Сферы. От девона до мела Часть вторая. Гл. 6
Осень 1949-начало 1950
С осени Ирина Днестрова начала учиться в консерватории. Детская привязанность к скрипке определила её выбор – исполнительский факультет, против чего очень настойчиво возражал отец, считающий этот инструмент не женским и желавший для дочери более подходящим композицию, нежели исполнение. Ирина попала в класс Каневского, брата известного скрипача. Сам же Каневский, виртуозно игравший, но с концертами выступал в узком кругу, ограничиваясь камерным исполнением. От своих учеников, которых у него было великое множество, он требовал скрупулезного знания текста, понотной его отработки во всех известных вариациях. Вкладывание индивидуальности исполнения происходило на последнем этапе, когда Каневский переходил от классической, консерваторской терминологии на образный язык и добивался поразительных результатов.
Как-то занимаясь с Ириной и не в состоянии передать ей желаемый им эффект, он выдал следующую цитату:
- Пожалуйста, то же самое. Только без гриппозного вируса, но квадрат.
Ирина, приходя из консерватории, чувствовала себя выжитой до последней капли, но для достижения поставленной учителем цели консерваторских занятий было мало. Поэтому, отдохнув немного, она поднималась на второй этаж, в комнату для занятий, и ещё несколько часов не выпускала скрипку из рук.
Глядя на героические усилия дочери, Александр Михайлович пытался понять, откуда берутся силы в столь хрупком создании. Пытался определить на долго ли ещё хватит сил у дочери и готовился к разговору о переходе на другой факультет или, по крайней мере, к другому преподавателю. Александр Михайлович жалел о том, что именно он обратил внимание дочери на скрипку, подготавливая дочь не к сольным выступлениям, а к игре в известном оркестре. Ирина росла болезненным ребёнком, требующим постоянного внимания за здоровьем, что при отсутствии в семье матери было несколько затруднительно.
Александр Михайлович немного успокоился, когда у дочери начались каникулы, и она отправилась на пару недель в подмосковный санаторий для композиторов.
:-:
Ирина медленно брела по аллее парка, по краям которой за зиму были наметены высокие с человеческий рост сугробы. Высокие Ели почти смыкались лапами над аллеей. По обочине дороги была накатана лыжня, накатанная любителями лыжных прогулок. Лыжники в широких с начёсом рейтузах, с толстыми бамбуковыми палками, в натянутых почти до локтей шерстяных варежках изредка обгоняли Ирину.
Каникулы подходили к концу. Ирина начинала скучать по оставленной в Москве скрипке. Когда она подходила к корпусу, старой подмосковной усадьбе, из ранних сумерек к ней подошёл Никита.
- Прохожу мимо, и вдруг вижу тебя. Ты здесь на отдыхе?
- Вторую неделю. Послезавтра уезжаю. Ты-то как здесь?
- Сокращаю дорогу к даче через вашу территорию. Приехал со знакомыми провести время. Буду рад, если ты присоединишься к нам.
- Кто там у тебя?
- Ты почти всех знаешь. Генка, Лариса, Славка Бушуев, ещё кое-кто. Пойдём?
- Я только зайду к себе на минутку.
Улица дачного посёлка встретила их тёмными окнами пустых домов и начинающейся позёмкой. На даче Батуриных горел свет во всех комнатах. Тропинка. Вытоптанная множеством ног, темнела в свете, льющимся из окон. Из трубы медленно поднимался в просветлённое к ночи небо.
- Ну, наконец-то вернулся хозяин. – Лариса игриво обняла Никиту. – Мы уж думали, ты в Москву уехал. Ира, где он тебя нашёл?
- В санатории.
- Как хорошо, что ты пришла, а то не с кем поговорить. Пойдём наверх. Пусть они занимаются своими делами. За нами не ходить и не беспокоить. – Подхватив Ирину, она повела её к лестнице.
Плотно закрыв дверь, Лариса подвела Ирину в самый дальний угол комнаты.
- Слушай, надо что-то делать. Кругом ни души. Ночь наступает.
- Ты это о чём?
- Не понимаешь, что ли? На веранде самые трезвые. Остальные в комнате вповалку валяются. Я такую ночь пережила, чёрт меня сюда занёс. Ещё на ночь не хочу оставаться. Это всё Генка придумал. Никиту за припасами послал, скоро проспятся, опять приставать начнут. Я пыталась уйти, но меня не выпустили. Что делать, не знаю. Они и тебя не выпустят.
- Пусть только попробуют.
Ирина вышла из комнаты и с лестницы позвала Никиту.
- Что тебе, моя цыпочка надо? Соскучилась по Никите? А я его не могу заменить, а то он немного занят. – В руках Генки появились две конфеты, которыми он пояснил своё предложение.
- Негодяй, пропусти меня немедленно.
- Хватит прикидываться. Нам Никита рассказывал чем вы занимались. Не хочешь повторить со мной?
