Рональд Брукс Китай. Наваждение. Часть 1

Рональд Брукс Kitaj (далее РБ  Kitaj) известен как инициатор и куратор первой выставки художников Лондонской школы живописи: в 1976 году он решил организовать выставку с  необычным названием «Человеческая глина».


В ней приняли участие художники - приверженцы фигуративной живописи в противовес существующему тогда засилью абстракционизма. В их числе были Френсис Бэкон, Люсьен Фрейд, Франк Ауэрбах, Леон Коссофф, Дэвид Хокни и, конечно, сам РБ  Kitaj. Были представлены и другие художники, но именно с этими именами ассоциируется сегодня Лондонская школа живописи, под чьим названием она и вошла в историю искусства.


РБ Kitaj очень необычный художник. Его включают в число представителей поп-арта, но интересен он тем, что сумел соединить литературную основу с визуальной, расширив их трактовку и интеллектуально обогатив живопись. Страстный коллекционер книг, он находил свои темы в истории и литературе, в творчестве великих художников, чьи портреты появлялись в его картинах, и в жизни великих писателей, а также философов и политических деятелей.


Так наиболее характерная для него картина «Осень в Париже» показывает в центре сюжета – Вальтера Беньямина, который являлся его кумиром, а здесь – одновременно дирижером и жертвой всеобщего безумия.


Вальтер Беньямин тоже был страстным коллекционером книг и создавал сборники цитат, которые переписывал от руки. РБ Kitaj делает что-то подобное только не в тетрадях, а на холсте, создавая коллажи из фотографий, вырезок газет, фрагментов изображений разных фигур и лиц известных личностей, которые, собранные вместе в одной композиции, создавали контекст истории и времени.


Картины РБ Kitajа – это ребусы, загадки и одновременно провокации, которые сложны для восприятия и расшифровки, поскольку требуют знания того, что за лица изображены на картине, откуда они и почему собраны здесь.


К его выставкам делаются обширные справочники, расшифровывающие замысел художника, так же, как и сам художник предпосылал своим выставкам большие комментарии и  интерпретации картин. Это  было частью его художественного творчества, в котором он видел подражание талмудической традиции интерпретации библейских текстов.


В искусстве РБ Kitajа очень сильны автобиографические черты, а также одержимость еврейской темой и темой существования диаспор. Это - тема Кафки, Фрейда, Беньямина и вообще человека, никуда не вписывающегося, живущего как неприкаянный Агасфер, обреченный на вечное блуждание в мире, где его никто не принимает. Почти в тех же словах о неприкаянности поэта писала Марина Цветаева:


Да, не выгорело:
За городом мы!


За городом! Понимаешь? За!
Вне! Перешед вал!
Жизнь – это место, где жить нельзя:
Ев – рейский квартал...


Так не достойнее ль во сто крат
Стать Вечным Жидом?
Ибо для каждого, кто не гад,
Ев – рейский погром —
Жизнь.
(Поэма Конца)


Р.Б.Китай. Убийство Розы Люксембург, 1960. На картине не показано само убийство, а только тот момент, когда тело бросают в Ландверский канал. Это был последний кайзеровский триумф и  первый  - нацистский.  Вверху лица Германии,  символизирующие социальный контекст убийства. Памятники говорят об исторической признательности Розе Люксембург, а газетный отрывок цитирует публикацию о ней. Это типичное историческое полотно Р.Б. Китая.
 

Художник-интеллектуал, для которого литературный и философский материал не менее значим, чем художественный, РБ Kitaj выделялся из числа других богатейшими знаниями в области истории, искусства, литературы, живописи, психоанализа, философии и культурологии.


Его тема - идентификация и самоопределение личности в современном мире. Сам художник считается одним из великих неприкаянных XX века, вечным странником и вечным Жидом. С середины семидесятых его ведущей темой становится опыт существования диаспор вообще и еврейской диаспоры, в частности. Диаспорист – любой, вынужденный жить в двух мирах сразу: в общепринятом и своем, потаенном.


Искусство  для РБ Kitajа – не самоценность, а поле интеллектуального исследования самых сложных философских вопросов истории двадцатого века. Так, исследуя тему возникновения  фашизма и Холокоста, он пишет странную, на первый взгляд, картину «Подъем фашизма» (1975-1979), в которой дает свой ответ на этот вопрос.


Художник  передает мрачную атмосферу нарастающего фашизма в Европе, подчеркивая его  ужас  красками: темно-синее море, черная кошка на переднем плане, пока едва заметный черный бомбардировщик слева на горизонте, купальщик в черном в центре группы фигур и черное небо на заднем плане справа.


