Пыльная буря

Фото из интернета


                После окончания института, по распределению, меня направили в Ростов-на-Дону, который стал мне второй родиной. Над фразой «а у нас в Ростове» до сих пор потешаются все воронежские родственники и друзья.
                Трудовая деятельность в качестве технолога мебельной фабрики, расположенной на набережной Дона началась в дружном коллективе, живущим, как одна семья.
                Возглавлял её пожилой бобыль Анатолий Дмитриевич Назаренко. Среднего роста с зачёсанными назад седыми волосами в очках с тонкой металлической оправой он выглядел скорее директором школы, чем фабрики. С добрым, слегка обиженным выражением лица мог любому устроить грандиозный разнос и провинившиеся от стыда  готовы были просто провалиться под землю.  Выговоры всегда были по делу и не задевали чувства собственного достоинства. Чаще всего ворчал вполголоса, когда  что-то не нравилось.

                Бухгалтерия, которую директор называл «цветником» по утрам устраивала чаепитие с баранками или кто-нибудь из девчонок приносил домашнее печенье или пироги. Я с большим энтузиазмом участвовал  в утренних посиделках. Зарплата у цехового технолога мизЕрная, из которой двадцать рублей платил за  угол, а позже и тридцать рублей за флигель, когда жена, окончившая через год после меня институт, приехала в Ростов.  На оставшиеся пятьдесят рублей прожить было весьма проблематично.

                Есть хотел постоянно. То ли сказывалось голодное послевоенное детство, то ли молодой поджарый организм требовал своё, но я постоянно недоедал. Обедать ходили всей конторой в столовую рыбзавода, через дорогу Халтуринского переулка в сторону вокзала.
                Нас знали и пропускали без пропуска. Один стол занимал старший мастер - невысокий и очень подвижный татарин Решат Абдулович, которого «заглаза» дразнили карандашом. Напротив усаживалась Нина, экономист - манерная стройная блондинка на высоченных каблуках в коротенькой юбчёнке, раскрашенная, как индеец на тропе войны.
                Дородная медлительная казачка  ОТЗешница Валя с чёрной густой косой занимала место слева от Нины. Венчала компанию стола жутко сексуальная учётчица Машка. Она обладала вздёрнутым носиком и огромными раскосыми карими глазами, которыми  стреляла, как из карабина. К тому же она обладала фигурой Софи Лорен и когда улыбалась пухлыми губами, показывая расщелину между верхними зубами, все мужики становились невменяемыми. Её муж, Николай всегда провожал и встречал её с работы прямо у проходной.

                - Всё равно не убережёт, - говорил про него Назаренко, - когда-нибудь кобели выкрадут это диво прямо из цветника.

                Второй стол, за которым сидел и я, украшала Люба завскладом. Аппетитная блондинка с пышным бюстом, голубыми глазами и таким же облегающим свитером. Она сидела с бухгалтером Василиной Андреевной – серьёзной пожилой полной женщиной с тугим узлом волос на затылке. Наш некомплект за столом часто дополнял механик Андрей Летучий. Крепкий мужик лет пятидесяти с красным носом, выдававшим его пристрастие.
                В столовой я брал или первое, или второе блюдо. Экономил. А к чаю ел оладьи с  тёмным сливовым повидлом. Выходил из-за стола с очень здоровым чувством голода.

                Однажды  вечером часов в восемь не закончив разговор с директором, я  увязался проводить его до автобуса. Но Анатолий Дмитриевич не был расположен обсуждать производственные темы. Его влекли воспоминания. Назаренко тепло рассказывал о своём детстве, юности, как воевал… мы шли с ним длинным кружным путём по набережной. Стояла самая красивая пора в Ростове – осень. Желто-красные листья клёнов, медленно кружась падали на землю. У причалов зажглись огни пришвартованных пассажирских теплоходов, Над Доном проплывали плотные кучевые облака. По пути располагались четыре забегаловки - шалманы, так их обозвали местные жители. В каждый мы заходили. Анатолий Дмитриевич  брал две рюмки водки и маленькое блюдечко маслин.  Мы сидели, и не спеша лился рассказ о его довоенной безответной любви, которой этот пожилой человек ни разу не изменил за всю свою жизнь.

                А я слушал и уплетал маслины с горчицей и хлебом, который при коммунистах стоял бесплатно на столе в каждом учреждении общепита. А оливки и маслины раньше я не только не ел, но и не видел!  На  Воронежских прилавках не было этого средиземноморского фрукта. Распространённое мнение, что оливки не  маслины в корне неверно. Все они оливки, только разной степени зрелости. Вообще оливки вызывают множество споров.

