Сергунин сон
- В чем теперь в школу ходить? - озабоченно спросил он у матери.
- Не знаю, что и придумать, - ответила она. - Ведь вот и инструмент сапожный есть, и заготовки тоже... Был бы отец жив...
- Мам, а давай я попробую...
- Ой, сапожник, молчи уж...
- А вот попробую!..
Сергуня, бывало, любил посидеть рядом с отцом, понаблюдать, как ловко у него сапоги получаются. Спрашивал, что да почему. Отец на ответы был не скупой, все показывал да рассказывал. Иной раз и помочь просил.
За дело принялся спозаранку, как бывало отец. Перво-наперво наделал дратвы. Дратва - это свитые в тонкий жгут льняные нити, натертые дочерна варом. Без дратвы сапоги не сошьешь. Вторым делом он нащепал шпилек из тонких и сухих березовых пластинок, которые используются вместо гвоздиков для закрепления подошвы... Затем он вымочил и на специальные формы-крюки натянул заготовки голенищ, подобрал подходящие по размеру колодки, разложил на широкой лавке инструмент: шилья, молотки, ножи, баночки со шпильками, смотанную в пучки дратву, кусочек мыла (прежде чем проколоть дырочку в коже, сапожник кончик шила втыкает в мыло, тогда кожа прокалывается легко, без заеданий), надел большой холщовый фартук, сел на сапожный складной стул и... вздохнул в волнении: получится ли?
Еще мокроватая, разглаженная на форме-крюке кожа по всей избе пустила густой терпкий запах. Запах ремесла. Сергуня сдерживает нетерпение работать быстро, не задумываясь. Уже по опыту знает - поспешишь - людей насмешишь. Он аккуратно соединил с изнанки края голенищ, проткнул первую дырку, протянул в нее дратву, в миллиметре от первой проткнул вторую дырку, продел в нее оба конца дратвы и затянул первый стежок. А потом стежок следовал за стежком, и уже вырисовывалась плотная и сносно прямая строчка. Через несколько часов Сергуня стачал, первое голенище и принялся за второе.
Целый день он не вставал со стула. Еще два дня пришивал к голенищам головки, а потом началось самое трудное - натягивание головок на колодку. Да чтобы ни одной морщинки! Тут требовались и сила и сноровка.
Так и так прикидывал. Все мыслимые способы перепробовал - не получается. До позднего вечера сидел, измучился весь. Мать подошла, посмотрела, ничего не смогла подсказать и велела ложиться спать.
Сергуня, расстроенный неудачей, долго ворочался, не мог заснуть. А когда, наконец, уснул, то ему сразу стали сниться эти проклятые головки. И тут подходит к Сергуне отец в солдатской гимнастерке, в пилотке и говорит: «Не получается, сынок?» - «Да вот, никак». - «А ты вот так сделай...» И стал отец показывать, как надо головку натянуть и подошву набить. «Понял, сынок?» - «Понял», - ответил Сергуня и проснулся. «Запомнить, запомнить надо! Утром попробую... Нет, лучше сейчас...»
Он встал, зажег керосиновую коптилку, и, восстанавливая в памяти каждое движение, каждое слово отца, взялся за дело. И вот чудо - получилось! К утру головки были натянуты на колодки, приготовлены заготовки подошвы и каблуков. И тут на Сергуню навалился такой сон, что он прямо у лавки на полу и заснул.
Мать, когда встала и увидела сына на полу, испугалась. Но потом увидела сапоги и всё поняла.
Свидетельство о публикации №215010902387