Загадка Джоконды, сенсации XXI-го века
В тот день успели побывать:
Вот Мона Лиза, как бы, даже
Но как её нам называть?
«Джоконда» - в Лувре, но откуда
Взялась в музее «Донна Нуда»?
Но в плагиате не виню
Салаи, за «Джоконду-ню»!..
Да Винчи взял его ребёнком
И многое ему прощал,
Свою «Джоконду» завещал;
Его прозвали дьяволёнком…
Он Леонардо верен был
И Мону Лизу не забыл!
Александр Кочетков: Обнажённая женщина (‘Донна Нуда’)
В предыдущей статье об идентификации женщины на «Портрете Моны Лизы» Леонардо да Винчи мы выяснили, что нет достоверных данных в сообщениях: «Жизнеописания» Вазари и в рукописной записке на полях Агостино Веспуччи. Но подлинно известно имя человека, долгое время жившего вместе с Леонардо, постоянно видевшего эту картину (как и другие работы художника и, возможно, ассистировавшего ему) и сообщившего другое, более раннее название: «La Joconda». Впервые оно упоминается в 1525 году в списке наследства художника Салаи. Опись описывает картину как портрет дамы по имени Ла Джоконда. Для выяснения этого придётся обратиться к другой, тёмной стороне жизни великого живописца, скульптора, архитектора, изобретателя, анатома…
Данные свободной энциклопедии ВикипедиЯ (русский):
У Леонардо да Винчи было много друзей и учеников. Что же касается любовных отношений, достоверных сведений на этот счёт нет, поскольку Леонардо тщательно скрывал эту сторону своей жизни. Женат он не был, о романах с женщинами достоверных сведений нет. Ряд авторов, вслед за словами Вазари, предполагают интимные отношения с юношами, в том числе учениками, например Cалаи.
Салаи (Салаино; Salai, Il Salaino — «дьяволёнок»; 1480-1524), настоящее имя Джан Джакомо Капротти да Орено (Gian Giacomo Caprotti da Oreno) — ученик Леонардо да Винчи, второй из двух юношей, помимо Франческо Мельци, с которым художника связывали длительные — более 25 лет! — и, возможно, интимные отношения.
Появился в доме художника 22 июля 1490 года десятилетним мальчиком. Вазари упоминает о нём: «В Милане Леонардо взял в ученики Салаи, который был очень привлекателен своей прелестью и своей красотой, имея прекрасные кучерявые волосы, которые вились колечками и очень нравились Леонардо. Леонардо многому научил его в искусстве, а некоторые работы, которые в Милане приписывают Салаи, были подправлены Леонардо».
Леонардо да Винчи много писал о нём в своём дневнике:
«Джакомо поселился со мной в день Магдалины, в 1490 году, в возрасте десяти лет. На второй день я заказал ему четыре рубашки, пару штанов и плащ. Когда я положил рядом с собой деньги, чтобы заплатить за все эти вещи, он украл их у меня из кошелька. И я так и не заставил его признаться, хотя совершенно в этом уверен (…).»
Существует версия, что Салаи, одетый в женское платье, был моделью Моны Лизы.
Леонардо да Винчи передал ему по завещанию «Джоконду». Салаи и Баттиста де Вилланис, новый слуга, также получили по половине миланского виноградника. Салаи оставил картину своим сёстрам в Милане. Через некоторое время после смерти Леонардо он женился на женщине по имени Бьянка. Был убит в драке.
Существует предположение, что это ретроспективный портрет матери художника, Катерины (1427—1495) (у Фрейда, затем у Serge Bramly, Rina de' Firenze, Roni Kempler и др.).
А вот ещё данные WikipediA (Francais) (в моём переводе):
Silvano Vincenti, президент частной ассоциации исследований искусства, утверждает, что имеется значительное сходство между чертами облика «Иоанна Крестителя», ангела и Моны Лизы. По этой гипотезе, La Joconde была, таким образом, мужчиной. Художник, как бы, оставил знаки, нарисовав в глазах Джоконды крошечную букву L для Leonardo и S для Salai, который, возможно, служил моделью. Исследователь, автор книги на эту тему, обнаружил, что его команда проанализировала цифровые воспроизведения высокого качества на картине. Согласно программе личного распознавания PicTriev, образ, представленный на La Joconde, является мужчиной.
Sophie Herfort, кандидат докторской степени университета Парижа, считает, что портрет Салаи, гермафродитной особы, любящей носить розовые чулки и феминизироваться до крайности, и портрет La Joconde, сделанные на кальке, показывают множество аналогий.
В любом случае, у Салаи и его исследователей название «Мона Лиза» нигде не упоминается. Очевидно, это был кратковременный эпизод взаимоотношений Леонардо да Винчи с возможным заказчиком картины Франческо дель Джокондо, этот заказ не состоялся, художник с незаконченной картиной уехал в Милан, а затем во Францию, и к дальнейшей судьбе Леонардо и этого портрета жена Франческо не имела никакого отношения…
И, наконец, самая последняя сенсационная версия, на начало декабря 2014 года, распространялась в Интернете Китая. Социальные сети сообщали о том, что модель, написанная Леонардо да Винчи, была… китаянкой!, а не уроженкой Флоренции.
Angelo Paratico, итальянский романист, в течение двух лет собиравший документы в Гонконге, утверждает в газете South China Morning Post, что Джоконда была по происхождению китайской рабыней, ставшей матерью Леонардо да Винчи. Гений Ренессанса был произведён на свет Катериной, восточной невольницей одного из друзей его отца. «Позади Моны Лизы виден китайский пейзаж…», утверждал он в ежедневной газете Гонконга.
В Интернете Китая было более четырёх миллионов откликов, первоначально - 160000 комментариев. Анджело Паратико, вроде бы, собирается выпустить об этом книгу…
Но, скорее всего, мы достоверно никогда не узнаем, какой женщине Леонардо да Винчи посвятил эту картину (уж, конечно, не китаянке!), но это, в принципе и не столь важно. Главное это то, что за пять столетий картина относительно хорошо сохранилась, и мы можем восхищаться загадочной улыбкой прекрасной дамы на шедевре Леонардо да Винчи в музее Лувра под названием: «Джоконда или Портрет Моны Лизы».
Иллюстрация к статье: Эрмитаж, «Обнажённая женщина (‘Донна Нуда’)», Леонардо да Винчи (школа) Конец XVI века
Историки полагают, что эта работа, скорее всего, и не принадлежит кисти самого да Винчи, она, совершенно определённо, является копией, выполненной одним из учеников мастера. Оригинал же, по каким-то причинам, был утрачен.
Свидетельство о публикации №215010800852