Запах и вкус детства

    ( Опубликовано в журнале-газете "Публика" № 15 за 14-20 апреля 2015 г. Мариуполь).
   


 Канун 38-й годовщины Великого Октября. В маленьком украинском городке Нежине  (известном на весь мир своими огурчиками),  столпотворение и ажиотаж: по случаю предстоящего праздника завезли и продают пшеничную муку. 

                Чтобы не портить праздничный декор и убранство улиц, а также не опозориться перед областным начальством, местные руководители приняли решение продавать муку не в самом магазине, что на центральной Гоголевской улице, а со стороны хозяйственного двора.

    А так,  как муку продавали строго по одному килограмму в руки, в очередь были поставлены дети всех возрастов, начиная с грудничков и заканчивая великовозрастными школьниками, бабушки, дедушки, инвалиды войны и детства...              Очередь, похожая на  гигантскую змею,  опоясывает несколько улиц и чем ближе к вожделенным задворкам магазина, тем она становится все объемнее и агрессивнее.

          Двое крупных, кряжистых милиционеров  вместе с заведующей, дворником и сторожем пытаются навести хоть какой нибудь порядок уже у самого стола, где громоздятся весы и ведет "неравный бой"с остервенелой толпой известная на весь город продавщица Оксана Петровна.

Бойкая продавщица одной рукой защищается от наседающей на нее толпы, другой совком набирает и взвешивает муку.               Мы тоже стоим в многочасовой очереди. Мы -  это я, мой младший брат Саша, мама и бабушка. Мама заранее приготовила и держит в руках торбочку, на положенные нам четыре килограмма муки.             Проходит час, другой, кажется,  мы застыли на одном месте.

                Через пять долгих часов мы все таки вплотную приблизились  к магазинным воротам.     На самом хозяйственном дворе - "Куликовская битва": страшная давка, надрывные  крики, ругань...             Вот падает фронтовик - инвалид. Слышится треск сломанного костыля, звон боевых медалей и, горький, полный отчаяния возглас "поверженного" героя войны: "Братцы! Как же так?" Но на него никто не обращает внимания. Через некоторое время спотыкается и падает на землю еще один инвалид- фронтовик... Дружно заплакали грудные дети, запричитали женщины...   

                Неожиданно просачивается информация - запасы муки заканчиваются, а значит многие останутся ни с чем.          Все  как будто   по команде,    одновременно, заволновались, загалдели...           И только искренние заверения заведующей магазином о том, что муки вдоволь и продаваться она будет еще несколько дней перед праздником, успокаивают народ.              К вечеру отоваренные и самые счастливые в мире, мы возвращаемся домой...

    Рано утром мама замешивает тесто. Через несколько часов мама и бабушка лепят из него пирожки с разнообразной начинкой, булочки, рогалики, кренделя...                Я,  как старший из детей, (мне семь лет)  тоже принимаю в этом процессе самое активное участие - смазываю будущую выпечку гусиным пером, предварительно обмакивая его в сбитые яичные белки с сахаром. После чего противни ставят в  русскую печь.

   
Русская печь постоянный "фигурант" сказок и мифов. На ней лежит богатырь Илья Муромец, на ней ездит Емеля, печь сама печет пирожки, она разговаривает с героями сказок, одним словом, русская печь предмет одушевленный. А в доме она действительно занимала сакральное место. Как сказали бы сейчас, это часть генетического кода нации. "Ладонью предков" или даже " Ладонью Бога" - наши предки называли печь.

   Ещё зреют в печи причудливые творения женских рук, а бабушка уже  вынимает из скрыни (сундука) вышитые рушники (полотенца) и расстилает их на свободных площадях. 

Я и брат  путаемся под ногами взрослых и мешаем им раскладывать выпечку.             Она уже "созрела"и сама просится в рот!  От ароматного запаха кружится голова!          Нет терпения больше ждать! Наши руки непроизвольно  тянутся к ней!            

  Но пока старшие все не разложат на рушники, мы не имеем права лакомиться сдобой.                Проходит короткое время и мы с братом первыми снимаем пробу.  Вкуснотища!                Прошли годы. Но я до сих пор помню неповторимый запах и вкус маминой и бабушкиной выпечки- запах и вкус детства!

Фото: г. Нежин. Я с братом Сашей и мамой. 1956 г. Я - слева. Саши уже давно нет. Он был самым  способным  из всех троих сыновей.  Военный  врач. Прекрасно играл на трубе и саксофоне.


Рецензии
У нас в Латвии было полегче с мукой. Запомнилось, как мы с братом Лёней, Царствие Ему Небесное, умер от рака в 1993 году, стояли при Хрущёве в очереди за чёрным хлебом на улице, в магазин запускали по 5 ч-к, на руки давали по 1 буханке; особенно трудно было зимой, одеты кое-как, трясёмся, зубы лязгают, ноги в кирзовых детских сапогах мёрзнут... Белый хлеб и батоны появились в магазине, когда мне было то ли 13, то ли 14 лет, тогда уже не надо было стоять в очереди, хлеба хватало, ещё позже чёрным хлебом уже кормили домашних поросят и кур, на базаре по воскресеньям можно было практически купить любые продукты, которые привозили колхозники, в т.ч. и вкуснейший ржаной хлеб домашней выпечки, с молоком и творожным сыром - объеденье! Р.Р.

Роман Рассветов   15.05.2022 16:43     Заявить о нарушении
Вы с братом очень похожи, достаточно одного взгляда. Р.

Роман Рассветов   15.05.2022 16:45   Заявить о нарушении
Мой брат Саша, на два года младше меня, рано ушел из жизни. Был командиром Отдельного медико - санитарного батальона. Потом работал санитарным врачом на Приволжско - Уральской ЖД. Умер в 59 лет.

Николай Кокош   15.05.2022 18:56   Заявить о нарушении
У каждого человека свой срок... Р.

Роман Рассветов   16.05.2022 13:20   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.