ЗА ЧТО 5 глава. Яша и его рассказы. Четвёртый неок

--Яша, прошлый раз мы остановились на вопросе, что такое троцкизм.- Володя не унимался.-
--Чего тебя вдруг заинтересовали не детские вопросы?
--Я уже год зарабатываю собственный хлеб и матери помогаю.
--Знаю, знаю, ты молодец. Да, ты уже взрослый. Но, всё таки, к чему вопрос?
--Говорили, что мой дядя был троцкист. Он жил в Сочи, работал бухгалтером. Его арестовали и мы до сих пор не знаем что с ним, и что  такое троцкизм. Я помню только, что в тридцать седьмом году в нашей школе вырывали и сжигали обложки тетрадок с изображением Маркса и Ленина. Говорили, что в графическом рисунке были зашифрованы две буквы-буква М и буква К. И как бы эти буквы обозначали: « Могила коммунизму», и что это печатали троцкисты, и мой дядя был к этому причастен. Значит он троцкист?
--Странно. Но это могло обозначать, ну например: «Мы за коммунизм», или « Мировой коммунизм».
--Тогда, наверно, думали иначе.
--Наверно. Точно я об этом не скажу, но кое что я почерпнул из солдатских и офицерских рассказов на фронте, да и в госпитале языки были развязаны. Это слово произошло от такого революционного деятеля, как Лев Троцкий. Он был соратник Ленина. Но со Сталиным они идейно разошлись и Троцкому пришлось бежать за границу. Видимо Сталин был гораздо сильней, или более прав. За границей Троцкий развернул деятельность по смене режима Советского Союза. Было какое то его письмо, где он писал, что в Советском Союзе есть много  организаций и только ждут его сигнала чтобы сместить Сталина. Однако старшие офицеры говорили, что это был блеф. Никаких организаций не было, но этим письмом он подписал  смертный приговор себе и смертный приговор очень многим гражданам России. После его письма  началась охота на ведьм. Стали вылавливать троцкистов, которых не было и в помине. Тюрьмы переполнились, расстреливали направо и налево Видимо под эту метлу попал и твой дядя. Перед войной работники НКВД говорили так: «Пусть погибнет девять невиновных, за то десятый виноватый обязательно попадётся». Но считайте, что этого разговора у нас не было и забудем о нём.- Самый маленький запротестовал.-
--Яша, ты обещал рассказать интересную историю про переход цыган из Индии в Персию.
--Хорошо,  подожди набью трубку и сделаю несколько затяжек.- но рассказ продолжать не пришлось.


