Психоархитектоника. Введение 1. 2

Плюсом и минусом помечены активирующие и тормозные пути, связывающие блоки между собой. Физически длина этих путей остаётся одной и той же, но функционально она может меняться. Например, при синхронизации ритмов двух блоков связь укорачивается и в пределе происходит их функциональное слияние, а при десинхронизации – связь удлиняется, ослабляется и возникает блокировка путей, что отделяет два блока в функциональном отношении. А вслед за изменением функционирования могут появиться и структурные перестройки. Нормальное взаимодействие между блоками, видимо, будет при некотором равновесии между их синхронизацией и десинхронизацией, либо при определенном ритме смены одной на другую: то функциональное сближение, то удаление блоков.

В теории иерархий связи между уровнями также подвергаются удлинению и укорочению, что в предельном выражении этих процессов дает, соответственно, разрыв связи между уровнями, либо слияние уровней и превращение их содержания в нечто бесформенное и хаотичное. Оба эти результата могут обуславливать начало всякой патологии иерархических систем, одной из которых является мозг и психика. Более детально мы будем рассматривать патологию после того, как нам станет ясна вся иерархия психической деятельности.

Возвращаясь к бёрновской модели, хочется сказать, что название одного из Я-состояния, а именно «Взрослый», вызывает больше всего возражений, когда сопоставляешь его  основной признак «зрелость» с его неспособностью «рожать», поскольку последнее свойство вроде как  характеризует инстанцию «Родитель».  А в некоторых текстах Бёрна ясно видится нетворческий характер «Родителя» и творческий – «Ребёнка».

«Ребёнок» - это источник интуиции, творчества, спонтанных побуждений и радости». («Игры, в которые играют люди». Стр.19). «Родитель осуществляет две основные функции. Во-первых, благодаря этому состоянию человек может эффективно играть роль родителя своих детей, обеспечивая тем самым выживание человеческого рода».  «Во-вторых, благодаря Родителю многие наши реакции стали автоматическими, что помогает сберечь массу времени и энергии. Люди многое делают только потому, что «так принято делать». Это освобождает Взрослого от необходимости принимать множество тривиальных решений, благодаря чему человек может посвятить себя решению более важных жизненных проблем, оставляя обыденные вопросы на усмотрение Родителя» (стр. 20).

Возникает целая серия вопросов. Первый: как может «Родитель» помогать человеку эффективно играть роль родителя своих детей, когда вопросы воспитания детей не являются важными и влияние на детей носит характер автоматичности, нетворческого подхода? Или все воспитание детей сводится к штамповке мозгов по образцу «так принято»? Второй: как может «Взрослый» помогать человеку эффективно выживать в окружающей среде и решать наиболее важные жизненные проблемы, когда интуиция и творчество – не его функции? Третий вопрос: зачем «Ребёнку» другие инстанции, когда он и без них может что-то творить, создавать, рожать? И может ли самый незрелый член в этой троице что-либо рожать? И вообще, кто тут где и кто кого рожает?

Само собой, эти вопросы (и их решение) вряд ли помогут навести в трансактном анализе относительный порядок, если всё время оставаться в рамках тройственности. Ибо модель Бёрна, несмотря на его старания, всё же малодифференцирована, и всё самое ценное и справедливое путается в ней с дребеденью.

Проблески тетрадичности наблюдаются в модели Р.Ассаджиоли, основателя психотерапевтического направления под названием Психосинтез. Его модель представляет собой некую помесь фрейдовской и юнговской моделей психики. Он также как и Фрейд делит «яйцо» внутреннего мира на три части: низшее бессознательное (безличное подсознание), среднее бессознательное (личное сознание) и высшее бессознательное (надличное сверхсознание). Среднее бессознательное аналогично предсознанию Фрейда. В середине его находится поле сознания, внутри которого помещается «личное Я». Всё «яйцо» окружено коллективным бессознательным, с которым оно общается посредством проницаемых границ, мембран. На границе между психической средой (коллективным бессознательным, хранилищем архаических структур, архетипов, и источником высшей, новаторской деятельности) и внутренней средой высшего бессознательного (из области которой «…нам являются высшие формы интуиции и вдохновения – художественного, философского и научного, - этические «императивы», стремление к человечным и героическим поступкам».) находится высшее «Я», служащее для человека как бы мостиком, связывающим его с вселенной.

Высшее бессознательное – «…область духовных влечений человека к творчеству, любви, справедливости, красоте, покою, состраданию, гармонии и т.д.» (Психосинтез., стр.270). Высшее Я – «…нечто большее, нежели автономная личность, очерченная границами своего физического тела. Это расширенное, надличностное самосознание и определяется термином «высшее Я»; оно представляет собой совокупность возможностей человеческого развития и служит связующим звеном между индивидуальными и всеобщими процессами, выступая источником надличных качеств, присутствующих в высшем бессознательном индивида». (Психосинтез., стр.270).

