Юксбианская теория происхождения государства

Когда в Древнем Египте кочевые племена на берегах Нила перешли к оседлой жизни, перед ними встала задача распределения воды с помощью строительства каналов и водоподъемных устройств. Сложные и трудоемкие ирригационные работы, как замечают ученые, требовали умелой организации. “Ее стали осуществлять специально на то поставленные люди, способные охватить своим умом весь ход ирригационного строительства, организовать выполнение работ, устранить возможные препятствия в ходе строительства”. Согласно ирригационной теории возникновения государства, “эти организаторы впоследствии, расширив свою компетенцию, и стали государственными служащими. Таким образом, в создании государства главным оказался ирригационный фактор.”

Но следует предположить, что не все люди из племени участвовали в ирригационных работах. Были вероятно и те, которые занимались другим родом деятельности или были непригодны для такой работы. Так ирригационные работы могли способствовать появлению людей, которые оказывались вне общего трудового процесса. Не говоря еще о том, что и работы эти не длились вечно. После окончания основных массивов строительства, предположительно появились целые колонны людей, привыкших к физическому труду, без определенных занятий. Другими словами: появились лишние люди. Они в последствии и превратились в рабов, поставив начало властным отношениям., переросшим в государство.

В Древней Греции процесс возникновения государства был иным. Его принято считать патриархальным, поскольку в основу государственности легли семейные отношение с сильной патриархальной властью.
У предков древних греков важным фактором была эффективная организация своего производства, так же как отношения с соседними регионами, чем и занимались старейшины, затем вожди, которые по мере увеличения населения становились царями.

Здесь следует обратить внимание на процесс превращения семьи в племя, а племен в народность. Народообразующим элементом были, конечно, люди, которые выходили сперва за семейную, а затем и за племенную действительность. Люди, которые выпадали из семейной и племенной действительности. Их нельзя было считать членами семьи, а затем и членами племени. Народ это новый масштаб, новая действительность, в которую вошли эти лишние для семейной и племенной действительности люди.

У Франца Кафки есть маленький рассказ – “Общество” – в котором он пишет:
“Нас четверо друзей, мы вышли когда-то друг за другом из одного дома… С тех пор мы живем вместе, и наша жизнь протекала бы спокойно, если бы не постоянное вмешательство пятого.  Он ничего нам не сделал, но он назойлив и этого достаточно… мы его не знаем и не желаем у себя принимать.. то, что у нас четверых возможно и терпимо, у этого пятого невозможно и нетерпимо. Кроме того, нас четверо и мы не хотим, чтобы нас было пятеро.”

Таким образом в семье появляются те, которые не могут считаться членами семьи – лишние. С них начинается процесс создания новой действительности. Количественный фактор способствует этому. Но важным является не численность людей, а именно образование среди них лишних людей.

Так же обстоит с племенами. Появление в племенах лишних людей и их приумножение образуют народность. Но и это не ставит начало государственности. Государственность возникает только с появлением лишних в народе. Людей, выходящих за пределы народной действительности и поэтому стаявших над народом, другими словами – государственная власть.

По-другому обстоит дело в случаях, когда государственность возникала в условиях насилия: в результате завоевания одного племени (народа) другим либо насилия одной части общества над другой. Подобные исторические события легли в основу теории возникновения государства – “теории насилия”.

Но анализируя подобные исторические события, можно предположить, что не при каких обстоятельствах, одно лишь насилие не приводит к образованию государства. В противном случае государственность была бы и у диких племен. Но дикие племена не допускают появления среди них лишних людей и всячески пресекают это.

Завоевание лишних людей и приводит к образованию государства. Если в патриархальных отношениях лишние образуются при количественном росте, то здесь их завоевывают. Важным фактором являются то, что их не убивают, а договариваются с ними или просто подчиняют. Ведь, подчинение – единственное форма отношений с лишними людьми. Это и приводит к государственности.
Таким образом, если материализм ставит в основу всего материальные отношения, то согласно юксбиализму все основано на действительности, которая создается за счет лишних людей. Лишние люди главный двигатель истории, который заводят отдельные субъекты. Но одновременно они и главная помеха.

Впервые в истории власть появилась тогда, когда появились первые лишние люди. Это были люди, которые начали выпадать из бытующей действительности. Но количественный признак еще не причина для возникновения власти. Необходимо чтобы количество привело к появлению лишних. Иначе не было бы власти. Если община состоит из 100 человек и среди них нет лишних, община сохранит свой статус и статус-кво. Но если в общину входит всего 50, среди которых 20 являются лишними, в общине возникает власть, чтобы создать новую действительность за счет лишних людей, которые не считаются действительными.
Что из себя представляют лишние люди? Это обычно те, кто ничего не делает либо бунтует против большинства. Ничего не делать и бунтовать - это два проявления свободы в социуме. Свобода, таким образом, – это своеобразная прерогатива лишних людей. Свобода вне действительности. Она в существовании человека и не считается с действительностью, как собственно и не считаются с лишними людьми.

В чем же причина появления лишних? Причина в действительности, которая расходится с существование человека. В самом начале существование и действительность совпадают, они одинаковы. Но по мере развития действительности, она все более и более расходится с существованием. И появляются люди, которые оказываются вне этой новой действительности или выходят за ее пределы. Это и есть лишние люди. Разделение действительности и существования приводит к появлению лишних людей и к возникновению власти над ними. Затем их становится все больше. И чтобы распространить на них действительность, властью принимаются законы – средства создания действительности. Так возникает право.

Что же с частной собственностью? Она возникает по той же самой причине. Лишние люди. С их появлением исчезает общее. Возникновению частной собственности предшествует возникновение частной действительности, которая и влечет за собой первую. Таким образом, лишние люди становятся основателями частного. Не только собственности, но и всего остального.
И в онсове всего этого лежит расхождение действительности с существованием, вызванное развитием действительности. В этом заключается диалектика юксбиализма.

В конечном итоге, можно предположить, что одной из важнейших проблем человечества являлись и являются проблема действительности (и существования) и проблема лишних людей.


Рецензии