Английские зарисовки. хамбер от велосипедов к авто
/O чём рассказали фотографии./
Однажды в Лондоне мне на пути повстречался старинный автомобиль,при-
паркованный на одной из улиц.Бросались в глаза – хорошее состояние,очевидно,после полной ре-
ставрации,необычное устройство,установленное над радиатором,тип кузова – кабриолет.Надо по- &
лагать,что эта машина вела себя совершенно уверенно среди своих современных собратьев.Я обо-
шёл автомобиль со всех сторон,сделав несколько снимков.На передке радиатора красовалась эмб-
лема неизвестной для меня фирмы – Humber.
Это название заинтересовало меня и заставило обратиться к различным
источникам,иными словами,пуститься в поиск,чтобы разузнать поподробнее,как о самой фирме,
так и о увиденном автомобиле.
Оказалось,что Томас Хамбер /1841-1910/ - основатель компании Humber
& Company Limited в г.Бистон /Ноттингемпшир/ начинал свою деятельность с выпуска велосипе-
дов в 1869 году.Сотрудничал с компанией Marriot & Cooper,которая производила двухколёсные
машины с маркой Humber.Сам Хамбер выпускал свои велосипеды с названием «Genuin Hamber»
/»Настоящий Хамбер»/ с целью отличия их от производимых Marriot & Cooper.В 1884 году он
впервые устанавливает на велосипед цепную блочную передачу и осваивает производство пер -
вых велосипедов с ромбовидной рамой.
Позднее эмблему Humber носили трициклы,оснащённые моторами.Не-
которые из них показывали хорошие результаты,как,например,моторизованный Хамбер был един
ственным,финишировавшим в гонке из Лондона в Брайтон в 1896 году.
В начале ХХ века компания Хамбер переходит на выпуск мотоциклов
и моторов.Humber и Hillman в 1929 году становятся частью концерна «The Roots Group»,выпуска-
ющего автомобили.Именно к этому времени относится период,когда автомобили с маркой «Ham-
ber» отлчались своей надёжностью и поразительной прочностью.В эти годы было начато произ -
водство моторов с верхними впускными и боковыми выпускными клапанами.
Автомобиль,запечатлённый на фотографиях,выпускался в 1926-1929
годах,носил маркировку 14/40 Tourer,имел моноблочный 4-х цилиндровый двигатель объёмом
2,! л развивал скорость до 97 км/час при весе 1372 кг.Наружная выноска прибора,так называемо-
го «мотометра»,измеряющего температуру охлаждающей жидкости,прямо на радиатор,на уро -
вень глаз водителя,позволяла постоянно контролировать её.
Во время второй мировой войны военные автомобили Хамбер хоро-
шо зарекомендовали себя,а шестицилиндровые двигатели фирмы успешно устанавливались на
бронетехнику.Особенно прославился автомобиль Humber Super Snipe,который использовался в
британской армии.Его поклонником был фельдмаршал Б.Монтгомери: машина прошла боевой
путь от Северной Африки до Германии.В 1950 году автомобиль этой марки занял второе место в
ралли Монте Карло,преодолев расстояние от Лондона до Кейптауна за 13 дней и 9 часов.Данная
модель снискала высокий потребительский спрос и ещё долго сходила с конвейера.В 1964 году
фирму купила компания Крайслер,а после 1976 года она же приостановила выпуск автомобилей
марки Humber.На этом и заканчивается «биография» фирмы,но она получила своё продолжение
в тех любовно отреставрированных автомобилях многих владельцев,объединённых в клуб люби-
телей Хамбер.Благодаря чему самая крупная коллекция автомобилей Humber представленв в му-
зее г.Халл /Marshalls Post-Vintage Humber Car Museum/,включающая модели выпуска 1932-1970
годов,а также несколько десятков автомобилей,ожидающей своей реставрации.
Так случайная встреча со старым автомобилем и сопутствующие ей
фотографии привели к знакомству с основными вехами богатой истории знаменитой английской
фирмы Хамбер.
Вячеслав Прытков
Ноябрь 2011 г.
Пояснения к тексту - Хамбер - название древней реки,некогда протекавшей на северо-восто-
ке Англии,в настоящее время от реки остался только эстуарий.
- Автомобили марки «Хамбер» входят в сотню самых почитаемых в Анг-
лии.
Свидетельство о публикации №215011101883