Центральная фигура группы купальщиков – фигура фашиста в черном купальнике и с черным шлемом на голове. Слева – прекрасная и похотливая женщина – жертва фашизма. Фигура купальщицы справа – это Европа, с интересом наблюдающая за тем, что будет дальше. Ее тело покрыто кроваво-красными пятнами, но она как бы и ни причем. Бомбардировщик, показавшийся слева,  пересекает Ла-Манш и вскоре с этой идиллией будет покончено.


Фашизм у РБ Kitajа – это  не только черная краска, но еще и олицетворение природной похоти и зова крови обнаженной природы, сбросившей с себя  культурные одежды. Нацизм – это превосходство одной крови одного народа над кровью другого народа, что неминуемо ведет к смерти, в  тона которой  окрашено полотно. Картина актуальна и для сегодняшнего зрителя, который ищет ответы на тот же  вопрос: откуда, из чего вырастает фашизм - из любопытства равнодушных или из природы человека?


Картина создавалась в течение нескольких лет. Сначала появились  три картины с разными женщинами на отдельных листах. Потом они соединились в голове художника. Началась работа по созданию единой композиции путем склеивания фигур в разных вариантах их расположения.


В технике  написания картины художник вдохновлялся «Танцовщицами» Дега, выполненными пастелью, и «Купальщиками» Сезанна. Дымчатая пастель стала  одним из  любимых приемов РБ Kitajа с тех пор, как он увидел в 1975 году  картины Дега в Париже, а свой дом в Лос-Анжелесе, куда он периодически возвращался и там же закончил свой жизненный путь, художник  сравнивал с домом Сезанна в Эксе-ан-Провансе.


Родился Рональд Брукс Kitaj 29 октября 1932 года в Кливленде штата Огайо. Мать, Жанна Брукс, была урожденной американкой, но  из семьи русских евреев-иммигрантов. Отец – Зигмунд Бенуей - тоже из числа еврейских беженцев, но вскоре он бросил семью.


Мать вновь вышла замуж - за венгерского еврея Вальтера Kitaj, бежавшего от нацистов из Вены в 1938 году. Мальчику было тогда девять лет,  он взял фамилию отчима. Родители будущего художника не были практикующими иудаистами, мальчик рос в либеральной  атеистической атмосфере.


В семнадцать лет, после окончания школы, Рональд Брукс Kitaj пять лет посменно работает на торговом флоте в качестве моряка. Но параллельно начинает учиться рисованию и искусствоведению  в Нью-Йорке, потом в Вене и Париже. В двадцать один год женится и играет протестантскую свадьбу. Брак длился двенадцать лет. В браке родился сын Лем, но через пятнадцать лет жена покончит жизнь самоубийством.


В год свадьбы Рональд Брукс Kitaj едет в Испанию изучать историю испанской инквизиции, еврейской диаспоры и каталонского искусства. В 24 года поступает на службу в армию, а после службы продолжает учебу в школе рисования в Оксфорде, посещает лекции по искусствоведению и оканчивает Королевский колледж искусств в Лондоне. Здесь начинается его дружба с Дэвидом Хокни, которая продолжается всю жизнь.

 
В тридцать один  год у художника состоится  персональная выставка в Лондоне,  через два  –   в Нью-Йорке. В Лос-Анджелесе начинается преподавательская деятельность Рональда Kitajа. Здесь он знакомится со своей второй женой – художницей Сандрой Фишер. Их свадьба состоится через двенадцать лет, когда художнику исполнится пятьдесят и уже в синагоге со всеми полагающимися еврейскими обычаями. Через год у них родится сын Макс.


В 1976 году (в 44 года) Рональд Брукс Kitaj организует ту, самую известную, выставку, положившую начало Лондонской школы живописи. У художника начинается период осмысления еврейской традиции, еврейской диаспоры, еврейской живописи. А в 56 лет появляется первый манифест диаспористов. Весь последующий период художника так или иначе связан с темой еврейской диаспоры и еврейской традиции.


В 1994 году состоится ретроспективная выставка художника, который недавно отметил свой шестидесятилетний юбилей. Выставка стала одновременно и поражением, и триумфом художника, высшей точкой его жизненной карьеры и самой большой жизненной трагедией, от которой Рональд Брукс Kitaj не смог оправиться и через тринадцать лет покончит жизнь самоубийством.


Авторский блог
http://sotvori-sebia-sam.ru/kitaj/


Рецензии