Марк Розовский
Режиссер и драматург, народный артист России, член Союза писателей России, член Союза театральных деятелей России, член редакционного совета журнала “Театральная жизнь”, лауреат премий за лучшую режиссуру.С 2000 по 2002 год - член Комиссии по помилованию при Президенте Российской Федерации, член Общественного совета Московского Бюро по правам человека, Член Российского Пен-клуба.
Читаю о Розовском:
Марк Григорьевич Розовский (3 апреля 1937, Петропавловск-Камчатский, РСФСР, СССР) — советский и российский драматург, композитор… и улыбаюсь - Какой лицедей...
Каждому его слову верила, а ведь тогда он говорил, что в нотах вообще не разбирается. Знает, что налево расположены клавиши, звучащие выше, а направо - ниже. Эта встреча состоялась в пушкинском литературном музее. Очень недолгое время я организовывала там встречи. И в конце 80-х годов предлагала Марку Григорьевичу выступить на сцене музея, рассказывала о том, как почетно встретиться со зрителями этого музея. Правда, я не учла, что именно в это время все встречи и спектакли переходили на самоокупаемость. И лишь в конце разговора, когда получила согласие и обо всех деталях побеседовали, вспомнила и добавила: «Я забыла сказать, что в пушкинском музее выступления бесплатные». Наступила минутная заминка. Но она разрешилась сразу. Только изменилось число участников. Он пришёл один. И встреча состоялась при переполненном зале затаивших дыхание зрителей. Театр одного актера. И какого! Его долго не отпускали – аплодисменты, цветы, записки. И среди зрителей он, оживлённый, даже можно сказать окрыленный успехом.
Позже, в 80-е годы стала я работать в Доме Медика. Об этом периоде писала в книге «Я помню». В этом же доме работал Марк Розовский. Там он организовал театральную студию «У Никитских ворот». Объявление, написанное на тетрадном листе, было вывешено ну улице. В объявлении объявлялся набор в театральную студию.
В 1983 году студия стала театром и наконец, театр получил своё помещение. Зрительный зал маленький - на 80 человек. Театр, где репертуар постоянно обновляется, театр, куда билеты всегда сложно достать. Это был один из первых театров в стране, работающих на полном хозрасчете. Театр не получал ни рубля дотации от государства. Но именно благодаря успеху у зрителей и количеству спектаклей — а тогда играли около 650 спектаклей в сезон — театру удалось выжить.
Сейчас у театра «У Никитских ворот» два помещения в центре Москвы, в репертуаре около тридцати пяти названий самых разных спектаклей - разножанровых, разностильных, разноформных, разноязыких. И сейчас Марк Розовский художественный руководитель этого замечательного театра.
«Марк Розовский человек неуемный, не знающий устали, беспокойный». Рада Полищук
А начинал Марк Григорьевич свою деятельность давно.
Ещё занимаясь на факультете журналистики Московского Государственного Университета, который закончил в 1960 году, в 1958 году стал художественным руководителем популярного студенческого театра Московского университета «Наш дом». Студенческий театр имел шумный успех у москвичей. По соображениям цензуры в 1969 году театр был закрыт. Но Марк Григорьевич продолжал учиться и работать.
В 1964 году закончил Высшие сценарные курсы.
Где только не работал этот неуёмный человек
В 60-ые годы - на радио, в журнале "Юность", в "Литературной газете". В 1970 г. создал театр при Государственном Литературном музее. В 1974 г. работал главным режиссером Московского Государственного мюзик-холла.
В те годы необыкновенным успехом зрителей пользовался спектакль «Холстомер». «История лошади», поставленная в Большом Драматическом театре в Ленинграде. Когда спектакль привезли в Москву, театралы бросились за билетами. Первый показ, на который мне повезло достать билет, сопровождался ажиотажем, зрители чуть не передавили друг друга. На следующий день у театра была конная милиция. Я даже не предполагала тогда, что режиссером спектакля мог быть не Товстоногов, а кто-то другой. Много позже я узнала, что поставил спектакль Марк Розовский. В 2006 году вышла его книга «Дело о «конокрадстве», в которой подробно рассказывается о постановке спектакля.
