Не ешь меня сегодня...

Анатолий АПОСТОЛОВ
               
               
                «НЕ ЕШЬ  МЕНЯ СЕГОДНЯ…»

                Милосердие – это преступление.
                Пол Пот

      
      «Государство – это  аппарат насилия» –  изрёк однажды известную истину «самый человечный человек» В.И.  Ульянов, по кличке Ленин, и на  практике доказал, что советское государство есть  аппарат тотального насилия, вообще не  приемлющее щадящего управления   своими  гражданами. Сам Ленин и его соратники по партии во главе с Троцким и Сталиным  проводили свой социальный эксперимент над русских народом на грани геноцида. Некоторые методы войны со своим народом нашли своё продолжение за пределами большевистской России, особенно в тех странах, где национал-коммунисты,  опираясь  на опыт  большевиков, (в частноти по методу Сталина) решили  в быстром  темпе «построить  коммунизм в отдельно взятой стране». Особенно рьяно «за это дело» взялись китайские коммунисты и их   соседи из «ближнего зарубежья». В ХХ веке эти коммунистические и прокоммунистические движения и режимы породили реальный  коммунистический деспотизм, который породил культ личности вождя и такого монстра власти как Пол Пот (1928-1998),  чей  бесчеловечный режим приобрёл иррациональные  черты.
      Феномен Пол Пота и его кровавого пномпеньского режима в контексте психологическое антропологии и социологии ещё плохо изучен. Это обстоятельство можно объяснить рядом причин, одной из которых является сама тема исследования – запредельно жутная, страшная  и трудная. Полпотовщина как социальное и политическое явление, как идеология ставшая  жуткой реальностью во второй половине ХХ века, стала главным позорным пятном на совести всего человечества. Полпотовщина нанесла сокрушительный удар по  древней легенде о совершенном Человеке, лишила современных людей всех предустановленных ориентиров, определяющих спасительное  направление пути и внушающих доверие к ним. Она породила в людях новые страхи, гражданский паралич воли, и внимание к реальности стало для них  равносильно нисхождению в ад. Люди, всё больше отдаляясь от общества, в конце ХХ века стали полагаться на случайные законы,   которые стали  всё больше и больше  противоречить   природе человека  и его высшему предназначению.
      При такой власти  многим  сознательным индивидам  жизнь утрачивает всякий интерес, и жить при такой власти не хочется.  Чтобы избежать таких  смертельных ловушек и не утратить последний  здравый смысл, необходимо следовать максиме  философа А.А.Зиновьева: «Когда что-то плохо, то надо хорошо представлять себе худшее, и не строить больше никогда  никаких иллюзий в отношении власти».  А недавно философ А.Л. Куракин дополнил максиму Александра Зиновьева в более категоричной форме: «Сегодня. После всех  социальных катаклизмов, кровавых «социальных экспериментов»  ХХ века любая форма власти, даже самая народная и самая-пресамая   демократическая  - гавно».
      О «нежном возрасте»  великого «идейного каннибала»  почти ничего не известно. Пол Пот, как  Сталин и Мао, не любил  хвалиться своим родословным древом Сегодня мы знаем, что он вырос не в бедной крестьянской семье и  не в семье середняка. По советским меркам Пол Пот –  «кулацкий сынок», и живи он в СССР в начале 1937 году он был бы немедленно «изъят из жизни» по  секретному приказу № 00447  НКВД СССР.
       Он родился в довольно зажиточной семье.  Читать он выучился в раннем детстве и с тех пор читал много и основательно. Но как свидетельствуют его однокашники   по техническому училищу в Пномпене,  особыми  достижениями в учёбе он  не отличался, а поехать  учиться во Францию ему помогли семейные связи и дружба матери с одним из французских колонизаторов.