                Четырнадцатилетний Коля, постоянный слушатель и верный друг безногого Яши сидел в чуланчике и чинил сапоги. Сапоги рваные, дырка большая. Нужно было найти такую же большую заплатку, а это сложно, ведь всё приходилось выкраивать уже из совсем непригодного старья. Мать Коли отдала его в одиннадцать лет на обучения к местному сапожнику, благо он жил дом в дом. Там Коля проучился два года и в тринадцать лет перешёл уже на собственный хлеб. Правда, для этого его матери пришлось выгнать не одну закваску самогона, чтобы кузнец из соседнего села, дед Никита, выковал сапожный инструмент. Инструмент получился неважный, как и сам дед Никита. Сапожный нож Коле приходилось перекаливать самому. Но когда через село проходили советские войска, уже после немецкой оккупации, солдаты ему подарили очень много нужного инструмента. И Коля он на селе был чуть ли не единственным сапожником. За войну все поизносились и несли ему на починку такую рвань, какую и назвать  то обувью нельзя. Но как говорится: «Голь на выдумки хитра». Возле дома, как раз против маленького окошка Колиного чуланчика стояла Алла с подругой Алиной.  как раз Алине Коля и чинил сапоги. Дело то шло к зиме. Окошко было высоко через него нельзя было выглянуть на улицу, но и с улицы невозможно было заглянуть во внутрь. Подруги разговаривали и коля через открытое окошко слушал их беседу. Говорили о разных женских делах, делились сплетнями, но разговор перешёл на Яшу и Любовь Петровну. Коля прервал работу и затаил дыхание.
А я её всё таки добью. Главное устранить этого цыганского дьявола. Я полагаю, что именно он доносит о всех тайных делах что творятся в деревне. Не успеешь ещё о чём то подумать- а она уже знает. Как эта цыганская тварь?..  Как будто у него в каждом доме есть уши.
--А оно и есть. Не нужно при детях разговаривать. Он же собирает их вечерами своими сказками, они и выкладывают ему.
--Ну ничего, они же его и погубили.
--Как?
--Петрухин Ваня рассказал как он болтал со старшими ребятами о политике.  Дескать товарищ Сталин войну то выиграл, а мир проиграл и угробил двадцать миллионов советских солдат и мирных жителей. Представляешь? За такие слова его по головке не погладят. Как минимум-  десять лет лесоповала.
--Так он же инвалид, какой лесоповал с безногого?
--Ничего, туда всех принимают, главное чтоб было за что. А такое сказать, да ещё  молодёжь настраивать- это огромное преступление.
--Так ведь нужно чтобы об этом узнали где следует .
--Уже знают. Я недавно приехала из Таращи, вот ещё сумка в руках. Представляешь? Сама же она меня и послала. Не туда, конечно. Но дорогу я знаю. Всё описала. Кое что и прибавила.
--А доказать?
--Детей как следует прижмут-всё расскажут, и что было, и чего не было. Уже сегодня ночью обещали  и забрать, в крайнем случае завтра утром. Конец царствованию нашей Любочки. Я своего добъюсь. Без Яши она ноль.- Но Алла сильно ошибалась.
--А тебе то какая выгода?
--А ты не догадываешься? Если сковырнуть Любку, то кто на первом месте? Я, конечно.
--Далеко глядишь. Ну дай бог удачи. Может и меня не забудешь.
--Так ты же моя первая подруга. Вот тогда то мы и заживём.-После этого женщины зашли в чулан молодого сапожника.
--Ну как молодец, как там мой сапог? -Она обратилась к Алле.-Ты посмотри какой красавец стал, недавно был от горшка три вершка. Да ещё какое дело в руках. Подруги приятно улыбнулись. С твоей матерью мы уже договорились об оплате. Давай сапог.
--Ещё не готов.
--Как не готов? Три дня прошло.
--И ещё пройдёт.
--Почему?
--Тот ботинок,что вы принесли на заплатки, сам хлеба просит. Задник то я из него выкрою, а вот полусоюзку не получается. Поставить я могу, но через день вы опять будете у сапожника. Весь передок ботинка гнилой.
--Что же делать?
--Или принесите другое на замену, или ждите, может что то принесут другие люди. До холодов ещё далеко. Всё, я закрываю мастерскую. Коле не терпелось выпроводить гостей и бегом к Яше.


              Коля запыхавшись прибежал в тот момент, когда Яша раскуривал свою трубку. Он не стал подходить ко всей компании, а стал у калитки.
--Яша,ковыляй сюда. Кое что интересное.  - И Коля рассказал всё, что услышал.- Яша постоял, попыхтел дымом, почесал затылок и спокойно сказал:-
--Хорошо будем думать. Скажи ребятам, чтобы шли по домам, обещанный рассказ расскажу в следующий раз,- и не торопясь, покуривая, пошёл к Любови Петровной, благо она ещё была на работе.

--Что скажешь касаточка, следует принимать какие нибудь меры, или что будет-то будет.
--Следует... И немедленно... Постой, постой... Так …  Вот бумага, пиши заявление на краткосрочный отпуск по случаю посещения  в госпитале своего брата. Сегодняшним числом. Запрягай двуколку и не  на Таращу, а сразу из Сельсовета налево и через Ставище в Белую Церковь. Они приедут по таращанской дороге. Может уже едут. Вот то, что у меня есть. Бери. Не сомневайся- это все мои деньги, не казённые . Военный билет у тебя в порядке, а паспортов мы ещё не выдавали. Власти знают.
--А как же ты? Как ты объяснишь?
--Ещё не знаю. Будет видно по ходу дела. В Белой Церкви двуколку оставишь на коновязи возле райисполкома, и айда на вокзал... Ну а дальше, как знаешь. Торопись. Иди.- По щекам Любовь Петровны покатились две слезинки. У  Яши тоже появились слёзы на глазах. Он подошёл к ней крепко обнял и поцеловал в две щеки. Всколыхнулись два сердца. Сейчас они почувствовали что такое настоящая дружба.
--Может это последний раз, касаточка.
--Не дури, я найду тебя Яша.


