Трактористка Тоня

     Два эмтээсовских ХТЗ-колесника весной и осенью устало ползали по задеревенским полям, опрокидывая пласт на пласт тяжелый желтоватый суглинок. Трактористами на колесниках были муж и жена Чезловы, до ребят не злые, позволявшие посидеть на крыльях, прикрывавших огромные зубчатые колеса. А то и подержаться за руль.
     - Прибегайте еще, да почаще, - говорили Чезловы, - с вами в сон не клонит.
     Ребята прибегали. Чаще других - Сергуня.
     - А почему трактор сильнее лошади? - спрашивал он.
     - Почему сильнее-то? Железный потому что. С мотором...
     - А мотор как работает?
     - От солярки...
     - А еще как?
     - Бог его знает, - отвечала тетя Оля Чезлова. - Ты лучше у мужика моего спроси.
     Сергуня спрашивал у дяди Коли Чезлова.
     - Видишь, парень, тут принцип внутреннего сгорания... Это надо учиться...
     - А вас кто учил?
     - Кто... В эмтээсе показали как заводить да как крутить, попрактиковали сезон - и вся недолга. Ничего, слава Богу... Тут, парень, главное - спокойствие требуется. Ежели, к примеру, трактор дергаться начнет или из борозды полезет, то ты его спокойствием утихомирь. Он из борозды, а ты его в борозду, он из борозды, а ты обратно в борозду... Или, может, свечи засорило, дак остановись да продуй... А главное - вот с этими педалями по-хорошему нужно: со сцеплением и газом. По-товарищески. Тогда все в порядке будет. Паши знай...
     В тот момент, когда табаровская ребятня так привыкла к ХТЗ-колесникам, что перестала на них обращать внимание, деревню огласил незнакомый рокот. Переполошенные старухи боязливо выглядывали в неотворенные окошки и поминали нечистого. А на середину деревни въезжал чудо-трактор. ДТ-54. На гусеницах. Такой трактор Сергуня видел только на картинках да в кино. А тут - вот он, живьем, в деревню пожаловал.
     Доехал трактор на своих гусеницах до середины деревни и встал резко, будто на что-то наткнулся. Но главной-то неожиданностью был не сам трактор, и не то, как он может враз остановиться, а тракторист. И не тракторист, а трактористка. И не просто трактористка, а девчонка, возрастом не старше самого старшего из Сергуниных приятелей Васьки Питерякова. На таком-то тракторе и кто-о?! Поотвисали челюсти у мгновенно сбежавшейся ребятни, а девчонка-то, в комбинезоне! Прямо как в кино... Из кабины выпросталась, на гусеницу встала, оглядела всех и спрашивает:
     - Где председатель? Кто знает?
     Все молчат, смотрят то на трактор, то на трактористку. Нет, ладно бы на колесном приехала, как Чезловы, а то нате вам, на гусеничном... Парень на таком должен работать. Или мужик пожилой.
     - Чего молчите? Ты вот, сбегай за председателем...
     Это она Володькё Белоглазову.
     - Сама сбегай. Нашлась...
     - Да вон он сам идет...
     Подошел председатель.
     - A-а, наконец-то. Уж скоко раз ,в эмтзэсе обещано гусеничный прислать, и все не слали... Ты что ли трактористка? Уж больно... это. Не боишься? Техника ведь! Да-а... Тепере мы, брат... А пахать-то ты умеешь? Не пахала еще? Вот, мать честная, час от часу не легче. Я просил-то кого? А прислали кого? Вот, мать честная...
     - Ребятня заухмылялась: вот, мол, и фу ты ну ты. А Сергуня смотрел на председателя и думал: « Ну зачем он так? Ведь к нему как к человеку приехали...» Потом посмотрел на трактористку и увидел, как она вся сникла и ужалась в своём комбинезоне.
     - Ну ладно, подъезжай во-он туда, к конторе, - сказал председатель и сам тоже пошел.
     Трактористка усунулась в кабину, взялась за рычаги, нажала нотами на педали и трактор... не тронулся. Он ка-ак взревет да ка-ак дернется! И заглох. Что тут было. Ребятня со смеху корчится, председатель орет-матерится, а трактористка уткнула лицо в ладони и сидит в кабинке ни жива ни мертва. Опозорилась!
      « Первый раз ведь, - думает Сергуня. - Научится еще. Чезловы вон сколько... Чезлов-то говорит - тут главное спокойствие нужно. Помочь бы ей... А вот счас...»
     И Сергуня решительно запрыгивает на гусеницу и садится рядом с трактористкой.
     - Тебе-то чего? - не отрывая ладони, говорит ему трактористка.
     - Давай, заводи. Только не спеши. Тут спокойствие нужно.
     Трактористка убрала ладони от лица, вытерла мокрые щеки тыльной стороной руки и сказала:
     - Ладно. Пошли они все...
     От взяла из-под сиденья веревочку, выпрыгнула из кабины, открыла боковую заслонку, намотала веревку на маховичок да как рванет. А трактор как заверещит. Трактористка потрогала какой-то рычажок, и трактор перешел на нормальный рокот. Трактористка вернулась в кабину, села.
     - Теперь отожмем сцепление и жмем на газ... Да, с тормоза сначала снимем... Вот теперь отожмем. Так?
     - Так, - ответил Сергуня. - Только спокойней надо.
     - Вот именно... А то думают... Да у меня по вождению четверка.
     - А ты где училась?
     - На курсах. Так, отжимаем, плавно даем газу и пое-ехали...
     И правда, трактор спокойно взял с места и затарахтел вперед, к конторе. Когда подъехали и трактор остановился, тракториста спросила:
     - Тебя как звать?
     - Сергуня.
     - А меня Тоня. Ты ко мне на поле приходи, когда пахать буду. Я тебя поучу...


Рецензии