     В 1949 году Пол Пот отправился во Францию учиться на электроинженера. Вскоре в Париже сложилась Ассоциация кхмерских студентов, обучающихся во Франции, которая позднее она была преобразована в Союз кхмерских студентов. Парижский университет был тогда наводнен различными политическими леворадикальными группировками.  Их взгляды  сразу привлекли внимание Пол Пота и его друзей. По сути, Пол Пот и подобные ему тираны-антропофаги, коммунисты,  социал-революционеры и террористы – это  чудовищные «красные  монстры», порождённые   Коммунистическим интернационалом    Большого  Запада (1).   После Пол Пота нам стыдно величать себя высшим творением природы, и само слово «человек»  не может уже звучать  так гордо, как звучало оно в начале ХХ века,  в устах  обитателя ночлежного дома Сатина. Все эти революции и контрреволюции ХХ века окончательно убили  ясность понимания политической жизни и лишили доверия мыслящих людей к любой власти, даже к самой лучшей, демократической, которая в  последние тридцать  стала плавно  варьировать  от демократического  деспотизма  к деспотической демократии. Присвоенный демократической властью и обществом пафос величия  растворяется в массе и являетмся первым симптомом деградации нашей цивилизации.  Мировое сообщество пытается сохранить себя, прививая своим членам беспредельное страдание, самоотречение, болезнь, бесчестие, глумление, насилие, глубокое презрение к себе и мученическое неверие в себя.  Эта правда от Пол Пота  настолько невыносима, что  даже наш богатый и могучий русский язык и наши мысли избегают её знать.  Даже те, кто догадываются о ней, кто стал её  косвенной жертвой, не в состоянии её  высказать.  После  Пол Пота политика в эпоху глобализации ещё больше, чем в прошлом веке, становится массовой политикой и сама приобретает черты иррационального, черты виртуальной реальности, где, увы,  кровь невинных жертв  «непогрешимого вождя» является  вполне материальной, реальной  и ощутимой. В ХХ веке в полной своей инфернальной сути проявила себя,  как слепое  социальное животное толпа, «народная масса», постоянно жаждущая  пастыря и вождя, отца-тирана, который, используя её иррациональную сущность, гипнотизирует её своим авторитетом и мнёт эту биомассу как хочет, а иногда и скармливает её своим псам-охранителям. «Не ешь меня сегодня, дай пожить ещё немного!»  –   частый вопль жертв  о пощаде на заре становления человеческого общества. Этот предсмертный крик  из  эпохи пещерного коммунизма древних  антропофагов  повторился с новой силой  в ХХ веке сначала в Европе, в большевистской России  и  в гитлеровской Германии в 20-30 гг., потом и Юго-Восточной Азии, в демократической  Кампучии: «Ты не ешь меня сегодня, Старший Братец, мой Пол Пот!». При этом люди пели, улыбались и воздавали  хвалу своему вождю, учителю и брату.
      Пол Пот и его сподвижники получили реальную возможность реализовать свои идеи построения “нового общества” в 1975 году, когда они сбросили режим генерала Лон Нола.  Воинские подразделения красных кхмеров вступили в Пномпень 17 апреля 1975 года. В то время в нем проживали около трех миллионов человек. Толпы столичных жителей приветствовали солдат в черной форме радостными криками и рукопожатиями. На улицах города танцевали, пели и веселились. Верилось, что в Камбоджу наконец-то пришел мир. Народ давно уже устал от войны.  Новые власти объявили борьбу бандам уголовников и мародеров, которые грабили город, заявив, что они будут расстреляны или повешены на месте. Однако началось разграбление города «чернорубашечниками». Вскоре “освободители” уже рыскали по улицам столицы, взламывая запоры магазинов. У жителей изымали автомобили, мотоциклы, даже велосипеды. Солдаты – нередко это были 14-16-летние мальчишки, произносили при этом одну фразу – «Ангка». Направляя дуло автомата на человека, они заявляли: «Ангка требует, чтобы ты предоставил мне свой мотоцикл».
      Таким образом началась экспроприация  буржуазного добра у представителей эксплуататорских классов, без предъявления мандатов и решения верховной власти. Часто  ликвидация буржуев происходила во время изъятия у них незаконных ценностей. Как это было успешно осуществлено  в  крупнейших российских городах в 1918 году.  Под флагом ликвидации “эксплуататорских классов” была разрушена вся устоявшаяся социальная структура. Первый «революционный удар» был нанёсен городам, как носителям  городской  культуры,  как центрам  образования и очагам вредного буржуазного  воспитания.   Ликвидировать города, в соответствии с воззрениями Ангки “рассадники эксплуатации и буржуазной культуры”, начали с Пномпеня. Стреляя в воздух, колотя в двери домов прикладами, выкрикивая распоряжения через мегафоны, «чернорубашечники»  приказали всем жителям быстро покинуть город. Позднее один из представителей нового режима так объяснял иностранным католическим священникам: «Отныне, если люди хотят есть, они должны сами добывать себе пропитание на рисовых полях. Город – обитель порока. Здесь властвуют деньги и коммерция, а это оказывает на человека тлетворное влияние. Вот почему мы должны ликвидировать города».
    Людское море захлестнуло Пномпень. Ночью тысячи людей ночевали под открытым небом. Утром солдаты вновь начали прочесывать город, выгоняя жителей на улицу. Прекратилась подача воды. Люди пили из пруда в городском парке, из сточных канав. Началась дизентерия. Из окна французского посольства его сотрудники наблюдали такую картину. Патруль красных кхмеров, пробираясь сквозь вереницу людей с чемоданами и узлами, оттеснил отца и мать от детей, которых тут же направили в другую колонну. Родители бросились за ними и тут же были застрелены. Вскоре вся дорога была усеяна трупами, которые начали разлагаться под жаркими лучами солнца. Их никто не убирал. Таких крутых  и впечатляющих своим масштабом мер не знала даже большевистская Россия.
      Вскоре Пномпень опустел. Здесь остались только трупы да стаи собак. Через несколько дней подобные операции были проведены в других городах страны. По дорогам тянулись бесконечные потоки беженцев, которые отныне должны были повиноваться только  автоматчикам-подросткам из армии  . Верховной организации («Ангки лоэу»)  во главе с Пол Потом.  Так в  Демократической Кампучии началось созидание общества «светлого будущего».  И если в  большевистской России   русский народ загонялся в это «светлое будущее» железной рукой  ВЧК-ОГПУ-НКВД, то в Кампучии это делала  Красная армия  Ангки лоэу.
