Мирей Матье. Жизнь без любви. Опыт психоанализа

 
Как все-таки мил и уютен русскому слуху французский шансон, французский прононс. Есть некая сакральная взаимная любовь Франции и России. Это в подкорке.
Не сомневаюсь, что все приличные русские интеллигенты всегда мечтали и мечтают выучить французский-при всей обязательности и преимущественности английского. Но Дежавю...Это дежавю-с тех времен, когда русские образованные люди свободно говорили и читали по французски(«Ей сна нет от французских книг, а мне от русских больно спится»).
 

 Мирей Матье. Одна из визитных карточек русской франкофилии. Писать  о том, что это эпоха французского шансона-стоит ли...Уж сколько сказано.
Не менее, как пишут, изведено бумаги  и любопытных перьев на тему личной жизни «Авиньонской девы», как назвали Мирей Матье за вечное одиночество.
Российский журналист писал, что будучи давним поклонником Мирей Матье, он все же не решился задать этого вопроса о ее личной жизни:"Я не хотел причинить боль этой прекрасной женщине".
Но западная пресса не столь деликатна, а напротив-чрезвычайно бесцеремонна.
Но почему?! Роскошная женщина. Красивая, элегантная, богатая... Миниатюрная француженка, но соответствующая в этом французскому же вкусу и эталону.
Пересуды и копания в чужой личной жизни -занятие, конечно же,  недостойное уважающих себя. Но с другой стороны, это неизбежное зло для тех, кого называют публичными людьми, кто постоянно на виду. Люди смотрят на своих кумиров, берут примеры, подражают, утешаются ими. И, конечно, обсуждают их личную жизнь.

И неизбежно задаются вопросом, что могло помешать таким необыкновенно одаренным и  привлекательным женщинам, как певица Мирей Матье, как американский политолог Кондолиза Райс-обрести свое личное счастье. Почему в их жизни было всего с избытком, о чем миллионы не смеют и мечтать-кроме любви, кроме простого счастья любить и быть любимыми не только миллионами, но Единственным. Причем речь идет не о тех, кто меняет мужей, любовников, как перчатки, и жалуются тем не менее на одиночество-а действительно одиноких звездах.

Интересно, что и Мирей Матье, и Патрисия Каас-выросли в многодетных бедных семьях. Мирей была старшей в семье с 14 детьми, а Патрисия-из семьи с 11 детьми.
Можно ли говорить, что недостатки воспитания или генетика предопределили отказ от обычной семьи и материнства в этих случаях? И можно ли это назвать добровольным отказом? Пожалуй, нет. Тысячи звезд сцены во все времена также становились заложниками своего таланта. Есть профессии где до недавнего времени материнство было несовместимо с требованиями профессии.

И все-таки почему?..

Этот вопрос бесчетно задавали самой Мирей Матье и ее ответы всегда стандартны»:»Любовь-это самое прекрасное, что есть на свете...Что касается моей личной жизни-то я о ней не рассказываю».
Закрытый человек. Но могут ли в наш век столь известные персоны так долго скрывать личную жизнь от всезнающих и всевидящих папарацци? Пример леди Ди слишком явно говорит против такой возможности: ей не удавалось, хотя она страстно к этому стремилась:скрывать личную жизнь вне брака, но даже принцессе Уэльской это не удалось с ее свитой и охраной, с ее возможностями.
Но я совершенно не поверю в еще большую фантастику:даже обставленная с величайшей секретностью атмосфера любовных рандеву полетит в тартары-потому что нет на свете такого мужчины, который мог бы за любые деньги бесконечно молчать об имевшем место романе с такой женщиной. Да и зачем мировой Звезде скрывать свои романы-вместо того давая  публике  жалеть себя, такую несчастную, прожившую жизнь без любви.

