Марк Розовский

Марк Григорьевич Розовский.

Режиссер и драматург, народный артист России, член Союза писателей России, член Союза театральных деятелей России, член редакционного совета журнала “Театральная жизнь”, лауреат премий за лучшую режиссуру.С 2000 по 2002 год - член Комиссии по помилованию при Президенте Российской Федерации, член Общественного совета Московского Бюро по правам человека, Член Российского Пен-клуба.

Читаю о Розовском:
Марк Григорьевич Розовский (3 апреля 1937, Петропавловск-Камчатский, РСФСР, СССР) — советский и российский драматург, композитор… и улыбаюсь -  Какой лицедей...

 Каждому его слову верила, а ведь тогда он говорил, что в нотах вообще не разбирается. Знает, что налево расположены клавиши, звучащие   выше, а направо -  ниже. Эта встреча состоялась в пушкинском литературном музее. Очень недолгое время я организовывала там встречи. И  в  конце 80-х годов  предлагала Марку Григорьевичу выступить на сцене музея, рассказывала  о том, как почетно встретиться со зрителями этого музея. Правда, я не учла, что именно в это время все  встречи и спектакли переходили на самоокупаемость. И лишь  в конце разговора, когда получила согласие и обо всех деталях побеседовали, вспомнила и добавила: «Я забыла сказать, что в пушкинском музее выступления бесплатные». Наступила минутная заминка. Но она разрешилась сразу. Только изменилось число участников. Он пришёл один. И встреча состоялась при переполненном зале затаивших дыхание зрителей. Театр одного актера. И какого! Его долго не отпускали – аплодисменты, цветы, записки. И среди зрителей он, оживлённый, даже можно сказать окрыленный успехом.

Позже, в 80-е годы стала я работать в Доме Медика. Об  этом периоде  писала в книге «Я помню». В этом же доме работал  Марк Розовский. Там он организовал театральную студию «У Никитских ворот». Объявление, написанное на тетрадном листе, было вывешено ну улице. В объявлении  объявлялся набор  в театральную студию.
 
В 1983 году студия стала театром и наконец, театр получил своё помещение. Зрительный зал маленький - на 80 человек. Театр, где репертуар постоянно обновляется, театр, куда билеты всегда сложно достать. Это был один из первых   театров в стране, работающих на полном хозрасчете.  Театр  не получал ни рубля дотации от государства. Но именно благодаря успеху у зрителей и количеству спектаклей — а тогда  играли около 650 спектаклей в сезон — театру удалось выжить.

 Сейчас у театра «У Никитских ворот» два помещения в центре Москвы, в репертуаре около тридцати пяти названий самых разных спектаклей -  разножанровых, разностильных, разноформных, разноязыких. И сейчас Марк Розовский  художественный руководитель этого замечательного театра.

 «Марк Розовский человек неуемный, не знающий устали, беспокойный». Рада Полищук
А начинал Марк Григорьевич свою деятельность давно.

Ещё занимаясь на факультете журналистики Московского Государственного Университета, который закончил в 1960 году, в 1958 году стал художественным руководителем популярного студенческого театра Московского университета «Наш дом». Студенческий театр имел шумный успех у москвичей. По соображениям цензуры в 1969 году театр был закрыт. Но  Марк Григорьевич продолжал учиться и работать.
 В 1964 году закончил Высшие сценарные курсы.
Где только не работал этот неуёмный человек

В 60-ые годы -  на радио, в журнале "Юность", в "Литературной газете". В 1970 г. создал театр при Государственном Литературном музее. В 1974 г. работал главным режиссером Московского Государственного мюзик-холла.
 
В те годы необыкновенным успехом зрителей пользовался  спектакль «Холстомер». «История лошади», поставленная в Большом Драматическом театре в Ленинграде. Когда спектакль привезли в Москву, театралы бросились  за билетами. Первый показ, на который мне повезло достать билет, сопровождался ажиотажем, зрители чуть не передавили друг друга. На следующий день у театра была конная милиция. Я даже не предполагала тогда, что  режиссером спектакля мог быть  не Товстоногов, а кто-то другой. Много позже я узнала, что  поставил спектакль Марк Розовский.  В 2006 году вышла его книга «Дело о «конокрадстве», в которой подробно рассказывается о  постановке спектакля.