       За первый год усилиями красных кхмеров в Кампучии были разрушены  прежде существовавшая  социальная структура, экономика, культура, семейные отношения. Книги и архивы были сожжены, пагоды и музеи – уничтожены. После того, как спала волна массовых казней и репрессий, учиненных над горожанами,  весь народ оказался как бы в одном, громадном Воспитательно-трудовом лагере, и диктаторы Пол Пот и Иенг Сари  стали во главе массовой кампании «по перевоспитанию» всего населения.  Для этого им пригодился опыт  первого советского лагеря СЛОН (Соловецкий лагерь особо назначения), где «перевоспитание»  заключённых осуществлялось через их  коллективный  и подневольный труд при весьма скудном пайке и чрезмерно завышенных нормах выработки. Но и здесь полпотовцы оказались  выше своих предшественников из советского ОГПУ – подневольным  кхмерах рисоводам выдавалось в конце трудового  16 часового дня  на 10 человек   около 3 кг  риса     в одной общей миске. И если в системе ГУЛАГА угроза  лагерного начальства  «стереть в лагерную пыль»  имярека, трудновоспитуемого  «врага народа»  звучала как  зловещая  метафора, то  у красных кхмеров  был свой  жуткий код парализующего жертву страха  – превратить  трудновоспитуемого в  навоз..   По свидетельству очевидцев, красные кхмеры осуществляли свою традиционную угрозу – «пустить человека на удобрение под рис». Убитые люди были постоянным источником удобрений. Их зарывали в братских могилах, поверх которых сеяли сельскохозяйственные культуры, чаще всего маниок. Часто, собирая клубни, можно было извлечь из земли человеческий череп с торчащими из глазниц корнями».
        Существовал и каннибализм как способ наказания, отмечавшийся также в Китае. Лы Хэнг рассказывает о кхмерском солдате-дезертире, которого перед казнью заставили съесть собственные уши. Упоминается и употребление в пищу человеческой печени, хотя этим занимались не только красные кхмеры: в 1970—1975 годах республиканские солдаты порой скармливали этот орган своим врагам; данный ритуал вообще имеет некоторое распространение в Юго-Восточной Азии.   Хаинг Нгор рассказывает, как из трупа убитой в тюрьме беременной женщины был вырван зародыш, печень и молочные железы; зародыш был выброшен к другим, уже сушившимся на крыше тюрьмы, остальное было унесено со словами: «Вот и мясо на сегодня!» Кен Кхун рассказывает о главе кооператива, делавшем глазное лекарство из человеческих желчных пузырей; он снабжал снадобьем всех желающих и нахваливал вкусовые качества человеческой печени. (Подобные случаи отмечались также в среде горных кхмеров лы.)
     Представляется, что этот возврат к антропофагии представляет собой частное проявление более общего процесса — исчезновения человеческих ценностей, нравственных и культурных ориентиров, прежде всего сострадания, играющего такую большую роль в буддизме. Один из парадоксов режима красных кхмеров состоял в том, что они, заявляя о намерении построить общество равенства, справедливости, братства и самоотверженности, спровоцировали, подобно всем остальным коммунистическим режимам, разгул постыдного себялюбия, торжество принципа «каждый сам за себя», неравенство во власти и бескрайний произвол. Чтобы выжить, необходимо было прежде всего уметь врать, жульничать, красть и не испытывать угрызений совести. Полпотовщина породила невиданный доселе  в мире  чудовищный  механизм  расчеловечивания человека. Подавление в личности всего человеческого, превращающее человека-созидателя в исполнительное, послушное смиренное двуногое животное с «вечной улыбкой на лице». В этом отношении роман  Виктора Гюго «Человек, который смеётся»(1869) воспринимается нами сегодня не как страшная грибаса жестокосердоного буржуазного общества  как морально устаревшая  романтическая жуть.
