Книга на всю жизнь

В жизни каждого человека есть книги, которые он проносит через всю жизнь, такие произведения, которые актуальны всегда. Для меня это философская сказка Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
Первое знакомство с этой книгой произошло ещё в начальной школе. Тогда это действительно воспринималось как сказка о путешествиях необыкновенного мальчика, прилетевшего с далёкой звезды. Сейчас же, повзрослев и перечитав вновь, мне открылись другие вопросы и проблемы, на которые раньше я не могла обратить внимания просто ещё в силу возраста.
Это не просто сказка, это повесть, раскрывающая все законы нашей жизни. Мне кажется, что нет такого вопроса, который бы автор не затронул в своём произведении. Раскрыта тема любви, взаимоотношений между мужчиной и женщиной (в истории Маленького принца и Розы). Раскрыта тема жестокости взрослых, которые намеренно, но из «лучших побуждений», губят судьбы своих детей (история самого Лётчика, который благодаря взрослым отказался от мечты быть художником и был вынужден получить другую профессию). Также это тема одиночества (каждая из планет, которые посетил Маленький принц, принадлежала бесконечно одинокому человеку). Это тема дружбы (Маленький принц и Лис и Маленький принц и Лётчик, который тоже впоследствии стал его другом). В каждом персонаже есть что-то неповторимое, необыкновенное. Если взять Розу, то в ней мы видим идеал женщины по Экзюпери – немного капризная и взбалмошная, но зато искренно любящая и бесконечно нежная. Змея – как олицетворение высшей мудрости, вершительница судеб (чего стоит только фраза: «Но ты чист, и явился со звезды…», т.е. «Жаль, конечно, но убивать тебя не за что…») В образе Лётчика мы видим перерождение души, ведь после знакомства с Маленьким принцем он не только начал снова верить в чудо, но и вернулся к своей детской мечте – начал рисовать. Лис – это житейская мудрость, это умение понимать и прощать. Думаю, что символично то, что другом для Маленького принца стал именно Лис, животное, ведь серди людей друга себе он так и не нашёл. Все маленькие персонажи, жители планет, являются гиперболизированным выражением какого-нибудь из людских пороков, это зашоренные люди, живущие в своём выдуманном мирке, не способные ни чувствовать, ни мыслить. И каждый из них сам виноват в своём одиночестве.
Для меня самой осталось два открытых вопроса, связанных с этим произведением. Первый: почему Маленький принц улетел от своей любимой Розы? Почему в разговоре со Змеёй, на её вопрос: «Что ты здесь делаешь?» он ответил: «Я поссорился со своим цветком» (и это если учесть, что в сцене прощания Роза призналась ему в любви, и никакого даже намёка на ссору не было, он просто решил улететь и улетел, оставив её совсем одну)? Вот уж, поистине, загадка мужской логики. И второй: что такое Маленький принц? Действительно ли существовал этот странный маленький человечек, или это всего-навсего плод больного воображения Лётчика, потерпевшего крушение в необитаемой пустыне и находящегося в состоянии, близкого к галлюцинациям?
Кто знает, может быть когда-нибудь я и найду ответы на эти вопросы. Одно я знаю точно – со мной навсегда останутся великие фразы, запавшие в душу раз и навсегда: «Зорко одно лишь сердце… Самого главного глазами не увидишь… Мы в ответе за тех, кого приручили… Если идти всё время прямо да прямо, далёко не уйдёшь…. Дети должны быть снисходительны к взрослым… Цветы так непоследовательны… Не у всякого есть друг…»


Рецензии