 И в других театрах осуществлял постановки Марк Розовский -  во МХАТе,  в Рижском Театре русской драмы, в Театре оперы и балета им. Кирова (“Мариинка”), в Академическом театре им. Пушкина (“Александринка”), в Театре им. Ленсовета в Ленинграде, в Театре им. Маяковского, в Государственном театре кукол им. С. В. Образцова, в театре Польском во Вроцлаве, в кино, на телевидении и на эстраде. В 1975 году поставил первую в СССР рок-оперу “Орфей и Эвридика”.

 В 1979-1980 годах Марк Розовский входил в редакционный совет антисоветского альманаха «Метрополь».  Кажется, нет областей, где не работал Розовский. Режиссер, сценарист, автор книг  и инсценировок.

Просматривая библиографию, поражаешься  разнообразию интересов этого творческого человека.
 
Марк Розовский - единственный российский драматург и композитор, чей мюзикл “Страйдер”, или “История лошади”, исполнялся на Бродвее - на сцене театра Хелен Хейс (1979 год) и получил прекрасные оценки в рецензиях “Нью-Йорк Таймc” и других американских изданиях. Эта пьеса с успехом обошла многие сцены мира, была поставлена в Национальном Театре в Лондоне, Статстеатре в Стокгольме, Королевском театре в Копенгагене, в Японии, Германии, Италии, Швеции, Финляндии, Испании, Бельгии, Голландии, Австрии... Пьеса М. Розовского "Кафка. Отец и сын" по произведениям Франца Кафки с большим успехом поставлена в театре "Ла Мама" (Нью-Йорк), "Красный уголок" - в Бонне и Дюссельдорфе.
 
Розовский - автор семи книг о театре: " "Режиссер зрелища", "Самоотдача", "Превращение", "Театр из ничего", "Чтение "Дяди Вани","Дело о конокрадстве", а также более двухсот публикаций в периодической печати (рассказы, рецензии, статьи и др.)

Фрагмент из афоризмов « Штучки от Марка Розовского».


Чтобы не было реформ, нужны революции.
А чтобы не было революций, нужны реформы.

У нас так: кто увеличит зарплату врачам, тот больной.

Четыре жены Бен Ладена ищут и найдут своего мужа, а ЦРУ бессильно.

Когда депутат Госдумы Ж. заболеет СПИДом, его все равно не лишат иммунитета.

 Режим от слова «режь»!

 «Два олигарха у мусорного бака»… продлите строчку и пришлите ее нам на конкурс окончаний.

 В конце третьего тысячелетия прошу вспомнить, что я вас предупреждал.

 Когда на визитке написано «Консультант», сразу понимаешь – проходимец.

 Зоопарк – разновидность тюрьмы, где все узники имеют пожизненное заключение.

 «Гамлет» в ТЮЗе все равно, что аборт в 7-ом классе.

 В слове «вклад» слышится эротический оттенок.

Нехорошо, когда трое бьют одного, но хорошо, когда один бьет троих.

 Нечестный поступок. Пожарник Тютькин поехал отдыхать по горящей путевке.

 Лучшие женщины санатория любовались им, а он клал голыши в плавки.

 В пустоте обнаружилась дырка.

Неудачка. Паспортистка ошиблась и написала ему в паспорте: «евррей». Все евреи как евреи, а этот… Вот бедолага!

 Хороший педагог сделает из дурака умного. Блестящий педагог оставит дурака в дураках

Убивали педика и сделали контрольный выстрел в задницу.

 В бактериологической войне победа будет за нами, бактериями!

 Сначала общественные туалеты, общественное телевидение – потом!

 Иные говорят: дайте мне весь мир и я переверну точку опоры!

 Пришли охранники, а требуются хранители.

 То, что не умеешь, надо делать блестяще.

 Лично для меня третье тысячелетие будет короче второго.

 Взво-о-од! Слушай мою команду: …Отку-сить!..
Прогло-тить!.. Отставить!

 Клетка запела, когда птица замолчала.

 Из всех искусств для нас важнейшим является кино, -
сказал Ленин, а сделал Голливуд.

 Каждому психиатру – свой невропатолог!

 Хотел стать миллионером, а умер в однодолларовом магазине.

 Сначала им нос не подходит, потом этнос.

 Лес рубят – отщепенцы летят.

 У Зюганова даже член партии.

 Сомнительно целомудрие курицы, снесшей яйцо.

 Все мы вышли из шинели Сталина.

Перед расстрелом постарайся посмотреть на себя со стороны.

