Чувства верующих и насилие

          На этой неделе произошло чудовищное событие – теракт в Париже, в результате которого погибло 12 человек – 10 сотрудников редакции сатирического издания и двое полицейских.

Преступление, как было установлено почти сразу же, было совершено радикальными исламистами, проживающими во Франции, которые кричали, во время атаки: «Аллаху акбар». До сих пор преступники не задержаны.

В связи с данным преступлением в соцсетях и по радио развернулась дискуссия на тему: «Можно ли задевать чувства верующих?». Одни люди считают, даже из тех, кто принципиально осуждает террористическую атаку (и таких, слава богу,  – большинство), что сатирики сами спровоцировали такие силовые противоправные действия, кто-то даже может считать, что сотрудники редакции получили по заслугам, оскорбив чувства мусульман, изобразив пророка в неприглядном виде, как они его увидели, при том, что пророка мусульмане, в принципе, не видят и не имеют права видеть нигде, включая даже мечеть.

Данную дискуссию наиболее ярко сформировали и озвучили в соцсетях М. Ходорковский и Р. Кадыров. Бывший владелец НК «ЮКОС» М. Ходорковский призвал художников и журналистов, принципиально, защищая свободу слова, как одной из основополагающих ценностях, во всех изданиях разместить карикатуры на Пророка. В ответ на высказанное предложение человека, недавно освободившегося из мест лишения свободы, куда он попал по явно политическим причинам, глава Чечни Р. Кадыров объявил того своим личным врагом и выразил уверенность в том, что позиция М. Ходорковского будет правильно воспринята и «оценена» сторонниками Ислама, проживающими в Швейцарии – нынешней стране пребывания М. Ходорковского.
 
Если абстрагироваться от этого жуткого преступления, совершённого террористами, возникает необходимость разрешить для самого себя вопрос: «Можно ли позволять себе задевать чувства верующих, в том или ином виде, и, если «да», то до какой степени?». Где и в чём может быть наложено табу на возможность критиковать и высказываться?

В связи с этими событиями, лично у меня, возникает ощущение того, что происходящее связано не только с погибшими французскими карикатуристами, расплатившимися за своё видение мира ценой собственных жизней. Трудно предположить, что главная проблема в существовании настолько свирепых апологетов религии Ислама, которые позабыв всё на свете, кинулись защищать свои религиозные чувства. Фанатики различных религиозных вер, включая и Ислам, безусловно, есть по всему миру, но в случае с редакцией журнала в Париже можно увидеть продуманную и хорошо исполненную атаку исламской военизированной организации.

Очень похоже на то, что мы стоим перед фактом начала открытого, очень агрессивного, противодействия между представителями разных верований и религий в мире, в котором исламисты пытаются навязать другим религиозным группам свои правила и культурные ценности всем остальным людям, включая атеистов. И это ужасно. Хотя бы потому, что в нашей стране проживают люди разных конфессий. И начавшаяся конкуренция способна вызвать предпосылки социальных, помимо экономических, которые нас уже и так одолевают, причин для последующих потрясений нашего общества, на фоне религиозных потрясений. И доказательством моей позиции я считаю именно прозвучавшие угрозы Р. Кадырова в адрес М. Ходорковского.

          Конечно Христианство возникло и распространялось в мире, в том числе, крестовыми походами, отличавшимися большим количеством жертв и разрушений. А выявленных врагов Христианская Церковь не так давно отправляла на костры тысячами. Разве же это нельзя назвать своего рода терроризмом и экстремизмом, проводящимся на уровне Государств того времени?

          Но любая религия, включая Ислам или Христианство – это инструмент, позволяющий управлять группам одних людей, находящихся у Власти, людьми, составляющими пассивное большинство, поэтому террористические атаки,  совершаемые даже под религиозными лозунгами, можно считать попыткой управлять и манипулировать огромными группами людей, составляющих представительство нашей современной цивилизации.