И в других театрах осуществлял постановки Марк Розовский - во МХАТе, в Рижском Театре русской драмы, в Театре оперы и балета им. Кирова (“Мариинка”), в Академическом театре им. Пушкина (“Александринка”), в Театре им. Ленсовета в Ленинграде, в Театре им. Маяковского, в Государственном театре кукол им. С. В. Образцова, в театре Польском во Вроцлаве, в кино, на телевидении и на эстраде. В 1975 году поставил первую в СССР рок-оперу “Орфей и Эвридика”.
В 1979-1980 годах Марк Розовский входил в редакционный совет антисоветского альманаха «Метрополь». Кажется, нет областей, где не работал Розовский. Режиссер, сценарист, автор книг и инсценировок.
Просматривая библиографию, поражаешься разнообразию интересов этого творческого человека.
Марк Розовский - единственный российский драматург и композитор, чей мюзикл “Страйдер”, или “История лошади”, исполнялся на Бродвее - на сцене театра Хелен Хейс (1979 год) и получил прекрасные оценки в рецензиях “Нью-Йорк Таймc” и других американских изданиях. Эта пьеса с успехом обошла многие сцены мира, была поставлена в Национальном Театре в Лондоне, Статстеатре в Стокгольме, Королевском театре в Копенгагене, в Японии, Германии, Италии, Швеции, Финляндии, Испании, Бельгии, Голландии, Австрии... Пьеса М. Розовского "Кафка. Отец и сын" по произведениям Франца Кафки с большим успехом поставлена в театре "Ла Мама" (Нью-Йорк), "Красный уголок" - в Бонне и Дюссельдорфе.
Розовский - автор семи книг о театре: " "Режиссер зрелища", "Самоотдача", "Превращение", "Театр из ничего", "Чтение "Дяди Вани","Дело о конокрадстве", а также более двухсот публикаций в периодической печати (рассказы, рецензии, статьи и др.)
Фрагмент из афоризмов « Штучки от Марка Розовского».
Чтобы не было реформ, нужны революции.
А чтобы не было революций, нужны реформы.
У нас так: кто увеличит зарплату врачам, тот больной.
Четыре жены Бен Ладена ищут и найдут своего мужа, а ЦРУ бессильно.
Когда депутат Госдумы Ж. заболеет СПИДом, его все равно не лишат иммунитета.
Режим от слова «режь»!
«Два олигарха у мусорного бака»… продлите строчку и пришлите ее нам на конкурс окончаний.
В конце третьего тысячелетия прошу вспомнить, что я вас предупреждал.
Когда на визитке написано «Консультант», сразу понимаешь – проходимец.
Зоопарк – разновидность тюрьмы, где все узники имеют пожизненное заключение.
«Гамлет» в ТЮЗе все равно, что аборт в 7-ом классе.
В слове «вклад» слышится эротический оттенок.
Нехорошо, когда трое бьют одного, но хорошо, когда один бьет троих.
Нечестный поступок. Пожарник Тютькин поехал отдыхать по горящей путевке.
Лучшие женщины санатория любовались им, а он клал голыши в плавки.
В пустоте обнаружилась дырка.
Неудачка. Паспортистка ошиблась и написала ему в паспорте: «евррей». Все евреи как евреи, а этот… Вот бедолага!
Хороший педагог сделает из дурака умного. Блестящий педагог оставит дурака в дураках
Убивали педика и сделали контрольный выстрел в задницу.
В бактериологической войне победа будет за нами, бактериями!
Сначала общественные туалеты, общественное телевидение – потом!
Иные говорят: дайте мне весь мир и я переверну точку опоры!
Пришли охранники, а требуются хранители.
То, что не умеешь, надо делать блестяще.
Лично для меня третье тысячелетие будет короче второго.
Взво-о-од! Слушай мою команду: …Отку-сить!..
Прогло-тить!.. Отставить!
Клетка запела, когда птица замолчала.
Из всех искусств для нас важнейшим является кино, -
сказал Ленин, а сделал Голливуд.
Каждому психиатру – свой невропатолог!
Хотел стать миллионером, а умер в однодолларовом магазине.
Сначала им нос не подходит, потом этнос.
Лес рубят – отщепенцы летят.
У Зюганова даже член партии.
Сомнительно целомудрие курицы, снесшей яйцо.
Все мы вышли из шинели Сталина.
Перед расстрелом постарайся посмотреть на себя со стороны.