 Это Бог устает, а сатана – неутомим.

 Мы ели и испражнялись, потом опять ели и
опять испражнялись. А потом мы умерли.

 Теперь в России не только два МХАТа, но и два
главных раввина.

 Только для депутатов Государственной Думы!
Сафари в Чечне

Сейчас доказывают, что Гитлер был еврей, тогда
почему он не жертва Холокоста?

 Не хочу бессмертия по одной причине:
очень ИНТЕРЕСНО умереть.

 С панихиды пошел в казино. И выиграл!.. Теперь
ждет чьей-нибудь смерти, чтобы повторить успех.

 Гений. Написал роман из жизни сперматозоидов.

 Если бы у Эйзенштейна была фамилия – Эйнштейн, тогда Эйнштейн стал бы Эйзенштейном.

 На Брайтоне говорят по-русски, но по-брайтоновски:
- Мой Натанчик взял английский и кончил на компьютер.
Но и в России о том же говорят не по-русски:
- Мой Вася чешет на инглише и целыми днями
онанирует с мышкой!

 Во время выборов и у Паваротти – один голос!

 Шестидневная война. Табличка: «Просьба к солдатам: советы генералам из окопов не давать!»

 Накачал мышцы и тут же спустили мозги.

 Лучше быть живым трупом, чем трупом.

 Богатые очень любят деньги. И очень ревнуют, когда нищим достаются какие-то гроши.

 Ни на что не похоже, но очень узнаваемо.

 Подняли цены на нефть и сразу подорожали проститутки.

 Сначала сказали: вы не имеете права жить среди нас. Потом извинились и сказали: вы не имеете права жить.

 Не целуйся с мужчинами – Брежневым станешь!

 Некомпетентность – это когда муравей падает с дерева.

 Он и в лепрозории будет лучшим!

 Правда для узкого круга. Ложь для узкого круга. Бизнес для узкого круга. Театр для узкого круга. Планета для узкого круга. Вселенная… Нет, со Вселенной у вас будут сложности!..

Как кто-то заметил: даже Макашов у нас немножечко Альберт.
 
Известный принцип «поиск виновных, наказание невиновных и награждение непричастных» мы заменили на «награждение виновных, наказание непричастных и поиск невиновных».
 
Я в возрасте. Из половых органов остались одни глаза.

 Ничто не ново под луною, но над луною тоже ничто.

 Вопрос на засыпку: как в детстве звали Акакия Акакиевича?

 Наша церковь, работая на КГБ, доказала, что Бога нет.

 Иван Грозный лично убил более пятисот человек. А что ты сделал для нашей истории?
 
Даже бабочка-однодневка не хочет умирать в полдень.

 В стране Большой Недоум с перекосом и Большой Недоед с перепоем.

 Не любить Россию – преступление. А любить – наказание.

 Переименовать Одессу в город Жванецк нам может помешать только Жванецкий.

 Разговор во дворе интеллигентов. Первый вежливо говорит:
- Если Ваша собачка еще раз пописает на мой гараж, я убью Вашу собачку.
Второй вежливо отвечает:
- Если Вы убьете мою собачку, я сожгу Ваш гараж!

 Объявление в подъезде:
«Господа! Если Вы по-прежнему будете ссать в подъезде, господин дворник откажется от сотрудничества с Вашим домом»

 На банкет пригласили исключительно депутатов Государственной Думы. Пропало семь серебряных ложек.

 Конец России – хамство в консерватории.

 - Я мастер массажа. Могу делать Вам любые виды: эротический, эндомагнитный, психомануальный, паракессонный – всего тысяча долларов за каждый сеанс.
- Согласен. Если эта сумма у Вас при себе, начинайте немедленно.

 Зачем человеку свобода слова, если у него есть свобода мысли.

 Сегодня свобода слова досталась и тем, кому нечего сказать.
 «Человек с ружьем» - нонсенс. С ружьем – уже не человек.

 Раньше интеллигенция была «прослойка», теперь она – прокладка

Советская пропаганда – это бросание песка в глаза слепому.

 Критики у нас нет. Зато у нас есть критики.

 Дерево познания оказалось липой.

 Пожелание городу Иркутску… Сначала – канализация. Театр оперетты – потом!

 Народ хочет «крепкой руки», а «крепкая рука» никогда не хочет народа.

