В жизни всегда есть место подвигу

Да, да, именно так, и не только  в жизни военных людей, но и в нашей, сугубо мирной жизни, в том числе, и в женской.  И чем инициативней, талантливей, энергичней бывает женщина, тем больше возможностей и поводов для совершения героических поступков она находит. Как вы уже догадались, мои дорогие читатели, я отношу себя к числу именно таких женщин, поэтому подвиги часто сами меня находят, и мне порой приходится призывать их к порядку и даже выстраивать в очередь, чтобы не надорваться, поскольку женское здоровье и физические силы (вернее их недостаток), часто мешают нам, женщинам, вести эту самую героическую жизнь.

Последним  моим поистине героическим поступком, о котором я хочу вам рассказать, явилась идея выпустить компакт- диск с записью песен и романсов, которые были написаны на мои стихи моим хорошим другом и композитором Леонидом Зуевым. Вы скажете, наверное, подумаешь, какой  героический поступок – сейчас все выпускают диски, кому только не лень! И это действительно так, но даже для профессионалов-музыкантов это бывает порой  нелёгкой задачей, и не только в материальном плане. Что же говорить обо мне, имеющей медицинское образование, всю жизнь работавшей в больничных учреждениях, а теперь, находясь на заслуженном отдыхе  и имея при этом не заслуженно маленькую пенсию, взяться за решение такой проблемы было сущим безумием! Правда, осознала я это не сразу, а  постепенно втянулась в этот страшно интересный и сложный процесс,  и стала осваивать совершенно новую для себя  область деятельности.

Мир музыки не был для меня чем-то совершенно чуждым, т. к. в детстве я обучалась игре на фортепиано, в юности посещала концерты, после переезда в Москву стала членом Центрального Дома учёных РАН, познакомилась и подружилась со многими певцами и музыкантами и постепенно превратилась, как говорит моя любимая певица з.а. России Наталья Васильева, в настоящего меломана и ценителя классической, и особенно камерной музыки и русских романсов.  К концу своей профессиональной медицинской деятельности я стала писать стихи, выпустила за свой счёт несколько книжек, что было для меня огромным счастьем, так как раньше и это было почти невозможным, и многие непрофессиональные поэты «писали просто в стол», без всякой надежды быть когда-то опубликованными и услышанными. Казалось бы, что ещё нужно человеку для полного  счастья?

Оказалось, что не так уж и мало, человеческое существо поистине ненасытное создание! У меня постепенно появилась мечта, чтобы на мои стихи какой-нибудь композитор написал  хотя бы несколько романсов, но нужных денежных средств  для этого у меня не было. На одно из своих стихотворений  «Московский романс» я сама сочинила музыку и играла её на фортепиано. Получилась довольно милая, на мой взгляд, мелодия или пьеска, но я не могла её даже грамотно записать в виде нот. Исполнителей для моего романса также не находилось.

И вот именно в это время со мной случилось настоящее чудо,  видимо, на Небесах услышали мои молитвы и мечтания и решили сжалиться надо мной. Я встретилась с  хорошим другом своей юности, с которым была знакома ещё в те времена, когда мы оба жили в Алма-Ате. Это был профессиональный музыкант и композитор  Леонид Зуев, который с женой и детьми недавно перебрался  на постоянное место жительство в Подмосковье. Он знал, что я давно живу в Москве и знал, что я пишу стихи, так как в юности  такие начинания у меня были. А у него именно в этот период появилось желание писать песни и романсы, и ему нужны были хорошие слова и тексты. И он разыскал меня в Москве, и началось наше сотрудничество.

Многие из моих знакомых между собой за глаза немного  осуждали меня за то, что я трачу так много денег, необходимых для повседневной жизни, которая в Москве является очень дорогой,  на издание книжек стихов. Но если бы я этого не делала, то не случилось бы следующего чуда – как только в руки Леониду Зуеву попала моя книга стихов «Таланты и поклонники», он раскрыл её на первой же попавшейся странице и прочёл стихотворение «Моя Россия». Стих ему настолько понравился, что он тут же сел за фортепиано и сочинил к нему музыку. В результате получилась новая, замечательная патриотическая песня, и  я её очень люблю.