Ирина попыталась пройти мимо Генки.
- Это номер у тебя не пройдёт. Ты каждому из нас заплатишь за... А ну, ребята, держи её. Где водка?
В образовавшейся суматохе никто не заметил, как Лариса пробралась к выходу и нырнула в темноту сада.
:=:
- Давненько не брал в руки шахмат.
- Знаем, как вы плохо играете, - Иван Васильевич подхватил начатый другом диалог. Затянувшийся до вечера обед кончился, и Аркадий Васильевич вместе с Беловым, уединившись, засели за любимейшую ими игру.
- Редко вы к нам после свадьбы приезжать стали, - Аркадий Васильевич дотянулся до полставки с трубками и предложил другу. – Как она там у вас живут? Не надоели? Может к нам переберутся? Пожили у вас полгода, пусть у нас полгода побудут.
- Нет, Аркадий, у человека должен быть один дом. Множество вариантов порождает легкомыслие в семейной жизни. Жени сына, пусть невестку в дом приведёт.
- Больные ты темы трогаешь. Ниже пояса. Я перестал в его дела вмешиваться. Полностью жене передоверил. Столько дел… Недавно такую модель нашёл! Каждая минута дорога.
В комнате установилась тишина. Прерываемая попыхиванием трубок и стуком фигур о доску.
- Мне иногда кажется, Иван, что жизнь удивительно похожа на шахматы. Те же фигуры, ходят по ограниченным не ими правилам, мельтешат, все в ферзи норовят. Дойдут или нет – неизвестно. И вдруг чья-то рука хватает за соответствующе место и ты уже вне доски, в ауте. Я как-то, находясь в застое, в мастерской со сторожем играл. Большой знаток настольных игр. Всю жизнь в сторожах. Так, знаешь, до чего доигрался. Выхожу как-то из студии, смотрю на людей, а они мне шахматными фигурами представляются. Остановился даже. Смотр на людей и думаю: чего это ты, конь в шляпе, не ешь эту ладью с горжеткой. Такая удачная позиция, а он теряется. Потом опомнился. Год в шахматы не играл. Даже смотреть на них не мог. – Батурин посмотрел на партнёра. - Не до шахмат тебе сегодня.
- Нет, от чего? Задумался над ходом. Ловко ты меня зажал, да разговорами отвлёк. Ну, подожди у меня. Шах!
- Ну, это не так страшно.
- Жизнь как шахматы. Интересная метафора. И как ты оцениваешь наши с тобой жизненные позиции?
- Мы с тобой переходим в эндшпиль. И тем быстрее, чем быстрее наши детки из нас дедушек сделают. Они же находятся где-то на пороге миттельшпиля, заканчивают не совсем удачный дебют.
- Ловко ты всех разложил. Но возможны и блицы с непредсказуемым результатом.
- Я в такие игры не играю и другим не советую. Жизнь и так коротка, чтобы торопить события.
- Мужчины, к вам можно? – Аркадий, тебя к телефону. Днестров звонит.
- Днестров?
- Да, так странно. Ты же почти с ним не знаком.
- Извини Иван, я на минутку.
- Аркадий Васильевич подошёл к телефону.
- Здравствуйте, Александр Михайлович. Чем могу быть полезен? … Никита? Его нет дома… Ваша дочь?... При мне она у нас не была… Никита собирался жнями на дачу… Да, там…Нет, мне об этом ничего не известно. До свидания, Александр Михайлович.
- Что случилось, Аркадий?
- Понимаешь, Таня. Оказывается наш сын знаком с Ириной Днестровой. Она вчера должна была вернуться из санатория. Возле дачи. Но до сих пор её нет. Александр Михайлович обеспокоен её отсутствием. Никита точно поехал на дачу?
- Да, он ключ взял и по телефону звонил оттуда.
- Я немедленно еду на дачу. А ты позвони. Пусть пришлют машину.
:-:
Внешне дача выглядела спокойно. Только полуоткрытая дверь на веранду и разлетающиеся в разные стороны следы по снежной целине несколько настораживали.
- Иван, что это значит? – Батурин схватил Белова за руку. – Что здесь произошло?
- Не надо раньше времени волноваться. Зайдём в дом, там видно будет.
Пол веранды был покрыт ледяными блямбами с фрагментами пищи. В доме были заметны следы поспешной и неумелой уборки.
- Аркадий, позвони дежурному, может он чего-нибудь знает.
Но от дежурного им добиться ничего не удалось. Да, он несколько раз видел Никиту. Но когда он уехал сторож не знал.
- На твоём месте, - Белов замялся, - я бы вызвал милицию. Дверь открыта, сына нет. Посмотри, ничего не пропало.
Через час оперативная группа приступила к осмотру дачи. Хозяина в строжке допрашивал следователь.
КОНЕЦ ВТОРОЙ ЧАСТИ ПЕРВОЙ КНИГИ
5.12.1984
Свидетельство о публикации №215011101816