Оскар Уайльд. Мальчик-Звезда

                Перевод с английского Сергея Режского


            Однажды двое бедных Лесорубов возвращались домой, с трудом протискиваясь  через густой сосновый бор. Была зима, и ночь выдалась очень морозной. Земля и деревья были покрыты толстым снежным покровом. Маленькие обледеневшие веточки обламывались от каждого движения Лесорубов. Когда же они подошли к Горному Водопаду, то увидели, что тот неподвижно застыл в воздухе, — его сковал поцелуй  Ледяной Королевы.
            Было так холодно, что даже звери и птицы не знали, что им делать.
            — Уф-ф! — ворчал Волк, прыгая между кустами с поджатым хвостом. — Какая зверская холодища. И куда только смотрит Правительство?
            — Кви! Кви! Кви! — прощебетали зеленые Коноплянки. — Старушка-Земля умерла, и ее обернули белым саваном.
            — У Земли скоро свадьба, и это ее подвенечный наряд, — перешептывались между собой Горлинки. Их маленькие розовые ножки давно окоченели от холода, но они полагали, что романтический взгляд на вещи — основа всего.
            — Глупости! — проворчал Волк. — Повторяю еще раз, во всем виновато Правительство, а если вы мне не верите, я вас съем. — У Волка был практический ум, а на каждый случай имелись веские аргументы.
            — Что касается меня, — заметил Дятел, который был прирожденным философом, — то я не сторонник атомной теории развития. Если вещь такова, значит такова она и есть, а сейчас ужа-асно холодно.
            Холод и в самом деле был ужасный.  Маленькие Белочки, жившие в дупле высокой ели, без остановки тёрли друг другу носы, чтобы хоть малость согреться, а Кролики в своих норках сжались в комочек и боялись выглянуть наружу. И только большие рогатые Совы — единственные, кто были довольны. Перья их так обледенели, что стали совсем твёрдыми, но это нисколько не тревожило Сов; они закатывали свои огромные жёлтые глаза и перекликались друг с другом через весь лес:
            — У-ух! У-ух! У-ух! У-ух! Ну до чего же восхитительная погода!
            А двое Лесорубов продолжали идти, яростно дуя на замёрзшие пальцы и стуча подкованными железом сапогами по обледеневшему снегу. Один раз они провалились в глубокий овраг и вылезли оттуда белые, как мукомолы, когда те стоят у каменных жерновов; а в другой раз поскользнулись на твёрдом гладком льду замёрзшего болота, и весь собранный хворост рассыпался; пришлось собирать его и заново увязывать; а ещё раз им почудилось, что они сбились с дороги, и ужас охватил их, ибо знали они, что Снежный Царь беспощаден к тем, кто задремлет в его объятиях. Но они верили в доброту Святого Мартина, который помогает всем путешественникам, и вернулись немного обратно по своим следам, а дальше шли с большим вниманием и, наконец, они добрались до окраины леса  и увидели далеко внизу, в долине, огни своей родной деревни.
             Они очень обрадовались своему освобождению и громко рассмеялись, и долина показалась им серебряным цветком, а Луна над ней — цветком золотым.
             Но, отсмеявшись, они стали печальными, потому что вспомнили свою бедность, и один из них сказал другому:
             — И с чего это мы развеселились?  Жизнь хороша лишь для богатых, а не для таких, как мы с тобой. Было бы лучше, если бы мы умерли от холода в лесу или стали бы добычей диких зверей.
            — Верно, — ответил его спутник, — одним дано очень много, другим — почти ничего. Несправедливость правит миром, и таким как мы есть отчего печалится.
             Но пока они сетовали на свою горькую долю, случилось нечто неожиданное. С неба упала прекрасная и необычайно яркая звезда. Она пронеслась по небу между других звезд, и пока Лесорубы с интересом наблюдали за ней, она упала, как им показалось, за старыми ивами рядом с небольшой овчарней, недалеко от того места, где они стояли.
             — Вот-так-так! Да это же упал золотой горшок! — закричали оба и бросились бежать — так им захотелось золота. 