Цель психотерапии в Психосинтезе – максимально приблизить «личное я» к «высшему Я», привести в соответствие проекцию источника света (я) с самим источником (Я). Главное здесь – формирование или трансформация личности вокруг выявляемого или создаваемого объединяющего центра, высшего Я. И такая трансформация личности не ограничивается только самопознанием, каким бы глубоким оно ни было, а происходит в процессе действия или деятельности, в ходе которой человек тренирует свои психосинтетические способности в системе различных упражнений.

Позитивным в модели Р.Ассаджиоли можно считать то, что верхний уровень внутреннего мира – это уже не чердак, на котором хранятся готовые формы автоматизированного поведения, вступающие в жесткий конфликт с фонтанирующим из своего подвала либидо, а область, в которой находятся источники творчества, любви и заботы. Поэтому высшее бессознательное у Ассаджиоли куда как больше заслуживает наименования «Родитель», чем то, что понимал под этим названием Бёрн.

Другим позитивным моментом является то, что целью психотерапии или процесса самосовершенствования является уже не независимость среднего бессознательного с его полем сознания и личным я от высшего бессознательного (Я от Сверх-Я, «Взрослого» от «Родителя»), а сближение и союз между этими уровнями, при котором ведущую роль должно играть Высшее Я.

Изначальное положение Высшего Я («источник света») по отношению к производному от него личному я («проекция источника света») – это несколько мистифицированное положение о главенствующей роли общества, культурно-исторического процесса в формировании отдельной личности. Действительно, то, насколько индивид включается в процесс нравственно-правового и мировоззренческого развития общества, настолько и характеризует его с как творческую личность, интегрированную внутри себя, даже если он вступает в конфронтацию с некоторыми группами, противодействующими общественному прогрессу.

Взятые на вооружение из гештальттерапии субличности, имеющие аналогичную трехуровневую структуру и курсирующие по разным этажам всей личности, сообщают модели Ассаджиоли динамику. Вводимые в поле сознания посредством осознания субличности становятся дифференцированными и подконтрольными, тем самым, увеличивая силу воли и силу личного я. Отношение воли с психическими функциями представлены на карте-схеме, которую Ассаджиоли назвал «звездой». В центре этой «звезды» находятся личное я с окружающей ее волей. На периферии, на концах лучей – психические функции: ощущения, эмоции и чувства, импульсы-желания, воображение, мышление, интуиция. Вряд ли можно говорить, что у кого-то что-то действительно прояснилось в голове, когда он смотрел на эту «звезду». Это самое слабое место в Психосинтезе. К счастью, к практике Психосинтеза оно имеет далекое отношение. Выполняя различные упражнения, мало кому придет в голову идея глубже копнуть вопрос о связи воли с другими функциями. Этот вопрос больше волнует теоретиков.

Довольно успешную попытку синтеза психологических знаний на базе деятельностного подхода, развиваемого А.Н. Леонтьевым и его последователями, осуществил современный психолог-практик (практика всегда зовет к созданию целостных моделей из того, что раздробили своим анализом психологи-исследователи) Н.Государев в своей книге «Треугольный человек». «В каждый момент времени активность человека может иметь одну и только одну из направленностей: потребностную, мотивационную, целевую. Границу, межу  всякий раз проводит тот способ, которым в настоящее время руководствуется человек в своей деятельности: сенсомоторный, эмоциональный, рациональный. К чему человек прислушивается – к ощущениям (зову тела), к эмоциям (крику души) или к голосу разума – на волну какого из этих психических процессов настроен характером ситуации или своим характером, условиями или возможностями – таков и ведущий способ деятельности». «Преимущественное развитие в рамках той или иной психической активности формирует Человека Потребностного, Человека Мотивационного, Человека Целевого». (Государев Н. Треугольный человек. – М.: Мол. Гвардия, 1991.).

Потребностной сфере у Государева соответствует подсознание, мотивационной – сверхсознание, а целевой – сознание. Постулируя единство тела, души и ума, Государев, к сожалению, не указал, в чем же состоит это триединство социально адаптированного человека. Ведь гармоничное развитие всех трех сфер, попеременно уступающих друг другу верховную власть, это еще не вполне достаточное условие для целостности. Что в человеке регулирует эту уважительную друг к другу уступчивость, а в случае патологического застоя в одной из сфер – неуступчивость? Ведь воля в концепции Государева оказалась растасканной по трем углам, т.е. волей потребностной, волей мотивационной, волей целевой, но никак не свободной сущностью, не  самостоятельной сферой личности.
 


Рецензии