       И если  Гитлера породил  Фининтерн Западной Европы, то отцом  всех коммунистических вождей Евразии  явился в начале ХХ века  Коминтерн  Большого Запада.  В  начале  1950 года  Пол Пот  вступил в компартию Франции, и вскоре опубликовал несколько своих статей  во французской коммунистической печати.  К этому времени  сама французская   компартия  была очарована  победами Сталина на всех фронтах, и переживала вместе под на началом Жака Дюкло(1896-75) и Мориса Тореза(1900-1964) период настоящего преклонения  перед «вождём всех времён и народов». Это обстоятельство, конечно же, сыграло немалую роль в становлении политико-идеологических взглядов  молодого  бунтаря-революционера, будущего красного диктатора. В своих статьях, опубликованных в коммунистической печати (в газете «Юманите» и в журнале «Кайе дю коммюнисм») Пол Пот с одобрением отзывался о сталинской коллективизации в Советском Союзе, а  периоды  1927-1933, (коллективизация сельского хозяйства) и 1937 - 1941гг., (большая Чистка и большой Террор). он   называл наиболее «творческими»  в строительстве социализма в СССР.  В своих программных статьях под псевдонимом Кхмаэ Даым («истинный кхмер»)   он рассматривал  проблемы  французской, русской и китайской революций, их опыт в построении коммунистического  общества в отдельно взятой стране. Уже тогда у него и его сподвижников складываются первые представления о будущем Камбоджи. Для слаборазвитых стран они пропагандировали полную экспроприацию крестьянства и создание в деревне системы по сути подневольного крестьянского труда, предлагая обобществление даже личного имущества и социализацию женщин в целях  управляемого  поточного  детопроизводства  в  исключительно государственных интересах.   Вместе с тем в этих первых публикациях Пол Пота видны следы серьезного и вдумчивого чтения, в них  немало ссылок на сторонников неофрейдизма, современной антропологии, заметно увлечение Бакуниным и идеями анархизма и неотроцкизма.   В этот период  юный Пол Пот по-своему трансформирует идею Фридриха Ницше о «сверхчеловеке» и миф о Демиурге.   Легенда о совершенном  Человеке уступила место   образу  Красного кхмера. Настоящий кхмер и борец за всенародное счастье «должен ничего не знать, ничего не слышать, ничего не видеть, ничего не говорить».  И в то же время настоящий кхмер должен твёрдо  стоять на страже идеологических основ  коммунистической Кампучии и активно выявлять  врагов родной партии и народа. В этом плане Пол Поту пришёлся по  душе опыт борьбы Сталина   с оппозицией в 1937 году.
      В конце 1953 года Пол Пот вернулся в Камбоджу. 9 ноября 1953 года из страны были выведены французские войска, а колониальная администрация прекратила свое существование. На родине Пол Пот стал преподавать в престижном частном лицее в Пномпене. Позднее он иногда именовал себя “профессором истории и географии”.  Вскоре теоретически подкованный юноша вступает в ряды Народно-революционной партии Камбоджи, которая выделилась в 1951 году из компартии Индокитая. Среди тех, кто в 50-е годы вернулся из Франции и вступил в компарию, действующую в подполье, помимо Пол Пота, были Кхиеу Самфан, Иенг Сари, Сон Сен, Ху Юн, Ху Ним и другие. Именно они затем составили руководящее ядро “Демократической Кампучии”.
        Пол Пот и его сподвижники, многие из которых являлись выпускниками  Сорбонны, существенно дополнили на практике опыт коммунистиченского строительства в отдельно взятой стране. Это было в начале 70-х годов замечено многими лидерами коммунистических режимов. . В советских газетах того времени с удовлетворением говорилось о том, что пришедшая к власти коммунистическая партия, осуществив национально-демократическую революцию, приступила к этапу строительства социализма. Скорыми  успехами строительства социализма в Камбодже восхищался и  сам великий Кормчий.
      Так, летом 1975 года престарелый Мао Цзэдун встретился  с Пол Потом и высоко оценил деятельность его  «Верховной организации» – Ангки лоэу:«Вы одержали блестящую победу. Одним ударом вы покончили с классами. Народные коммуны в деревне, состоящие из бедных и средних слоев крестьянства, по всей Кампучии – вот наше будущее». Однако, признавая прошлый опыт братских социалистических стран, Пол Пот считал своё «социально-революционнное творчество» уникальным, самобытным и непревзойдённым по качеству. содержанию и быстроте  выполнения поставленных перед собой  задач.      Пол Пот и его сподвижники всегда яро отстаивали самобытность своей модели социализма. В 1977 году Иенг Сари, давая интервью итальянскому журналисту, говорил: «Революционный опыт кхмеров не имеет прецедентов. То, что мы пытаемся осуществить, никогда не было сделано в истории. Вот почему мы не подражаем никакой модели – ни китайской, ни вьетнамской. Мы реорганизуем страну, взяв за основу сельское хозяйство». Но в плане   идейном, идеологическом для  Пол Пота  главным авторитетом  до конца жизни оставался  великий Кормчий, его  идейный Отец и Учитель. Пол Пот  не раз говорил: «Со времен Маркса, Энгельса и Ленина Мао является самым выдающимся учителем мирового пролетариата».
