Гумманизм
бесчинствах. Судья присмотрелся к нему и спрашивает: как это такой
образованный молодой человек, к тому же из хорошей семьи, настолько прочно
связал свою жизнь с пролетариями?
"Спрашиваете, почему, сэр? А потому, что была Нагорная проповедь"."
Курт Воннегут "Рецидивист"
Гуманизм.
Отчего-то этот ответ бесконечно изумляет судью и всех, кто присутствовал на процессе. Героям Воннегута было проще признать сумасшедшим человека, который бесплатно защищал рабочих, не смотря на то, что он был миллионером, и в средствах явно не нуждался.
Странно то, что человеческое общество, во все времена весьма скептически относилось к такому явлению, как гуманизм. Не только современное общество, как у многих принято говорить, будто бы раньше и трава была зеленее и люди выше ростом, и на камнях росли деревья. Нет. Это проблема пришла из глубины веков, и живет ровно столько, сколько существует человек. Действительно, очень странное явление, когда богач делится своим состоянием с менее зажиточным собратом, или женщина , подкармливающая бездомных. К ним относятся либо настороженно, как к что-либо задумавшим, либо как юродивым, мол, что взять, с человека, если он жить не умеет, или еще страшнее как героям, воспевая благотворительность как подвиг, забывая, что это может и должно стать обыденным явлением, если общество хочет избавиться от жестокости. Согласитесь, ведь практически каждый из нас меньшим недоумением посмотрел бы на того, кто кормит бездомных животных, чем на того , кто кормит бездомных людей, хотя животные могут прокормиться и без посторонней помощи, а вот у человека, это вряд ли получится. И это происходит притом, что в глубине своего сознания, мы понимаем, что эти люди оказались на улице не только по своей вине. Но этот небольшой пример оставляет простор для оправданий, и освещает только одну сторону проблемы.
Ведь все гораздо страшнее. Только задумайтесь: книга, призванная служить человечеству опорой, гласящая о любви и всепрощении породила так много зла, что лучше бы ее и не было. И ведь так мало кто из верующих людей, или называющих себя таковыми, что в нашей стране, что по все миру хотя бы задумались над тем, что какая по сути разница, кто писал Библию, зачем, и сколько раз она переписывалась в чью-либо политическую угоду, если были те кто готов был отдать свои жизни не за бога, не за учение сына его, а за надежду прекратить кровопролитие и донести до народов, что не волк человек человеку, а брат, и существуют люди на земле только ради друг друга. Ведь почему подаяния просят у церковных ворот, не потому ли, что принято считать, что христиане, верные и любящие бога своего, должны быть милосердными. И вот оно горе человечества, -в неумении творить добро бескорыстно, или хотя бы не множить зло.
Теологи, философы и прочие ученые мужи убили века на попытку доказать кем была написана Библия, куда дальше ведет род Иисуса Христа, вместо того, чтобы просто прочесть ее и принять к сведению. Но даже такой светлый дар не привел человечество к гуманному будущему. Ни этот, ни Коран, и Махабхарата, ни учение Будды. И ладно бы если все забылось, но упорные люди еще и, хладнокровно лицемеря, пытаются оправдать свои прегрешения перед богами, в которых по большому счету и не верят, поскольку если бы верили бы, то хотя бы раскаивались.
И даже не понятно, что хуже. Хладнокровное безличие к представителям собственного вида, порой переходящие в жестокость и беспощадную расправу, или этот дремучий страх перед суевериями предков, который мешает скинуть, наконец, оковы восприятия мира сквозь призму стереотипов, и взглянуть на происходящие собственным, не затуманенным чьими-либо заблуждениями, разумом.
Милорад Павич, сербский классик, лауреат Нобелевской премии писал: «Всякая боль, есть отголосок чужой боли». Есть над чем задуматься. Получается, что по собственной душевной лени поколения и поколения продолжают тянуть за собой привычки того времени, когда зарезать ближнего своего было минимальным условием выживания. И мы тянем за собой веру в это. До сих пор полагая, что не обладающий острыми волчьими зубами не способен выжить в этом мире ссылаясь на время и нравы, забывая, что и время и нравы, это порождения нашего создания, и благодарно принимая наследия своих родителей, которые в свою очередь приняли это от своих , мы продолжаем кровавый путь человечества не утруждаясь остановиться на миг и задуматься.
Да, безусловно, времена не выбирают. Но: «… Мы порождаем войны. Мы носим их в себе, как заразную болезнь. Мертвецы гниют на полях и в водах, потому что живые прогнили насквозь.» (Джеймс Голдмен Лев зимой). Эти слова автор вложил в уста королеве Англии Алиеноре Аквитанской. С тех пор ничего не изменилось. Мы по-прежнему носим в себе войну как проказу. И так будет всегда, покуда желание помогать ближнему будет вызывать в нас недоумение, покуда перепачканный мальчик, просящий подаяние на улице будет вызывать в нас брезгливость и желание не то чтобы не вникать, а даже не видеть эту сторону жизни, и позорно пряча глаза мы будем проходить мимо, пока крики умирающих от голода в богом забытых провинциях не обернутся призывом взять оружие, и все начнется по новому кругу.
Выход, разумеется, очень прост, как и всегда в случае с очень сложной проблемой,- быть добрее. Быть отзывчивыми и честными, всегда помнить, что непротивление злу в итоге приравнивается к соучастию. Мы уже не увидим рассвет гуманизма, слишком тяжело дается процесс перевоспитания обезьяны в Человека, но может если сейчас опомниться, зародить семя добродетели, то к концу века вырастет поколение, которое не поймет смысла выражения «Око за Око», просто потому, что на их жизнь и свободу не кому будет покуситься.
Свидетельство о публикации №215010901686