Английские зарисовки. короткая рубашка
С детства я интересовался парусным флотом.Подобно многим мальчишкам я мечтал о далёких,неведомых странах,зачитывался книгами о морских путешествиях.Знамени- тые парусники-“винджаммеры” /с англ.”выжиматели ветра”/ всегда волновали моё воображение. Листая страницы всевозможных источников,я открывал для себя “биографии” и названия знаме- нитых кораблей.Так я узнал,что четырёхмачтовые барки “Крузенштерн” и “Седов” изначально носили другие имена – “Падуя” и “Коммодор Ионсен” и в январе 1946 года были переданы по ре парациям СССР из Германии.Учебный барк “Товарищ” /бывший английский “Лауристон”/пере- хватили немцы и затопили в Мариуполе.
Однажды,моё внимание привлёк английский парусник со странным назва- нием “Катти Сарк”- “Короткая рубашка”.Оказалось,что этот чайный клипер-настоящая легенда Британии.Позднее,побывав в Гринвиче /районе Лондона/ я не мог не встретиться с этой леген- дой.Корабль стоял на вечной стоянке у Военно-морского колледжа.Но меня ждало разочарова- ние – “Катти Сарк” претерпевала очередную реставрацию,осмотр корабля был временно прекра-щён.Вернувшись домой из Лондона,узнал о пожаре в мае 2007 года,в котором “Катти Сарк” серь-ёзно пострадала.Тогда и родились эти строчки:
Завлекая ветры парусами “Катти Сарк” летела по волнам, отступали штормы и цунами,грозные тайфуны,ураган За кормой отмерено немало миль морских и пройденных дорог, За тобою по пятам шагала слава,лился в кружки крепкий эль и грог!
Старый клипер в доке-саркофаге разгорался в пламени огня. Корабли на рейде приспустили флаги,рынды корабельные грохнули,звеня. Не найдёт она своей рубашки.Ведьма Нэнни скачет по морям, лишь на гребнях-белые барашки.Не раскроет тайны океан!
Долгое время к чайному клиперу “Катти Сарк” судьба была благосклонна. Судно сошло со стапелей верфи Скотта и Линтона в Думбартоне в ноябре 1869 года.Судовладе- лец Д.Виллис решил соригинальничать и назвал принадлежавший ему корабль довольно-таки странным именем рубашки шотландской ведьмы.Очевидно,он когда-то читал стихотворную по- весть Роберта Бернса “Тэм О ‘Шентер” и узнал о ведьме Нэнни,носившей короткую рубашку.
В те времена Англия-основной потребитель чая ввозила его из дальних стран- Китая и Индии.Для этого и существовал так называемый чайный флот.Новый клипер “Кат ти Сарк” хорошо зарекомендовал себя в чайных рейсах до Шанхая и обратно.Однажды,он даже превзошёл клипер “Фермопилы”,отличавшийся высокими мореходными качествами.Вышедшая позже “Фермопил” в очередной рейс в Китай “Катти Сарк” пришла туда одновременно с “Фермо пилами”.
С сокращением азиатской чаеторговли чайные клипера перешли на рейсы в далёкую Австралию.Англия теперь нуждалась в шерсти,необходимой для развития текстильно-го дела.”Катти Сарк” c новым капитаном Р,Вуджетом совершала трудные рейсы через “ревущие сороковые”,испытывая постоянные штормы и ураганы.Но выходя на просторы Атлантики,кора- бль,используя попутные ветры,разгонялся до 17 узлов в час,проходя около 400 миль в сутки. Один переход из Лондона в Сидней занимал всего лишь 67 дней.
Развитие техники принесло на морские просторы свои изменения.Паро- вые машины и котлы заменили ветер,ревущий в парусах.И тут “Катти Сарк” не хотела уступать пароходам.В 1889 году она обошла пароход “Британию”-один из лучших почтовых пароходов, обслуживающих австралийскую линию,придя в Сидней на четыре часа раньше.