Дальше всё пошло довольно успешно по этому же сценарию. Как только у меня выходила новая книжка стихов, например, «Стихи как цветы», ещё позже через год  книга «Поэзии струя живая», я дарила её своему любимому композитору, а он выбирал стихи, которые «ложились ему на душу» и писал к ним музыку. Нередко я передавала ему совсем недавно написанные, ещё неопубликованные  стихи, часто писала стихи по его заказу, если у него была новая мелодия или он просил меня написать стихи на определённую тему.
Меня поражало, что иногда он выбирал для написания романсов стихи очень серьёзные, философского содержания, о смысле жизни или о  бренности нашего пребывания на Земле. Леонид отвечал, что поскольку мы с ним одного поколения, мои  мысли на эту тему ему понятны и близки, поэтому он и пишет на них музыку.
Таким образом, у нас с Леонидом стали накапливаться ноты песен и романсов, и встал вопрос о том, что делать с ними дальше. Ясно было, что нужно искать исполнителей  для этих произведений. Первые аранжировки  музыки и голосовое исполнение романсов осуществлял сам композитор, мы записывали их на диктофон и собирали в базе данных на моём компьютере. Но для дальнейшего их представления  публике этого было явно недостаточно, так как  голосовые данные  у Леонида были скромными. Тем не менее, мы выступали с ним в нашей районной библиотеке Метрогородка на разных праздниках, где я читала свои стихи, а Леонид пел наши песни перед небольшой аудиторией.

Я, конечно же, обратилась с просьбой помочь нам в освоении наших произведений к моей любимой певице Наталье Васильевой, она тоже участвовала в наших небольших концертах. Первым романсом, который она исполнила на публике, был романс «Подарок осени», который начинался словами:  «Кленовый жёлтый лист упал в мои ладони, как будто кто-то мне подарок преподнёс».  Эти стихи я как-то раньше прочитала Наташе, они ей понравились, и я посоветовала Леониду Зуеву написать на них музыку. Получился очаровательный романс,  причём он легко пропелся сразу же  с первой репетиции, не потребовалось даже никаких доработок. В исполнении Натальи Васильевой, её чудесного меццо-сопрано, этот романс был спет  даже со сцены ЦДУ в большом зале,  в сольном концерте Натальи Васильевой, где она представила меня залу, как автора стихов.

Окрылённые этим успехом, мы просили Наталью спеть ещё несколько наших романсов, она взяла ещё два:  «Свадебный вальс» и «Танго печали, танго любви». Эти вещи были не так легки в освоении, как первый романс, но всё-таки получилось ещё два красивых романса, возможно, они были лучшими из того, что написал Леонид Зуев на мои стихи. В дальнейшем у Натальи Васильевой  было много своей сложной концертной работы, репетиций, выступлений в Доме Музыки, Доме кино и др. Нам было совестно отвлекать такую большую артистку и тратить её драгоценное время на разработку и освоение нашего сырого музыкального материала.

Мы искали других исполнителей, но, во-первых,  мало кто изъявлял желание вкладывать силы в разработку  песен и романсов неизвестных авторов, и, во-вторых, никто не хотел работать с рукописными нотами, особенно концертмейстеры. Тогда остро встал вопрос о том, что необходимо напечатать  сборник наших романсов в типографии. Только такой шаг мог помочь в дальнейшем продвижении нашей музыки. Получается парадокс, как это часто случается в жизни: с одной стороны,  все ищут новые произведения, особенно шлягеры, а с другой стороны, увидев новые песни и романсы, не каждый исполнитель может сразу поверить в их достоинства.  Поэтому на концертах исполняются в основном только проверенные годами песни и романсы, составляются программы ретро-музыки, которая звучит, повторяясь, со сцены   всех концертных залов. Рисковать своей репутацией, исполняя новые произведения, певцы не хотят.

Почти целый год мы потратили с Леонидом Зуевым  на то, чтобы подготовить наши песни и романсы к печати, нашли издательство  «Современная музыка», где с большими мучениями, переживаниями и денежными затратами был, наконец, очень красиво издан наш сборник романсов под названием «Тепло любви», в котором содержалось 28 песен и романсов. Это было очень радостное событие в нашей жизни. Вступление к сборнику романсов  написала з.а. Наталья Васильева.

Следует сказать, что в этот период жена моего композитора, тоже музыкант, пианистка, на чью профессиональную помощь мы очень рассчитывали,  перенесла тяжёлый инфаркт миокарда, что осложнило всю нашу ситуацию. Леонид почти не мог оставлять жену одну даже на короткий период, все имевшиеся у него скудные пенсионные средства он  тратил на приобретение дорогих лекарств  для жены, поэтому оплачивать  все расходы по изданию нотного сборника романсов пришлось мне из моих небольших пенсионных средств и накоплений.

