О доброте, гармонии и буднях

     Иду с рынка,думаю о предстоящей поездке, не такой  к которым привыкла, а о той, что должна что-то изменить в моей жизни.
    Вспоминается , так уже  было в далеком 78 , когда моя мама с приятельницей своей , по сговору определили мне путь в Сибирь, в Томск - это прямо перпендикулярно  путям из Варяг в Греки. Шучу.
    Они отправляли меня учиться. Спасибо за их искренне -чистое желание и особенно за доверие ко мне,потому что не видели они чем  я набила чемодан. Об этом они узнали  от меня в письме, когда я уже была в Томске.
Вместо планируемого ими моего поступления в строительный институт ( я и сейчас ,невольно, делаю круглые глаза от удивления ....кому из них , и когда пришла  такая забавная идея?) , я сдала экзамены в государственный университет на исторический факультет. Но ни по конкурсу, ни по причине моего южного происхождения на дневное отделение меня не взяли.Предложили перевестись на заочное отделение. (тогда я тоже сделала большие круглые глаза ...) . Мне прочли лекцию про то, как  трудно мне придется жить в условиях сибирской зимы и в отсутствии рядом со мной моей  мамы . ( зиму я таки перезимовала - вспоминаю о том удовольствии частенько - снег скрипучий , Обь ,которую переходила пешком в марте месяце , лыжи каждый выходной , пельмени  в мешках замороженные на чердаке , смешной сладкий перец ,который там продавали и то, как я меняла , присланные мамой, грецкие орехи на сметанку из деревни и масло сливочное домашнее - мммм - вкуснотища, как меня направили в зимний лагерь на каникулах старшей вожатой - хвойный лес ,снегу по колено, белки пушистые , неожиданную встречу в городе с земляком , который поступил учиться в военное училище и я до сих пор не могу вспомнить как его звали, знаю,что младше меня на пару,тройку лет , занятия в школе вожатых с ежемесячными вылазками на природу в тайгу , бабу Шуру с ее пирогами
,которые она пекла в своей печке и посиделки по воскресениям с старушками -ее соседками,  русскую баню и  обжигающий снего-душ после , конфеты в самых разных фантиках и совершенно одинаковых на вкус , наши конфеты были райским наслаждением , деревянные тротуары и резные ставни на окнах , волейбол  в учительской команде ,  уборку урожая картошки и морковку - бррр -это не виноград и помидоры у нас , когда можно было  есть сколько влезет ... и многое другое , а главное  замечательные люди - мне везло на них и я им всем благодарна за  учебу,за дружбу.за  поддержку ,за доверие ) Выйдя из кабинета декана университета или ректора ,не помню уже, да и не важно, я направилась, без тени сомнения  в успехе , прямо в ГОРОНО г. Томска. Представив заведующему мои документы для знакомства и ответив на все вопросы, рассказав о том, как  в университете мне показали список,(в котором значилась и моя фамилия) тех, кто приезжает с "югов  за романтикой ", но не выдерживает  и первой зимы, бросает всю эту  "романтику" и возвращается  домой, к маме и фруктам, под  щедрое солнышко.  В результате разбитые планы (в моем случае -это дважды разбитые планы моих добрых  заговорщиц -экспериментаторов -наводчиков ) и занятое чье-то место в аудитории,ну и так далее, и тому подобное.
И документы мои рассмотрели ,и выслушали меня в этом гороновском кабинете ,и работу предложили. И общежитие мне ,по ходатайству директора школы, Дины Ивановны , предоставили ,и до отпуска своего первого законного дотянула .
Сейчас я думала о другом, потому что и два  диплома , и двое сыновей, и любимая работа - все это уже позади .
    Сейчас я думала о другом,но в сущности своей - это тоже из вечной учебы.
Я шла с рынка , а впереди меня шла женщина . Высокая.Сказать стройная ? Не совсем то будет - походка выдавала возраст. просто высокая  и худенькая . Чуть впереди нее собачонка . Вроде и не породистая,но и не дворняжка. Черненькая, с остренькой мордочкой ,гладкошерстная и при роскошном , с белыми проседями , будто мелированном хвостике. Вот этот хвостик и привлек мое внимание .
