Глушенков Никифор Эммануилович
В РККА с 15 августа 1921 года.
Окончил 88-е Гомельские пехотные командные курсы в 1922 году.
Окончил Киевскую военную пехотную школу имени Рабочих Красного Замоскворечья в 1927 году.
Окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС РККА в 1928 году.
Окончил 3-ю Оренбургскую военную школу летчиков и летчиков-наблюдателей имени К. Е. Ворошилова в 1929 году.
Окончил 8-ю Одесскую военную школу пилотов в 1936 году.
Присвоено звание капитана.
Служил в должности инструктора по технике пилотирования 107-й истребительной авиационной эскадрильи 83-й истребительной авиационной бригады Белорусского военного округа.
Участвовал в национально-освободительной войне в Испании с 26 марта по 23 августа 1938 года в качестве командира 2-й эскадрильи, командира группы истребителей И-16.
Всего в Испании произвел около 90 боевых вылетов, участвовал в 14 воздушных боях, сбил лично 5 и в паре 5 самолетов.
После возвращения из Испании продолжал служить в Военно-воздушных силах.
В 1940 году ему было присвоено воинское звание «комбриг».
4 июня 1940 год ему было присвоено воинское звание «генерал-майор авиации».
В этом же году был назначен командующим ВВС Закавказского военного округа (в августе 1941 года был преобразован в Закавказский фронт).
Участвовал в Великой Отечественной войне с 1941 года.
Продолжал командовать авиацией Закавказского фронта. С 8 ноября 1941 года по 5 февраля 1942 года (с 30 декабря 1941 года по 28 января 1942 года) командовал ВВС Крымского фронта.
Участвовал в боевых вылетах, в одном из боев лично сбил 1 истребитель Ме-109.
«…Командующему ВВС Закавказского фронта генерал-лейтенанту авиации Никифору Глушенкову как-то доложили о том, что над аэродромом под Туапсе немецкий летчик сбросил вымпел с запиской. Из её текста, написанного по-русски, стало ясно, немец вызывает любого нашего пилота сразиться один на один в воздушной схватке. Указывалось в ней время и место встречи - утро следующего дня над Туапсе.
- Наверняка провокация, - сделал вывод начальник штаба ВВС фронта генерал-майор С. Лаврик. - Уверен, как только наш истребитель появится в назначенном районе, на него сразу накинется десяток «мессеров»…
Командующий на минуту задумался и, как бы рассуждая, произнес:
- На такой случай мы тоже можем держать наготове свои истребители. А вот отказаться от поединка - значит дать немецкой пропаганде лишний повод для злословия.
- И то верно, - согласился начальник штаба. - Но кто полетит?
- Думаю, желающих сразиться с врагом будет предостаточно. Один кандидат уже есть. Вы, Семен Андреевич, надеюсь, не забыли, что в 1936 году я окончил школу высшего пилотажа.
- Вы хотите лететь сами?! Но это невозможно, - возразил Лаврик. - Как командующий, Вы не имеете право рисковать собой. И потом, вдруг - поражение?
- А вот на это я действительно не имею права, - сказал в ответ Никифор Эммануилович. - Немцы уверены в том, что мы не примем брошенный вызов. Их летчик наверняка будет преспокойно кувыркаться в небе, как бы демонстрируя своё превосходство вот, мол, я здесь, как и обещал, а где же ваш ас?
- Прикажите готовить самолет, товарищ командующий?
- Готовьте…
«Мессер» появился в небе над Туапсе точно в назначенное время. Не заставил себя долго ждать и его противник. Стремительная атака Глушенкова со стороны солнца явилась для немца полной неожиданностью: он не успел произвести в ответ ни одного выстрела. Ме-109 задымил. Пытаясь уйти от преследования и одновременно сбить пламя, немецкий пилот отчаянно бросал машину то вверх, то вниз, выделывая каскад фигур высшего пилотажа. Но наш истребитель всё это время «сидел» у него на хвосте. В конце-концов немец, осознав бесперспективность своих попыток, выбросился из горящего самолета с парашютом.
Пленного летчика, на мундире которого красовался Железный крест, доставили в землянку командующего, куда вскоре прибыл и сам Глушенков. Немецкий ас вытянулся в струнку и через переводчика спросил:
- Господин генерал, я хотел бы увидеть летчика, сбившего мой самолет.
- Он перед вами, - произнес переводчик.
- Как?! Генерал?! Но откуда такая тактика ведения воздушного боя? Я не смог сбросить вас с хвоста, как не старался!
- Испания, - коротко ответил командующий…»
(Из газеты «Советская Кубань», март 1943 года)
11 мая 1944 год ему было присвоено воинское звание «генерал-лейтенант авиации».
После окончания войны продолжал служить в авиации на командных должностях, в том числе с 1946 по 1952 год был командующим ВВС Сибирского военного округа.
Вышел в отставку в звании генерал-лейтенанта авиации.
С марта 1954 года по 1958 год работал начальником военной кафедры Ленинградского гидрометеорологического института (ныне - Российский государственный гидрометеорологический университет).
Проживал в городе Санкт-Петербург (Россия).
Умер 20 декабря 1959 года (5 января 1960 года). Похоронен на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге.
Список известных воздушных побед Н. Э. Глушенкова:
26.03.-23.08.1938 1 Фиат-32 лично
26.03.-23.08.1938 1 Фиат-32 лично
26.03.-23.08.1938 1 Фиат-32 лично
26.03.-23.08.1938 1 Фиат-32 лично
26.03.-23.08.1938 1 Фиат-32 лично
14.06.1938 1/2 Хе-111 р-н Леванта в паре с другим летчиком
26.03.-23.08.1938 1/2 Хе-111 в паре с другим летчиком
26.03.-23.08.1938 1/2 Фиат-32 в паре с другим летчиком
26.03.-23.08.1938 1/2 Фиат-32 в паре с другим летчиком
26.03.-23.08.1938 1/2 Ме-109 в паре с другим летчиком
00.03.1943 1 Ме-109 р-н Туапсе лично
Награжден двумя орденами Ленина (22.02.1939, 05.11.1946), тремя орденами Красного Знамени (08.02.1943, 03.11.1944, 19.11.1951), орденом «Знак Почета» (16.08.1936), медалями «За боевые заслуги» (03.11.1944), «За оборону Кавказа», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и другими.
Свидетельство о публикации №215010901892
Хотел отметить другое: на момент руководства военной кафедрой вуз назывался "Ленинградский гидрометеорологический институт",- попробовали они что-либо "российским государственным" в 50-х годах назвать...(статья 58 в полный рост)
С ув. Павел
Павел Селезнев 16.09.2018 19:51 Заявить о нарушении