Хранитель города. Часть третья. Глава III

Предыдущая глава: http://www.proza.ru/2015/01/08/1790

                III


Итак, ребята знали, что когда Павел прибыл на Мальту, его посвятили в святая святых Мальтийского Ордена, а также открыли будущее России и его собственную судьбу. Именно на Мальте он узнал точную дату своей смерти.

«Ты узнаешь, когда наступит твой последний час, но не сможешь ничего предотвратить», – сказал ему Хранитель тайн.

По преданию Павел проектировал свой замок, похожим на этот Ларец. А стало быть, он был как тот самый замок рыцарей, участвовавших в XII веке в Первом крестовом походе. Хранились в этом Ларце и книги-предсказания, и карты, на которых обозначены места великих катастроф. Хранитель Тайн просил Павла спрятать Ларец из Вечного Железа, если для Ордена настанут тяжкие времена. Павел знал, что жить ему осталось недолго и спешил закончить постройку замка, где должен был спрятать великий Ларец.
Тому же, кто сумеет завладеть Ларцом, откроются тайны прошлого и будущего, как открылись они русскому императору, до сих пор не нашедшему покой своей душе в стенах Михайловского замка.

– А как же мы туда попадём? – спросила Вика. – Он же ведь закрыт для посещений в любое время суток.

– Нет ничего проще, – ответил Хранитель. – Закройте глаза.

Ребята послушно зажмурились, а он же, подойдя сзади, прикрыл их веки своими ладонями. Они ощутили всё то же магическое тепло, исходящее от его рук.      
               
– Открывайте, – через несколько секунд сказал Хранитель.

Вика открыла глаза и ахнула  Они находились во внутреннем дворе замка, который  имел необычную форму, напоминающую восьмиугольную мальтийскую звезду. Это служило ассоциацией с лучами, символизирующими восемь рыцарских доблестей
Дима также был восхищён этому перемещению и снова вскинул фотоаппарат:
– До этого момента я подобное видел только в кино!

Это, естественно, касалось фильма «Чародеи», где один из главных героев – Иван Пухов – мог искусно проходить сквозь стены.

– Я же говорил, нет ничего проще, – улыбнулся Хранитель.

Восьмигранное здание розового цвета с четырьмя различными по конфигурации подъездами и парадными лестницами, асфальтовая площадка, два этажа различной высоты, третий же, прикрываемый козырьком, вообще казался крохотным. Возможно даже, это был и чердак с мелкими окошками. Слева над крышей виднелся шпиль Петропавловского собора.

 Вика случайно подняла взор на окна, которые обступали их со всех сторон, и похолодела. В одном из окон на втором этаже отчётливо просматривался белый силуэт со свечой в руке. Маленькая худенькая фигурка, светлые кудри парика, бледное лицо с едва проступающими чертами.
Кто это мог быть, у девочки сомнений не возникло.
Казалось, он прямо в упор смотрел на неё – мол, зачем ты здесь?
Белая фигура. Свеча. И этот взгляд.

Вика на мгновение потеряла даже дар речи и лишь судорожно попыталась схватить за рукав Диму.

– Вик, что с тобою? – обеспокоено спросил мальчик, отвлёкшись от объектива. – На тебе лица нет.

– Там… там… Павел…

– Где?

Дима обвёл взглядом окна напротив, но ничего, похожего на присутствие духа императора не заметил. Не заметил он также слегка покачнувшуюся портьеру, скрывшую того, кто так напугал девочку.

– Он был там, на втором этаже! – Вика вытянула руку в направлении увиденного.

– Успокойся, я тебе говорю. Мы почти целую ночь не спали. Сейчас нам может привидеться всё, что угодно. В нашем-то галлюциногенном состоянии.

Дима, конечно, пытался иронизировать, но напряжение, которое охватило Вику, передалось и ему.

«А кто его знает, – подумал он. – Может, действительно, он там бродит среди мрака залов и тёмных коридоров».

Хранитель, до этого сохранявший молчание, тихо произнёс:
– Не стоит бояться привидений. Ещё неизвестно ни одного случая, когда они смогли нанести какой-то вред человеку, вплоть до физического. Люди сами аккумулируют свои страхи и сами же становятся их жертвами.

– А что это вообще за явление такое – привидения? – спросил Дима.