Однако были в судьбе корабля и трагические моменты.В 1916 году пос- ле ужасного шторма в Бискайском заливе и вследствие нерадивой работы экипажа клипер лишил ся своих прекрасных мачт и такелажа.Так знаменитый парусник стал баркентиной,поскольку по- сле ремонта осталась фок-мачта с прямыми парусами,две остальные-несли косые паруса.К тому времени корабль был переименован в четвёртый раз.Португальцы,купив клипер,дали ему назва- ние “Феррейра” в честь Антонии Аделаиды Феррейро /1811-1893/ - женщины,внесшей большой вклад в развитие виноградарства и виноделия.Переделанная “Катти Сарк” уже не была тем быст- роходным клипером,удивлявших всех прекрасными мореходными качествами,а совершала незна чительные рейсы между портами Средиземного моря.Ещё в одну переделку корабль попал в 1922 году.Буря изрядно его потрепала,и он едва добрался до Англии.Свыше 50 лет отдала “Катти Сарк”службе на море.Было решено прекратить её плавания.
В дальнейшей “биографии””Катти Сарк” большую роль сыграл старый морской волк-капитан У.Доумэн.Это он выкупил корабль для восстановления.Последних средств капитана хватило лишь на приобретение новых мачт и рей.Деньги на реставрацию стали посту - пать от ветеранов английского флота.Помогали не только средствами,но и работой.Нашлись та- кие,кто доставал отдельные части такелажа.Постепенно,благодаря стараниям людей со всей Анг- лии,корабль ремонтировался,приобретая свой прежний облик.В восстановлении “Катти Сарк” принимал участие сам герцог Эдинбургский,возглавивший общество сохранения клипера.С 1951 по 1956 годы было собрано более 300 тысяч фунтов стерлингов.В 1957 году отреставрированная “Катти Сарк”заняла место в большом сухом доке в Гринвиче,около Королевского Морского кол- леджа.Конечно,некоторые подлинные части корабля были безвозвратно утеряны- это носовая фи гура,детали первоначального рангоута,листы обшивки корпуса и др. При реставрации “Катти Сарк” использовались различные источники-книги,картины,чертежи,на которых показаны под- линные детали корпуса,рангоута,такелажа.При этом на помощь реставраторам пришли современ ные материалы,так,например,канаты выполнялись из специального териленового волокна с цве- том просмолённой пеньки.
Страшная беда нагрянула весной 2007 года.Среди ночи возник пожар в сухом доке,повредивший дорогую реликвию.Несколько бригад пожарных потушили огонь,од - нако,до сих пор не выяснены причины возгорания:кто поджёг и зачем? И вновь перед англий - ским обществом встала нелёгкая задача-быть или не быть клиперу “Катти Сарк.” На сей раз пред стояло возродить корабль,пострадавший в результате пожара.Первоначально выдвигались самые грандиозные проекты.Однако,из-за финансирования пришлось откладывать их,один за другим. Отодвигались и сроки окончания восстновления-сначала 2009,затем-2011 годы.Призыв к общест венности-восстановить “Катти Сарк” к Олимпиаде 2012 года получил широкую поддержку.Прав вительство Великобритании выделило на это большую сумму-46 млн,фунтов стерлингов,деньги поступили также от Департамента по культуре,средств массовой информации и других организа ций,проведения лотереи.Был выбран оптимальный проект реконструкции корабля-вывесить его на 3 м выше этажа сухого дока.Это позволит осматривать обновлённые обводы корпуса клипера снизу и использовать нижнюю часть дока для выставочных и развлекательных мероприятий.Уже сейчас реставрвционные работы ведутся с применением современных методов и техники,что обе спечит сохранение корабля почти на 90 процентов.
Пройдёт немного времени,и “Катти Сарк” опять станет одним из це нтров притяжения многочисленных посетителей,любителей морской романтики.
Вячеслав Прытков.
Свидетельство о публикации №215011001113