Два рассказа об одном и том же

   Рассказ первый.
Пришло время, надо пройти техосмотр автомобиля. Захожу в сберкассу, на стенде крупными буквами марка машины и сумма налога. Беру бланк, указываю фамилию, имя, отчество, адрес, наименование платежа и сумму. Оплачиваю, и все.
                Тверь 2002г.

Рассказ второй.
С чего бы начать? Начну с того, что погода была хорошая, и настроение соответственное. Я поднимался по лестнице к себе на второй этаж и про себя напевал «листья желтые над городом кружатся», скользнул взглядом в дырки почтового ящика, там была бумажка. Легко открыл его - извещение. Кто бы мог написать? Пошел на почту. Очередь была два-три человека. Повезло, думаю, видно, весь день будет везти. Заполнил извещение, указал номер паспорта, где кем и когда выдан, где и когда прописан, расписался, открываю туго запечатанный конверт - налоговая инспекция. «Сообщаем, что согласно закону такому-то-такому-то, от такого то числа, номер такой-то, вы облагаетесь и так далее. Если Вы в срок такой-то, то да се, то согласно закону таково-то, от такого-то числа, номер такой- то… Вы можете обжаловать согласно закону такому-то, от такого - то числа, номер такой-то и так далее и тому подобное и потом, мелким шрифтом: уплатить дорожный налог в сумме такой-то. Какие проблемы, пойду уплачу и все. Развернулся, поехал обратно на почту, оказывается, там такие налоги не принимают, поехал в другую. Занял очередь, человек пять-шесть не более. Взял пустой бланк, решил заполнить, пока очередь двигается. Образец лежал под стеклом вплотную с десятком других на столе, и разглядеть его можно было только с одной стороны, где двое мужчин сидели на стульях и старательно заполняли подобные бланки. Решил подождать, наконец стул освободился и я принялся за дело. ИНН 101 затем 44, теперь нули, посчитал - их восемь, затем 31, затем опять нули – их пять, затем 321 и в конце два нуля. К чему столько цифр? Не мог понять, только последние два нуля - намек понял. Затем стал переписывать код ОКАТО. Кстати, что за ИНН? Ну, «И» - идентификационный, это понятно. «Н» - номер, а почему два «Н»? Может, автор немного заикался, так и появилось «НН». Код - ясно, а ОКАТО? Да, ладно, мое-то какое дело, как написано в образце, так все точно и перепишу. Далее РКЦ ЦБ РФ и так далее. Наконец-то заполнил, глянь, а очередь моя прошла, занял снова, уже восьмой. Ладно, думаю, раз в год можно вспомнить прошлое, а то совсем отвыкну. Где-то около часа я разглядывал спину впереди стоящего, наконец у заветного окошечка оказался и я. Подаю девочке заполненный бланк и стараюсь не выдавать волнения, натянуто улыбаюсь. Какой же Вы Иванов Иван Иванович? Я что, не вижу что ли? Я невольно почесал нос. Извините, говорю, перестарался. Я мигом перепишу. Хорошо образец не понадобился. Там опять сидело двое мужчин. Я лихо переписал все нули и цифры на свежий бланк и, так как хохотавшие над Ивановым Иваном Ивановичем еще стояли в очереди, тут же подал новый бланк. Девочка глянула и говорит: «Надо указывать не ЦБ РКЦ РФ, а федеральное казначейство, с первого числа такой порядок». «А  Вы не можете заполнить сами»? «Пожалуйста, десять рублей». «Какие вопросы», - не скрывая радости, ответил я. Девочка минут двадцать водила мышкой по экрану компьютера, щелкала клавишами, успевала отвечать на телефонные звонки, наконец, подает мне два больших листа бумаги и советует расписаться здесь и здесь. Я пошарил быстро по карманам, достал очки и лихо расписался. Убрал очки обратно и стал дожидаться окончания процедуры. А теперь здесь и здесь. А это за что? Это за услуги на десять рублей. Снова достал очки, расписался и вздохнул с облегчением. Вышел на улицу, покурил, отдышался и по наивности подумал - раз в год такую процедуру можно выдержать. Поднимаясь по лестнице к себе домой, невольно глянул в почтовый ящик - там лежала бумажка. С трудом попал в замочную скважину - извещение. Решил зайти переодеться, что-то жарко стало, снял куртку и опять на почту. Девочки! Снова извещение. Заполняйте!  