Какую статистику должны нам показать?

Какую статистику должны нам показать, чтобы убедить?
Во-первых, попасть на Колыму человек мог в основном через порты.
А в портах работали суда.
И шла погрузка рабов на суда.
Поэтому весьма интересно было бы увидеть, сколько рабов привозилось в Магадан из того же Ванино? Почему именно Ванино? А потому что через него попала на «Джурму» моя мама.
Но если кто-то решит, что это был единственный путь, поспешу его разочаровать.
Зимник от  Якутска до Магадана никто не отменял и отменять не собирался.
Был и Великий морской Северный путь.
И не только из Ванино, шли суда с невольниками и невольницами.
И не только в Магадан.
Не забудем и о роли нашей славной авиации.
Наконец был совершенно особый путь, который прошёл, в частности и я. Это путь внутриутробный.
Но путь Ванино-Магадан всё-таки самый информативный.
Есть еще одна статистика.
Дело в том, что всё чаще и всё громче звучит дикое:
«Рабы обходились государству совсем не дёшево!»
Значит есть банковская или минфиновская отчётность о том, во сколько именно они – сволочи – государству-таки обходились. Не забывая при этом и о способностях правящей элиты не забывать и о своей краюшке хлебушка и о своей малой портяночке детишкам на обувку.

Вот что поёт про «Джурму» Википедия:
"Джурма - пароход флота Дальстроя для перевозки заключенных на Колыму.
Основные характеристики
Водоизмещение 6908 рег.т
Длина 122.7 м
Высота 17.8 м
Осадка 10.54 м
Построен в Роттердаме в 1921 году для Королевской Нидерландской Пароходной компании, получил название «Brielle». В 1935 году продан СССР и переименован в «Джурму». Название происходит от эвенкийского «светлый путь».
Использовался для перевозки грузов и заключенных ГУЛАГ, главным образом, по маршруту Владивосток-Магадан. Упоминается, в частности, в мемуарах Евгении Гинзбург и генерал-полковника А. В. Горбатова.
31 января 1942 года в рамках программы ленд-лиза прибыл в американский порт Сиэтл, где был переоборудован и использовался для транспортировки военнопленных и грузов через Тихий океан. После войны использовался главным образом для грузовых перевозок. Был списан в 1968 и пущен на металлолом в 1970 году.
В 1939 когда Джурма проходила пролив Лаперузу, был совершен поджог зэками горюче смазочных материалов, они хотели чтобы Джурма зашла в ближайший порт на ремонт, а оттуда уже совершить побег.  Джурма зашла в порт Марчекан в сопровождении парохода "Дзержинский" который после пожара вышел на встречу Джурме. Все восемьсот трупов которые сгорели при пожаре скинули за борт.
В работе Мартина Боллинджера отмечено, что:
а) «Джурма» не принадлежала Советскому Союзу и не использовалась  Дальстроем  до 1935 года;
б) «Джурма» физически не могла вместить более 6500 заключенных;
в) «Джурма» не имела ледового усиления для плавания в Северном Ледовитом океане;
г) не имеется документальных свидетельств пребывания «Джурмы» в районе плавания «Челюскина»."
Конец цитаты из Википедии!
 
Есть разница между моей мамой и Мартином Боллинджером.
Заключается она в том, что моя мама на «Джурме» была!
И именно как невольница.
И написала о том воспоминания!
Даст Бог - мы маму ещё процитируем!
Любопытно, а почему никто не спешит выложить статистику перевозок рабов «Джурмой»?
Вот тогда бы многие увидели, насколько светлым был этот путь на самом деле.
Ведь этап всегда неоднократно пересчитывают.
Пересчет зэков был повседневной рутинной практикой.
«Тысячу триста сорок одного сдал, тысячу триста сорок одного принял»
И непременно – автографы!
Где эти списки?
Где они – эти данные?