Я решила,что собачонку постригли,а у  хвоста , со спины, по обе стороны красиво лежащие, довольно длинные пряди, были оставлены для фасону. Так думала я , пока не удержавшись и вслух таки, не восхитилась оригинальностью стрижки.  Хозяйка тут же откликнулась на мое слово. Она позвала собачку по имени . Джесика послушно подбежала к ноге. Женщина,наклонившись, взяла ее замечательный хвост, и огладив его ,отпустила. Хвост лег набок.Но тут Джесика , явно демонстративно , вильнула и хвост раздвоившись , аккуратно  лег по обе стороны. Повторяя это виляние еще и еще раз ,после того как хозяйка оглаживала и отпускала  в очередной раз ее хвост, Джесика не сходила с места.
Наблюдать это было забавно.Очень было похоже на то, как обладательница красивых волос встряхивает головой , желая придать  привычную для нее форму прически.
Женщина еще раз позвала Джесику, ус певшую отбежать от нас недалеко и пригласила ее к себе на руки. Та с удовольствием подалась всем своим телом , лизнув  хозяйку в щеку, в нос, словно  показывая  мне всем своим и поведение, что этот человек ей родной , понятный , тот , которого она  не бросит ,не предаст никогда.
    И тут женщина стала рассказывать как она нашла Джесику.
Это было несколько лет тому назад .  " Я шла по улице Гренобля и вдруг слышу жалобный писк. Оглянулась - никого. На тротуаре у обочины - кулек черный и ворошиться. Заглянула и увидела глаза. Достала пушистый комочек. Животик в крови. Совсем маленький щенок, выброшенный на произвол судьбы. Принесла домой,вымыла, обработала ранку и стала кормить. Не ест. Купила соску ,бутылочку - дело пошло . Женщина еще минут  10 рассказывала о том,как этот маленький щенок учил ее . взрослого человека, понимать себя , понимать  язык  своего поведения . Слушать это было настолько трогательно. Женщина  нисколько не смущалась признаваться  в том,что не она , а ее учат . Суметь проникнуться и очень захотеть  понять бессловесное существо не каждому дается.
     Дружба  и понимание  сложились не сразу. Мягкость, терпимость , и чувство достоинства  хозяйки, кажется передались и Джесике. Часто ли такое бывает ? Ведь есть и другая сторона  отношений человека к четвероногим, и уже ни теплых, отзывчивостью своей но, жестоких и хладнокровных тоже не редкий случай.   У хвостатого или бесхвостого нет  возможности выбирать . Кто приласкал, приютил,накормил , тот и друг. Навсегда. Просто и логично. А человек может выбирать - может быть другом, но не хочет, хочет  разбудить в себе  бескорыстие ,жертвенность и не может. И делает это он САМ. Сам себе усложняя или упрощая отношения с окружающим, проявляя, как силу, так и слабость.
     Думаю и вам случалось слушать совершенно противоположное - раздражение, не досаду, а возмущение от  того,что собака или кошка , которую впустили в дом , не смогла  научиться ничему. Скорее всего и хозяева не смогли при этом ни чему научится у питомца. Только признаться в этом ,тоже не каждому дано.
      Я спросила женщину как звать ее.  " Вера " - сказала она.  Хорошее имя. Вера в доброту, в бескорыстие , в себя , в Бога, и в то, что учиться никогда не зазорно и не важно у кого,главное хорошему и для хорошего, думала я , по дороге домой.
      Ну вот и про свое вспомнилось. Был у меня котенок. Вырос в большущего кота. Радовал меня и моих мальчишек. Черный,лощеный,флегматичный до безобразия. Мы знали его Факиром . Была в нем какая-то загадка, которой он не хотел делиться .   Три года жил у нас. И вот случилось то, чего никто не ожидал.
Летним вечером,когда ни окон ни балконов распахнутых не хватало для  принятия свежего воздуха   , нас с мужем не было дома. Дети под присмотром  деда ,дожидались нашего возвращения. Когда мы подходили к дому уже было темно,но на лавочках еще сидели соседи , спасающиеся от духоты. Подойдя к подъезду я чуть  не наступила на что-то мягкое ,растянувшееся поперек дороги. Это был кот . Я присела и обомлела. Это был наш кот.Лощеный,черный , флегматичный наш Факир. Я узнала его сразу,ни на миг не сомневаясь. Но почему он даже не поднимает головы? Я погладила его рукой от головы к хвосту , по еще теплому тельцу и поняла, что произошло что-то непоправимое. Из под моей руки , плавно , по ходу  движения ее , выходил дух.