Тем не менее, мы продолжали нашу работу и искали новых исполнителей. В это время я познакомилась с замечательным певцом Николаем Дементьевым, лирический баритон которого очень понравился и мне, и Леониду Зуеву. Поскольку Николай только осваивался в Москве после окончания Гнесинского колледжа, он нуждался в заработке и был более свободен, чем уже состоявшиеся певцы. Именно Николай разучил большую часть наших новых песен и романсов: Моя Россия, Ветераны, Поют ветераны, Золото осени,  Московский романс,  Посвящение Владимиру Высоцкому, Ангел-Хранитель, Свеча, Одуванчики, Прощай, Любовь светит нам как звезда и др.

В это время у меня и возникла идея записать компакт-диск с нашими песнями и романсами, чтобы легче было их пропагандировать и продвигать в жизнь, эта идея Николаю очень понравилась. Он  не только сам разучивал новые вещи, но и делал аранжировки, так как средств на то, чтобы заказать хорошие аранжировки специалистам у меня не было.
Кроме того, я, как член ЦДУ, обратилась в вокально-оперную студию Дома учёных  к концертмейстеру  Наталье Антоновне Кузьмич, доценту Гнесинской академии, засл. раб. культуры с просьбой также принять участие в этой работе. Она согласилась сначала не очень охотно, но когда я сказала, что мы планируем записать диск, она стала относиться к нам с Леонидом более благосклонно. В вокально-оперной студии под её руководством подготовили «Посвящение Сергею Есенину», его спел засл. раб. культуры Владимир Гребняк, и три красивых романса исполнила доктор пед. наук Лариса Алексеева: «Приговор судьбы», «Вальс осеннего сада» и «Не покидай меня».

Теперь встал вопрос, где и как записывать подготовленные новые песни и романсы. До этого я ни разу в звукозаписывающей студии не была, и как проходит этот процесс, представляла себе очень слабо. Мне было только известно, что благодаря перестройке,   в Москве открылось множество небольших частных студий звукозаписи, где работают в довольно стеснённых условиях,  в небольших переоборудованных квартирах молодые энтузиасты этого дела, спрашивая за свой труд довольно умеренную почасовую оплату от 500 до 750 рублей (хотя для меня это были довольно большие деньги). Имеются, конечно, и очень дорогие студии для народных артистов России, где один час стоит 3000 рублей и больше, но мы туда, естественно, не обращались.

Опытным путём мы подобрали три доступных нам студии, и в течение года записывали с моими певцами по 2-3 романса за  два - три  часа. Кроме того, я записала три своих стихотворения – прочитала их под музыку Леонида Зуева, чтоб сохранить на диске и мой голос. Поскольку наш диск называется также,  как и изданный ранее нотный альбом  - «Тепло любви», а этот романс пока никто ещё не спел, я решила прочитать этот стих сама и им открыть издаваемый диск, что было, по-моему,  логично и оправданно. Кроме него, я записала ещё два стиха на тему о любви – «Цветок запоздалый» и «Звёздный зов». Включила в состав диска я также две самостоятельные красивые  мелодии Леонида Зуева. Ещё одну песню на мои стихи «Уроки жизни» написал другой мой друг, бард и прекрасный гитарист Игорь Соколов, её я тоже включила в наш диск. Таким образом, я постаралась сделать содержание нашего диска интересным и разнообразным, чтобы привлечь к нему внимание разных слушателей.

И вот, к концу 2012 года, когда диск был почти готов, мы с моими друзьями-артистами приняли решение новых романсов пока больше не разучивать, а сосредоточить силы и внимание на окончании работы и формировании диска. И вот именно в этот период начались всякие непредвиденные ситуации. Формировать диск я решила в студии на Малой Никитской улице у звукооператора Евгения Слабикова. Евгений – очень опытный звукооператор, сам композитор и певец, выступает со своими программами, и его опыт и высокая квалификация очень нам пригодились во время подготовки диска. Его студия расположена в центре Москвы в старинном здании, в котором проходят реставрационные работы. Она находится  недалеко от Московской Консерватории и Академии им. Гнесиных, поэтому у него часто записываются студенты  и аспиранты из этих институтов и многие артисты. Когда мы приходили к нему на запись, мы заставали у него иногда целые коллективы музыкантов. Часть наших романсов мы записывали у него, часть (когда он был занят или уезжал) – в других студиях.
 
Весьма сложная работа над диском подходила к концу, но и терпение моих певцов истощалось тоже. Почему-то всем хотелось, чтобы диск поскорее был закончен и выпущен. Хотя я и пыталась им объяснить, что никаких радикальных изменений в нашей жизни в связи с выпуском диска не произойдёт: мы не станем вдруг сразу знаменитыми и  не разбогатеем, потому что диски неизвестных авторов, как и авторские книги, плохо раскупаются. Даже диски известных исполнителей тоже продаются не очень успешно, как я могла это нередко наблюдать в фойе Дома учёных, где в дни концертов работает киоск и продаются диски выступавших у нас заслуженных и даже народных артистов России.