      Режим Пол Пота за  3 года 8 месяцев и 20 дней  из 6 млн. 500 тысяч жителей страны   уничтожил 2 млн. 746 105  граждан Камбоджи.   568 тысяч человек пропало без вести.  100 % камбоджийских врачей, учёных, преподавателей было уничтожено  При этом, безжалостно  были убиты все люди в очках.(2)
      Пол Пот  правил в Камбодже,  формально как  первый и последний премьер-министр Демократической Кампучии в 1976-1979 годах и долгие годы создавал вокруг себя атмосферу строгой секретности. Панически боясь покушений и   кармического Закона Возмездия,  он скрывал своё подлинное имя (Салот Сар)  точную дату рождения, обстоятельства рождения, родственные связи, держал в тайне сведения о детях и жене.   Чтобы завершить полную изоляцию страны, Пол  Пот издал указы о языке. Использовать любой другой язык, кроме кхмерского запрещалось. Разговоры на вьетманском, китайском, тайском, и на всех европейских языках карались смертью. В Демократической Кампучии было провозглашено чисто кхмерское общество: «Кампучия – только для кхмеров!» Подвергались жестоким гонениям граждане, исповедовавшие иные религии, в том числе христианство и ислам. Религия не притеснялась, а уничтожалась. Монахи, не желавшие вести светскую жизнь и трудиться в сельской коммуне, безжалостно расстреливались, а храмы осквернялись.  Было запрещено играть свадьбы и справлять дни рождения, юбилеи и праздники. В стране были отменены  деньги, не работала почтовая и телефонная связь, вьезд и выезд из страны были запрещены.  Были запрещены торговля и промышленность. Жителей столицы и других городов начали изгонять  в деревни, и тем самым была решена судьба городов, заражённых  буржуазным влиянием. Детей стали поголовно забирать из семей и направлять  в специальные военизированные и трудовые отряды.  Впрочем, если говорить о детях, то их рождение тоже было запрещено без разрешения руководства коммуны. В коммуне начальники  контролировали, кто на ком должен жениться, когда пара должна зачать ребенка, и когда он должен появиться на свет. За нарушение этих правил грозила смертная казнь. Кроме того, без суда и следствия убивали воров, людей, которые осмеливались ностальгировать по дореволюционным временам, расстреливали за сорванный с дерева банан, собранный с поля после уборки урожая рис и т.д. и т. п.  Режим Пол Пота  существенно дополнил практику массового уничтожения  людей в  середине  ХХ века в Западной и Восточной Европе.
      Когда ликвидации подлежало слишком много людей, их собирали в группы по несколько десятков человек, опутывали стальной проволокой, пропускали ток от генератора, установленного на бульдозере, а затем сталкивали потерявших сознание людей в яму и засыпали землёй. Даже своих же раненых солдат Пол Пот приказывал убивать, чтобы не тратить деньги на лекарства.
       Самое интересное, что, несмотря на то, что Пол Пот и его сподвижники строили общество, грубо говоря, из неучей, они сами были людьми весьма образованными. Пол Пот и несколько его соратников закончили университеты во Франции, и, что самое поразительное, были и такие, которые по образованию являлись  школьными учителями.
      Откуда тогда, спрашивается, столько ненависти к людям и, в том числе, к детям?
      Красные кхмеры приняли специальный закон об обобществлении детей, которых изолировали от родителей в лагерях, где им комиссары-воспитатели прививали пламенную любовь к  действующему режиму и Пол-Поту. Затем им выдавалось огнестрельное оружие (АКМ китайского производства). И практически вся власть оставалась за этими мальчишками. Они не только осуществляли массовый террор в стране, но и занимались «перевоспитанием и переобучением»  взрослых заключённых с помощью изощрённых пыток. Ещё не было в мировой истории случая, чтобы основу целого воинства страны составляли, вооруженные китайскими автоматами, подростки, почти дети, которые обходились чашкой риса в день, ловили обезьян и пекли их на углях в пальмовых листьях. Имеются свидетельства, юные солдаты  красных  кхмеров  часто не брезговали  и  шашлыками из человечины. На какие подвиги не пойдешь во благо  народной революции! Именно эти  «сознательные мальчишки» и служили проводниками основных идей Пол Пота.
      Общественный транспорт был запрещён, были запрещены даже велосипеды. Никаких книг, газет и журналов не полагалось. Был узаконен  восемнадцатичасовой рабочий день, главным орудием труда (и убийства неугодных граждан) стала мотыга. Почти вся часть населения  обеих полов  стала трудиться на земле в деревнях  или  в трудовых лагерях, в которые полпотовцы посылали «на переобучение», фактически – на смерть.   «Полей смерти», мест захоронения жертв  террора красных кхмеров, в Камбодже  много, они были при каждом лагере. Сегодня в Пномпене существует Музей геноцида, в который после изгнания красных кхмеров была превращена тюрьма Туол Сленг, известная всему миру своими  изощрёнными  пытками.
      В лагерях для «переобучения заключённых» применялись изощрённые пытки и экзекуции, охранники-подростки следовали «Руководству по допросам  S-21».  В этом «Руководстве» было чётко указано,  в отношении пыток,  что «целью применения пыток является получение  адекватной реакции на них со стороны допрашиваемых». Что «пытки применяются не для развлечения, не для выхода собственного гнева или получения  самоудовлетворения, а в целях проведения политической работы».  Что  палачу «во время допросов следует вести агитационно-пропагандистскую работу»,  что «во время  агитационно-воспитательной работы такого рода необходимо проявлять решительность, настойчивость, категоричность. Мы должны приступать к пыткам без предварительного разъяснения причин или мотивов. Только тогда враг будет сломлен».