             Но один из них бежал быстрее другого, перегнал своего товарища, пробрался между ветлами… и что же он увидел? На белом снегу и вправду лежало что-то, сверкающее, как золото. Лесоруб подбежал, наклонился, поднял этот предмет с земли и увидел, что он держит в руках плащ из золотой ткани, причудливо расшитый звёздами и ниспадающий пышными складками. И он крикнул своему товарищу, что нашёл сокровище, упавшее с неба, и тот поспешил к нему, и они опустились на снег и расправили складки плаща, чтобы достать оттуда золото и разделить его между собой. Но увы! В складках плаща они не обнаружили ни золота, ни серебра, ни других сокровищ, а увидели только спящее дитя.
             Один из них произнес:
             — Лопнули наши надежды, нет нам с тобой удачи! Ну скажи, какая польза от ребенка? Давай оставим его здесь, и пойдем своим путем, мы люди бедные и не можем хлеб собственных детей отдавать кому-то другому. 
             Но второй Лесоруб ответил:
            —  Нет, это большое зло  — оставить дитя замерзать здесь, на снегу. И хотя я беден, как и ты, и ртов у меня хватает, и в горшках не густо, но все-таки я отнесу его домой, и моя жена позаботится о нем.
             Он осторожно поднял ребенка, завернул в плащ, чтобы защитить от лютого холода, и стал спускаться по склону к деревне, а товарищ его удивился такой глупости и мягкосердечию. 
             Когда же они пришли в деревню, товарищ его сказал:
             — Ты взял себе ребенка, а мне отдай плащ, должны же мы разделить находку.
             Но тот ответил ему:
             — Нет, этот плащ ни мой и ни твой, он принадлежит только ребенку, —  и, пожелав ему всего хорошего, пошел к своему дому и постучался.
             Когда жена отворила дверь и увидела, что муж вернулся целым и невредимым, она обняла его за шею и поцеловала, и сняла с его спины вязанку хвороста, и отряхнула ему снег с сапог, и позвала в дом.
             Но Лесоруб сказал ей:
            — Я нашел кое-что в лесу, и принес тебе, чтобы ты позаботилась о нем, — и он не переступил  порога.
         — Что же это? — воскликнула жена. — Покажи скорее, дома у нас пусто, и мы нуждаемся во многом. — И тогда  он распахнул плащ и показал ей спящее дитя.
          — Увы, добряк ты мой! — пробормотала она.  — У нас, видно, нет своих собственных детей, что ты еще несешь к домашнему очагу подкидыша? И вдруг он принесет нам несчастье? А как за ним ухаживать? — И она очень разгневалась на мужа.
         — Но послушай, это же Мальчик-Звезда, — отвечал муж и рассказал жене всю историю о своей удивительной находке.
        Но она не успокоилась, и начала насмехаться над ним и бранить его и закричала:
             — Нашим детям не хватает хлеба, а мы станем кормить чужого ребёнка? А кто позаботится о нас? Кто нам даст поесть?
             — Но ведь Господь заботится даже о воробьях и даёт им пропитание, — отвечал муж.
             — А мало воробьев погибает от голода зимой? — спросила жена. — И разве сейчас не зима?
             На это муж ничего не ответил ей, но и не переступил порога.
                И тут злой ветер прилетел из леса, ворвался в распахнутую дверь, и жена вздрогнула, поежилась и сказала мужу:
             — Почему ты не затворишь дверь? Смотри, какой студёный ветер, я совсем замёрзла.
             — В доме, где живут люди с каменными сердцами, всегда будет стужа, — сказал он.
             И женщина ничего не ответила, только ближе придвинулась к огню.
               Через какое-то время она обернулась и посмотрела на мужа, и глаза ее были полны слез. Тогда он быстро вошел в дом и положил ребенка ей на руки, и она поцеловала дитя и опустила его в кроватку к младшему из своих собственных детей. А на другое утро Лесоруб взял необычный плащ из золота и положил его в большой сундук, а жена сняла с шеи ребенка цепочку из янтаря и спрятала в сундук тоже.