Это Бог устает, а сатана – неутомим.
Мы ели и испражнялись, потом опять ели и
опять испражнялись. А потом мы умерли.
Теперь в России не только два МХАТа, но и два
главных раввина.
Только для депутатов Государственной Думы!
Сафари в Чечне
Сейчас доказывают, что Гитлер был еврей, тогда
почему он не жертва Холокоста?
Не хочу бессмертия по одной причине:
очень ИНТЕРЕСНО умереть.
С панихиды пошел в казино. И выиграл!.. Теперь
ждет чьей-нибудь смерти, чтобы повторить успех.
Гений. Написал роман из жизни сперматозоидов.
Если бы у Эйзенштейна была фамилия – Эйнштейн, тогда Эйнштейн стал бы Эйзенштейном.
На Брайтоне говорят по-русски, но по-брайтоновски:
- Мой Натанчик взял английский и кончил на компьютер.
Но и в России о том же говорят не по-русски:
- Мой Вася чешет на инглише и целыми днями
онанирует с мышкой!
Во время выборов и у Паваротти – один голос!
Шестидневная война. Табличка: «Просьба к солдатам: советы генералам из окопов не давать!»
Накачал мышцы и тут же спустили мозги.
Лучше быть живым трупом, чем трупом.
Богатые очень любят деньги. И очень ревнуют, когда нищим достаются какие-то гроши.
Ни на что не похоже, но очень узнаваемо.
Подняли цены на нефть и сразу подорожали проститутки.
Сначала сказали: вы не имеете права жить среди нас. Потом извинились и сказали: вы не имеете права жить.
Не целуйся с мужчинами – Брежневым станешь!
Некомпетентность – это когда муравей падает с дерева.
Он и в лепрозории будет лучшим!
Правда для узкого круга. Ложь для узкого круга. Бизнес для узкого круга. Театр для узкого круга. Планета для узкого круга. Вселенная… Нет, со Вселенной у вас будут сложности!..
Как кто-то заметил: даже Макашов у нас немножечко Альберт.
Известный принцип «поиск виновных, наказание невиновных и награждение непричастных» мы заменили на «награждение виновных, наказание непричастных и поиск невиновных».
Я в возрасте. Из половых органов остались одни глаза.
Ничто не ново под луною, но над луною тоже ничто.
Вопрос на засыпку: как в детстве звали Акакия Акакиевича?
Наша церковь, работая на КГБ, доказала, что Бога нет.
Иван Грозный лично убил более пятисот человек. А что ты сделал для нашей истории?
Даже бабочка-однодневка не хочет умирать в полдень.
В стране Большой Недоум с перекосом и Большой Недоед с перепоем.
Не любить Россию – преступление. А любить – наказание.
Переименовать Одессу в город Жванецк нам может помешать только Жванецкий.
Разговор во дворе интеллигентов. Первый вежливо говорит:
- Если Ваша собачка еще раз пописает на мой гараж, я убью Вашу собачку.
Второй вежливо отвечает:
- Если Вы убьете мою собачку, я сожгу Ваш гараж!
Объявление в подъезде:
«Господа! Если Вы по-прежнему будете ссать в подъезде, господин дворник откажется от сотрудничества с Вашим домом»
На банкет пригласили исключительно депутатов Государственной Думы. Пропало семь серебряных ложек.
Конец России – хамство в консерватории.
- Я мастер массажа. Могу делать Вам любые виды: эротический, эндомагнитный, психомануальный, паракессонный – всего тысяча долларов за каждый сеанс.
- Согласен. Если эта сумма у Вас при себе, начинайте немедленно.
Зачем человеку свобода слова, если у него есть свобода мысли.
Сегодня свобода слова досталась и тем, кому нечего сказать.
«Человек с ружьем» - нонсенс. С ружьем – уже не человек.
Раньше интеллигенция была «прослойка», теперь она – прокладка
Советская пропаганда – это бросание песка в глаза слепому.
Критики у нас нет. Зато у нас есть критики.
Дерево познания оказалось липой.
Пожелание городу Иркутску… Сначала – канализация. Театр оперетты – потом!
Народ хочет «крепкой руки», а «крепкая рука» никогда не хочет народа.
Моя скороговорка:
Те рвут, эти врут
Которые дорвались – заврались.