     Я посмотрела на соседей, сидевших практически  в трех  шагах , умоляющим взглядом. В надежде , что они мне скажут что произошло . Одна из них , словно извиняясь заметила,что и ей что-то померещилось ,но она не поняла ,только слышала ,что что-то шлепнулось сверху несколько минут назад. Сверху - это с девятого  этажа....
      Дальше я делала все на автомате . Мне не хотелось ни верить ,ни думать,сознание не мирилось с происшедшим, а руки делали то, что должны были делать. Только потом, уже дома, в слезах  и с неумирающей надеждой , что это все-же был не наш Факир, а другой бедолага-гуляка кот. Я обыскивала квартиру ,каждый угол, не желая смириться . Затем настал черед моих мальчишек. Им мы сказали ,что Факир ушел ,заблудился и не может найти дорогу домой. Старший сын ,Денис, каждый вечер прибегал со двора и докладывал ,что он искал Факира,и даже видел его ,но не смог поймать его. После чего он садился в кресло с ногами , обхватив колени и тихо плакал. Мне пришлось просить у него  прощения,за то,что не сказала правду сразу. Артем был младше и перенес это не так болезненно , он просто не мог понять , что Факир уже никогда не вернется домой.
    Фотоаппарата у меня тогда не было, а вот простой карандаш , которым я любила рисовать, оставил на память о Факире рисунок.  Я зарисовала эпизод из их игр,когда Артем бегал по комнате, с веревочкой, на конце которой привязывался  бантик из конфетного фантика,а Факир изображал охотника .  Для Артема это была ну как  пантера домашняя , охотившаяся на диких, или одичавших и обнаглевших  мышек. Факир уставал быстрее чем  мой Артемка, и забравшись на кресло , лениво полеживал там, флегматично  отмахиваясь от сына  увесистым  хвостом . Артем ненадолго усаживался на полу перед креслом и ласково гладил Факира, уговаривая его поймать ну хоть еще одну только мышку.
      И  еще сохранилась память о чем-то необъяснимо теплом и нежном , о царившей в доме ,ни больше,ни меньше - гармонии бытия.
       Попугаи, выпускаемые нами периодически из клетки , летали по комнате вольно.Они садились ко мне на дужку очков ,и что-то на ухо мне наговаривали ( а не полететь ли тебе Оля в теплые заморские края к нашим сородичам ) ,что -то вроде того иногда я ,(или моя фантазия),  озвучивала их воркования. Забавно было как они буквально заглядывали при этом в стекло , ища понимания . Другой попугай в это время ходил бесцеремонно по газете , которую читал Валера, муж мой. Третий мог усесться на голову  Факиру и ему ничего за это небыло. Аквариумные рыбки беспрестанно снующие по своим аквариумным делам привлекали внимание нас всех по-очереди .Мальчишки ,которые буквально прилипали к стеклу своими носами ,и наперебой выдумывали истории про то, кто кого победил  или  перегнал в погоне за кормом . Или , кто сильнее - меченосцы  водные или меченосцы  -рыцари на конях ? Я подолгу могла наблюдать за вуалехвостами, которые красивыми движениями своих роскошных плавников  и хвостов , были похожи на фей., в развивающихся кисейных бальных платьях.
        И рыбки , и попугаи,и Факир ,и мы - все вместе , дружно переживали периоды разных неожиданностей доставляемых как хлопоты, так и радости от общения ; периоды ожидания , сначала  отопительного сезона, потом потепления за окном, после того,как  отопление уже отключали , а тепла за окном  все еще не наблюдалось. Мы доставали носки, свитера, пледы .Жались в креслах,на диванах ,на кухне засиживались за чаепитием. Попугаи хохлились, прижимаясь друг к другу на жердочках.Рыбки плавали,как в замедленной съемке, а Факир грел свой нос , где-то в собственном хвосте.
       Я не заметила , как дошла до подъезда своего дома.
Открыла дверь так, будто перевернула страничку , в ожидании увидеть еще только зарождающееся в моих собственных желаниях - светлое окошечко в гармонию бытия.


Рецензии
О добрых людях и хороших животных.Очень нужное сейчас в циничном мире.

Ирина Давыдова 5   04.09.2020 20:29     Заявить о нарушении
Большое спасибо вам за отклик ....

Ольга Соколова 7   04.09.2020 21:28   Заявить о нарушении