                Например, это ягода или фрукт? Так, как схожесть с вишней, сливой, алычой очевидна, поэтому маслину можно считать фруктом. Встречал и мнение, что это ягода, как, например, клубника. Думаю не столь это важно. Важно то, что из оливок делают масло, что это сам по себе очень вкусный и полезный фрукт или ягода!  И не зря  есть оливковая ветвь и  венок. В древней Греции оливковое дерево было символом богини Афины, и за срубленное дерево полагалась смертная казнь.

    
                За  пару месяцев наших прогулок я привык и к водке, и к маслинам. Стал покупать их в магазинах. В ту пору на прилавках овощных отделов лежали греческие и марокканские. Марокканские были крупнее, без косточек и маринад у них острее. Полиэтиленовых пакетов в те времена не использовали и маслины насыпали совком из больших металлических пятилитровых банок в кулёк из неплотной серо-коричневой бумаги, которая от маринада мгновенно расквашивалась, и маслины норовили вывалиться на дорогу.

                Наступила зима. Не выдержав удобств во дворе и холодрыгу в съёмном флигеле с тонкими саманными стенами, обитыми тарной дощечкой, супруга укатила к маме, а я каждый день в авоське приносил куски ДСП и топил печку. К утру  в ведре с водой образовывалась ледяная корка, а усы примерзали к подушке.

                Весной 1969 года я впервые увидел, что такое пыльная бури. Они захватили огромные территории  на Северном Кавказе, Поволжье и Ставропольском крае. В Ростове пыль намело к заборам и стенам домов.  Люди на улицах закрывали нос и рот. Пыль хрустела на зубах. Буря продолжалась несколько дней. В районах сильно пострадали посевы. В некоторых местах выдуло более десяти-пятнадцати сантиметров почвенного покрова. Кто говорил, что виновником пыльных бурь стала распашка целинных земель, кто объяснял наличием в области некрепких сухих солонцеватых почв. Их в Ростовской области более полутора миллиона гектаров. Встречаются и солончаки. Пыльные бури погубили озимые на огромной площади.
                Зимой пыльные бури происходят реже, чем весной и длятся они, как правило, недолго, но именно буран в начале зимы 1969 года мне запомнилась на всю жизнь.

                С утра в воскресенье сильно похолодало, а в печке прогорали последние куски ДСП и я решил стащить пару – тройку  хозяйских берёзовых поленьев за сараем, где сыто похрюкивали три здоровенные свиньи. Дрова остались от старых заготовок. Дом отапливался газом.
                Внезапно стало нестерпимо душно и как-то неспокойно на душе.  Закрутилась позёмка. Стоял полдень, но ярко светившее солнце подёрнулось небольшой тучкой и просвечивало красным пятном. Ветер, поднял тучу пыли и песка. В сарае тревожно захрюкали свиньи, и вдруг завыл Гитлер – злющий дворовый пёс, сидящий  на цепи.  Хлопнула дверь – это вышла во двор хозяйка посмотреть, что за шум. Еле я успел бросить дрова в сени. Поднялись тучи пыли, которая лезла во все дырки, скрипела на зубах. Я бросился закрывать ставни и побежал в дом. Входная дверь, подхваченная ветром, так треснула меня по заду, что я влетел в сени, как реактивный самолёт! Порывы ветра заставляли дрожать флигель, всё вокруг свистело, грохотало и плясало ходуном. Потом за окном раздался сильный треск – это сломался тополь возле сарая и, падая, он проломил крышу. Свиньи сорвались в визг!

                При очередном порыве ветра крыша моего флигеля слегка приподнялась  и сдвинулась сантиметров на двадцать от стены. Посыпались щепки, штукатурка – чуть в штаны не наложил со страху. Напялив на себя одежду, замотался шарфом и дал дёру на улицу. Ничего не было видно. Ветер сдувал с ног, началась вьюга, но вместо снега летела земляная пыль с песком. Крутились куски железа, сорванные с крыш, какие-то обрывки бумаг, дощечки.
 
                Как добрался до фабрики, уже не помню. Переночевал на стульях в лаборатории. На утреннем чаепитии в цветнике, ёрничая рассказывал, что творилось вчера у меня дома. Девки ахали, а я старался их развлечь. Подвывал, как Гитлер и хрюкал. Рассказывал про своё воровство дров из хозяйской поленницы - их потом ветром раскидало по всему двору. Цветник слушал широко раскрыв глаза! Даже Анатолий Дмитриевич, проходя мимо открытой двери, задержался, окинув нас внимательным и добрым взглядом.
                На ночь я опять устроился на стульях, а на следующий день поехал к себе домой: надо же было посмотреть, что там и как, забрать  вещи -   жить там уже не представлялось возможным.

