C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Моим внукам и правнукам...

Дорогие Мои  Внуки и Правнуки, будьте счастливы!

  «Воздал мне Господь по правде моей,
  По чистоте рук моих вознаградил меня».
                Псалом 17 (21)

На склоне своих лет, подводя итоги прожитых лет как человека, мужчины, отца и деда, хочу некоторые моменты своей жизни представить Вам, как исторические вехи нашей семьи, которую я создавал, мы создавали. Они – вехи , конечно, небыли   очень значимы для человечества, но для нашей семьи они  являются  частью конструкции нашей семейной истории, которую нам судьба позволила строить и надеюсь, Вы мои дорогие родственники , будете достойно продолжать строительство  нашего семейного «клана».
   И так….
   Появление мое на этот Свет  23-го июня 1943 года, было обозначено в свидетельстве о рождении, выданным 29-го июня 1943 г. в г.Ершове, Саратовской области. В этом документе указаны мои родители: отец - Игнатенко Константин Григорьевич и мать –Пивак Мария Леонтьевна.
   Стыдно..У меня не хватило мужества «расчистить» свой фундамент – восстановить исторические сведения происхождения моих родителей.
    Мама – Пивак Мария Леонтьевна, родилась 10 декабря  1907 г. в деревне Черняховка, Яготинского района, на Украине. В 2009 году я с семейством: жена, дочь, зять и внучка, посетили эту деревню. В памяти у меня отпечатались не очень четкие кадры 1945-1946 и 1953 годов пребывания в этой деревне, но странно, я узнал, точнее ощутил,  свою причастность – присутствия в этих местах.
  Из скромной  маманиной фотохроники у меня имеются  несколько фотографий юной симпатичной девушки и  серьезной   партийной дамы на достойном отдыхе в санатории, датированной 1937 г.

               
 Периодом своей довоенной жизни мама не делилась, были моменты, когда она упоминала, что работала заведующей районной библиотекой  в г. Яготине и  периодически вела просветительскую работу в массах. О своей личной жизни, учебе и становлении ни разу не упоминала. Странно.. Трудовая книжка, оформленная в 50-х годах, начиналась с военного периода. На момент, когда я начал осознавать реальную действительность, мы с маманей находились в городе Марганце, в  маленьком горняцком городке, где добывают марганцевую руду. Это был 1949 год.
               
Устроилась Она техничкой в горкоме партии, что ее ,вероятно устраивало, особенно после момента, когда Она в 1953 году забрала из деревни Отца- моего деда, с нарушенным здоровьем, психикой и сознанием. Режим работы в этом учреждении с 6-00 до 10-00 и с 18-00 до 22-00 ч. ее очень устраивал,  она умудрялась при этом выполнять там такие житейские работы как стирка и сушка белья на отопительных батареях горкома партии .Проработала в этом учреждении до пенсии, уйдя с партийными почестями в 1962 году. Наш быт, в этом городке, был очень скромный. До 1957 года мы: я, дед и маманя жили в маленькой комнате двухкомнатной квартиры двухэтажного дома без каких-либо коммунальных удобств. В 1958 году маманя умудрилась разменять эту комнату на две комнаты (кухня и большая комната) в двухквартирном доме с земельным участком, летней кухней и сараем. Здесь прошла моя юность и формирование на позитив. Мама прожила в нем до 1970 года, сменив это жилье на однокомнатную благоустроенную хрущевскую квартиру, где умерла от инсульта в апреле 1975 года.

 Похоронил маму я на старом марганчанском кладбище, рядом с Дедом, ее отцом, который умер в апреле 1955 году. Мама – за период нашей совместной жизни, как человек, женщина, мать ни чем себя не скомпрометировала. Это была сильная женщина, которая без роптаний и стонов «тянула» нас с дедом, очень тонко воспитывала во мне чувства достоинства, подкрепляя это своим примером бытия.

 Мне казалось, что личного у нее не было ни когда , был единственный я и всю себя она отдала мне. И  только, через 35 лет, после ее смерти , по единственной фотографии , из ее архива, человека в военной форме, датированной 1942 годом, после розыска, я узнал о своем отце, который не погиб во время войны, а здравствовал до 1964 года в г.Первомайске, Николаевской области. И мама это знала. Вероятно, ее характер и убеждения были настолько сильны, что не позволили ей рассказать мне истину о моем происхождении  и о взаимоотношениях с моим отцом. Мама, мама – я горжусь Тобой. Прости за обиды!