Пусть же те, которые наврались – надорвались.
А которые прорвались – прервались.
Падая в пропасть, не жди приземления.
В жизни я гораздо лучше, чем в зеркале.
Война – это кто кого больше убьет. Мир – кто кого больше обманет.
Наконец-то пришла Свобода, и он пукнул.
- Мечтаю стать прокурором!– сказал мальчик и оторвал мухе лапки.
Всю жизнь ругал Америку, а утонул в речке Говнотечке под деревней Новая Грыжа.
Куда дели столько мяса при строительстве башни из слоновой кости?
- Сначала он меня изнасиловал, а потом мы выпили с ним на брудершафт!
Выйдя на поверхность Луны, я, наконец, почувствовал облегчение.
Раньше было не лучше, а раньше.
Разбудите хозяина слуг народа!
- Плакал ли ты когда-нибудь в жизни? - спросил я «нового русского».
- Никогда.
- Почему?
- Я ничего не делаю бесплатно.
Извращенец:
- Хочу, чтобы моя жена дружила с моей любовницей.
У меня даже умереть нет времени!
Склероз – это когда все ново.
- Товарищи! Великая Октябрьская революция свершилась!..
А теперь – дискотека!
Не нашенское это дело – фуршет!
Маленькая Саша объяснила мне, что ее коленка – это «локоть ноги».
Издательство «Вечность». Календарь безвременья.
Наблюдается большое стечение водки в наши желудки.
«Зри в корень». А как?.. Корень-то под землей!
Звоню Богу по телефону, а там вечно «занято» или никто не отвечает.
Написал афоризм. И почувствовал, что исписался.
В залу вошел известный скульптор с каменным лицом.
Две дамочки: Вероника Отгрехаподальше и Анжелика Когрехупоближе.
Нетерпимость – это когда тебе засовывают иголку под ноготь. А терпимость – это когда ты любишь того, кто засовывает.
Он ничего не делает. Но делает это гениально.
Вечно в нашем лесу проблема дров!
Как совместить Народ-Богоносец и автомат Калашникова?
Каждому безвременью требуются куранты.
Залез под юбку и увидел бездну.
В каждом сексе есть что-то от покорения космоса.
Почему «утечка мозгов»? Разве мозги – жидкость?
Придет время, и все тюрьмы станут музеями.
Деньги видели все, а бюджетные деньги не видит никто.
Звание чемпиона по игре краплеными картами выиграл президент страны.
Нет таких крепостей, которые мы, большевики, не могли бы взять и отдать».
«Ты – мне, я – тебе» - это коррупция». «Ты – мне, я – никому» - это глава коррупции.
У нас даже в спальных районах демографическая катастрофа.
Творчество
Театр
Ленинградский академический Большой драматический театр имени М. Горького[10]
1973, 15 апреля — «Бедная Лиза» Н. Карамзина (инсценировка, стихи, постановка), малая сцена
1975, 27 ноября — «История лошади» Л. Толстого (сценическая композиция, режиссёр, музыкальное оформление)
1987, 24 октября — «Две одноактные пьесы. Красный уголок» (инсценировка), малая сцена
У Никитских ворот
«Будь здоров, школяр!» Б. Окуджавы (режиссер-постановщик)
«Гамбринус» А. Куприна. Мюзикл в 2-х частях (композитор, постановка, исполнитель)
«Дядя Ваня» А. Чехова (режиссер-постановщик)
«История лошади» Л. Толстого (пьеса, музыка, постановка)
«Как поссорился И. И. с И. Н.» Н. Гоголя (пьеса, стихи, постановка)
«Метель» В. Сорокина (пьеса, постановка, исполнение стихов)
«Мирандолина» К. Гольдони (постановка, стихи и либретто)
«Мрамор. Представление» И. Бродского (режиссер-постановщик)
«Недоросль. RU» Д. Фонвизина (художественный руководитель постановки)
«Носороги» Э. Ионеско (режиссёр-постановщик)
«ОХ!» М. Розовского (режиссер-постановщик)
«Песни нашего двора» (сценарий, постановка, исполнитель)
«Песни нашей коммуналки» (режиссёр-постановщик, исполнитель)
«Пир во время чумы». Свободная фантазия на пушкинские стихи (режиссёр-постановщик)
«Экклезиаст — Книга Библии» М. Розовского (идея, постановка)
«Харбин-34» (режиссёр-постановщик)
Другие театры
1983, 20 декабря — «Амадей» П. Шеффера (Московский Художественный театр имени А. П. Чехова)
2011 — «Суламифь-Forever!» (рок-опера) М. Розовского (либретто, стихи)
Кино
Фильмография
1972 — Синие зайцы, или Музыкальное путешествие
2008 — Тяжёлый песок — Орёл, аптекарь
Озвучивание
1978 — Д’Артаньян и три мушкетёра — вокал (песня «Шпионы кардинала»)
Режиссёр
1977 — Кто есть кто? (телеспектакль)
1978 — Мораль пани Дульской (телеспектакль)
1982 — Кафедра (телеспектакль)
1985 — Золотая рыбка (телеспектакль)
1989 — История лошади (телеспектакль)
1990 — Страсти по Владимиру
1992 — Гамбринус (телеспектакль)
1999 — Два Набоковых (телеспектакль)
Автор сценария
1967 — Семь нот в тишине... (документальный)
1972 — Синие зайцы, или Музыкальное путешествие
1974 — Приключения в городе, которого нет
1978 — Д’Артаньян и три мушкетёра
1978 — Будьте готовы, Ваше высочество!