Очевидно,что скрывать ей просто нечего. Ибо две попытки вступить в брак она не скрывала, но в обоих случаях сбежала прямо из-под венца. В первом случае это был бизнесмен-миллионер, а спустя много лет-ведущий визажист звезд. И это все, что доподлинно известно о личной жизни блистательной Мирей Матье:два неудачных сватовства когда ей было за 40 и за 50.

Что же так странно сложилась ее судьба? Хотя сама Мирей Матье отнюдь не сожалеет и называет это»своим выбором»:»Это мой выбор. Не было никакой жертвы».
Более того:она считает, что родилась под счастливейшей звездой. «Каждый день я благодарю Небо, которое послало мне такую судьбу»-говорила в интервью не раз Мирей Матье. Лукавит? Зачем...Она названа самой известной француженкой в мире, самой известной и популярной французской певицей в мире, даже более своей предшественницы Эдит Пиаф. С Мирей Матье лепили очередной бюст Марианны-символа Франции.

Так в чем же тайна? И есть ли она?
В сетевом споре под интервью с М.Матье о том, может ли в наше время такая мега-звезда суметь скрывать десятки лет личную жизнь, романы, страсти, да или нет?
-Да нет у нее никакой тайны. Почитайте ее книгу, вышедшую у нас 20 лет  назад.  Просто она решила, что ее призвание-пение, сцена. И она глубоко порядочный и набожный человек, католичка, много занимается благотворительностью.
На том и порешили и заговорили о другом.

Но тайна все же есть...
Ведь она певица.  Не одинокая сельская учительница, чей род деятельности и атмосфера сельской местности не давали бы реализовывать личную жизнь вне брака, а брак почему-то не сложился. Сколько таких...
Певица-значит всю жизнь поет о любви. Значит всю жизнь красива, ухожена, надушена, окружена людьми искусства, между которых много интересных мужчин и завзятых ловеласов, искусно кружащих головы.
Сейчас же, знаю, пошляки станут употреблять непотребные слова типа «ф...».
Но нельзя быть «ф» и так красиво и страстно петь о любви-как Мирей Матье. Попробуйте сами петь без внутреннего огня-и пусть вам скажут что у вас вышло.
Стало быть, заткнет за пояс вас всех по части чувственности-она Артистка.
И точно, в какой-то статье о Мирей Матье автор пишет с оттенком удивления, что Мирей Матье поет мягче и женственней,чем пела Эдит Пиаф, несмотря на то, что Мирей не познала в полной мере женского счастья.
Совершенно верно:послушайте снова хоть Вечную любовь из х/ф Тегеран-43 с Шарлем Азнавуром и с ним же-Шербургские зонтики.
Но в интервью недавно данном Мирей Матье КП, она произнесла загадочную фразу:»Любовь-это мой запретный сад».

Один мужчина сыграл в ее судьбе роль наравне с отцом. Если ее отец дал ей жизнь, то тот-путь на большую сцену и ту судьбу, за которую она каждый день уже десятки лет благодарит Небо. Это был пожилой мужчина-импресарио, он сделал из провинциальной девчонки из бедной семьи, попробовавшей себя на каком-то конкурсе-Звезду. Это был ее духовный наставник. Она с отвращением отзывается о сплетнях о якобы «романе» и даже тайном ребенке от него. Для нее он был Гуру. Он умер 69 лет, когда Мирей делала первые шаги на большой сцене, но начало было задано звездным, дальше-как судьба.

Вот цитаты из наставлений ее духовного учителя-импресарио и дали, как мне представляется, ключ к возможной разгадке тайны личной жизни Авиньонской отшельницы-Звезды.

Когда Мирей Матье снова и снова теребят:ну почему?! Почему Вы  остались одна?-она отвечала, что в юности ее импресарио наказал ей:»Мирей! Природа дала тебе голос. Так знай, что любовь -это то, что лишает сна, еды и работы. А твой голос требует, чтобы ты спала, ела и работала. Чудес не бывает». И М.Матье продолжает:»И я сплю не менее 10 часов в сутки, так уж устроен мой организм, ем(умеренно) и работаю. Голос-это каждый день вокализы, репетиции. И плотный график выступлений, столь плотный, что на мужа и детей времени уже не было бы».