             Когда Любовь Петровна пришла на работу, а приходила она очень рано, возле сельсовета стоял открытый американский вилюс и в нём сидело два человека в форме НКВД. Один склонился на руль и дремал, другой просматривал какие то бумаги.
--Ну и где же твой хромой сторож?
--Младший лейтенант, во первых я старше вас, во вторых я председатель сельсовета и, в третих, я всё таки женщина, чёрт побери! Вас не учили в вашем учреждении обращению по советски вежливо!?- и снизив тон, как бы по дружески, с улыбкой- Зачем работникам НКВД мой хромой сторож?- Любовь Петровна блефовала, она знала, что могла напороться на шипы. Младший лейтенант слегка опешил. Уж слишком юн он был.
--Есть к нему несколько вопросов, их зададут в управлении.
--В управлении? А почему не здесь?
--Так полагается.
--Я сожалею, но его нет.
--Что значит нет. Где же он?
--Он взял на неделю отпуск проведать в госпитале брата и вчера поздно вечером уехал. Я ему дала до Белой Церкви свою двуколку.- Младший лейтенант побледнел. Он хотел что то крикнуть, но лишь промычал и в уголках губ появилась пена. Потом отдышался и выпалил,-
--Какой отпуск! Что вы несёте, мать вашу так! За три часа до ареста он берет отпуск и вы ему даете свою двуколку, чтобы он бежал! Ну это уже заговор. Дело принимает другой оборот. Другой! Совсем другой оборот!
--Ха, вы что поставили меня в известность что он арестован? Что я должна задержать его?
--Мы не должны ставить никого в известность.
--Ну вот по этому вы его и проворонили. Он уехал в Белую Церковь, ищите его там. Может быть в Белоцерковском госпитале7
--Откуда такая уверенность, что он уехал именно в Белую Церковь?
--По нашему уговору он должен оставить двуколку с жеребцом управляющему делами белоцерковского райисполкома. Сегодня туда поедет с оказией прораб он и заберёт двуколку. Если вы сейчас в Белую Церковь, то захватите моего прораба.
--Чёрт! Или он колдун, или работает агентура.
--Если агентура, то вам больше известно кто знал о его аресте, а на счёт колдуна- я не замечала.
--Ну не могла же она написать донос, а потом и предупредить, что арестуют. Э
Это уже на грани фола.- Любовь Петровна сразу поняла кто написал донос. Вчера только один человек был в Тараще. Это Алла.
--Может тот человек кому то рассказал. Не обязательно после доноса, а ещё в процессе намерения. Вот там и ищите развязку.
--Мы найдём. Обязательно найдём.
--Удачи вам.
--Тогда ещё вопрос-как вы его могли так скоропостижно отпустить? Ведь он сторож. Нужна замена. Вы же сельсовет оставили без сторожа. Как это, объясните?
--А что здесь сторожить? Вон  тот гнилой стог сена? Печать я забираю с собой. Все бумаги у меня дома. Так надёжней. Об этом знают в райисполкоме и так будет пока мы не построим надёжный сельсовет и не приобретём надёжный сейф. А как сторож-это так... Одно название. Что может уберечь безногий человек с дробовиком без гашетки и патронов? Мы просто ему дали приют как фронтовику, как инвалиду отечественной войны и как герою войны. Орденов и медалей у него не вмещается на груди. Разве можно выбросить такого человека?
--Сегодня он герой, а завтра преступник. Сейчас такое сплошь и рядом. А как он к вам попал.
--Ну это длинная история. Если располагаете временем, заходите, поставим чайник и буду рассказывать. До планёрки ещё полтора часа.
--Другим разом. Но это всё мы ещё проверим.
--Час добрый.


                На следующий день всё село говорило, что арестовали Аллу с подругой. Алла к вечеру  вся в слезах приехала домой, а подругу оставили под следствием за разглашение государственной тайны. И село не видело её ещё очень долго.


Рецензии