      КГБ СССР по заданию ЦК КПСС пытался «навести  справки» и  наладить хотя бы маленькие контакты с руководством Кампучии, но даже этой  мощной разведслужбе получить  достаточно полную информацию было не под силу. «Кремлёвские старцы» приглашали руководство «братской Кампучии» посетить СССР с дружеским визитом и заодно отдохнуть на Чёрном море  и подлечиться в лучшем санатории страны. Но ответ озадачил гостеприимных хозяев-интернационалистов: «приехать не можем, очень заняты, много дел».
      Все диктаторы ХХ века имели свой персональный культ, продуманный и выверенный, но поклонение Пол Поту, как  это ни удивительно, было искренним. Пол Пот был единственным из красных кхмеров, кто вызывал доверие и любовь. Многие камбоджийцы, видевшие  Пол Пота лично, считали его воплощением образцового поведения – самообладания, изящества, добросердечия. Фотографий Пол-Пота сохранилось мало. Нам сегодня известно только несколько «дежурных», выдержанных в духе классики культа личности и одно его интервью данное западным журналистам в 1979 году. Сохранилась фотография «Пол Пот с детьми». На ней улыбается только один  Пол Пот. А дети гримасничают, у двух угрюмо-сосредоточенные лица. Только у самой старшей девочки лет девяти на лице подобие улыбки, она уже понимает: «Нужно улыбаться. Так нужно. Возможно  за это угостят   лишней чашкой  риса». 
      Самым ценными для нас являются несколько цветных  фотографий американского журналиста Ната Тайера, сделанных в 1997 году  в лагере красных кхмеров в горах Дангрэк, где под открытым небом состоялся так называемый суд над Пол Потом. На суде Пол Пот не проронил ни слова. Изо всех сил старался сохранить достоинство.  У кровавого диктатора не было никакой собственности. Несколько бутылочек с традиционными народными снадобьями и накомарник – вот и всё, что досталось в наследство его дочери Сит. Но какую чудовищную цену заплатил камбоджийский народ за гнусную жизнь этого  душегуба. Умеющий считать каждый цент идущий на социальные нужды цивилизованный Запад не стал подсчитывать  «стоимость жизни» этого кровавого «политика потенциального» (полпота). Западные защитники прав  человека не осудили  публично Пол Пота, не подвергли его общественному проклятию.
      У Пол Пота было  три заместителя – «Три брата» Иенг Сари, Нуон Чеа и Сон Сен.   «Брат номер четыре» Кхиеху Самфан оказался долгожителем, недавно  давал интервью, считает, что жизнь им прожита не зря. И что он ни в чём не виноват»..(3)  Вот они то , при поддержке 30-ти  тысяч «красных кхмеров» и осуществляли геноцид своего народа под лозунгом построения спмого справедливого общества на земле.(4)
      Неужели  и в новом тысячелетии неизменным остаётся  острая потребность  народных масс и толп   в вождях? Да, вожди  всегда играли какую-то роль в истории, но никогда ранее  не была такой решающей, и  такой острой потребность в них, и  не было столь  стремительным возвышением вождей, как это  было  в прошлом ХХ веке. Вожди возникли  в результате побед революции или побед на выборах, на трупах монархов, на прахе устоев прошлого,  когда большинство  захватывает власть и передаёт её на время в руки меньшинства, которое в свою очередь послушно отдаёт её в руки одного смертного человека, который воплощает собой закон. По приказу вождя толпа его приверженцев  беспрекословно идёт на преступления против человечества, потрясающие  самое богатое воображение.  Такая власть не может осуществиться, не лишив людей ответственности и свободы. В ХХ веке была создана модель  такой власти, опытный образец был превращён в систему, установилась однотипная система власти, в которой утверждает себя личность –  ВЛАСТЬ ВОЖДЕЙ.   В этой системе, как правило,  случались сбои   духовно-нравственного характера с полной  утраты  всякой человечности  носителей высшей власти (например, Пол Пот). Моральные запреты сметались вместе с подчинением рассудку.   Людская  масса  через  насилие и террор выплескивала  наружу     все свои страсти и грёзы –  от     низменных    до самых  героических,  от иступлённого восторга до мученичества. В ХХ веке вместо народа возникла людская масса, породившая вождей-монстров и ужасы массового сознания. Когда толпа, людская биомасса,  срывается с цепи, то она  превращается в социальное животное, а мыслящий человек   теряет чувство «Я», ощущает себя чуждым в агрессивном скоплении других людей, утрачивает смысл существования. Отсюда  и неуверенность, и тревога у каждого человека, чувствующего себя игрушкой враждебных и неведомых сил. Отсюда же его поиск идеала или веры, поиск образца справедливого мироустройства.  Заполучив доверие  человеческого единого стада, вождь зачаровывает  его своим образом, образом доброго, но строгого Пастыря и Отца, обольщает словом, подавляет волю, опутывая страхом. Он даёт людской массе своё имя, своё лицо и свою активную волю. Это позволяет вождю требовать необходимых жертв. Без жертв нет  сильной власти, без убиения младенчика, невозможна   её запредельная сакрализация.
