Психоархитектоника. Введение 2. 1

Нейропсихологические основы категориального моделирования психики.


Для построения концептуальной модели психики необходима формализация фактического материала, наработанного психологическими исследованиями. В советской нейропсихологии такая формализация проходила преимущественно через обобщения, сделанные русским ученым А.Р.Лурия. Именно он выделил 3 основных аппарата мозга, участвующих в осуществлении любого вида психической деятельности. Они были обозначены как функциональные блоки:
1) блок регуляции тонуса и бодрствования;
2) блок получения, хранения и переработки информации;
3) блок программирования, регуляции и контроля психической деятельности.
 
Данная структурно-функциональная модель мозга как субстрата психической деятельности целиком выдержана в духе триадической схемы. Казалось бы, нет ничего более совершенного, чем эта конструкция, и нет никакой возможности увидеть здесь тетрадичность. Однако, это не так. При более внимательном изучении текстов А.Р.Лурии, мы сможем выделить и четвертый блок. Необходимость такого выделения, вероятно, полностью  будет понятна при дальнейшем развертывании моих рассуждений. Пока же можно сказать, что 3 блока в модели А.Р.Лурии хорошо описывают циклический рефлекторный характер работы головного мозга, но при этом дают довольно слабое представление об иерархичности психики, о механизме наращивания уровней психической деятельности.

Известно, что второй блок включает в себя основные анализаторные системы: зрительную, слуховую и кожно-кинестетическую, корковые зоны которых располагаются в задних отделах больших полушарий. Данный блок назовем блоком S (sensus - ощущение), а его функцию – сенсорикой.

Третий структурно-функциональный блок включает моторные, премоторные и префронтальные отделы коры лобных долей мозга. Назовем его блоком М (motion – движение), а его роль в психической деятельности – моторикой.

Отношение между двумя блоками выразится в виде: S --- M, т.к. блок М «…состоит из аппаратов эфферентного, двигательного типа, находящихся под постоянным влиянием аппаратов афферентного блока» (стр.110). К тому же, «…лобные доли осуществляют не только функцию синтеза внешних раздражений…» (стр.118).

Наибольший интерес здесь представляет для меня первый – энергетический – блок, включающий ретикулярную формацию ствола мозга, неспецифические структуры среднего мозга, диэнцефальных отделов, лимбическую систему, медиобазальные отделы коры лобных и височных долей мозга. «Данный блок мозга регулирует два типа процессов активации: общие генерализованные изменения активации мозга, являющиеся основой различных функциональных состояний, и локальные избирательные активационные изменения, необходимые для осуществления высших психических функций. Первый класс процессов активации связан с длительными тоническими сдвигами в активационном режиме работы мозга с изменением уровня бодрствования, второй класс процессов активации – это преимущественно кратковременные фазические изменения в работе отдельных структур (систем) мозга». (Хомская, стр. 46).

Без выделения внутри первого, энергетического, блока двух различных аппаратов, мы могли бы нарисовать трехэлементную структуру с односторонними или двухсторонними связями - см. рисунок наверху.

И данная схема вполне соответствовала бы представлениям о рефлекторном кольце, но вряд ли давала бы нам возможность понять механизм усложнения и возвышения физиологических функций мозга до психических функций низшего и высшего порядка. Поэтому я склонен настаивать на акцентировании внимания на различии между низшим и высшим уровнями 1-го (по А.Р.Лурии) блока.

«Нижние уровни неспецифической системы (ретикулярные отделы ствола и среднего мозга) обеспечивают преимущественно первый класс процессов активации, более высоко расположенные уровни неспецифической системы (диэнцефальный, лимбический и особенно корковый) связаны преимущественно с регуляцией более кратковременных фазических,  избирательных форм процессов активации». (Хомская, стр. 47).

Итак, блок регуляции тонуса и бодрствования делится на нижнюю структуру ретикулярной системы, обеспечивающую тоническую (генерализованную) форму активации (реакции пробуждения) или ориентировочного рефлекса, и верхнюю структуру, обеспечивающую фазическую (локализованную) форму ориентировочного рефлекса. Обозначим нижнюю структуру ретикулярной системы как блок В (от английского body – тело, behavior – поведение), а верхнюю структуру – как блок С (от английского compare – сравнивать; centre – центр; предлог com – компоновать, сопоставлять, объединять, совмещать; concentrate – сосредотачивать). Блок В  является основанием для всего последующего движения и развития психики, основанием, которое в синкретической, зародышевой, форме содержит элементы и сенсорики, и моторики, и психики. Именно он непосредственно регулирует взаимодействие между организмом и внешней средой, выражаемое в обмене веществом и энергией (дыхательные и пищеварительные процессы, сахарный и белковый обмен, процессы внутренней секреции и т.д.). Эти телесные (соматические) процессы будем называть соматикой, а взаимодействие между организмом и средой – поведением, т.к. как бы от этого оно качественно ни менялось, оно остается самим собой, и все высшие психические функции находят свое выражение в низших, физиологических процессах. Блок С синтезирует в себе противоположности S и М, являя собой некое опосредствующее звено, регулирующее отношения между сенсорикой и моторикой. Здесь начинается собственно психика. Другими словами, соотношение между блоками мозга вполне соответствуют диалектической формуле:

основание ---------  тезис --------------- антитезис --------------- синтез
соматика  -------- сенсорика ------------ моторика  -------------- психика
      В ------------------- S  -------------------- M ------------------------- C

Психика – это не что-то оторванное от соматики (или регуляции процессов активации на уровне соматики), это другой уровень ее (С = В'). В этом смысле В и С равнозначны: cello (лат.) – клетка, целостность, тело. Отличны они тем, что блок В участвует в обеспечении внешней деятельности и сохранении внешней целостности, а блок С – в развитии внутренней деятельности и обеспечении внутренней целостности. Соответственно, психика в своем дальнейшем диалектическом движении дает новую сенсорику (S'), новую моторику (М'), и новый уровень самой психики (C'): 
C  ---  S'  --- M'  --- C'.
 
Так происходит наращивание этажей психической деятельности.

Различия между триадической, трехблоковой, и тетрадической, четырехблоковой, схемами можно проиллюстрировать следующими рисунками:

[Эти рисунки вы сможете увидеть в следующем фрагменте
Введения в Психоархитектонику - 2.2]


Рецензии