  итальянского мира.
Однако отлить статую не удалась.  В 1994 году Лодовико Сворца отправил бронзу своему сводному брату  Эрколю д’Эсте на пушки.
В 1499 году гасконцы захватили Милан и гасконские стрельцы использовали коня в качестве мишени. Их стрелы проделали в статуе много дыр, в которые затекла вода, и модель коня распалась на части.               
Следующий проект - «Битва при Ангиари», которую заказывает муниципалитет Флоренции ему и Микеланджело. Работы должны быть написаны на противоположных стенах. Кто-то может представить подобный заказ на сегодняшний день? Хватило бы бюджета  современного мегаполиса, страны, чтобы   оплатить работу таких титанов, или пришлось бы брать займы в международных банках?
Кстати, многие художники ученики Леонардо дописывали его работы, писали картины по его эскизам. «Битву при  Ангиари» по эскизам написал  Рубенс. Я лично знакома с художником, который  уже в наше время написал Лета и Лебедь по зарисовкам Леонардо.
Леонардо создаёт устройство - тазы с горящими углями, которые двигаются вертикально стенке, чтобы краска сохла быстрее. Но в очередной раз его постигает неудача. Масло, как на сковородке, начинает пузыриться и краска стекает разноцветными ручейками.
Так что в конечном итоге Леонардо нечем гордиться. Нет шедевров. Как это могло случится, что он одарённый, умный, привлекательный, общительный  молодой человек, который подаёт  большие надежды, их не оправдывает.
Я встречала, наверняка как и многие из нас, людей, подающих большие надежды, а потом, в силу разных причин, их не оправдывающих.
Но это не случай с Леонардо да Винчи.
Леонардо да Винчи стремится к безупречности.  Он сам так высоко задирает  планку, что  ему и самому не дотянуться до неё, и не перепрыгнуть.   Поэтому он ставит живопись на последнее место.

Он пишет  учебник для начинающих художников. И этот проект растянувшийся на десятилетия, остаётся незавершенным. Но то, что он успевает написать ценно для любого художника работающего в реалистичной манере, использующего элементы реалистичной живописи.
Что же касается  науки. Несмотря на то, что Леонардо признан титаном в этой области, он не сделал никакого глобального открытия,  он не открыл законы механики. Это сделал Ньютон 200 лет позже. Он не открыл законы аэродинамики. Это было сделано на 400лет позже.  Он не построил телескоп, не открыл валентность химических элементов
Леонардо и здесь не повезло. Он родился слишком рано, когда наука была в пелёнках. Его многочисленные изобретения: танки, пушки подводные лодки, летательные аппараты, сделанные из дерева, железа, кожи не могли функционировать так, как хотелось  бы Леонардо. Но сам факт их замысла говорит о каких-то немыслимых способностях его интеллекта. Леонардо изобрёл будущее.
 
 
Мало кто знает, что именно Леонардо открыл способ исчисления возраста деревьев по кольцам на его стволе. Именно Леонардо изобрёл пропеллер.
Между пропеллером  и «Моной Лизой»  пропасть. Перешагнуть её мог только гигант. Этот гигант и есть Леонардо да Винчи.
Что же касается живописи: историки искусства считают, что рукой Леонардо были написаны 4-6 работ из тех, которые   ему сегодня приписывают.
4, 6, или 12 не имеет никакого значения. Не важно кто их дописывал, обрезал, перекрашивал.
Леонардо исписал 7000 страниц, которые до сих пор не все  разобраны и классифицированы. Среди этих страниц множество зарисовок, эскизов. Он, вообще, оставил после себя множество  рисунков - женские головы,  лица пожилых людей;  растений, животных, пейзажей фантастических аппаратов,  наброски к будущим работам.
Гениальность мастера сквозит в каждом штрихе. Среди известных художников мало было равных ему в рисунке – он да Микеланджело. о Какими средствами  пользуется художник – мелком, углём, акварелью, масляными красками, или глиной замешанной на слюне, как это делали в доисторические времена, не имеет особого значения. Независимо от  “media”, каждый  создаёт работы в силу своих  способностей, своего таланта.
Рисунки Леонардо гениальны. Он оставил  в наследство человечеству сказочное богатство!
Думаю, что в записи,  в которой Леонардо поставил живопись на 11-ое место, следует перенести её на 1-ое.  Впрочем, человечество, давно  это сделало.
В «Божественной трагедии»  счастливый конец.
Бессмертие.


Рецензии