Бухта Владимировка

В начале 80-х, нас с кораблём отправили на испытания нового изделия оружейного комплекса на ладожский полигон. Из-за бюрократической волокиты, больше двух недель дожидались в Кронштадте представителей дивизиона, подчинённого полигону. За это время, мы и там успели отметиться… но об этом, не сейчас.

Места на Ладоге – просто сказка! А бухта Владимировка, где располагался НИЦ – научно исследовательский центр, а в простонародье, просто полигон, находилась в сосновом бору. Не место службы, а просто курорт… Вот, видимо, что бы местным военным служба мёдом не казалась, им и прислали командира, капитана 1 ранга С. Мужчину импозантного, с необузданной фантазией и такой же психикой… Но это выяснилось позже, при более конкретном общении. А первое впечатление, как часто бывает, оказалось обманчивым.

На следующий день после прибытия, я был вызван «на светлые очи» командира НИЦ. И получил приказание, на завтра планировать выход в озеро, для проверки нашего уровня БП на практике. Серьёзный мужчина, не верит проверкам на готовность к межбазовым переходам, по которым мы уже отстрелялись. Я сказал «Есть»! И убыл ставить задачу экипажу.

На следующий день, буквально за 5 минут, до получения «добра на выход» капитан 1 ранга С., прибыл на борт. Эффектно, надо отдать должное – в бушлате с погонами капитана 1 ранга, белом кашне, пилотке с «шитым крабом» и чёрных перчатках… Право-слово - пижон! Но в самом лучшем смысле этого слова, применительно к военно-морскому офицеру с корабельным прошлым…

Отошли от стенки, вышли в озеро… Пока шли в полигон, дал провожатого и капраз С, пошёл посмотреть корабль. Вернулся, как раз вовремя. Спросил, какие вводные по БЗЖ хорошо отработаны? Отвечаю, что любые на его вкус, можно, если есть желание, даже импровизировать. А список команд и типовых вводных в папке документов по БЗЖ есть.
Часа два мы мотались на разных ходах по полигону, боролись с пожарами, поступлением воды, ликвидировали последствия применением противником ОМП. Затем легли в дрейф. Опустили за борт шланг для приёма питьевой воды и пополнили её запасы, прямо из озера! Не знаю как там с этим сейчас, но тогда это даже рекомендовалось. Отобедали, чем продовольственный баталер послал и вернулись в бухту.

После швартовки поинтересовался замечаниями по выходу и организации службы на корабле. Получил ответ, что уровнем подготовки экипажа командир НИЦ доволен. Есть замечания по швартовке. Что это, мол, за команда – Править на угол причала или на сломанную сосну на берегу? Надо - право 5 градусов или лево 7 градусов! Я возразил! У рулевого перед носом картушка репитера рулевой машины, а я швартуюсь стоя на крыше ходовой рубки, а у меня там увы, транспортира нет! Вот для исключения разночтения или разнопонимания моих команд, так и командую, кстати, как учили!

 На удивление, с моим мнением, командир НИЦ согласился, Сделал запись в ЖБП и убыл, сказав, что всем удовлетворён и больше к этим вопросам, возвращаться не намерен. А это оказалось дорого стоит. Нас, практически не терроризировали и не трогали весь период нахождения на полигоне. Даже командир дивизиона и НШ нас не трогали. Основной задачей было не влететь самим с дисциплиной, ну, это уже были мои проблемы…

А служба в НИЦе была организована следующим образом! Все офицеры и мичманы, в лучших корабельных традициях расписаны на три смены! На выходные дни две смены были сходные, а одна оставалась обеспечивать, все выходные. А сходные смены, в 16.00 пятницы убывали в Питер, где в основном и проживали, возвращались к 12.00 понедельника. На следующие выходные заложниками службы становилась другая смена. А народа в части хватало. На параде было четыре «коробки», две старших офицеров, одна мичманов и одна матросов.

Народ был нормальный, в основном все «от науки», а это как бы, не от мира сего… На флоте их зовут «яйцеголовые», как впрочем и всех учёных. Люди не конфликтные, вежливые, даже ругаться с ними не возникало желания. Вот они и переносили стойко тяготы и лишения, в том числе и от фантазии командира…

На персоне НШ полигона надо остановится, отдельно. Капитан 2 ранга С., да, тоже С. Но с украинскими корнями и окончанием фамилии на «о». Человек – Устав или Параграф. Всё выполнял по уставам, инструкциям и циркулярам… Перед строевыми смотрами уходил с барабанщиком в лес… и по тропинкам маршировал под барабан! Отрабатывая повороты в движении и на месте под барабан!!! Честное слово! Не вру!!! Это он так поддерживал видимо, если не физическую форму, то уж строевую точно. Наверное, иноходью учился ходить…

Вот такие уникальные войсковые части были в составе ВМФ и не в Российской глубинке, а под Питером, например, в 2-х часах езды на электричке… Это только ознакомительный рассказ про те края. Остальное впереди.


Рецензии