      Главная жертва состоит в отказе людской массы («граждан») от контроля над властью, и от общественных средств воздействия  на нерадивых  сторонников и соратников вождя. В этом случае нормальная полнокровная жизнь граждан,  работа, любовь, поиск истины  и вся культура повседневности  уходит на второй план,   а на сцене  правит бал  некая мистерия масс и всё становится плебисцитом по имени  вождя. Тогда срабатывают феномены психологии масс, которые «всё время ускользают от историков, но значение их и роль  весьма огромны» (А.А.Зиновьев «Без иллюзий») Каким образом вожди оказывают такое  негативное (позитивное?) влияние на массы и почему  в начале  третьего  тысячелетия, именно наш век – это век толп?  Что скрывать, на каждом шагу нам открывается не слишком  лестная картина общественного устройства с её лидерами и массами. Всё чаще приводит в уныние человека мыслящего и социально активного  облик толп, жаждущих  слепого повиновения,  становящихся жертвами   иллюзий и великого обмана и, увы, лишённые по природе своей СОЗНАНИЯ. Здесь неизбежно обнаруживаются все те черты,  которые делают власть невыносимой.
При такой власти  многим  сознательным индивидам  жизнь утрачивает всякий интерес, и жить при такой власти не хочется.  Чтобы избежать таких  смертельных ловушек и не утратить последний  здравый смысл, необходимо следовать максиме  философа А.А.Зиновьева: «Когда что-то плохо, то надо хорошо представлять себе худшее, и не строить больше никогда  никаких иллюзий в отношении власти».
      А недавно философ А.Л.Куракин дополнил максиму Александра Зиновьева в более категоричной форме: «Сегодня. После всех  социальных катаклизмов, кровавых «социальных экспериментов»  ХХ века любая форма власти, даже самая народная и самая-пресамая   демократическая  - гавно».
      Ну, а что же США – этот оплот  демократии? Почему могучая Америка могла допустить в Камбодже  этот геноцид? Каков гуманистический вклад внесли США по ликвидайии этой чудовищной, социальной катастрофы? После того, как Америка в течение 5 лет помогала феодальному правительству, которое она презирала, и вела войну, о которой было известно, что она безнадежна. Соединенным Штатам нечего показать миру, кроме грустной картины эвакуации с послом, выносящим в одной руке американский флаг, а в другой - свой гигантский чемодан. Но есть миллион убитых и раненых камбоджийцев (седьмая часть населения), есть сотни тысяч беженцев, которые живут в лачугах, есть опустошенная страна, дети, умирающие от голода, и плотники, наловчившиеся сколачивать гробы из ящиков, в которых транспортировались боеприпасы.
      К слову заметим, что именно в такой гроб будет положен Пол Пот, скончавшийся весной 1998 года в джунглях. Гроб будет водружен на помост из автомобильных шин и сожжен. Впрочем, до этого финала пока что далеко. Пол Пот, молодой и энергичный, окруженный ближайшими сподвижниками, мощно рвется к власти. Он уже готов строить “новую Кампучию”, тем более что есть, кому подражать и кому поклоняться - Сталин, Мао Цзэдун. Скоро страну зальют кровью, переломают ей хребет, выкрутят руки во имя  «светлого будущего.»
      «Кампучия докажет всему миру, что можно одним махом достичь полного коммунизма. Благодаря этому наша страна запишет свое имя золотыми буквами на скрижалях мировой истории как первая, которая сумеет осуществить коммунизацию без ненужных этапов»   (Пол Пот)
Авторские примечания
1.Коммунистические идеи пришли в Евразию с Запада через  Россию. Которая не раз импортировала чужеземные идеологические ценности, особенно в духовной сфере. Десять веков назад от Царьграда приняла Русь христианство с его принципами милосердия и человеколюбия. Были  периоды очарования  и соблазна всем французским и немецким. И не в России появился марксизм, а  странах Западной Европы. Марксизм нам был навязан извне, он соблазнил российское общество своей  идеей всебщей сорциальной  Справедливости, которая всегда лежала в основе всех чаяний  нашего народа. Наша беда, пожалуй, в том,  что мы абсолютизируем чужой опыт, нащи вожди отвлекаются при этом от условий и  исторического  пути, на котором он нарабатывался. При этом  мы и наши вожди ждём  немедленно результата (в течение одной пятилетки) и очень огорчаемся, когда заморское растение в нашем суровом климате из лекарственного превращается в ядовитое и приносит нам  неисчислимые беды.