 Моя скороговорка:
Те рвут, эти врут
Которые дорвались – заврались.
Пусть же те, которые наврались – надорвались.
А которые прорвались – прервались.

 Падая в пропасть, не жди приземления.

 В жизни я гораздо лучше, чем в зеркале.

 Война – это кто кого больше убьет. Мир – кто кого больше обманет.
 Наконец-то пришла Свобода, и он пукнул.

 - Мечтаю стать прокурором!– сказал мальчик и оторвал мухе лапки.

 Всю жизнь ругал Америку, а утонул в речке Говнотечке под деревней Новая Грыжа.

 Куда дели столько мяса при строительстве башни из слоновой кости?

 - Сначала он меня изнасиловал, а потом мы выпили с ним на брудершафт!

 Выйдя на поверхность Луны, я, наконец, почувствовал облегчение.

 Раньше было не лучше, а раньше.

 Разбудите хозяина слуг народа!

 - Плакал ли ты когда-нибудь в жизни? - спросил я «нового русского».
- Никогда.
- Почему?
- Я ничего не делаю бесплатно.

 Извращенец:
- Хочу, чтобы моя жена дружила с моей любовницей.

 У меня даже умереть нет времени!

Склероз – это когда все ново.

 - Товарищи! Великая Октябрьская революция свершилась!..
А теперь – дискотека!

 Не нашенское это дело – фуршет!

 Маленькая Саша объяснила мне, что ее коленка – это «локоть ноги».

 Издательство «Вечность». Календарь безвременья.

 Наблюдается большое стечение водки в наши желудки.

 «Зри в корень». А как?.. Корень-то под землей!

 Звоню Богу по телефону, а там вечно «занято» или никто не отвечает.

 Написал афоризм. И почувствовал, что исписался.

 В залу вошел известный скульптор с каменным лицом.

 Две дамочки: Вероника Отгрехаподальше и Анжелика Когрехупоближе.

 Нетерпимость – это когда тебе засовывают иголку под ноготь. А терпимость – это когда ты любишь того, кто засовывает.

 Он ничего не делает. Но делает это гениально.

 Вечно в нашем лесу проблема дров!

 Как совместить Народ-Богоносец и автомат Калашникова?

 Каждому безвременью требуются куранты.

 Залез под юбку и увидел бездну.

 В каждом сексе есть что-то от покорения космоса.

 Почему «утечка мозгов»? Разве мозги – жидкость?

 Придет время, и все тюрьмы станут музеями.
 Деньги видели все, а бюджетные деньги не видит никто.

 Звание чемпиона по игре краплеными картами выиграл президент страны.

 Нет таких крепостей, которые мы, большевики, не могли бы взять и отдать».

«Ты – мне, я – тебе» - это коррупция». «Ты – мне, я – никому» - это глава коррупции.

 У нас даже в спальных районах демографическая катастрофа.
 
 


Творчество

Театр

Ленинградский академический Большой драматический театр имени М. Горького[10]
1973, 15 апреля — «Бедная Лиза» Н. Карамзина (инсценировка, стихи, постановка), малая сцена

1975, 27 ноября — «История лошади» Л. Толстого (сценическая композиция, режиссёр, музыкальное оформление)

1987, 24 октября — «Две одноактные пьесы. Красный уголок» (инсценировка), малая сцена

У Никитских ворот

«Будь здоров, школяр!» Б. Окуджавы (режиссер-постановщик)

 «Гамбринус» А. Куприна. Мюзикл в 2-х частях (композитор, постановка, исполнитель)

«Дядя Ваня» А. Чехова (режиссер-постановщик)

«История лошади» Л. Толстого (пьеса, музыка, постановка)

«Как поссорился И. И. с И. Н.» Н. Гоголя (пьеса, стихи, постановка)

«Метель» В. Сорокина (пьеса, постановка, исполнение стихов)

«Мирандолина» К. Гольдони (постановка, стихи и либретто)

«Мрамор. Представление» И. Бродского (режиссер-постановщик)

«Недоросль. RU» Д. Фонвизина (художественный руководитель постановки)

«Носороги» Э. Ионеско (режиссёр-постановщик)

«ОХ!» М. Розовского (режиссер-постановщик)

«Песни нашего двора» (сценарий, постановка, исполнитель)

«Песни нашей коммуналки» (режиссёр-постановщик, исполнитель)

«Пир во время чумы». Свободная фантазия на пушкинские стихи (режиссёр-постановщик)