   Отец мой, Игнатенко Константин Григорьевич,  которого я не знаю, родился в 1903 году в городе Золотоноша (Украина) в семье директора гимназии. Информации о его детстве, учебе и дальнейшем продвижении по временной лестнице не имею.
   После четырехлетнего поиска , в архивах ЦАМО, я нашел хозяина первой фотографии. Игнатенко Константин Григорьевич зам.начфина воинской летной части ,после окончания Великой Отечественной войны был уволен и отбыл по месту призыва в Ольшанск (Украина), где у него была семья и дети: сын и три дочери. На данный момент, в живых осталась самая младшая дочь Мария Константиновна, которая для идентификации, разыскиваемого мною хозяина первой фотографии, выслала фото из их семейного архива.
               
Сомнений не было. Более того, мы с ней удивительно похожи, что подтверждает представленная фотография. В мае 2012 года, я с сыном и внуком посетили г.Первомайск, где обрели  постоянную прописку мой отец и его дети- мои сводные брат и сестры. Остановились мы у Марии Константиновны и от нее совершали вояж к родственникам. Хочу отметить , что Все семейство Игнатенко имеет скромный характер, труженики и главное – чутко поддерживают родственные отношения между собой. Эти характерные особенности, особенно важны при оценке наших  семейных генетических качеств.
   Мой дед, мамин отец и мама прожили по 68 лет и умерли в апреле месяце от инсульта, отец прожил 64 года и умер  в мае месяце от инфекции – качества работы стоматолога. Какие бы небыли причины их смерти, но они, вероятно, свидетельствуют о жизненном ресурсе моих родственников. А мне судьба подарила  уже 69.
 Теперь, о себе……
  Появление меня на этом Свете, несмотря на тяжелые времена ,вероятно было очень желаемым для  33-х летней женщины – моей мамы.. В 1945 году, я с мамой оказался в ее
родном селе Черняховке ,а в 1945-1948 в г.Коростень (Украина). В памяти до сих пор хранятся  отдельные «интерьеры» и моменты  этого промежутка моей жизни.
  Осознанная запись в моем системном блоке началась с периода, когда я пошел в школу. Это было в городе Марганце ,Днепропетровской области (Украина), в 1950 году. В этот город мы с мамой приехали в 1949 году. Он стал мне родным. Здесь я пошел в школу, приобрел друзей, окончил горный техникум, начал свою трудовую деятельность на шахте №5, встретил вторую половинку нашего семейного храма Валюшку- жену, вдохновителя, семейного генерала, маму моих детишек (дочери и сына).Судьба мне подарила случай, встретить на шахте сотрудников Научно-исследовательского Горнорудного института, которые пригласили меня на работу в их опорный пункт. Эти люди вдохновляли меня на творчество и учебу. Я поступил на вечернее отделение Криворожского горного института, завершив два курса перевелся на дневное отделение МИФИ в Обнинске, с которым связал всю свою сознательную жизнь.

  Школа…? Это особый временной этап жизни. До четвертого класса я не очень воспринимал действительность, поэтому плохо помню этот период. В четвертом классе я начал осознавать себя как личность, к которой, как мне казалось, относились предвзято . И это, естественно,  не способствовало  моему развитию и успешной учебе.

  Вероятно, я счастливый человек. В пятый класс к нам пришли настоящие педагоги по математике и физике, которые «перекосили» меня на эти предметы.

 С учителем физики – моим Леонидом Михайловичем Блохом я поддерживал  контакт до последних его дней. Он, по случаю болезни, был у меня в Обнинске. К стати,  он вел физику и у моей Валюшки. По его совету , после восьмого класса, я поступил в горный техникум на горную электромеханику. Техникум я закончил в 1962 году. Об этом периоде у меня самые приятные воспоминания. Здесь по мимо  специальных знаний мне привили практику работать не только головой, языком но и руками, дружить и работать в коллективе. Появились друзья, которых я помню.

Незабываемые студенческие годы, которые пролетели с сентября 1964 по февраль 1969 г. в городе Обнинске, в котором обосновался на всю сознательную и творческую жизнь. Это был филиал МИФИ, созданный учеными, классиками ядерной энергетики, которые трудились в Физико-энергетическом институте над первой в мире атомной станцией, над проблемами управления ядерными реакциями, над проблемами тепло-массопереноса в ядерных реакторах, преобразованиях ядерной энергии в электрическую. К последней тематике я имел отношение, выполняя дипломную работу по термоэмиссионным преобразователям.
  Учебу в филиале я начал со второго курса. Давалась она мне трудно. Тех знаний , которые я получил в Марганце было недостаточно. В группе, в которой я состоял, половина была медалистов и лауреатов по физико-математическим олимпиадам. Второй и третий курсы высиживал.   Помимо упрямства освоить, овладеть и сдать хорошо экзамен, была и материальная проблема- получать стипендию для проживания. Дополнительных материальных источников для существования у меня не было. Четвертый, пятый и шестой курсы я оканчивал с повышенной стипендией. Студенческое чувство локтя начало проявляться  с первых дней учебы. Я уже отмечал, что я счастливый. В институте , на курсе формировалось братство не на период учебы , а на всю оставшуюся жизнь.
   