                Открыв калитку, сразу налетел на хозяйку. Склочная баба на слоновьих ногах, сходу мне начала мылить шею за то, что Сашка – фабричный тракторист вывалил уголь прямо на дорожку у сарая. Я ничего не мог понять. Зайдя во двор чудеса продолжились: крыша флигеля  стояла на месте и её примыкание, как следует, законопатили технической ватой, а дома был Ташкент. В печке горел уголь. Хозяйка продолжала верещать, что приехавшие столяра с фабрики вели себя нагло: не захотели чинить  сарай, завалили забор, когда ставили на место крышу флигеля. Поднимать его отказались, да ещё обматерили к тому же. Вылакали две бутылки водки и свалили из дома. Она требовала, чтобы я немедленно починил забор.

                Ночевал я дома, а наутро пошёл благодарить Анатолия Дмитриевича. Он сидел у себя за столом и что-то писал. Вместо слов благодарности я чего-то прохрипел, комок в горле давил, не давая говорить по делу. Директор махнул рукой и сказал:
                - Иди, сынок, чего уж там… работай…


Рецензии
Вадим, я живу в Ставрополе, а ростовчан и краснодарцев мы считаем соседями. Унас тоже были пыльные бури, но я не знал, что и в Ростове они были, или просто запамятовал. Помню, что особенно они славились в 69 году. Целину мы тоже про себя винили, но они далеко, а рядом прикаспийская низменность, фактически полупустыня, вот она - то и больше виновата. Такой пыльной бури, какую вы описали, у нас не было, чтобы с ног сдувало, на ветры у нас сильные и почти всегда над местностью висит дымка пыли. После этого в крае все лесополосы были на метр выше окружающей местности, поэтому там пыль задерживалась. Потом эти полосы рассеялись, как надуло в 69 году, так и выдуло в последующие годы, когда бури прекратились. У вас рассказ, как пишут рецензенты, не о буре, а о людях. Вот и я приведу пример с людьми. Я ехал в мае из Ставрополя в Армавир, до него 130 км, но он уже в Краснодарском крае, Ставрополь на "шишке", трудно вести железную дорогу, поэтому мы ездим в Армавир, где пересаживаемся на поезд. Я заметил, что билеты на автобус взяли 2 глухонемые девушки. Причем у одной было место рядом со мной, у другой на предыдущем ряду. Билетами со мной они не предложили обменяться, а я такой "джельтмен", что не догадался им оказать услугу. Так и ехали, я смотрел в окно, а они общались друг с другом, сидя на разных рядах. Мимо нас проплывала гора Стрижамент, самая высокая точка среднерусской равнины, высота 831 метров, а Ставрополь находит на высоте 650 метров. Когда возводили крепость для защиты от горцев, на самом месте было построено укрепление - ретраншемент, чтобы давать сигналы костром о приближении горцев. Для непривычных русскому языку слово превратилось в Стрижамент, так и назвали безымянную высоту в 20 км от Ставрополя. Когда мы рассаживались, сзади ехал знакомый парень, я пошутил, что наговорюсь с соседкой, "как меду наемся", я заметил, что соседка странно на меня посмотрела. Неужели, слышит, подумал я? Когда мы проезжали мимо горы Стрижамент, над вершиной горы и склоном зависла дымка. И вдруг соседка обратилась ко мне: "Туман или пыль?" Что, не понял я? Она повторила вопрос. И тут только я понял, что говорит она по русски. Я ответил, что пыль. И тут же задал ей вопрос, слышит ли она. Оказывается - нет. Так мы с ней разговорились. Она рассказала о себе все, учится в Ставрополе в институте, едет на Май домой. А что меня понимает и отвечает, так этому училась. А подруга? Оказалось, что кое-что понимает, но плохо. И тут водитель что-то объявил по громкой связи. Она подняла голову: "Музыка?" Оказывается, по вибрации крыши до нее доходит звук. Правда, она не поняла, музыка или человеческая речь. Что я еще, понял, она говорит без интонации, однотонно. Ну, я думаю и петь не может. Но общаться с ней легко. Ну, наговорились, как меду наелись.
,

Иван Наумов   17.06.2023 10:21     Заявить о нарушении
Спасибо, Иван, за то, что читаете, за то, что рассказали свою историю. Я прожил в Ростове более двадцати лет. (кстати в юности был музыкантом и работал в разных коллективах)В Ставрополе бывал, но чаще в Пятигорске и ещё чаще в Кисловодске. Дело в том, что я работал в системе Всесоюзного Промышленного Объединения "Югмебель" и одно из наших предприятий (разбросанных по всему Северному Кавказу) находилось в Кисловодске. Так называемое мебельное объединение "Бештау", а ген. директором в моё время там был армянин Ипикчян. Я часто бывал там в составе комплексной ревизии. Хорошо знаю эти города. Вы живёте в замечательном крае! Ещё раз спасибо за отзыв. Обязательно зайду к Вам на страницу, с уважением

Вадим Гарин   17.06.2023 11:34   Заявить о нарушении
На это произведение написана 21 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.