Но такие доводы на моих артистов, особенно записывавших первый в жизни диск, действовали мало. Так велико было желание, наконец-то,  после многочисленных репетиций, записей и даже перезаписей  увидеть долгожданный диск, подержать его в руках, послушать  самим и показать друзьям и родным, что я понимала их досаду и нетерпение. Артисты – люди с тонкой душевной организацией и развитым самолюбием, иначе они не смогли бы так точно передавать своим прекрасным голосом различные настроения и переживания человека. Кроме того они не всегда, особенно в начале карьеры, бывают хорошо устроены, уверены в себе  и успешны в жизни.

Всё это накладывает отпечаток на отношения в коллективе, пусть даже таком временном, как это было у нас. Я иногда шутила, что у з.а. Натальи Васильевой  есть официальная   Малая филармония «Грёзы», а у меня - маленькая филармония, согретая мечтами и надеждами, и помочь этим мечтам осуществиться было одной из моих главных задач. В этом замечательном проекте у меня было сразу несколько ролей – я была одновременно автором слов, на которые были написаны новые песни и романсы, автором и руководителем самого проекта по записи и выпуску диска, и ещё его основным спонсором, хотя рассчитывать я могла только на свою не очень большую пенсию. Раньше, когда был жив мой отец, ветеран войны,  его хорошая пенсия была нам существенным подспорьем, но в прошлом году его не стало, что сильно ухудшило наше положение.

Правда, мои друзья-артисты   и композитор Леонид Зуев хорошо это понимали и часто работали без оплаты, на добровольных началах. Но за время записи в студии надо было платить, за работу дизайнера над оформлением диска, за расходные материалы, за работу звукооператора по формированию диска, исправлению  мелких недостатков - тоже. Так что, когда я говорю, что в жизни всегда есть место для подвига – это правда!
Зимой этого года, когда в Москве начались особенно сильные морозы, доходившие порой до -20 -23 градусов, мне пришлось проявлять высокую активность и тратить много сил для того, чтобы  общаться с артистами, звукооператорами наших нескольких студий, собирать и исправлять собранный материал для диска. В Москве в это время повысилась сезонная заболеваемость гриппом, и поскольку мне приходилось много ездить в общественном транспорте, где встречались кашляющие и чихающие люди, я тоже заболела -  под самый Новый год, правда не очень сильно, но несколько дней пришлось - таки провести на домашнем режиме и лечении.

Интересно, что много недоразумений случалось уже на самом последнем этапе – сборке и формировании окончательного варианта и содержания диска, когда, казалось, что основная работа над диском закончена.  То вдруг исчезнет  какая-нибудь запись, над которой мы с Евгением только что работали, то ещё что-нибудь приключится. Так случилось с песней «Одуванчики»  с красивой аранжировкой  музыки, сделанной Николаем Дементьевым, к  которой мы, по его  совету,  добавили детский смех, запись которого   нашли в интернете. После этого сами  «Одуванчики» вдруг исчезли с диска, и пришлось приложить немало сил, чтобы найти их в исходных файлах и поставить на место. Затем исчез из них детский смех, который мы совсем недавно добавляли и т.д. Всё это особенности работы с современной электроникой и компьютерами, которые надо знать и понимать, ведь без них сам факт успешного  и быстрого составления диска был бы просто невозможен.
 
Я попросила всех исполнителей моих романсов принести свои фотографии, которыми я решила дополнить дизайн диска, чтобы у всех артистов остались тёплые воспоминания об этом периоде - порой очень сложной, но всё-таки приятной, совместной творческой  работы. Дизайн нашего диска выполнил талантливый художник Алексей, которого нам порекомендовал наш звукооператор Евгений. Для обложки диска Алексей выбрал мою фотографию в белой кофте, где я была снята у старинного камина со свечами в одном из залов Дома учёных. Несмотря на то, что собранные мною фотографии исполнителей романсов были очень разными и не всегда высокими по качеству, наш дизайнер сумел найти правильное решение, и оформление диска получилось очень красивым и всем понравилось.
 
Мы все очень надеялись, что к Новому году мы всё-таки сможем подержать в своих руках такой желанный и доставшийся нам с таким большим трудом диск, а в начале следующего года проведём его презентацию в нашей районной библиотеке и в Московской организации писателей, членом которой я состою. Всё так и получилось. Диски привезли мне домой 28 декабря, поэтому Новый год я встретила совершенно счастливой!


Рецензии