   Дорогие мои внуки и правнуки, сие писание не есть родительский отчет, оправдание или автобиблиографическое эссе . Это письменное желание дотянуться до Вас, не с нравоучениями, а с моментами, жизненными этапами, достижениями, промахами, которые имели место у меня, близких  . Короче – чтобы Вы  не наступали  на одни и те же  грабли.
    
 На старших курсах мифического филиала было интересно не только на лекциях, но и вне занятий. Регулярно проводили вечеринки-семинары, организовывали клубы. Я на пятом курсе возглавлял студенческий клуб «Робник», на котором проводили удивительные встречи с видными учеными города. Хочу отметить очень значимое заседание «Робника» с великим Российским генетиком  Николаем Владимировичем Тимофеевым-Ресовским. На «Робнике» регулярно шутили физики, авторы знаменитого издания «Физики шутят» Ю. Конобеев ,В.Павлинчук , Н. Роботнов, В.Турчин. Мое активное участие в студенческой жизни в период учебы, закончилось предложением остаться на кафедре теплофизики  ассистентом с одновременным исполнением обязанностей секретаря комсомольской организации института и внештатным секретарем городского комитета комсомола. Это были 1970-1971 годы. За эти годы я умудрился получить в Обкоме комсомола, строгий выговор за самовольное решение отправить студотряд в Читинскую область, на Всесоюзном Съезде комсомола ВУЗов СССР представить обнинский МИФИческий филиал, и отработать комиссаром в стройотряде, в городе Ленске на реке Лена. Амбиций партийного работника у меня не было, а за время учебы меня постоянно вдохновляли на творчество технаря-физика, поэтому дотянув комсомольскую работу до этапа переизбрания я перешел в разряд беспартийных на всю свою жизнь.

На  пятом  курсе 1967 году я сделал предложение Валюшке (Валентине Ивановне Стародуб), которая на тот период училась в Новосибирском инженерно-строительном институте. В январе 1968 году мы создали семью, а в марте 1969 году у нас родилась дочь Леночка. Год мы прожили в студенческом общежитии, а затем  получили однокомнатную квартиру.

В марте 1972 г. я ушел из МИФИческого филиала в ВИАМовский филиал в сектор теплофизики. Позже филиалы ВИАМ и НИИС были объединены и преобразованы в научно-производственное объединение  НПО «Технология», в котором я сформировался как научный сотрудник, руководитель подразделения-сектора. Параллельно я закончил аспирантуру ВИАМ, защитил диссертацию кандидата технических наук.
В сентябре 1972 г. Валюшка после окончания строительного факультета МАДИ (после второго курса она перевелась в МАДИ-московский автодорожный институт) пришла инженером в филиал ВИАМ, в ту же лабораторию , где  работал я.
  Коллектив лаборатории был молодой, все начинали формировать свои авторитеты, как специалисты и руководители, параллельно создавали семьи и воспитывали детей. Молодость подогревала амбиции ,азарт и авантюризм на решение государственных проблем в авиакосмических направлениях при создании антенных обтекателей, изделий из полимерных композиций и знаменитой тепловой защиты ТЗМК для отечественного космического челнока «Буран». В коллективе были разные люди по характеру, культуре, образованию. Были ссоры, конфликты, но сейчас за давностью лет они осмыслены и обидчики прощены , а за собственные промахи, которые принесли неприятности коллегам, каюсь. Проработал я в этом коллективе с марта 1972 год по 1994 год, где в 1993 году сменил сектор теплофизики композиционных материалов на технологический сектор ситалла.  Государственные награды меня обошли, кроме грамот, начиная от профкома ,администрации, области и министерства авиационной промышленности, других значимых поощрений не имел. Правда, от министерства авиационной промышленности, была предоставлена возможность приобрести легковой автомобиль вне очереди. Что было реализовано в декабре 1985 году, бабуля спонсировала приобретение ВАЗ 2105. Это очень значимое событие в нашем семействе.


         


Рецензии
Интересно, Георгий, в нашем институте НИТИ как раз разрабатывали пробор для определения точных размеров зазоров между теплоизоляционными плитками БУРАНА. Так, кажется, звучала тема работы, но я ней не принимал участие. Теперь от НИТИ осталось всего несколько сот человек, а было более 3 000. Мне пришлось уйти на пенсию в 2008 году уже с частной формы, которая занималась проектированием и изготовлением нестандартного оборудования для автоматического обслуживания рельсового пути. Уже будучи там, занялся литературой, сначала мемуарами, потом кинообзорами и рецензиями, занимался составлением генеалогического древа нашего рода.Мне понравились прочтенные Ваши произведения, много узнал и о Вас, такой жизнью можно гордится.
С ув. Александр

Федоров Александр Георгиевич   22.10.2018 13:33     Заявить о нарушении