2.  Из протокола о преступлениях полпотовцев: "За период с 1975 по 1978 го¬д число погибших составило 2 746 105 человек, среди которых 1 927 061 крестьянин, 25 168 монахов, 48 359 пред¬ставителей национальных меньшинств, 305 417 рабочих, служащих и представителей других профессий, около 100 писателей и журналистов, некоторое количество иност¬ранных граждан, а также старики и дети. 568 663 человека пропали без вести и либо погибли в джунглях, либо погребены в массовых захоронениях, подобных тем, которые были обнаружены в районе аэропорта Кампонгчнанг, око¬ло Сиемреапа и вдоль склонов хребта Дангрек. Уничтожались монахи (из 60000 монахов в живых осталось около 3000), статуи будд и буддийские книги, пагоды и храмы были превращены в склады, не осталось ни одной действующей пагоды из 2800 имевшихся в прежней Камбодже.С 1975 по январь 1979 года были убиты все 60 тысяч христиан, как священники, так и миряне. Церкви были разграблены, большинство взорвано.Из 20 тыс. мусульман, проживавших в округе Каммпонгсием (провинция Кампонгтям), в живых не осталось ни одного человека. Из 20 тыс. мусульман уезда Кампонгмеас той же провинции в живых осталось лишь четыре человека. Были разрушены и разорены все 108 мечетей, некоторые из них были превращены в свинарники, взорваны или снесены бульдозерами.Режим Пол Пота оставил после себя 141 848 инвалидов, более 200 тысяч сирот, многочисленных вдов, которые не нашли свои семьи. Оставшиеся в живых были лишены сил, были неспособны к воспроизводству и находились в состоянии нищеты и полного физического истощения.Было разрушено 634 522 здания, из них 5857 школ, а также 796 госпиталей, фельдшерских пунктов и лабораторий, 1968 храмов были разрушены или превращены в складские помещения или тюрьмы. Полпотовцы уничтожили несметное количество сельскохозяйственных инструментов, а также 1 507 416 голов крупного рогатого скота».


        Эти 3 374 768 человек были убиты ударами мотыг, дубин, сож¬жены, закопаны живьём, разрезаны на части, зарезаны с помощью острых листьев сахарной пальмы, отравлены, убиты ударами тока, они подвергались пыткам с вырыва¬нием ногтей, были раздавлены гусеницами тракторов, брошены на съедение крокодилам, у них вырезали печень, ко¬торая служила пищей палачам, маленьких детей четвер¬товали живыми, подбрасывали в воздух и насаживали на штыки, били о стволы деревьев, женщин насиловали  и сажали на колы.
      Режим Пол Пота оставил после себя 141 848 инвали¬дов, более 200 тысяч сирот, многочисленных вдов, которые не нашли свои семьи. Оставшиеся в живых были лишены сил, были неспособны к воспроизводству и находились в состоянии нищеты и полного физического истощения. Большое количество молодых людей потеряли свое счастье вследствие насильных браков, осуществлявшихся полпотовцами в массовых масштабах.
Было разрушено 634 522 здания, из них 5857 школ, а также 796 госпиталей, фельдшерских пунктов и лаборато¬рий, 1968 храмов были разрушены или превращены в складские помещения или тюрьмы. Были также уничтоже¬ны 108 мечетей. Полпотовцы уничтожили несметное коли¬чество сельскохозяйственных инструментов, а также 1 507 416 голов крупного рогатого скота".
Остается только добавить, что никакое возмездие так и не постигло Пол Пота. Долгое время он скрывался в джунглях, а другими словами, просто там жил, и в 1998 году умер своей смертью.
3. Дмитрий Стахов  «Пот, кровь и слёзы» - БИОГРАФИЯ. № 4.апрель 2013. С.54-64).
4. «Красные кхмеры» – неофициальное название крайне левого течения в коммунистическом движении аграрного толка в Камбодже, созданного в 1968 году. Их идеология базировалась на маоизме (в самой жёсткой интерпретации), неприятии всего западного и современного. Численность – около 30 тысяч человек. В основном движение пополняли подростки 12-16 лет, лишившиеся родителей.  (Кстати, большевистской России в 1922  году  насчитывалось  1,2 млн. беспризорников, из которых 250  тысяч  двинулось в поисках пропитания  на юг –на Киев и Херсон. Чтобы остановить эту армию голодных подростков былти  брошены отряды  ВЧК- см. «Рабочая газета» 1923, 2 мая.). Расправы, чинимые «красными кхмерами, не поддаются описанию: Население деревни Сресеам было почти полностью уничтожено… солдаты сгоняли детей, связывали их в цепочку, сталкивали в залитые водой воронки и заживо хоронили… Людей подгоняли к краю траншеи, наносили лопатой или мотыгой удар в затылок, и сталкивали вниз За уголовные преступления (например, за сорванный с дерева коммуны банан) грозила смертная казнь.(В СССР за сорванные на колхозных полях колоски не убивали, а сажали в лагерь как за уголовное и опасное для общества деяние). Пол Пот считал такие меры мягкотклыми и не эффективными. По всей Демократической Кампучии  создавались высшие формы кооперативов, в которых согнанные из городов люди в тяжелейших условиях занимались малоквалифицированным физическим трудом. С примитивными орудиями или вручную люди работали по 12-16 часов в день, а иногда и дольше. Как рассказывали те немногие, кто сумел выжить, во многих районах их дневное пропитание составляло всего одну миску риса на 10 человек. Руководители полпотовского режима создали сеть шпионов и поощряли взаимные доносы, чтобы парализовать волю народа к сопротивлению.

.


Рецензии