          Похоже, что в настоящее время в нашем мире наиболее активизировалась группа мусульман, которая, радикализировавшись, начала борьбу за мировое господство в мире, набирая в свои армии мусульман, проводящих террористическую работу. Мир просто раскололся вследствие разных религий, так как завоевать господство людям, исповедующим Ислам, вряд ли удастся мирно. А это значит – нужно ожидать и бояться новых потрясений, под теми же лозунгами борьбы с неверными, которые характерны для радикальных мусульман всего мира. И для нас это очень актуально, потому что хоть РПЦ и является ведущей, на сегодняшний день, религиозной «начинкой» для умов людей нашей страны, мусульман у нас тоже много, их становится всё больше и больше.

          Но для меня важно также, чтобы насилие было запрещено и изжито в человеческом обществе не только под лозунгами Ислама, но также под лозунгами нашей Церкви, Православной, являющейся частью мирового Христианства.
А насилие, проводящееся в интересах нашей Церкви, на мой взгляд, существует, и оно даже не только  оправдывается людьми, но также и возводится на уровень Государства, как будто интересы Православия, защищаемые насильственным способом, становятся в один ряд с интересами граждан, которые ждут от своего Государства защиты и средств к существованию.

          Давайте вспомним скандал с Пусси Райот. Мне кажется, что, в принципе, по уровню возможного  воздействия на чувства верующих и своей направленности, в своём роде, дело девушек, получивших за своё выступление в Храме Христа Спасителя по 2 года от имени Российской Федерации, представляется более серьёзным событием, чем факты публикаций карикатур французами. Но наши девушки получили тюремные сроки, что является актом насилия, а сотрудники французской редакции погибли. 
И в том и в другом случае, к людям, по-разному заявившим своё несогласие с действиями людей, совершаемыми под прикрытием религиозных лозунгов, применены насильственные методы, имеющими разное исполнение и разные последствия. Отличие в том, что у нас насилие, в пользу Церкви, совершено от имени Государства, без лишения человека жизни, а во Франции людей судили и сразу привели приговоры в исполнение, совершив это от имени мусульман.

          Но в обоих случаях к людям, высказавшимся с антирелигиозными взглядами против действий людей, разных вероисповеданий, применено насилие, хоть и в мерах разной степени.

          Полагаю, что не разумно и не справедливо, в равной степени, осуждать или защищать  разнонаправленные действия одних групп людей по отношению к другим. Считаю, что необходимо либо полностью отказаться от защиты чувств каких-либо верующих, путём любого насилия, проводя это через позицию Государства (в частности – в судах), исключив данную норму из Права, либо готовиться, хотя бы мысленно, что права религиозных групп людей должны быть защищены в отношении любой религии, причём, по всему Миру, но исходя из принятых для всех и каждого правил.


Рецензии
А может просто не оскорблять друг друга? Чего ждали пусси, устраивая дебош в церкви, или французы, высмеивая пророка? Это все равно, если кто-нибудь придет к Вам в дом и начнет чего-нибудь выкрикивать, или кривляться... Или увидит бородавку на лице, начнет смеяться и показывать пальцем. Надо просто быть воспитанным и вести себя по-человечески.