И тут меня бросило в пот, куртку - то я снял, а без паспорта нельзя? Я ведь недавно его показывал. Не положено. Сходил домой, вернулся на почту, заполнил извещение, подаю молча – получаю конверт. Согласно закону такому-то от такого-то числа, номер такой-то и так далее и в конце  - с вас пени в сумме такой-то. Я домой, через час дозвонился в инспекцию. Какие пени, я же все уплатил? Принесите квитанцию, и сразу …ту..ту..ту. Поехал в инспекцию, там очередь, отстоял, подаю квитанцию, а мне: «Нам не квитанция нужна, а ксерокопия». Ну, думаю, не оставлять же назавтра. Принес ксерокопию и вздохнул с облегчением. Думаю, смотри, сколько за день, оказывается, можно переделать. И хотел было уже уйти. «А теперь напишите заявление, образец на первом этаже». «Зачем?». «Так положено». Написал и поплелся домой ничего не напевая и не насвистывая, поднимаясь к себе на второй этаж, глянул в почтовый ящик и чуть не обалдел, там была бумажка, хорошо, что паспорт с собой. Пошел на почту, заполнил извещение, подаю. Она долго искала письмо, куда-то отлучалась, затем изрекла: «Вы его уже получили, это, видимо, повторное извещение».Ну, ладно, с кем не бывает. Вернулся домой, и что вы думаете? Правильно, я тоже не мог поверить своим глазам, в почтовом ящике опять светилась белая бумажка – извещение. Я, сейчас, мигом. Очереди не было, народ, видимо, рассосался. Открываю конверт, а там опять: «Согласно закону такому-то от такого-то числа, номер такой, правилам таким-то и так далее с Вас пени не причитаются, так как платеж пришел в срок. И в середине второго листа опять размашисто: Юргин, советник юстиции такого-то ранга. А мне, кстати, все равно какого ранга, я даже не знаю, что лучше, первого или третьего. В этот момент у меня к налоговикам даже какое-то уважение появилось, все как в пехоте, порядок. Опять вспомнил «листья желтые над городом кружатся». Поднимаясь уже почти бегом по лестнице, меня к этому ящику тянуло, как электромагнитом. Опять бумажка. «Глюки», что ли? Не буду я ее доставать. На сегодня предостаточно, решил я. Ноги гудели, пойду лучше посплю, но не спалось. Так и тянуло к ящику. А где сила воли? Решил - не пойду, и все тут. Полежал, разглядывая потолок, а причем тут сила воли? Да даже если и так, то никому об этом не расскажу, никто и не узнает. Приноровившись за день, я легко попал ключом в замочную скважину. Достаю бумажку, а там: куплю волосы, не короче 20 см. Дорого. И адрес. Мне было совершенно не до смеха. Зашел домой, ноги продолжали гудеть, лег на диван и подумал: Видели бы они меня без кепки, улыбнулся, и с этой улыбкой сразу уснул. И снится мне, будто надо мне пройти техосмотр автомобиля. Захожу в сберкассу. На стенде крупными буквами марка машины и сумма налога. Беру бланк, указываю фамилию, имя, отчество и адрес, наименование платежа и сумму. Оплачиваю и все. И погода была хорошая и настроение соответственное. Я шел домой и про себя напевал «листья желтые над городом кружатся».

                Трускавец. Ноябрь 2004 год.

PS. Отдыхаю здесь, как говорится, набираюсь сил. Приеду, начну оформлять дачу в частную собственность, а там, в юстиции, впечатлений за полгода (если успею, конечно) накопится, говорят, еще больше. Обещаю поделиться.


Рецензии