            Так вот  и стал  Мальчик-Звезда  расти вместе с детьми Лесоруба, и ел с ними за одним столом, и играл с ними в одни игры. И с каждым годом он становился все красивее, и жители деревни удивлялись этому, ибо они все были смуглые и черноволосые, а его лицо было белым и нежным, будто выточенное из слоновой кости, и кудри его  были похожи на лепестки нарцисса. Губы его походили на лепестки алой розы, а глаза — на фиалки, отраженные в чистой воде ручья. И тело его было стройным, будто цветок в густой траве, куда не ступала еще нога косца.
               Но красота его обернулась для него злом, ибо вырос он  эгоистичным, гордым и жестоким. Детей дровосека и других деревенских детей он презирал, говоря, что они были низкого происхождения, в то время как он был благородным, рожденным Звездой. И он сделал себя хозяином над ними, а их называл своими слугами. Он был безжалостным к беднякам или к слепым,  к  калекам  и  страдальцам, бросал в них камнями и прогонял их из деревни на проезжую дорогу, крича, чтоб шли побираться в другое место, так что никто не осмеливался  просить  милостыню в этой деревне во второй раз. Он был словно зачарован своей красотой  и издевался над больными и уродливыми, и превращал их в посмешище. Себя же он очень любил, и летом в безветренную погоду лежал у пруда в саду священника и глядел на свое чудесное отражение, и смеялся от удовольствия, любуясь своим лицом.
             Лесоруб и его жена упрекали его:
            — Мы ведь не поступали с тобой так, как ты поступаешь с теми, кто обездолен и беспомощен и которым некому помочь в этой жизни. Почему же ты так жесток ко всем, кто нуждается в жалости?
           И старик-священник посылал за ним, и стремился научить его любви ко всему живому, говоря ему:
              — И мотылек твой брат, не делай ему зла. И птицы, что летают в лесу, свободные создания. Не убивай их ради своего удовольствия. Бог создал слепыми и червя и крота, и каждому определил свое место. Кто ты такой, чтобы нести боль в божий мир? Даже скот, пасущийся в лугах, прославляет имя Бога.
          Но Мальчик-Звезда не хотел никого слушать, он хмурился и презрительно усмехался, и возвращался к своим товарищам, и властвовал над ними. И его приятели слушались его, потому что он был прекрасен, быстроног, умел плясать и играть на свирели. И куда бы Мальчик-Звезда ни повел их, они шли за ним, и все, что Мальчик-Звезда велел им делать, они делали. И когда он пронзил острой тростинкой слепые глаза крота, они смеялись, а когда он бросал камнями в прокаженного, они смеялись тоже. Во всем он подчинил их себе, и они стали такими же жестокосердными, как и он.

                ***

              Вот как-то раз проходила по деревне одна нищенка. Одежда ее была в лохмотьях, ноги были разбиты камнями на дороге и кровоточили, одним словом она пребывала в очень бедственном положении. Падая от усталости, она присела под каштаном перевести дух.
             Но тут ее увидал Мальчик-Звезда и сказал своим товарищам:
             — Посмотрите-ка! Вон сидит грязная нищенка под прекрасным зеленолистным деревом. Пойдем прогоним ее, потому что она уродлива и отвратительна.
         И он подошел и стал бросать в нее камни, и насмехаться над ней. А она смотрела на него с ужасом в глазах и при этом не отводила от него  взгляда. Но тут Лесоруб, который строгал жерди и уже порядком утомился, увидел, что Мальчик-Звезда делает, он подбежал и с упреком сказал ему:
            — И вправду ты жестокосердный и милосердие тебе неведомо. Какое зло причинила тебе эта бедная женщина, что ты гонишь ее отсюда?
            В ответ на это Мальчик-Звезда покраснел от гнева, топнул ногой и сказал:
            — Да кто ты такой, чтобы спрашивать меня, что я делаю? Я не твой сын, чтобы слушаться тебя.
            — Верно, — ответил Дровосек, — но я ведь тебя пожалел, когда нашел в лесу.
           И когда нищенка услышала эти слова, она громко вскрикнула и упала без чувств. Лесоруб отнес ее к себе в дом, и жена его  принялась заботиться о ней, и когда женщина очнулась от обморока, они поставили перед ней еду и питье, и сказали, что рады предоставить ей кров.