Эдуард Тубакин   12.09.2020 09:37     Заявить о нарушении
Спасибо, Эдуард, за мнение, но я категорически против одномерного измерения любых событий и обстоятельств. С Вами можно согласиться - не следует оскорблять друг друга. Но, если, например, нашёлся несдержанный, невоспитанный человек или просто хам, который начал смеяться над чем-то, замеченным на лице другого человека, что показалось ему забавным - это чрезвычайно плохо. Ответ или отпор дать нужно? Безусловно! Но где та грань, через которую нельзя перешагивать в ответных действиях?
Вы возьмёте на себя смелость сказать, что за насмешку или даже просто улыбку виновный в своём прегрешении достоен, например, тюрьмы или смерти? Где шкала, критерии, стандарты или порядок оценок или экспертизы??? Лично я бы не хотел быть тем арбитром или судьёй, чтобы карать.
Всем известно, что свобода одного заканчивается там, где начинается несвобода другого. Но лично у меня не вызывает сочувствие "воин", изображающий боль и страдания от попавшего в него пластикового стаканчика, в то время, как я ненавижу и презираю облечённого властью насильника, насилующего девушку, которая, по его мнению, нарушила какой-то там закон, просто выйдя на мирный митинг, реализуя своё конституционное право.
Почему же стражи порядка нередко перестают себя вести по-человечески? Я отвечу: они знают, что им не придётся отвечать за многие прегрешения, а порой даже за преступления. Почему? Потому что отношения, принятые в том или ином обществе иногда перестают носить общегуманистический или справедливый характер. Вот когда те, кто защищает идеи того же Пророка, защищают их, противореча этим идеям, находятся те, кто может оправдать насилие, часто абсолютно не уместное. Наш мир спасёт только Любовь, а не насилие, ибо кривляются и издеваются часто те, кто лишён любви, кто не научился любить...
Не претендую на истину в последней инстанции. Желаю всех благ.
С уважением,
Дмитрий

Дмитрий Борисович Тихонов   13.09.2020 15:43   Заявить о нарушении
Дмитрий, не мудрите! Все, действительно просто. На всякое действие есть противодействие. Тем более, здесь рассматриваются совершенно конкретные дела. Девушки шли в церковь с совершенно определенными задуманными целями. И они не были просто быдлом, или хамками из подворотни. Да, они вероятно не думали, что могут получить срок, но все же они решились на это дело. В газете тоже работали не дурачки, и они знали, что помимо традиционных мусульман, есть очень много ортодоксальных и, прямо сказать, агрессивных группировок. Они могли предвидеть, что в ответ их могут, ну, самое малое хорошо побить. Так зачем же искушать судьбу. Неужели, была такая необходимость устраивать дебош в церкви и высмеивать пророка? Вот, что для меня непонятно. То есть эти люди сознательно шли на провокацию с непредсказуемым концом. Как сказал Жеглов одному преступнику, в знаете каком фильме:
- А что тебе прикажешь, талоны на повышенное питание выписать.
Да, можно было той стороне проглотить обиду, или выйти из ситуации миролюбиво, но вышло так, как вышло. Я считаю, что нужно было сперва думать тем, кто, повторяю, сознательно решил заварить эту кашу. И это были не отбитые идиоты, или придурки, а вполне адекватные и умные люди.
- А что прикажешь с

Эдуард Тубакин   13.09.2020 16:45   Заявить о нарушении
Прошу прощения за опечатки...

Эдуард Тубакин   13.09.2020 16:46   Заявить о нарушении
Еще ваша попытка оправдать всех этих товарищей очень напоминает попытку оправдать одного актера, который убил человека, сев за руль в нетрезвом виде. Сейчас тоже вой поднимают, мол, 8 лет это так много. Мне по-человечески очень жаль этого актера, но, когда он садился за руль в невменяемом виде, что он предполагал? Что доедет, соблюдая все правила и без приключений? 8 лет много, а жизнь, которую он забрал мало? Он отсидит и выйдет. По УДО, если будет себя хорошо вести и участвовать в местной самодеятельности, может и раньше. А вот человека уже не вернешь. То есть я хочу сказать, что прежде, чем что-то делать, заранее зная, что за это что-то тебе будет надо много раз подумать, и не делать вовсе, чтобы потом не чесать затылок и не обижаться на отдачу превосходящую твои скромные ожидания.

Эдуард Тубакин   13.09.2020 17:16   Заявить о нарушении
Спасибо за комментарии.

Дмитрий Борисович Тихонов   13.09.2020 20:00   Заявить о нарушении
Эдуард, согласна с Вами полностью.
С уважением,

Татьяна Борисовна Смирнова   29.12.2021 16:16   Заявить о нарушении
На это произведение написано 28 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.