– Считается, что привидения – это души людей, не закончивших свои дела. Павлу I многое не удалось реализовать. И планы его были архигромадны. Многого чего не случилось, если бы ему не помешали. В первую очередь, Отечественной войны 1812 года, изменившей геополитическую карту мира. А это означало бы, что те, кто погибли в боях, могли бы здравствовать и рождать новые поколения людей. А цепочка на генном уровне, естественно, привела бы к иным событиям в истории не только России, но и человечества…
Но случилось так, как случилось.
Хотя с другой стороны, кто его знает, как бы события развивались при ином положении дел и сколько бы трагического, но уже с другими, возможно и более тяжкими последствиями, произошло…

Внутрь замка попали тем же самым способом. Хранитель также успешно перенёс их за закрытые двери.
Перед ними возвышалась Парадная лестница. Конечно, она была уже не такой красивой, как поначалу, когда основным убранством её служил цветной камень – мрамор и гранит. Со временем потускневшее, потрескавшееся, откололовшееся заменили на более простые материалы.

Взгляд же любого входящего в замок в первую очередь упирался в бронзовый герб Российской Империи, установленный на центральной стене Парадной лестницы. Герб был исполнен в новом варианте, утверждённом ещё Павлом I – с введённым в него мальтийским крестом, и должен был свидетельствовать о высоком предназначении Михайловского замка как места пребывания Мальтийского Ордена.
А под самым гербом, в углублении стены разместилась скульптура лежащей женщины, созданная в привычном для замка римском стиле. Щекой она облокотилась на одну руку, другую – завела за голову.

«Наверное, нимфа какая-нибудь, – подумалось Диме. – Или богиня».

Хотя и сами историки не знали точного ответа. Но больше склонялись к той версии, что прообразом этой скульптуры послужила небезызвестная царица Клеопатра.

– Реставраторы сюда пришли вскоре после окончания войны, – сказал Хранитель. – Перед ними предстала невесёлая картина. Ведь после революции в замке размещались библиотека и архив, а также различные учреждения. В блокаду же здесь организовали госпиталь. В результате переделок роспись на стенах и потолках была замазана, залы перегорожены. Вся декоративная красота находилась на грани гибели. Гипс разрыхлился и осыпался, карнизы обвалились, многие фрагменты скульптурных композиций, лепных арматур, гирлянд, венков были полностью разрушены, лак на холстах разложился от сырости.
За время первоначальных работ были приведены в порядок фасады здания, восстановлены разрушенные перекрытия. Мастера выполнили консервацию сохранившихся фрагментов отделки Галереи Лаокоона и Большого Тронного зала. Однако все эти работы носили выборочный характер, а всеобъемлющая, комплексная реставрация Михайловского замка началась несколько позднее.
В начале 50-х стал претворяться в жизнь проект реставрации и частичной реконструкции интерьеров замка. Обширные реставрационные работы не прерывались больше десяти лет. За это время было восстановлено оформление Мальтийского и Воскресенского залов, Залов Александра и Константина, Галереи Рафаэля и других парадных помещений второго и первого этажей. Воссоздали и разрушенную бомбой Парадную столовую, а также проверяли состояния перекрытий над залами.
В 70-е годы восстановили оформление Парадной гостиной, Парадной столовой, Антикового зала, Парадной спальни императрицы и многих других комнат первого и второго этажей.
В Малой Тронной императрицы воссоздали утраченную лепку оконных откосов. В Антиковом зале, уже давно разделённом на пять комнат, реставраторы, разобрав перегородки, вернули помещения в первоначальный объём. А после того, как удалили несколько слоёв краски и шпаклёвки, на дверных деревянных наличниках обнаружилась золочёная резьба...

– И Вы за всем этим процессом следили? – спросил Дима и немного поёжился оттого, как гулко раздался его голос, не сразу поглощённый стенами. В отличии от его, голос Хранителя звучал обычно для подобного пространства.

– Ну, зачем же следил? – улыбнулся тот. – Присматривал. Так будет точнее. И не только за этим замком. В городе после войны происходило много реконструкций. А моя обязанность знать обо всём, что происходит в моём городе.

– С ума сойти, – прошептала Вика, как будто пугаясь, что её голос раскатится эхом по бесконечным коридорам этого громадного здания. – Уследить за подобным размахом… Это же сотни квадратных километров! Каждый уголок, каждый закоулочек… И Вы вот так успеваете обо всём узнать, что и где творится?

Хранитель снова улыбнулся, но в сумерках ребята этого не заметили. Он почти неощутимо положил руки им на плечи, приглашая отправиться в путешествие по одному из самых мистических и загадочных мест вверенного ему города…


Продолжение: http://www.proza.ru/2015/01/10/671


Рецензии