Звуки из Корабельного устава

Часть вторая: из «Правил Буравчика»
из записок: «Курсантские байки».

     Корабельный устав – это не просто какой-то там сборник догматов и постулатов для флота Российского, это особая ни с чем несравнимая философия огромной сухопутной страны, сложившаяся за многие-многие столетия соприкосновения её с тремя соседствующими с ней по воле Божьей океанами. Большинство строк его как говаривал нам на своих лекциях капитан второго ранга Буравчик, были написаны самим Петром Первым и великими мореплавателями той эпохи, ставшими подлинными первооткрывателями бескрайних просторов морской глади для нашей Родины. Может быть поэтому, несмотря на политические потрясения присущие всей истории существования нашей страны, дух Корабельного устава всегда оставался неизменным, как «вечные мудрости» святых Писаний, предписывая командиру корабля действовать самостоятельно и решительно сообразно ситуации, направляя все усилия свои во славу государства и сохранения жизни экипажа.
     Я с удивлением вглядываюсь в желтые страницы старенького «Корабельного устава» 1959 года, чудом попавшего мне в руки от моего товарища по работе Андрюшки Баринова, разобравшего свой старый архив. Сейчас мне кажется, что отголоски этого устава живут не только в наших моряках, но и во всех нас, даже тех, кто никогда и не слышали о его существовании. Где бы мы ни были, с каким бы паспортом в кармане не колесили по белу свету и под каким бы флагом временно не проживали, «кодекс чести» Корабельного устава всегда с нами. И пока он жив в нас, все мы граждане одной любимой нами, славной страны по имени Великороссия, а эти строки – её живой голос:
     Статья №128: «В случаях, не предусмотренных уставами и приказами, командир корабля, сообразуясь с обстоятельствами, поступает по своему усмотрению, соблюдая интересы и достоинства…» государства.
     Статья №137: «Командир корабля не может отступить от выполнения боевой задачи, кроме случая, когда сложившаяся обстановка настолько изменилась, что поставленная задача теряет своё значение. При этом если нет времени для сношений или нет связи с командиром соединения, командир корабля обязан … принять по своей инициативе и на свою ответственность самостоятельное решение, ведущее к достижению общей цели».
     Статья №140: «Командир корабля должен управлять кораблем смело, энергично и решительно, без боязни ответственности за рискованный маневр, диктуемой обстановкой».
     Статья №153: «Всякому военному или торговому судну, терпящему бедствие в море, командир корабля обязан оказать помощь всеми имеющими в его распоряжении средствами».
     Статья №156: «Во время аварии командир обязан принять все меры к спасению корабля. … Убедившись в невозможности спасти корабль, командир принимает решение об оставлении корабля … личным составом. Командир покидает корабль последним».
     Статья №166: «В случае падения человека за борт командир корабля в мирное время принимает все меры к спасению упавшего за борт и покидает район только после того, как полностью исчерпает меры спасения упавшего…».
     Статья №643 Корабельного устава 1959 года: «В период времени от подъема до спуска флага все военнослужащие с приходом на корабль отдают честь Военно-морскому флагу…».
     Нигде, никогда и никому, даже великим пророкам и ангелам в Святых Книгах, не разрешается ни то чтобы отступить хотя бы на йоту от предписанной буквы Закона сообразно обстановки, но запрещено даже пытаться самостоятельно осмыслить существующие догмы учений, а уж тем более давать к ним свои пояснения и действовать сообразно ситуации.
     Страшное дело – ни буквы, ни знака, ни слога. «Низя»! Они ведь писаны…
     Кем?
     А, действительно, кем?
     Материю создает материя для... материи из сознания своего отчасти нематериального, но живущего внутри этой самой материи, кстати, постоянно меняющейся и, что прискорбно, стареющей и…. И если кто ещё не заметил, то догмы по мере изменения материи незаметно меняются, ну как минимум для самой материи.
     Таков закон бытия. «Всё течет и все меняется…» (читай «Испытания властью»).
     И в конце то концов, кто сказал, что это не так?
     А здесь (в Корабельном уставе, то есть) вдруг, оказывается, допускается возможность не просто думать и рассуждать о постулатах жизни экипажа корабля, а впрямую предписывается самостоятельно анализировать ситуацию вокруг и действовать сообразно ей с целью достижения поставленной задачи. Командиру корабля дается не просто право, а требование принимать решения и поступать по своему усмотрению в критические моменты для сохранения корабля и экипажа, как некогда Моисею, спасшему свой народ, уведя его сквозь разверзнутые морские воды с мест привычного проживания. Впрочем, если вспомнить, то все пророки мира так или иначе спасали свои народы, принося, что-то новое в существующие философские постулаты предыдущих поколений, дав новые толкования к ним или новые направления бескрайней живой Мысли, которая, по-видимому, и есть вечно живой Всевышний… (читай «Где живет Всевышний»).
     Теперь, спустя тридцать лет от моих далеких курсантских 80-тых, я с удивлением ловлю себя на мысли, что вслушиваюсь в эти строки Корабельного устава, как в волшебные звуки рояля при исполнении теперь уже моими детьми «Инвенции» Баха и «Экспромта фантазии» Шопена.
     Впрочем, так было не всегда…


Рецензии