«Экклезиаст — Книга Библии» М. Розовского (идея, постановка)

«Харбин-34» (режиссёр-постановщик)

Другие театры

1983, 20 декабря — «Амадей» П. Шеффера (Московский Художественный театр имени А. П. Чехова)

2011 — «Суламифь-Forever!» (рок-опера) М. Розовского (либретто, стихи)

Кино

Фильмография


1972 — Синие зайцы, или Музыкальное путешествие

2008 — Тяжёлый песок — Орёл, аптекарь

Озвучивание

1978 — Д’Артаньян и три мушкетёра — вокал (песня «Шпионы кардинала»)

Режиссёр

1977 — Кто есть кто? (телеспектакль)

1978 — Мораль пани Дульской (телеспектакль)

1982 — Кафедра (телеспектакль)

1985 — Золотая рыбка (телеспектакль)

1989 — История лошади (телеспектакль)

1990 — Страсти по Владимиру

1992 — Гамбринус (телеспектакль)

1999 — Два Набоковых (телеспектакль)

Автор сценария

1967 — Семь нот в тишине... (документальный)

1972 — Синие зайцы, или Музыкальное путешествие

1974 — Приключения в городе, которого нет
1978 — Д’Артаньян и три мушкетёра

1978 — Будьте готовы, Ваше высочество!

1982 — Кафедра (телеспектакль)

1985 — Золотая рыбка (телеспектакль)
1990 — Страсти по Владимиру

1992 — Гамбринус (телеспектакль)

1999 — Два Набоковых (телеспектакль)

Документальные фильмы

1. 2009 — Чистосердечное признание. Игорь Старыгин (документально-биографический фильм, посвящённый деятельности Игоря Старыгина)

Сочинения

Драматургия

Театр живой газеты: Сценарии для агитколлективов. М., 1970 (Библиотечка «В помощь художественной самодеятельности»; № 24)

Песнь о Данко: Музыкально-поэтическая фантазия по мотивам ранних произведений А. М. Горького. М., 1984

Проза

Режиссёр зрелища. М., 1973 (Библиотечка «В помощь художественной самодеятельности»; № 22)

Самоотдача: Из опыта работы одной студии: Размышления и документы. М., 1976 (Библиотечка «В помощь художественной самодеятельности»; № 22)
Превращение. М., 1983 (Библиотечка «В помощь художественной самодеятельности»; № 23)

Театр из ничего
К Чехову... М., Изд-во РГГУ, 2003

Дело о «конокрадстве».— М.: Вагриус, 2006

Изобретение театра. М.: АСТ: Зебра Е; Владимир: ВКТ, 2010


Призы и награды

Заслуженный деятель искусств России (1994)
Лауреат премии «Литературной газеты» (1975)
Лауреат премии «Хрустальная Турандот» в сезоне 1992/1993 за постановку «Дяди Вани» А. Чехова в театре «У Никитских ворот»
Орден Почёта (1998)
Премия «Венец» (за большой вклад в современную драматургию и театральную жизнь страны)
Премия Москвы, Премия «Признание» Московского международного телевизионно-театрального фестиваля.
Чеховская медаль (2005)
Лауреат национальной премии «Россиянин года» (2007)
Лауреат премии Федерации еврейских общин России «Человек года» (2006)
Общественные награды:
Орден Ломоносова
Звезда миротворца

Ссылки

Марк Розовский (англ.) на сайте Internet Movie Database

Театр «У Никитских ворот» под руководством Марка Розовского — Москва

Марк Розовский: "Мой Гамлет - человек играющий" в журнале "Театрон"
Марк Розовский на сайте МХТ им. Чехова

Интервью газете «Новое Человечество»

Марк Розовский: идентифицирую себя евреем

Встречи на Моховой. Марк Розовский

Марк Розовский: «Песни нашей коммуналки» – это настоящий КОНЕЦ СВЕТА!"



Марк Розовский. Штучки от Марка Розовского.

Большая семья Марка Розовского


http://www.almanah-dialog.ru/salon/salon_8-Эссе Рады Полищук

Марк Розовский: СТЫД ЧЕЛОВЕКА РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

www.svoboda.org/media/video/25465001.html





 
 


Рецензии
Когда на визитке написано «Консультант», сразу понимаешь – проходимец.
Сказал бы он это Воланду... :)

Владимир Карман   14.03.2021 09:56     Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.