Значит, все-таки принесенная таланту жертва.

Но ведь большинство звезд до такой самоотреченности все же не доходят. Есть звезды, никогда не бывшие в браке, причем обоего пола, но вместо того пускающиеся во все тяжкие, в бесчисленные романы всех цветов и оттенков. Множество разводов/браков, снова разводов-обычная жизнь арт-богемы. В промежутках-дети от разных браков/любовников и любовниц.
Почему Мирей Матье предпочла жизнь артистки-монашки? Почему дала отбой двум замужествам на пороге ЗАГСа и церкви? В католической ли строгости морали дело?  Они все кто католики, кто еще кто.

Читая и осмысливая слова сказанные самой Мирей Митье в интервью, а не досужие сплетни и пересуды, мне кажется, загадка раскрывается следующим образом. Зри в корень. В ранние годы. Нет, не обязательно, в  младенчество. Не будем заходить так далеко. Как раз в 19 лет, когда ей чудесным образом Небо послало Гуру-Импресарио. Он пришел из другого мира, о котором миллионы девчонок и юношей  мечтают, как о недостижимой сказке. Он выбрал ее:маленькую неприметную, но с сильным голосом девочку из УЖАСАЮЩЕ БЕДНОЙ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ! 14 душ детей на попечении каменотеса и домохозяйки.

Известны и часто цитируемы слова Мирей Матье:»Мне исключительно повезло, что я родилась в столь пронзительной бедности, что мне не оставалось ничего кроме как хорошо и много работать».

Здесь, здесь разгадка-уверена! Бытие определяет сознание. Мирей Матье выросла в «столь пронзительной бедности» -что это наложило печать на всю ее дальнейшую жизнь и сделало в частности «запретным садом»-любовь. Это ЦЕНА, КОТОРУЮ ОНА ЗАПЛАТИЛА ЗА  УСПЕХ. Успех, размер которого столь велик, что и потребовал такой суровой цены.

Если бы она родилась в семье среднего достатка -она, даже став звездой сцены, вероятнее всего не отказалась бы от хоть скромной личной жизни, семьи.
Но слова, сказанные ее Импресарио(см. выше)ЗАКОДИРОВАЛИ ЕЕ СОЗНАНИЕ НА ВСЮ ЖИЗНЬ.

Голод. Говорят, что блокадники Ленинграда после войны узнавали друг друга по характерному нюансу, который подмечали сразу друг у друга:увидев на столе крошку хлеба от обеда, тут же прикрывали ее ладонью и нервно озирались, словно сейчас могут отнять.
А ведь после войны прошло ...лет. Ну и что? Однажды пережитый ужас налагает свою неудалимую печать.

Мирей Матье выросла в послевоенной  Франции, когда и так Европа не благоденствовала и в семье  с 14 детьми на нищую зарплату каменотеса. Можно себе представить, что хотя и не говорит-она голодала.
И ей была уготована точно такая судьба, как у всего ее окружения. И она и это говорит:что ее голос дал ей прожить другую жизнь, а не тe, которая ей была бы суждена, как и всем. С вероятностью 99,99%