       Но женщина отказалась есть и пить и сказала Лесорубу:
       — Скажи, это правда, что ты нашел ребенка в лесу? И с того дня прошло десять лет, не так ли?
       И Лесоруб ответил:
       — Да, это было в лесу, я нашел его, и с того дня прошло десять лет.
      — А не нашел ли ты еще чего-нибудь? — вскричала она. — Не было ли на его шее янтарного ожерелья? И не был ли он закутан в золотой плащ, расшитый звездами?
     — Все было так, как ты говоришь, — ответил Лесоруб. И он вынул плащ и янтарное ожерелье из сундука, где они лежали, и показал их ей.
     И когда женщина увидела вещи, она заплакала от радости, и сказала:
      — Он мой маленький сын, которого я потеряла в лесу. Прошу тебя послать за ним сейчас же, ведь в поисках его я обошла весь мир.
     Лесоруб и его жена вышли из дома, позвала Мальчика-Звезду и сказали ему:
 — Войди в дом, там ты найдешь свою мать, которая ожидает тебя.
  Исполненный удивления и большой радости, он вбежал в дом. Но когда он увидел ту, что ждала его там, он презрительно рассмеялся и сказал:
  — Ну, и где же моя мать? Я не вижу здесь никого, кроме этой мерзкой нищенки.
   И женщина ответила ему:
    — Я — твоя мать.
    — Ты безумна, если говоришь такое, — с яростью закричал Мальчик-Звезда. — Я не твой сын, ты нищая, уродливая оборванка. Убирайся отсюда, чтобы я не видел твоего мерзкого лица.
         — Но ты в самом деле мой сынок, которого я родила в лесу, — закричала женщина, упала перед ним на колени и простерла к нему руки. — Тебя украли разбойники и оставили погибать в лесу, — плакала она, — но я сразу узнала тебя, как только увидела, и узнала вещи — золотой плащ и янтарное ожерелье. Прошу тебя, пойдем со мной, я обошла весь свет, разыскивая тебя. Пойдем со мной, мой сын, потому что мне очень нужна твоя любовь.
     Но Мальчик-Звезда даже не двинулся, он затворил свое сердце, и горькие стенания женщины не могли проникнуть в него.
     Наконец он заговорил, и голос его звучал резко и презрительно.
     — Если бы ты и вправду была моей матерью, — сказал он, — было бы лучше не приходить сюда и позорить меня, ведь я думал, что я сын Звезды, а не какой-то там нищенки, как ты говоришь. Уходи отсюда и не попадайся мне больше на глаза.
     — Увы, сын мой! — вскричала женщина. — Не поцелуешь ли ты меня, прежде чем я уйду? Я вынесла много страданий, чтобы найти тебя.
     — Нет, — сказал Мальчик-Звезда, — ты выглядишь омерзительно, и мне легче поцеловать гадюку или жабу, чем тебя.
    Тогда женщина встала и, горько рыдая, скрылась в лесу, а Мальчик-Звезда, увидев, что она ушла, очень обрадовался и побежал играть со своими товарищами.
     Но когда он приблизился к ним, они засмеялись и сказали:
     — Ты мерзок, как жаба, и отвратителен, как гадюка. Убирайся прочь, мы не хотим , чтобы ты играл с нами. —  И они прогнали его из сада.
      Тогда  Мальчик-Звезда нахмурился и сказал себе:
       —  Что такое они говорят мне? Я пойду к колодцу и посмотрюсь в него, и он скажет мне, что я красив.
      И он пошел к колодцу и заглянул в него, и что же он увидел! Лицо у него стало жабьим, а тело как  у гадюки. И он бросился на траву и заплакал и сказал себе:
      — Конечно, это наказание за  мои грехи. Ибо я отрекся от моей матери и прогнал ее, я возгордился перед ней и был жесток с нею. Поэтому я должен отправиться искать ее по всему миру, и не буду знать отдыха, пока не найду ее.



                (Продолжение следует)


Рецензии