Ч. 81 Карелин неправ женщины были красавицами

Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2015/01/08/1832

Часть 81. Карелин неправ: женщины были красавицами

Когда читал записки Григория Силыча Карелина, то следующие строки что-то смутно мне напомнили из современности, а что именно, я так и не вспомнил.

Начальник экспедиции писал: «Жители берегов Астрабадского залива, облагодетельствованных всеми дарами природы, бедствуют от слабости и безурядицы своего правительства».

Он упомянул и о том, что даже добрые намерения персидского шаха, осчастливить своих подданных, живших на берегах залива, не вызвали у них ответной великой радости: «Слух о желании шаха извлечь из ничтожества Астрабад, вместо того, чтобы радовать их, печалит, заставляя страшиться новых налогов и работ…. Мелкие владельцы, зная шаткость своих поместьев, обирают народ, чтобы до невзгоды убраться с деньгами».

Карелин упоминает и о действиях иностранных агентов в виде англичан, которые тоже вносили свою лепту в растущее недовольство, утверждая, что шах действует по наущению русского посланника. Правда, никаких конкретных фактов и фамилий Григорий Силыч не привёл, возможно,  излагал так, чтобы начальству в столице приятно было читать, и думать, что у них иначе.

Не забыл он в отчёте и тогдашних диссидентов, которые были недовольны, то шахом, то местными племенными вождями.


Коллежский асессор собирал сведения по экономике и торговле. Он утверждал, что англичане действуют очень активно, в случае увеличения поставок их товаров в Персию через Трапезунд, российская торговля не выдержит конкуренции.

По его мнению, если утвердиться в Астрабадском заливе, то открываются прекрасные перспективы для торговли: вокруг залива находятся богатейшие персидские провинции, из залива торговые пути ведут в Кабул, Пешавар, Герат, Кандагар и Кашмир.

Мешала самая малость – Астрабадский залив принадлежал персам.   Карелин предлагал российскому правительству занять остров Ашур-Адэ, позволяющий контролировать залив, а так же занять Хиву под предлогом защиты персов от нападения туркмен. У персов, отмечал Григорий Силыч, флота не было. Многие купеческие суда были изготовлены из русского леса и укомплектованы русскими подданными, «но это держится в тайне».

Штабс-капитан Бларамберг с топографом и 15-ю казаками обследовали остров и произвели топографическую съёмку. Казаки вырыли несколько неглубоких колодцев, в которые набралась пресная вода. Ночью спать было невозможно из-за туч комаров. От них не спасали и противомоскитные муслиновые сетки.

Знал бы штабс-капитан, сколько поколений русских военных моряков будут потом проклинать и его, и коллежского асессора. Ведь, пришлось служить в той дыре,  морякам, а не предприимчивым исследователям и энтузиастам расширения родных просторов. Много лет на этот остров потом отправляли морских офицеров, замеченных в связях с вольнодумцами, либо совершивших серьёзные дисциплинарные проступки.

11-го июля Карелин приказал продолжить плавание и взять курс на север. Продвигались очень медленно, занимаясь описью берегов. В бухте Гасан-Кули встретили суда купцов Герасимовых. Эти братья время даром не теряли, всё свободное пространство на их судах было забито рыбой, пойманной туркменами.

Туркменское селение Гасан-Кули располагалось на мысе и состояло примерно из двухсот кибиток. Старейшина дружелюбно встретил Карелина и сопровождавших его офицеров. Всё население высыпало посмотреть на прибывших русских. Интересно, что штабс-капитан Бларамберг совершенно иначе отзывался о туркменских женщинах, чем Карелин. Он отметил, что среди них было много настоящих красавиц. Туркменки, в отличие от персиянок, не прятали своих лиц.

Многие из них носили украшения из золотых и серебряных монет. Художник, прикомандированный к экспедиции для описания видов, не мог удержаться, чтобы не написать несколько портретов этих красоток в праздничной одежде. Принимали русских очень радушно, им показали соревнования борцов, скачки, даже устроили выступления певцов в сопровождении целого оркестра народных музыкальных инструментов.

Гости тихо изумлялись силе звуков, производимых певцами и оркестрантами, пока Карелин не догадался откупиться подарками и деньгами от старавшихся изо всех сил мастеров народного творчества.

4-го августа покинули бухту и продолжили плавание. Иногда приходилось отстаиваться на якоре, чтобы переждать штормовую погоду. Когда вспоминаешь, на каких судах плавали участники экспедиции, то начинаешь понимать, что это тоже было подвигом.

Жара стояла неописуемая, горячий песок обжигал подошвы ног. Бларамберг, который непосредственно занимался топографическими работами, прошёл босой вдоль берега по сырому песку почти пятьдесят вёрст. Из Гасан-Кули до Красноводска добирались двадцать семь суток, потому что приходилось постоянно лавировать из-за северных ветров.

Продолжение http://www.proza.ru/2015/01/11/1669


Рецензии
Здравствуйте, Владимир!
Вот ...храбро шагаю дальше с героями Вашего повествования.
Они отчаянные люди, много и трудно работают, а перспективы их трудов на тот момент впечатляют.
Только подумать - "пути ведут в Кабул, Пешавар, Герат, Кандагар и Кашмир".
Вот размах!
А какие бонусы, вопреки всему...))
И восточные красавицы,и скачки, и состязания борцов, и... целый оркестр народных музыкальных инструментов!
Если честно, то лучше "Сказок тысячи и одной ночи". По крайней мере для меня...)
/
С улыбкой, теплом и уважением,

Наталья Николаевна Максимова   05.06.2020 08:17     Заявить о нарушении
Понравилось очень!
Но промахнулась мими клавиши "понравилось"...((

Наталья Николаевна Максимова   05.06.2020 08:19   Заявить о нарушении
Наталья, я Вам сочувствую! Пройти такой путь совсем непросто.
С улыбкой и благодарностью
Владимир

Владимир Врубель   05.06.2020 08:33   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.