В заключение приведу отрывок - сильно мною сокращённый - из книги 
Б. Савченко "Вадим Козин":

«Флот для ГУЛАГа Колымы»
"Теперь о главном. Как свидетельствуют архивные данные, на 1 января 1933 года в Севвостлаге числилось 9928 заключенных. Вольнонаемных дальстроевцев было всего 3125 человек. Через год лагерный контингент насчитывал уже 27390 человек, а число работников Дальстроя даже уменьшилось до 2989. В 1938 году в Магадане проживало больше 30 тысяч вольного населения. Спустя десятилетие, то есть к концу правления Никишова, город насчитывал около 50 тысяч человек.
    А сколько заключенных было на Колыме после начала массовых репрессий? Скажем, в 1939 году? В 1945? В 1949?.. Эти цифры пока не обнародованы.

По прикидкам моего знакомого бывшего ответственного работника магаданских правоохранительных органов, в отдельные периоды число прибывавших на Колыму по путевкам ГУЛАГа достигало полумиллиона человек ежегодно.
    Заключенные доставлялись на Колыму морским путем. Железной дороги до Магадана нет и сейчас, а об авиатранспорте для зэка не могло быть и речи это нонсенс. Так что во второй половине тридцатых и в сороковые годы нагаевская судоходная линия, соединявшая Приморье с Колымой, по интенсивности движения стала самой напряженной на Дальнем Востоке, а может, и во всем СССР.
    Сразу оговоримся, что иностранные корабли, доставлявшие грузы в Магадан, мы в расчет брать не будем. Но вот названия отечественных пароходов, привозивших до войны более или менее регулярно не только оборудование и продовольствие, но и рабочую силу: "Днепрострой", "Волховстрой",  "Сясьстрой", "Свирьстрой", "Каширстрой", "Центробалт", "Орел", "Свердловск", "Уэлен", "Сучан",  "Сахалин", "Индигирка". Перечень далеко не полный, так как взят он из газетных публикаций тех лет, а местная печать не всегда сообщала о заходе в Магадан какого-то конкретного парохода. "Ледокол "Литке" завершил проводку каравана судов в бухту Нагаева". "В порту досрочно разгружены три иностранных и одиннадцать советских судов…"
    В 1935 году молодой флот Дальстроя получил сразу три построенных в Голландии парохода • "Кулу", "Джурму" и "Ягоду" (последний потом переименовали в "Дальстрой"). Эти суда совместно с "Советской Латвией" и "Феликсом Дзержинским" (называвшимся ранее "Николаем Ежовым") постоянно курсировали между Находкой, а после взрыва там -между Ванино и Магаданом, доставляя каждый раз все новые и новые партии репрессированных. Для упрощения подсчета ограничимся пятью пароходами, работавшими исключительно на нужды Дальстроя и к тому же "приспособленные" для транспортировки максимального количества людей. Если "Феликс Дзержинский", по сообщению "Советской Колымы", в августе 1945 года доставил в Магадан две тысячи вольнонаемных девушек, то при перевозке заключенных эту цифру можно было и удвоить, и утроить, что в действительности и происходило.
В среднем каждый из пяти вышеперечисленных пароходов привозил за рейс от трех до пяти тысяч человек. А как долго продолжалась навигация в Охотском море?
… можно считать, что регулярные рейсы дальстроевских зэкавозов совершались в течение шести месяцев в году с июня по декабрь (получается даже больше, но мы опять же для верности округлим до полугода). Частота движения?
… в среднем рейс "туда и обратно", включая погрузо-разгрузочные работы, занимал 20 дней. Получается, одно судно за навигацию делало примерно 9 заходов в Магадан, а 5 судов 45 заходов. Умножаем эту цифру на количество заключенных, погружаемых на борт (3-5 тысяч), и получаем конечный результат: ежегодно на Колыму поступало 135-225 тысяч осужденных. О корректности расчетов предлагаю судить самому читателю, мне же итоговые цифры представляются весьма близкими к реальности.
    Ознакомившись с этими расчетами, мой приятель из правоохранительных органов заявил, что я сильно занизил количество ежегодно прибываемых зэка.
 -   А ты знаешь, что некоторые пароходы тянули за собой еще и одну-две баржи с осужденными? - спросил он. Этого я не знал."
Конец выдержки
   


Рецензии