1982 — Кафедра (телеспектакль)
1985 — Золотая рыбка (телеспектакль)
1990 — Страсти по Владимиру
1992 — Гамбринус (телеспектакль)
1999 — Два Набоковых (телеспектакль)
Документальные фильмы
1. 2009 — Чистосердечное признание. Игорь Старыгин (документально-биографический фильм, посвящённый деятельности Игоря Старыгина)
Сочинения
Драматургия
Театр живой газеты: Сценарии для агитколлективов. М., 1970 (Библиотечка «В помощь художественной самодеятельности»; № 24)
Песнь о Данко: Музыкально-поэтическая фантазия по мотивам ранних произведений А. М. Горького. М., 1984
Проза
Режиссёр зрелища. М., 1973 (Библиотечка «В помощь художественной самодеятельности»; № 22)
Самоотдача: Из опыта работы одной студии: Размышления и документы. М., 1976 (Библиотечка «В помощь художественной самодеятельности»; № 22)
Превращение. М., 1983 (Библиотечка «В помощь художественной самодеятельности»; № 23)
Театр из ничего
К Чехову... М., Изд-во РГГУ, 2003
Дело о «конокрадстве».— М.: Вагриус, 2006
Изобретение театра. М.: АСТ: Зебра Е; Владимир: ВКТ, 2010
Призы и награды
Заслуженный деятель искусств России (1994)
Лауреат премии «Литературной газеты» (1975)
Лауреат премии «Хрустальная Турандот» в сезоне 1992/1993 за постановку «Дяди Вани» А. Чехова в театре «У Никитских ворот»
Орден Почёта (1998)
Премия «Венец» (за большой вклад в современную драматургию и театральную жизнь страны)
Премия Москвы, Премия «Признание» Московского международного телевизионно-театрального фестиваля.
Чеховская медаль (2005)
Лауреат национальной премии «Россиянин года» (2007)
Лауреат премии Федерации еврейских общин России «Человек года» (2006)
Общественные награды:
Орден Ломоносова
Звезда миротворца
Ссылки
Марк Розовский (англ.) на сайте Internet Movie Database
Театр «У Никитских ворот» под руководством Марка Розовского — Москва
Марк Розовский: "Мой Гамлет - человек играющий" в журнале "Театрон"
Марк Розовский на сайте МХТ им. Чехова
Интервью газете «Новое Человечество»
Марк Розовский: идентифицирую себя евреем
Встречи на Моховой. Марк Розовский
Марк Розовский: «Песни нашей коммуналки» – это настоящий КОНЕЦ СВЕТА!"
Марк Розовский. Штучки от Марка Розовского.
Большая семья Марка Розовского
http://www.almanah-dialog.ru/salon/salon_8-Эссе Рады Полищук
Марк Розовский: СТЫД ЧЕЛОВЕКА РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
www.svoboda.org/media/video/25465001.html
Свидетельство о публикации №215011101513
Сказал бы он это Воланду... :)
Владимир Карман 14.03.2021 09:56 Заявить о нарушении