То чудо из чудес-встреча с Импресарио-Наставником, который дал ей другую жизнь, но потребовал самоотречения:никакой любви, только сон, еда и работа!Чудес не бывает!-вложил в ее подсознание программу:если я ослушаюсь хоть на миллиметро  своего Маэстро-он бросит меня и я вернусь в свою отчаянную, пронзительную нищету и стану женой каменотеса/шахтера и у меня будет каждый год ребенок и я рано постарею, надрываясь день за днем, чтобы прокормить семью. Второй раз такого чуда не случится. Это 100%. Поэтому смолоду Мирей не смотрела ни вправо, ни влево. Хотя заметим в скобках,что в зрелости Мирей возможно догадалась, что в поучениях старого Наставника была и доля мужского эгоизма и ревности к молодым мужчинам, которые могли увести ее. Он был Пигмалион, она-его Галатея, его последняя любовь, платоническая, но не менее глубокая.
Но программа-код уже работала.
И этот код был следующим:
Любовь отнимает сон и аппетит, расстраивает режим труда и отдыха. Моя каръера полетит к чертям и я вернусь...в каменотёсный поселок!АААА!!!!!!!! НИКАКОЙ ЛЮБВИ!ПРОЧЬ!РАБОТАТЬ!
----
Я тоже стану серым халатом! Все что угодно, пусть смерть, но не стать серым халатом!
Не петь - значит не жить! -

Галина Вишневская о драматичной странице своей биографии, когда она смотрела на больных чахоткой в туб диспансере, все в серых халатах, в эту безжизненную картину, и ее готовили к такой же операции. Она  подписала справку об отказе от операции с полным осознанием последствий.

Да, пожалуй, парижская жизнь, атмосфера, полная искушений, пробудили и в ней, в Мирей Матье с ее строгостью нрава, задавленную природу. И да, возможно, она поняла, что ее Наставник не только требовал от нее работать со всей отвественностью, но и втайне оберегал ее, как свою собственность, от посягательств молодых соперников. Поэтому когда ей уже стукнуло 40 - она приняла предложение бизнесмена-миллионера. Но надо же было тому случиться, вот не судьба так не судьба! Этот негодник, надевая ей кольцо помолвки, нежно проворковал:
— Дорогая, обещай мне, что когда у нас появится ребенок-ты оставишь пение.

Это каким надо быть, чтобы сказать такое! Тебе, дураку, столько чести оказали стать мужем Мирей Матье, а ты обращаешься словно с ресторанной певичкой.
Мирей Матье вернула кольцо. Нет, спасибо.
Второе сватовство было уже за 50 и тоже не выгорело.
Больше попыток она не делала. Живет со своей также незамужней сестрой Моник,  которая по совместительству и ее менеджер, уже много лет в своем особняке под Парижем. Всю жизнь ездила на гастроли с матерью, которой было уже за 90, но она стоически переносила эти путешествия. Мирей Матье всегда выводит ее на сцену в своих сольных концертах. Ее семья-мать, сестры братья, племянники по прежнему много места занимают в ее жизни, о них, в отличие от темы личной жизни, она рассказывает охотно и много. Близкие называют ее Мими, а сестра Моник у них Матита.
 
Много благотворительствует, будучи самой богатой французской певицей, особенно детским домам, возмещая по ее признанию несостоявшееся материнство.
В самолетах читает, восполняя пробелы в образовании.
Кстати, поет она на «неправильном» французском, с сильным провансальским акцентом, от которого в СССР хватались за голову учителя французского языка. Любопытная деталь:утрированная дикция объясняется именно провинциальным акцентом, которым она пыталась скрыть его. Ну это как София Ротару, которая в молодые годы пела несравненно более мощным голосом, чем потом, но еще заметен был  бессарабский акцент «хуторянки-молдаванки» и она пела с сильным нажимом на слова-утрированной дикцией.

Орден Почетного Легиона Французской Республики и орден Дружбы народов СССР и РФ.
Особых увлечений нет, но с сестрой они любят засушивать в икебаны цветы и украшать этими композициями дом. Один букет особенный:это цветы, подаренные ей в далекие 60-е в СССР. По ее признанию, именно в СССР она стала звездой, во Франции ее еще мало тогда знали. Сестра Моник засушила этот букет по провансальскому обычаю, чем-то выделившийся из прочих, и поставила в вазу в гостиной. И по сей день он стоит в гостиной! И Мирей Матье говорит: «Я обручена с Россией»!

09/01/2015



 


Рецензии